Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Е.М., Горбачевская А.В., Зеленов В.В., Галстян В.В.

В 2020 году резко изменилась ситуация на мировом экономическом рынке в связи с пандемией вызванной вспышкой коронавирусной инфекции в городе Ухань (Китай). Наибольший урон был нанесен туристскому сектору. Ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения инфекции COVID 19, ее первой волны, естественным образом заморозили перемещение туристов не только по миру, но и по России. Ситуация неблагоприятно отразилась на малом и среднем бизнесе сектора HoReCa, непосредственно выступающего основой туриндустрии. Эпидемия COVID-19 вызвала один из сильнейших кризисов на туристском рынке РФ за последние 30 лет, таково мнение Майи Ломидзе, директора Ассоциации туроператоров России. В условиях закрытия границ крупные туроператоры России были вынуждены переориентироваться на отечественный туристский рынок, что в свою очередь повлекло к скооперированному взаимодействию бизнеса и государства в освоении внутренних направлений отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND FEATURES OF THE DOMESTIC TOURIST MARKET AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

In 2020, the situation on the world economic market changed dramatically due to the pandemic caused by an outbreak of coronavirus infection in the city of Wuhan (China). The greatest damage was caused to the tourism sector. Restrictive measures aimed at curbing the spread of COVID 19 infection, its first wave, naturally froze the movement of tourists not only around the world, but also in Russia. The situation has adversely affected small and medium-sized businesses in the HoReCa sector, which is directly the basis of the tourism industry. The COVID-19 epidemic has caused one of the strongest crises in the Russian tourist market over the past 30 years, this is the opinion of Maya Lomidze, director of the Association of Tour Operators of Russia. In the conditions of border closure, major Russian tour operators were forced to reorient themselves to the domestic tourist market, which in turn led to a cooperative interaction between business and the state in the development of domestic leisure destinations.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Характеристика и особенности внутреннего туристского рынка на современном этапе развития экономики России

Крюкова Елена Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Lena-krukova@yandex.ru

Горбачевская Анастасия Владимировна,

старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, anastasia-gorbachevsckaya2016@yandex.ru

Зеленов Владимир Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, zelenovvv303@yandex.ru

Галстян Владислав Вадимович,

старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, shredinger1945@yandex.ru

В 2020 году резко изменилась ситуация на мировом экономическом рынке в связи с пандемией вызванной вспышкой коро-навирусной инфекции в городе Ухань (Китай). Наибольший урон был нанесен туристскому сектору. Ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения инфекции СОУЮ 19, ее первой волны, естественным образом заморозили перемещение туристов не только по миру, но и по России. Ситуация неблагоприятно отразилась на малом и среднем бизнесе сектора HoReCa, непосредственно выступающего основой туриндустрии. Эпидемия СОУЮ-19 вызвала один из сильнейших кризисов на туристском рынке РФ за последние 30 лет, таково мнение Майи Ломидзе, директора Ассоциации туроператоров России. В условиях закрытия границ крупные туроператоры России были вынуждены переориентироваться на отечественный туристский рынок, что в свою очередь повлекло к скооперированному взаимодействию бизнеса и государства в освоении внутренних направлений отдыха. Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, туристский рынок, российская экономика современная российская экономика.

Рынок - это экономический институт формирующий комплекс деловых отношений между поставщиком товаров или услуг и потребителем. В процессе этих отношений участниками рынка определяется спрос (что и за сколько покупать?) и предложение (что и по какой цене производить?).

Исходя из выше сказанного вытекает определение термина - туристский рынок. Под ним понимаются отношения между поставщиками туристических услуг (туроператорами) и потребителями (туристами). Его особенностью является отсутствие товара как такого и преобладание продажи и потребления комплекса услуг, нацеленных на рекреацию туриста. Традиционно, под этим подразумевается совокупная деятельность разных объектов туристической инфраструктуры: коллективных средств размещения, объектов питания, транспортных компаний и т.д.

Рынок туристских компаний - это социально-экономический процесс синтезирующий спрос и предложение для формирования в определённом месте и в определенное время процесса купли-продажи услуг.

Стоит уделить особое внимание отличительным особенностям спроса и предложения туристского рынка:

- услуги выступают главным объектом финансовых отношений;

- участие значительного количества третьих лиц в обеспечении связи между спросом и предложением;

- широкая сегментация потребительского рынка;

- тройственный характер товаров и услуг (природные ресурсы, искусственно созданные ресурсы, туристические услуги), большая фондоемкость отрасли, комплексность.

