Научная статья на тему 'Статусная рента в новой политической экономии'

Статусная рента в новой политической экономии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУСНАЯ РЕНТА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫ / STATUS RENT / INSTITUTIONALIZATION / ECONOMIC RELATIONS AND INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Н. А.

С позиций новой политэкономии дана характеристика статусной ренты, а также условия ее возникновения. Особое внимание уделено анализу сочетания институциональных предпосылок и противоречий в системе экономических интересов. Рассмотрены проблемы ограничения негативных последствий статусной ренты в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS RENT OF NEW POLITICAL ECONOMY

The characteristic of the status rent from the position of new political economy and also the condition of its occurrence are also present. The special attention is given to the combination analysis of institutional preconditions and contradictions in the system of economic interests. The problems of restriction of negative consequences of the status rent in the Russian economy are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Статусная рента в новой политической экономии»

тивность, и использование более эффективных форм организации и управления производством.

Продуктивное рентоориентированное поведение способствует повышению уровня инновационной активности, что имеет важное значение для динамичного развития производительных сил в современной рыночной экономике.

Традиционной является точка зрения, согласно которой рентоориентированное поведение является непродуктивным, так как требует затрат, но не производит новой стоимости общественного продукта. В реальной жизни данное правило подтверждается не всегда, т.к. при анализе рентоориентированного поведения следует учитывать ряд моментов: а) некоторые типы ренты могут стимулировать инновации, инвестиции и экономический рост, поэтому они являются социально-желательными; б) рентоориентированное поведение может породить такой экономический эффект, который превзойдет первоначальные рентные издержки. В связи с этим, анализ рентоориентированного поведения предполагает дифференциацию «эффективных» и «неэффективных» рент. Последние оказывают негативное действие на безопасность экономического пространства.

В отличие от экономической сферы, в государственной деятельности всеобщий характер приобретает извлечение рентных доходов в виде политической и статусной ренты.

Получаемые государственными агентами рентные доходы используются ими или непосредственно в целях личного обогащения, или для сохранения и укрепления своих позиций в систе-

ме государственной власти (например, на финансирование выборов) или в бизнесе. Часть рентных доходов, полученных одними государственными агентами, может перераспределяться между другими агентами в качестве «оплаты» за оказанные услуги и, в свою очередь, представлять собой часть издержек, связанных с рентоориентированным поведением.

Действия государственных агентов, связанные с поиском ренты, не только наносят прямой ущерб общественным интересам, но и имеют определенные косвенные последствия, выражающиеся в структуре, размерах и внутреннем механизме функционирования данной государственной организации.

Таким образом, опираясь на теории различных школ, можно проанализировать как рентоориентированное поведение экономических агентов оказывает влияние на безопасность экономического пространства.

Библиографический список

1. Александрова Н. А. Статусная рента в системе экономических отношений / Н. А. Александрова,

Н. В. Горбылева, Р. М. Новиков, Е. М. Скаржинская, М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев. - Кострома, 2004. - 202 с.

2. Латков А. В. Функционирование системы рентных отношений: противоречия, особенности, динамика: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук / А. В. Латков. -Саратов, 2008. - 35 с.

3. Яковец Ю. В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2003.

УДК 330

Александрова Н. А. СТАТУСНАЯ РЕНТА В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

С позиций новой политэкономии дана характеристика статусной ренты, а также условия ее возникновения. Особое внимание уделено анализу сочетания институциональных предпосылок и противоречий в системе экономических интересов. Рассмотрены проблемы ограничения негативных последствий статусной ренты в российской экономике.

Ключевые слова: статусная рента, институционализация, экономические отношения и интересы.

Основы общей теории ренты были заложены рили понятие ренты, рассматривая ее как доход

классиками политической экономии (Ф. Кенэ, от любого производительного фактора, а не толь-

А. Смит, Дж. Андерсон, Дж. Милль, Т. Мальтус, ко от земли. Большинство исследователей ренты

Д. Рикардо, К. Маркс). Они различали ренту ред- придерживается двух основных постулатов. Во-

кости (природную), абсолютную и дифференци- первых, это сверхприбыль, доход особого рода,

альную земельную ренту. Неоклассики расши- связанный с использованием исключительного,

ограниченного или временно редкого блага. Во-вторых, ренту присваивает собственник этого блага. Эти положения, относящиеся к природной ренте, могут быть использованы для анализа других, неприродных видов ренты. К их числу относится и статусная.

