Научная статья на тему 'Характеристика и особенности применения модели рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-реподавательского состава педагогического вуза'

Характеристика и особенности применения модели рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-реподавательского состава педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГ / СФЕРНО-АСПЕКТНЫЙ ПОДХОД / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY / METHODOLOGICAL SCIENTIFIC ACTIVITY / RATING / SPHERE-ASPECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латюшин В. В., Шульгина Т. А.

В работе представлена модель рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, которая способствует оценке процесса и результатов образования. В модели использованы параметры, характеризующие научно-педагогическую деятельность и не зависящие от субъективных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латюшин В. В., Шульгина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND SPECIFIC FEATURES OF APPLYING THE MODEL OF RATINSYSTEM OF ASSESSING THE QUALITY OF SCIENTIFIC RESEARCAND SCIENTIFIC METHODOLOGICAL RESEARCACTIVITIES OF THE HIGHER PEDAGOGICAL SCHOOL FACULTY

The article presents a model of rating system of assessing the quality of scientific and methodological research activities of the faculty that promotes the assessment of educational processes and outcomes. The model makes use of parameters, characterizing education research activity and independent of subjective factors.

Текст научной работы на тему «Характеристика и особенности применения модели рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-реподавательского состава педагогического вуза»

8. Шипицына, Л.М.. Психология детей-сирот: учебное пособие / Л.М. Шипилицына. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского унив-та, 2005.

9. Пашков, А.С. Занятость, безработица, трудоустройство (обзор законодательства). - СПб., 1994.

10. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / под ред. Л.Г. Жедуновой, Т.А. Ивановой, С.Б. Корниловой, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Посысоева. - Ярославль, 2005. - Выпуск 1.

Статья поступила в редакцию 6.12.09

УДК 378:001

В.В. Латюшин, канд.пед. наук, проф., ректор ЧГПУ; Т.А. Шульгина, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ, г. Челябинск,

E-mail: belousova@cspu.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В работе представлена модель рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, которая способствует оценке процесса и результатов образования. В модели использованы параметры, характеризующие научно-педагогическую деятельность и не зависящие от субъективных факторов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-методическая деятельность, рейтинг, сферно-аспектный подход.

Повышение качества образования - важная государст- Рейтинг «П» учитывает квалификационные характери-

венная задача, тесно взаимосвязанная с условиями развития современного российского общества. В системе качества образования одно из ведущих мест занимает вопрос мониторинга происходящих процессов. Рейтинговая система оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава позволяет измерить по разработанным критериям научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность преподавателя.

Сферами целостной системы деятельности преподавателей являются научно-исследовательская деятельность и научно-методическая деятельность преподавателя, которые выступают как системообразующий и системоразвивающий элементы. Научно-исследовательская деятельность предполагает систематические, планомерные научные изыскания и разработки по определенным темам, участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов), обмен научным опытом с коллегами и студентами, содействие повышению их квалификации, организацию и руководство научной работой студентов. Аспектами этой деятельности мы считаем:

- собственно исследовательскую и изобретательскую работу (особую значимость в ней имеет грантосоискательская и изобретательская деятельность, работа в диссертационном совете, подготовка монографий по теме научного исследования);

- научно-организаторскую работу (организация научных мероприятий и научно-издательская деятельность);

- руководство научно-исследовательской работой студентов (оценивается, прежде всего, подготовка студентов-победителей всероссийских и международных олимпиад, руководство научной работой студентов, получившей признание на всероссийском и международном уровне).

Научно-методическая работа предполагает создание разнообразной методической продукции (монографии научнометодического характера, учебники и учебные пособия), вклад в создание и совершенствование методического обеспечения образовательных программ, разработку образовательных технологий, обмен профессиональным опытом, участие в работе учебно-методических объединений.

Деятельность преподавателя высшей школы представляет собой многоуровневое и системное явление, включающее в себя совокупность составляющих, проявляющихся в тех или иных сферах и видах его работы в вузе [4]. Методологической основой определения и анализа качества деятельности ППС выступил сферно-аспектный подход.

Для оценки качества НИД и НМД были выделены виды научно-исследовательской и научно-методической деятельности ППС, определены показатели по каждому виду деятельности.

стики (ученая степень, звание, членство в РАН, РАО), научное руководство аспирантами и докторантами, наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, научное руководство аспирантурой и докторантурой.

В связи с тем, что рейтинг «А» учитывает текущую деятельность ППС, были выделены следующие традиционные направления деятельности преподавателя в высшем учебном заведении:

- научно-методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- научно-исследовательская работа со студентами;

- научно-организаторская работа.

В каждом из выделенных направлений определены показатели - измеримые формы или результаты деятельности преподавателя. Основанием для выделения показателей явились:

- показатели деятельности и критерии госу-дарствен-ной аккредитации высших учебных заведений,

- показатели для мониторинга деятельности вуза, ежегодно проводимого Федеральным агентством по образованию,

- показатели традиционно сложившейся в ЧГПУ системы профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Экспертный состав критериев охватывает основные виды научно-исследовательской и научно-методической деятельности научно-педагогических сотрудников. Каждый критерий имеет свой коэффициент значимости («вес», балл). Важность каждого частного показателя определяется его «весом» в баллах за единицу показателя.

Для каждого вида деятельности преподавателя рассчитывается сумма значений входящих в него критериев (для потенциала («П») и активности («А») отдельно).

Индивидуальные рейтинги преподавателя «П» и «А» определяются соответственно как суммы произведений натуральных величин (значений) показателей на балл за единицу показателя.