Конкуренция подразумевает под собой борьбу между производителями товаров или услуг в целях получения максимальной прибыли или достижения иных целей. Условно, наличие у туроператора (ТО) большого блока мест в не эксклюзивном гостиничном предприятии вынуждает его вести рекламную борьбу со своими конкурентами, предлагающими аналогичный продукт, с целью минимизирования возможности не реализации номеров. Есть и обратная сторона конкуренции, возникающая при недостатке предложения, в данном слу-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

см о см

0

01

о ш т

X

<

т О X X

чае соперничают потребители. Именно конкуренция как явление вызывает колебание цен с целью поиска нового равновесного состояния туристического рынка.

Помимо сказанного, проявление конкуренции наблюдается и в других функциях рынка:

- поощрение модернизации и внедрения инноваций в производственные процессы;

- дифференциация основных факторов производства и доходов субъектов рынка.

Деятельность дифференциации основных факторов производства осуществляется на рынках труда, капитала, земли и рекреационных ресурсов, также в бизнесе. В своею очередь, основное рыночное правило подразумевает увеличении стоимости на товар при симметричном росте спроса на него. Из этого вытекает необходимость «переливания» сюда основных факторов производства для модернизации изготовления этого продукта.

Разделение доходов субъектов рынка возникает по причине неопределенности туристического рынка. В бизнесе победителем становиться тот, кто наиболее точно оценивает экономическую ситуацию спроса и предложения.

По своей природе туристический рынок не однороден и имеет в своей структуре более мелкие рынки.

Туристический рынок рассматривают в качестве:

- состава участников процесса продажи турпро-дукта;

- инструмента консенсуса интересов участников процесса продажи турпродукта;

- области осуществления турпродукта;

- области проявления экономических отношений между участниками процесса продажи турпро-дукта.

В более широком понимании туристический рынок является сферой на базе которой реализуются услуги и формируются экономические отношения между поставщиком и потребителем. При этом обе стороны имеют свой экономический интерес и в случае нахождения компромисса, между ними происходит акт купли-продажи туристического продукта.

Туристический рынок предполагает постоянное движение денежных средств и турпродукта на встречу друг другу, тем самым обеспечивая туристский кругооборот.

Туристский кругооборот - это система договорных отношений между потребителем (туристом), производителем (туроператором) или посредником (турагентом) туристического продукта, базирующееся на экономических и юридических аспектах, демонстрирующая ориентацию направления потоков турпродукта, инвестиций в развитие туризма и налоговых отчислений.

Схема туристского кругооборота изображена на рисунке 1.

ПОТОКИ ДЕНЕГ

ПОТОКИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

(Источник: составлено автором на основе собранных данных) Рисунок 1 - Схема туристского кругооборота

Из схемы видно, что изначально турист приобретает туристическую путевку напрямую у туроператора (на официальном сайте, в розничном агентстве ТО) или у посредника (турагента). Далее туристу выдается документация тура, по средствам которой он осуществляет путешествие. В свою очередь ТО инвестирует полученную прибыль в туристскую индустрию и параллельно несет налоговое бремя.

Не мало важной отличительной особенностью функционирования туристского рынка является сезонность. Факторы, влияющие на сезонность, разделяют на первичные и вторичные.

Природно-климатические факторы относятся к первичным, список же вторичных более широк:

- технологические. Относятся к структуре взаимоотношения разных субъектов туризма в предоставлении комплекса услуг;

- экономические. Система потребления производимого продукта, формирование платежеспособность населения, спроса по средствам предложения;

- демографические. Ориентация на потребителя в зависимости от его характеристик;

- психологически. Тенденции в моде, традиции и т.д;

- наличие времени для потребления турпро-дукта.

Основу структуры туристского рынка составляют два понятия: субъект и объект туризма.

Под субъектами туризма понимаются организации, занимающиеся формированием и исполнением турпродукта на возмездной основе с использованием туристских ресурсов и объектов индустрии туризма (туроператоры, турагенты, экскурсоводы и т.д.).