Проанализируем статусную ренту с позиций новой политической экономии. Как и старая политэкономия, новая имеет своим предметом экономические отношения в обществе, призвана раскрывать глубинные, сущностные процессы экономической жизни. Но в отличие от старой новая политэкономия, во-первых, базируется на иной методологии (институциональная экономика, теория общественного выбора, системный подход); во-вторых, исследует экономические отношения не в их статике (положение различных классов), а в динамике как экономическое поведение; в-третьих, не является конфронтационной: экономические отношения рассматриваются не как антагонистические с неизбежностью социальных катаклизмов, а как конфликтнокомпромиссные; в-четвертых, оперирует не только социальными агрегатами (класс, страта, социальная группа), но и обращена непосредственно к человеку, его свободе выбора в экономическом поведении; и наконец в-пятых, преодолевает былое тщательное отграничение от других наук, а, напротив, в русле современного институционализма стремится к междисциплинарному подходу, включая в пространство своих интересов проблемы социологии, права, психологии. [3, с. 136]

В русле этого можно сформулировать гипотезу о том, что исследование социально-экономических условий и институциональных факторов формирования статусной ренты позволит определить пути сокращения ущерба общества от нее.

Выясним понятие ренты вообще и статусной ренты в особенности, ее природу и основные свойства. И если рента вообще - это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено, то статусная рента - это часть дохода, получаемого субъектом экономических отношений в результате монополизации и приватизации должностных функций и от использования своего статуса. Источником статусной ренты является рентный ресурс (та часть императивного ресурса, которая порождает ренту). Рентный ресурс обладает следующими свойствами:

- находится в исключительном, монопольном владении, это вытекает из всех концепций ренты, начиная с земельной ренты;

- имеет трехстадийность реализации: потенции - актуализация - активизация;

- его предпосылкой является разделение и кооперация труда чиновника;

- относится к специфическим активам (в широком смысле), размеры которых являются величинами неверифицируемыми и (или) ненаблюдаемыми, с вытекающими отсюда особыми свойствами;

- не увеличивает суммарный доход, а перераспределяет в пользу того или иного участника обмена;

- частную услугу, произведенную с помощью рентного ресурса, можно обменять в результате специфического контракта;

- услуга, произведенная рентным ресурсом, оценивается в обмене в гораздо большей степени, чем на рынке;

- является рентогентом, т. е. предполагает наличие особых условий, при которых возможно возникновение ренты;

- возникает из самой системы экономических отношений, являясь их результатом.

Специфичность дохода определяет свойства статусной ренты:

- возникновение от специфической формы собственности - от обособления (присвоения, «приватизации») не принадлежащих субъекту должностных функций (если этот субъект - государственный служащий, то - государственных функций). Причем эти функции находятся в монопольном пользовании субъекта. Это свойство позволяет применять к исследованию статусной ренты экономическую теорию прав собственности.

- неотделимость от статуса, должностной функции. Официальный статус индивида неразрывно связан с получением статусной ренты в той или иной форме и является необходимым условием для поиска ренты и достаточным условием для ее извлечения. Следовательно, экономические отношения, в которых статусная рента отсутствует, практически неосуществимы, так как требуют полной ликвидации общественного статуса. Поэтому можно говорить лишь о мерах, направленных на сокращение статусной ренты и о потенциальных возможностях противодействия рентоориентированному поведению.

- нелегитимность процесса присвоения функций. Присвоение субъектом должностных функций - это нелегитимная, незаконная приватизация. Она позволяет в силу институциональных предпосылок единолично трактовать нормы и принимать соответствующие решения. Это свойство подтверждает необходимость мер по противодействию возникновению подобной собственности.

- возникновение легитимной частной собственности из нелегитимного процесса присвоения функций. Получая доход в виде статусной ренты, субъект может на вполне законных основаниях материализовать его в акции компаний, недвижимость, различные денежные активы и др., т. е. из нелегитимных источников дохода легимитизировать собственность. Отсюда возникает проблема полноты легитимности подобной собственности.

- функционирование на специфичном рынке. Специфичность заключается в том, что здесь нет такого свободного товарообмена, который характерен для других рынков. Чаще всего здесь возникают персонифицированные отношения, т. е. рентополучатель и рентодатель. На рынке ренты предложение обусловлено её поиском, рентоориентированным поведением субъекта, который владеет рентным ресурсом. Спрос на ренту возникает со стороны хозяйствующих субъектов, т. к. часто оказывается, что затраты бизнеса на выплату ренты чиновнику намного ниже тех трансакционных издержек, которые он понесет в противном случае. В качестве равновесной цены на таком рынке выступает сама рента. Рынок ренты вполне конкурентен, ибо, с одной стороны, существует конкуренция субъектов, обладающих статусом, за присвоение наиболее рентоемких должностных функций. С другой стороны, существует конкуренция и на ее внесение. Выигрышем в этой конкуренции может быть увеличение переговорной силы или уменьшение трансакционных издержек.