В целях стимулирования активности преподавателей коэффициенты весомости рейтингов «П» и «А» соотносятся как 0,33:0,67. Таким образом, «весомость» суммы значений показателя потенциала («П») определяется с коэффициентом 0,33, а активности преподавателя («А») за оцениваемый период - с коэффициентом 0,67. Соответственно, абсолютный общий личный рейтинг преподавателя (Р) рассчитывается по формуле

Р = 0,33 П + 0,67 А (1)

Р - абсолютный общий личный рейтинг преподавателя,

П - квалификационный потенциал преподавателя (рейтинг «П»),

А - производственная и творческая активность преподавателя за последние пять лет (рейтинг «А»).

В каждой квалификационной категории профессорско-

преподавательского состава (профессора (I), доценты (II), старшие преподаватели (III), ассистенты (IV)) определяется максимальный (Рмакс) - абсолютный рейтинг, по которому нормируются абсолютные рейтинги преподавателей данной категории.

В результате определяется относительный рейтинг преподавателя:

Ротн. = Р/Р макс (2)

Ротн. - относительный рейтинг преподавателя,

Р - абсолютный общий личный рейтинг преподавателя, Рмакс - максимальный абсолютный общий личный рейтинг преподавателя.

Относительный рейтинг отражает удельный вес вклада сотрудника в результат деятельности как кафедры, так и факультета - с одной стороны, с другой - отражает его уровень в квалификационной категории.

Исходные данные для определения рейтинга преподавателя представлены в табличной форме, имеют строго однозначную интерпретацию, поэтому при заполнении графы «Значение» преподаватель должен придерживаться принятого толкования показателей, раскрываемого в пояснениях. Контроль достоверности значений показателей, на основе которых проводится рейтинговая оценка, возлагается на руководителей подразделений. Выборочный контроль показателей осуществляет также научно-методический центр на основе соответствующих данных отделов и служб университета.

По представленным преподавателями исходным данным осуществляется заполнение или обновление электронной базы данных сотрудниками ответственными, назначенными руководителем структурного подразделения. Контроль осуществляется руководителем структурного подразделения.

Плановая апробация рейтинговой системы оценки НИД и НМД прошла на базе 3-х кафедр Челябинского государственного педагогического университета (таблицы 3, 4, 5).

Библиографический список

Таблица 3

Кафедра «Истории, социологии и права»

Доцент Ст. преподаватель ассистент профессор

10 4 2 1

Таблица 4

Кафедра «Педагогики»

Доцент Ст. преподаватель ассистент профессор

9 3 - 6

Таблица 5

Кафедра «Валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции»____________________________________

Доцент Ст. преподаватель Ассистент Профессор

4 3 - 1

Кроме этого, качество программного продукта экспериментально выявлялось в рамках курсов повышения квалификации.

Очевидно, что научно-исследовательская и научно-методическая деятельность - это взаимосвязанная совокупность неравноценных и нерядоположенных элементов, которые в единстве раскрывают ее целостность.

Деятельность преподавателя в каждой из этих сфер может быть различного качества. Рейтинговая оценка позволяет соотнести это качество с установленными нормативами и стандартами осуществления каждого вида деятельности, получить сведения о реальном состоянии деятельности, обладающей своеобразием и отличающейся определенными признаками и показателями, оценить меру удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно заинтересован в этой деятельности.

Рейтинговая система оценки допускает возможность автономности каждой подсистемы (сферы, аспекта) и их иерархии по разным основаниям для самого преподавателя и для руководства кафедрой, факультета и вуза.

1. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования Российской Федерации. В 3 т. Государственная аккредитация, аттестация: сборник нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов. - М.: Центр государственной аккредитации, Высшая школа, 2003. - Т.3.

2. Васильева, Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах: Монография. - Архангельск, 2005.

3. Новаков, Н. Рейтинг преподавателей и управление вузом. - Волгоград, 2002.

4. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

Статья поступила в редакцию 11. 12.09

УДК 373.3

А.С. Зеленский, канд. физ.-мат. наук, с. н. с. МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: asz@edunews.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ СПЕЦИАЛЬНО СКОНСТРУИРОВАННЫХ НЕКОРРЕКТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ

Описаны некоторые методические приемы в преподавании математики в профильной школе. Акцент делается на методиках, в которых учащимся предлагаются специально сконструированные некорректные определения и теоремы или ошибочные способы решения задач. Их использование позволяет учащимся лучше освоить материал, глубже понять различные нюансы. Важно, что в школьниках воспитывается абсолютно необходимый самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу.

Ключевые слова: математика, методика обучения, ошибка, некорректное определение, ошибочное решение, самоконтроль, поиск ошибки.

В преподавании математики старшеклассникам обычно применяется методика «прямого» обучения, которую грубо можно описать фразой: «Эту задачу нужно решать так». В этом направлении сориентировано и подавляющее большинство учебников и пособий по математике, главная цель которых - показать, как нужно решать задачи того или иного типа. Но в этих книгах зачастую не акцентируется внимание на объяснении того, почему задачу нужно решать именно так, почему не проходит какой-то иной, на первый взгляд, более простой способ, зачем в решении столько, казалось бы, лишних условий. На эти вопросы чаще всего не отвечает и учитель: порой из-за того, что не считает нужным этого делать (ведь способ решения показан!), порой из-за элементарной

нехватки времени, а порой и из-за недостаточной квалификации.

На наш взгляд, именно в этом кроется одна из причин того, что школьники владеют приемами решения задач очень поверхностно и формально. Пока «проходится» данная тема, задачи еще как-то решаются, но уже через месяц школьник не может самостоятельно решить даже стандартной задачи (не говоря уже о задачах со слегка нестандартной постановкой).

В процессе двадцатилетней работы в лицейских математических (и экономических) классах при механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова возникла идея время от времени предлагать учащимся некорректные формулировки определений и теорем, ошибочные способы решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.