Объекты туризма - это ресурсы разных сфер и масштабов (регионы, природные достопримечательности, объекты культурно-исторического наследия и т.д.), имеющие атрактивность для субъектов туризма с целью формирования туристического продукта. Иными словами - это туристические ресурсы способные удовлетворить потребности туриста во время путешествия.

При взаимодействии этих двух понятий и возникает туристическое предложение, ориентированное на массового или узкого потребителя.

Предложение на рынке туризма - это формируемая производителями совокупность продуктов и услуг потребления, с обозначенной стоимостью, нацеленная на ее продажу. Оно состоит из первичного и производного предложения. Его основа - туристский регион.

Туристский регион - это территория на которой находится необходимая для удовлетворения туристских потребностей инфраструктура. Он может представлять из себя гостиничный комплекс, обладающий широким спектром услуг, туристический центр или регион. Его территориальные размеры способны охватывать группу стран, отдельное государство или более мелкую единицу территориального образования, которая выступает целью путешествия туриста.

Все виды туристского предложения должны сегментироваться на определенного потребителя исходя из его особенностей и целей поездки. Например, молодой группе туристов не подойдет отдых на пляже Бетул (Гоа, Индия), так как целевая аудитория данной дестинации - сеньоры. Оптимальным решением при подборе тура будет предложить город Калангут в качестве места проживания, из-за наличия развитой развлекательной инфраструктуры.

На данный момент рынок туристического предложения достаточно разнообразен и стремиться максимально удовлетворить потребности как бюджетных, так и VIP клиентов.

Для полноценного описания особенностей туристского рынка необходимо уделить внимание понятию «туристский спрос», в основе которого лежат характеристики потенциального клиента.

Экономическая модель поведения потребителя способна частично предугадать финансовые взаимоотношения между людьми в той или иной ситуации и объяснить их действия при приобретении определенного товара или услуги.

Туристский спрос - это форма выражения платежеспособной потребности на турпродукт, или же показатель, демонстрирующий разницу между финансово удовлетворимым объемом потребностей и желаемым.

Реальный спрос на турпродукт, то есть спрос который потребитель финансово способен удовлетворить, свидетельствует о социально-экономическом уровне государства. По статистке, только десять процентов россиян могут позволить себе путешествовать за границу без серьезного ущерба семейному бюджету, в то время как процент жителей Западной Европы колеблется от пятидесяти семи до семидесяти пять.

Факторы, влияющие на формирование спроса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы Описание

Объективные Доходы населения, демографическая ситуация, политическая обстановка, экология, социокультурная сфера и др.

Субъективные Психологические особенности и привычки потребителей, национальные традиции, мода и престиж, цели путешествий и др.

Общие Покупательная способность населения, его демографическая структура и социально-культурные характеристики.

Специфические Ассортимент предложения, стоимость туристских услуг, доступность путешествия, меры по доведению информации о турпродукте потребителю, репутация производителя на рынке услуг.

Общие факторы определяют объем рынка туристских услуг и напрямую воздействуют на интенсивность путешествий.

Целью сегментирования потребительского рынка туристских услуг является создание качественного обслуживания туриста в соответствии с его половозрастными, психологическими, социальными, религиозными и иными особенностями. Например, при подборе места размещения туристов мусульманского вероисповедания необходимо ориентироваться на отели, располагающие «халяль» меню.

Однако, возможности полного удовлетворения потребностей туриста зачастую ограничиваются ресурсами дестинации, особенно, если речь идет о не стандартном виде отдыха. Можно сформировать перечень видов туризма имеющихся в том или ином виде, в большинстве туристских регионах и рынках. Они входят в схему исходной дифференциации туристского рынка, представленной в Приложении А.

Исследуя механизмы туристического рынка России необходимо рассматривать взаимосвязь его первичных элементов, к которым относятся спрос и предложение, стоимость и конкуренция, в масштабе мировой экономики.

Отечественный ассортимент туристического продукта и внутренний туризм в целом рассматриваются потребителем под призмой сравнения с зарубежными аналогами, таким образом оценивается их конкурентоспособность и отдельные качественные показатели. Установление стоимости на турпродукт, динамика спроса и предложения напрямую зависит от тенденций мирового туристического рынка.

К основным возможностям развития отечественного рынка можно отнести:

- уход потребителей в Интернет, увеличение онлайн-продаж. В последние годы российские туристы все чаще прибегают к услугам Интернета для поиска гостиниц, авиабилетов и тд. Логичным ответом бизнеса на данную тенденцию было увеличение в сети ассортимента бронируемых услуг.