- кумулятивный эффект, в результате которого распространение ренты в экономическом пространстве по горизонтали и вертикали приводит к снижению рисков получения статусной ренты.

- мультипликационный эффект, когда рентоориентированное поведение одних провоцирует такое же поведение других во всё возрастающем объеме. Известно, что особый тип поведения,

направленный на поиск ренты, называют рентоориентированным (Я^) поведением. Но R-S поведение характерно не только для получателя ренты (например, чиновника), но и для того, кто ее платит, т. е. предъявляет спрос на ренту. Уплатив ренту, он будет нести определенные издержки. Если этот субъект владеет рентным ресурсом, то он сможет возместить свои убытки путем реализации своего рентного ресурса. Возникает мультипликационный эффект, увеличивающий статусную ренту. Отсюда следует, что чем выше доход чиновника, тем больше он требует рентных платежей.

- материальный и нематериальный, латентный характер. Статусная рента может проявляться в различных формах. [1] Рента материальна в форме доплат за научные степени и звания, в форме взятки. Причем следует различать два вида взятки. Взятка, полученная чиновником за ту работу, которую он и так был обязан выполнить по закону - это форма ренты. Взятка, полученная за противозаконные действия, рентой не является, а рассматривается как криминальный доход. Латентный характер ренты прослеживается в виде различных преференций, участия в каком-то предприятии, включения в Совет директоров, взаимных услугах и т. п.

-рентогенность, т. е. стечение обстоятельств, условия, которые рож-дают статусную ренту. Например, рентогенной является неопределенная норма, допускающая возможность альтернативных толкований.

- эволюционность статусной ренты исходит из траектории предшествующего развития, потому что статусная рента в своей откровенной форме - форме взятки - это историческая традиция, идущая из глубины веков, особенно характерная для России.

- статусная рента по большей части обусловлена коррупционным процессом, который захватывает государственный аппарат. Коррупция возникает, прежде всего, на базе неформальных тесных связей бизнеса с чиновничеством. Происходит взаимный обмен: бизнес покупает услуги чиновников, а чиновники пользуются теми ресурсами, которые им дает бизнес. Итогом может быть создание благоприятных условий, предоставление информации.

- объективно-субъективная природа статусной ренты. Перечисленные выше свойства статусной ренты имеют объективную природу.

Субъективные условия её возникновения - в обособлении частных интересов от групповых и государственных.

- статусная рента оказывает негативное влияние на функционирование механизма конкуренции, если предоставляются преимущества рентодателю. Это приводит к снижению общей эффективности экономики.

- статусная рента может иметь и позитивные последствия в виде уменьшения издержек предпринимателя и, как следствие, снижения цены выпускаемого им товара, в виде уменьшения провалов государства в условиях институциональной недостаточности и пр.

Выясним, в чем заключаются условия возникновения присвоения ренты, выделяя те пути, которые могут быть использованы если не для устранения, то хотя бы незначительного сокращения статусной ренты.

Опираясь на принципы новой политэкономии, из всех условий возникновения статусной ренты выделим три основные группы: генетическое наследие, институциональные предпосылки и противоречия экономических интересов.

Специфика современной российской бюрократии органически, генетически связана со свойствами советской бюрократии и со свойствами бюрократии императорской России. В качестве рутинизации рентоориентированного поведения вводится понятие «рентогенность». Российская бюрократия сумела во многом сохранить особую стратегию управления, которая начала складываться ещё эпоху Древней Руси, а в советский период вполне адаптировала и коммунистическую идеологию, и практику социалистического строительства. Генетическая природа статусной ренты продолжает сказываться на масштабах и способах её формирования в экономике современной России. Вместе с тем это формирование происходит под воздействием специфических свойств современного социально-экономического развития России и порождается целым рядом факторов, среди которых особо значимыми являются современные институциональные предпосылки возникновения статусной ренты. Их можно объединить в два больших блока: институциональная недостаточность и траектория предшествующего развития.