х

X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CS

о

CS

0

01

о ш m

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

<

m О X X

Туроператоры задумались над разработкой новых систем бронирования, нацеленных на клиента без посредничества турагента;

- становление событийного туризма. Данный вид туристической деятельности имеет ряд преимуществ (отсутствие влияния сезонного фактора на турпоток, прибыльность мероприятия и т.д.) и стратегических целей (формирование имиджа региона или страны в целом, военно-патриотическое воспитание и т.д.). Его развитие зависит от тесного сотрудничества бизнеса с властью на местах и грамотного продвижения на рынке туристических услуг;

- более доступные по стоимости авиаперелеты внутри страны. Удешевление авиаперелетов между городами России в разы увеличит внутренний туристский поток. Данную тенденцию можно проследить на примере субсидирования государством авиаперелетов из дальневосточного региона, в результате которого у дальневосточников два раза в год появляется возможно с значительной скидкой приобрести авиабилеты в западную часть страны. Ажиотаж на них достаточно велик, все льготные места раскупаются в течении нескольких дней;

- развитие туризма в регионах. Субъекты Российской Федерации имеют большое разнообразие туристских ресурсов, на основании которых возможно обеспечение комплексного обслуживания туристических потребностей;

- создание нового подхода к классификации коллективных средств размещения способно влиять на регулирования их рейтинга и вследствие этого поощрять инвестиции;

- упрощение туристских формальностей с целью стимулирования турпотока;

- увеличение внутреннего туристского потока по средствам государственных программ. Например, программа кэшбэка за туры по России;

- внедрение инноваций в туристскую отрасль России.

Рассматривая основные сегменты отечественного рынка туризма (внутренний, въездной и выездной), стоит отметить наличие у страны потенциала для развития каждого из них.

Не смотря на ресурсные объемы объектов туристического интереса, РФ имеет ряд ограничений инфраструктурного характера для построения на их базе качественного туристического продукта. Помимо этого, причиной ежегодного стоимостного роста на гостиничные услуги является фактор недостатка КСР. Отсюда вытекает необходимость решения проблемы качественного и количественного развития индустрии гостеприимства в масштабах всей страны.

В рамках внутреннего туризма, с целью противостоять ряду недостатков рынка отечественного турпродукта (сезонность, не большой ассортимент

предложения), создаются круглогодичные курорты, на базе которых развиваются разные виды отдыха.

Общий поток внутренних туристов в России по итогам 2020 года, в связи с пандемией COVID 19, сократился на 35-40% - с 68 млн. поездок в 2019 примерно до 40 млн. в 2020 г. На взлете был преимущественно пляжный туризм и отдых на курортах Юга России.

Международное сотрудничество в сфере туристской деятельности, в той или иной форме оказывает значительное влияние на развитие туризма и межгосударственных туристских потоков.

Туристский рынок, как и другие, основывает свою деятельность на общеэкономических принципах, которые в свою очередь базируются на законах взаимодействия спроса и предложения, а также механизмах госрегулирования. При планировании деятельности субъектов рынка не стоит забывать и о его особенностях. Существенными факторами, оказывающими свое влияние на развитие туристического рынка, можно назвать: мировой политический климат, осуществляемая государством политика и экономические процессы.

Литература

1. Григорьева Т.И. Современные тенденции спроса на рынке туристских услуг в условиях цифровой экономики // Сервис в России и за рубежом. 2019. №4 (86). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-tendentsii-sprosa-na-rynke-turistskih-uslug-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 23.04.2021).

2. Капустина, О. И. Развитие внутреннего туризма как фактор повышения социально-экономического роста регионов: монография / О. И. Капустина, Г.А. Смирнова; под редакцией Т. В. Го-мелько. - Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2017. - 262 с. - ISBN 978-5-94047-140-0. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/144180 (дата обращения: 02.04.2021).

3. Карпова Галина Алексеевна, Валеева Елена Олеговна Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 23.03.2021).

4. Крюкова Е.М., Донскова Л.И., Солодуха П.В., Хетагурова В.Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт. Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 4 (137). С. 3139.

5. Крюкова Е.М., Шадская И.Г., Соколова А.Г. Пандемия covid-19: вызовы и точки роста индустрии туризма. Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 340-342.