Институциональная недостаточность, прежде всего, проявляется в недостаточном финансовом регулировании экономики государством,

т. е. через законы, положения, бюджеты и т. д. Здесь речь идет о качестве законов, об их исполнении, о возможности различных толкований этих законов. Потому что, если все это определено точно, тогда для статусной ренты пространства мало. Но если законодательная норма страдает неполной определенностью, то толкование этой нормы в том или другом смысле становится функцией чиновника. Это толкование он производит с учетом своих частных интересов и, прежде всего, интересов, связанных с присвоением статусной ренты.

Несовершенства норм права включают в себя три основных направления: завышенных требования норм права, дискреционные полномочия и отсылочные нормы. Первое направление способствует рентогенности некоторых норм права, т. е. они провоцируют возможность возникновения статусной ренты, так как накладывают на индивида потери, связанные с подчинением норме права.

Вторым направлением несовершенства норм права могут служить дискреционные полномочия. «Дискреционные полномочия» представляют собой полномочия, которые должностное лицо может осуществлять по собственному усмотрению. Различие между этими направлениями состоит в том, что завышенные требования закона сами непосредственно вызывают рентоориентирован-ность, а дискреционные полномочия представляют собой рентоориентированный фактор лишь тогда, когда они состоят в возможности выбора между применением завышенных требований закона и отказа от их применения. Дискреционные полномочия «провоцируются» следующими видами институциональной недостаточности:

- наличие низших и высших пределов наказания - «вилок» (относительно определенных санкций) в административном законодательстве;

- возможность наложения альтернативного административного взыскания (использование санкций подобного вида вполне оправдано в уголовном судебном процессе, но имеет под собой мало оснований в процессе административном);

- совпадение составов административных правонарушений и уголовных преступлений (разграничить составы преступлений и административных правонарушений порой достаточно трудно);

- отсутствие жесткого соответствия между санкцией и инстанцией, которая эту санкцию вправе налагать.

Третьим направлением несовершенства норм права являются отсылочные нормы1. С одной стороны, они становятся рентогенным фактором в том случае, если отсутствуют формализованные и прозрачные механизмы представительства интересов корпораций, а также четко определенный порядок принятия решений. С другой - потому, что они предполагают определенный временной отрезок, в течение которого общественные отношения вообще не будут урегулированы вследствие того, что норма прямого действия еще не принята. Этот временной лаг можно назвать периодом необычайно высоких дискреционных полномочий чиновников, полученных на совершенно законных основаниях.

Институциональная недостаточность проявляется также в системе неэффективных норм или в том, что В. М. Полтерович называет институциональными ловушками. К их числу относятся: слабость новых норм, их бессистемность, недостаточные взаимодействие и взаимоподдержка между новыми институтами, эффективными нормами. Институциональные ловушки усиливает эффект координации (чем более распространена коррупция, тем меньше вероятность наказания для каждого отдельного коррупционера, т. е. меньше трансакционные издержки, ассоциированные с неэффективной нормой, тем еще более распространена коррупция). Дальнейшее закрепление неэффективной нормы поведения происходит под действием трех механизмов. Во-первых, коррупционная деятельность совершенствуется, возникают коррупционные иерархии, развивается технология дачи взятки (эффект обучения). Во-вторых, неэффективная норма встраивается в систему других норм, сопрягается с ними. Так, коррупция связана с уходом от налогов и лоббированием законов. Это еще больше затрудняет борьбу с ней (эффект сопряжения).

Третьей составляющей институциональной недостаточности является техническое регулирование экономики государством. Здесь возникает гораздо большее пространство для производства и присвоения статусной ренты, поскольку здесь хозяйствующий субъект имеет дело не с законодательной нормой, а с конкретными лицами, которые осуществляют лицензирование, требования к пожарной охране, санитарные требования, экологические, соблюдения стандартов. От пред-

ставителя власти зависит, как это все будет решено. Он может разрешить что-то или не разрешить, выдать или не выдать справку, наложить штраф. Здесь процесс приватизации государственных функций выступает наиболее отчетливо.

Институциональные предпосылки - важное условие возникновения статусной ренты. Но немаловажное значение имеет возникновение статусной ренты как результат противоречий экономических интересов.

Политика консолидации государства помогла ведомствам, как корпорациям чиновников, гораздо лучше осознать собственные интересы и возможности, которые на практике существенно превосходят возможности отдельного представителя бюрократического аппарата.

Причина, по которой чиновники могут принимать решения, не отвечающие интересам большинства членов общества, в том, что бюрократический механизм содержит в себе неразрешимое противоречие: с одной стороны, создание института бюрократии преследует благую цель - организация деятельности государства и его систем, помощь рыночным механизмам в управлении экономикой; с другой - происходит отступление от этих целей для удовлетворения личных интересов чиновников.