6. Кулаков Л.И. Методические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала российских регионов / Л.И. Кулаков, В.А. Осипов // Российское предпринимательство. - 2017. - № 24. - С. 62-72.

7. Мухоморова И.В., Малолетко А.Н., Крюкова Е.М., Михалёва Ю.Ю. Социально-экономическое стимулирование развития экологического туризма в России. //Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 2 (121). С. 79-87.

8. Проблемы развития туризма в регионах России: сборник научных трудов / ответственные редакторы Е. Н. Денискевич, С. А. Васютин. - Кемерово: КемГУ, 2018. - 137 с. - ISBN 978-5-83532312-8. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/121241 (дата обращения: 15.04.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

9. Сарян А.А. Организационно-методические основы построения системы управления региональными туристско-рекреационными комплексами / А.А. Сарян, С.И. Пустовойтенко // Современная научная мысль. - 2016. - № 3. - С. 86-93.

Characteristics and features of the domestic tourist market at the

present stage of development of the Russian economy Kryukova E.M., Gorbachevskaya A.V., Zelenov V.V., Galstyan V.V.

Russian State Social University

In 2020, the situation on the world economic market changed dramatically due to the pandemic caused by an outbreak of coronavirus infection in the city of Wuhan (China). The greatest damage was caused to the tourism sector. Restrictive measures aimed at curbing the spread of COVID 19 infection, its first wave, naturally froze the movement of tourists not only around the world, but also in Russia. The situation has adversely affected small and medium-sized businesses in the HoReCa sector, which is directly the basis of the tourism industry. The COVID-19 epidemic has caused one of the strongest crises in the Russian tourist market over the past 30 years, this is the opinion of Maya Lomidze, director of the Association of Tour Operators of Russia. In the conditions of border closure, major Russian tour operators were forced to reorient themselves to the domestic tourist market, which in turn led to a cooperative interaction between business and the state in the development of domestic leisure destinations. Keywords: tourism, domestic tourism, tourist market, Russian economy modern Russian economy.

References

1. Grigorieva T.I. Modern trends in demand in the market of tourist services

in the digital economy // Service in Russia and abroad. 2019. No. 4 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-sprosa-na-rynke-turistskih-uslug-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (date of access: 04/23/2021).

2. Kapustina, OI Development of domestic tourism as a factor in increasing

the socio-economic growth of regions: monograph / OI Kapustina, G.A. Smirnova; edited by T.V. Gomelko. - St. Petersburg: IEO SPbUTUiE, 2017 .-- 262 p. - ISBN 978-5-94047-140-0. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/144180 (date of access: 02.04.2021).

3. Karpova Galina Alekseevna, Valeeva Elena Olegovna Problems and

prospects of tourism development in a pandemic // Izvestia SPbSEU. 2021. No. 1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (date of access: 03/23/2021).

4. Kryukova E.M., Donskova L.I., Solodukha P.V., Khetagurova V.Sh. Topical

issues of innovation in the field of tourism: Russian experience. Social policy and sociology. 2020.Vol. 19.No. 4 (137). S. 31-39.

5. Kryukova E.M., Shadskaya I.G., Sokolova A.G. Covid-19 pandemic:

challenges and growth points of the tourism industry. Innovation and investment. 2021. No. 4. S. 340-342.

6. Kulakov L.I. Methodological approaches to assessing the tourist and

recreational potential of Russian regions / L.I. Kulakov, V.A. Osipov // Russian Entrepreneurship. - 2017. - No. 24. - S. 62-72.

7. Mukhomorova IV, Maloletko AN, Kryukova EM, Mikhaleva Yu.Yu. Socio-

economic stimulation of the development of ecological tourism in Russia. // Social policy and sociology. 2017.Vol. 16.No. 2 (121). S. 79-87.

8. Problems of tourism development in the regions of Russia: collection of

scientific papers / executive editors E. N. Deniskevich, S. A. Vasyutin. -Kemerovo: KemSU, 2018 .-- 137 p. - ISBN 978-5-8353-2312-8. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https://eJanbook.com/book/121241 (date of access: 15.04.2021). -Access mode: for authorization users.

9. Saryan A.A. Organizational and methodological foundations for building a

management system for regional tourist and recreational complexes. Saryan, S.I. Pustovoitenko // Modern scientific thought. - 2016. - No. 3. -S. 86-93.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.