Работы сторонников теории общественного выбора акцентировали внимание на том, что реально основными активными выборщиками являются группы лоббистского давления, проталкивающие через правительство законопроекты (о субсидиях, о тарифах, о налогах и т. д.), выгодные этим организованным группам и безразличные (или даже вредные) для неорганизованных избирателей.

Но самый больший ущерб экономике наносит обособление частных интересов государственных служащих. Это обособление рождает возможность извлекать доход, статусную ренту, в свою частную пользу. Во-первых, это выражается в рациональной неосведомленности индивидов в вопросах политики. Рациональная неосведомленность способствует возникновению информационной асимметрии между обществом, являющимся в данном случае принципалом, и органами государственной власти, конкретными чиновниками, которые таким образом получают возможность преследовать собственные

1 Бланкетная (отсылочная) норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять, а конкретное содержание этих правил даётся в других нормативных актах, как правило, подзаконных.

интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами принципала. Во-вторых, это связано с функционированием государственного аппарата и возможностью появления коррупции, которая понимается здесь как извлечение государственными чиновниками частных доходов из государственной собственности. Чиновники различных уровней исполнительной власти очень часто имеют возможность так или иначе влиять на аллокацию ресурсов. Во многих случаях чиновники могут использовать эту возможность не для увеличения благосостояния своего нанимателя, т.е. государства (в данном случае неважно, кто скрывается за этим словом: избранный ли народом парламент, диктатор или просто вышестоящий начальник чиновника), а для максимизации собственного богатства, в ущерб интересам принципала.

Частичным решением проблемы (так как окончательное решение проблемы агентских отношений невозможно даже для небольшой фирмы, не говоря уже о такой большой организации, как государственный аппарат) могут стать:

1. Дополнительные инвестиции в мониторинг, увеличивающие

вероятность наказания чиновника и сокращающие у него, таким

образом, стимулы к оппортунистическому поведению.

2. Ужесточение наказания для чиновника за преследование собственных интересов, противоречащих интересам принципала.

3. Различные варианты более сложной системы настройки стимулов, основанные на принципах эффективной заработной платы, самоот-бора и т. д.

4. Развитие институтов голосования, т. е. передача части прав принятия решений подданным в обмен на увеличение доходов правителя.

Определим пути, по которым следует идти для сокращения пространства поиска и присвоения статусной ренты. Одним из решающих способов ограничения статусной является институционализация рентоориентированных экономических отношений. Она может быть на трех уровнях: норм и правил, организаций и контрактов [2].

Другой путь - в общей нормализации, в оздоровлении системы экономических отношений современной России.

Меры по уменьшению степени возможного ущерба, наносимого обществу рентоориентиро-

ванным поведением хозяйствующих субъектов, извлекающих статусную ренту: законодательное закрепление в качестве субъектов противодействия, наряду с институтами государства, институты гражданского общества; метод необратимой или временно-необратимой ротации кадров; обеспечение принципа «прозрачности» действий; и др.

В заключении, исходя из принципов новой политэкономии, сформулируем концепцию статусной ренты.

Во-первых, природа статусной ренты связана с существованием и использованием государственными служащими особого вида ресурса. Этот ресурс состоит в возможности использования функций государственных служащих для извлечения дополнительного дохода.

Во-вторых, процесс формирования статусной ренты представлен как специфическое проявление общих условий возникновения любого вида ренты - приватизации и монополизации редкого ресурса, в данном случае - государственных функций.

В-третьих, в качестве условий формирования статусной ренты выделены институциональная недостаточность в развитии экономических отношений в России и специфика интересов экономических агентов.

В-четвертых, кроме того, процесс формирования статусной ренты отражает траекторию предшествующего развития, включающую в себя историю и эволюцию российской бюрократии.

В-пятых, на основе того, что сказано выше, концепция включает в себя также теоретическое обоснование путей и способов снижения общественного ущерба от присвоения статусной ренты.

Таким образом, дана характеристика статусной ренте и исследованы рентные отношения в государственных организациях с позиций новой политической экономии.

Библиографический список

1. Александрова Н. А. Статусная рента в системе экономических отношений / Н. А. Александрова, Н. В. Горбылева, Р. М. Новиков, Е. М. Скаржинская, М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев. - Кострома, 2004.

2. Александрова Н. А. Статусная рента: условия возникновения и негативные последствия. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.

3. Скаржинский М. И. Новая политическая экономия. Экспериментальный курс // Проблемы новой политической экономии. - 1999. - Вып. 2. - С. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.