УДК 378:796
Характеристика функциональных резервов организма студентов транспортного вуза с учетом сердечного ритма до и после физической
нагрузки
Веселкина Т.Е.*, Оборин А.В., Кононов С.В., КармановаН.В.
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
г. Санкт -Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-1145-5855, [email protected]* ORCID: 0000-0003-3107-5227, [email protected] ORCID: 0000-0001-8083-4424, [email protected] ORCID: 0009-0008-1010-5654, [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы функционирования организма студентов в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности. Влияние различной двигательнойактивностинарезервныеиадаптационныевозможностиорганизмастудентов, это актуализируется необходимостью обоснования воздействий различной физической нагрузки. Цель исследования: провести сравнительный анализ функциональных резервов организма студентов на основе регистрации сердечного ритма в покое, до и после физической нагрузки. Материалы и методы исследования: исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», города Санкт - Петербурга. В исследовании принимали участие студенты вуза 1 курса, занимающиеся спортом и не занимающиеся дополнительной физкультурно-спортивной деятельностью. Проведено выявление уровня и объема двигательной активности студентов 1 курса (10 человек занимаются циклическим видами спорта, 10 человек занимаются скоростно-силовыми видами спорта, 10 человек только посещают занятия по физической культуре). Для контроля сердечного ритма использованы часы POLOR. Регистрация сердечного ритма студенты осуществляли в покое после сна в течение 60 сек. В понедельник после отдыха проводили исследования реакции сердечного ритма студентов на физическую нагрузку, аэробной и анаэробной направленности (умеренная и большая нагрузка). Физическую нагрузку умеренной и большой мощности задавали на велоэргометре «КЕТЛЕР». Новизна работы заключается в исследовании проявления функциональных резервов организма студентов с учетом их сердечного ритма до и после физической нагрузки, что позволяет обосновать тренировочные воздействия. Практическая значимость работы заключается в повышение эффективности физической подготовки студентов, обеспечиваемой учетом функциональных резервов организма. Результаты. Выявлено, что большую часть объёма двигательной активности студентов, занимающихся избранными видами спорта, составляет тренировочные занятия в объёме 42 часа. У студентов 3-ей группы двигательная активность проявилась в меньшей степени. Отмечено, что функциональные резервы организма студентов, принимающие участие в долговременной адаптации к физическим нагрузкам, увеличиваются ростом резервного уровня и снижением исходного уровня показателей частоты сердечных сокращений и ускорением восстановительных процессов. Следовательно, систематические тренировки в избранном виде спорта значительно повышают функциональные резервы организма студентов, что влияет на их физическое здоровье. Заключение. Сопоставление полученных результатов студентов с учетом их двигательной активности позволило определить, что наблюдаются достоверно значимые различия. Выявлено высокие значения PWC170, МПК у студентов, занимающиеся спортом, что свидетельствует о необходимости повышения двигательной активности всех студентов транспортного вуза. Реализация физических нагрузок умеренной и большой мощности значительно повышают функциональные резвы организма студентов, что требует расширения функциональных нагрузок с использованием дополнительных тренировочных воздействий.
Kлючевые слова: студенты, вуз, функциональные резервы, физическая нагрузка, частота сердечных сокращений, двигательная активность.
Для цитирования: Веселкина Т.Е.*, Оборин А.В., Кононов С.В., Карманова Н.В. Характеристика функциональных резервов организма студентов транспортного вуза с учетом сердечного ритма до и после физической нагрузки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 132-138.
Characteristics of the functional reserves of student activity, taking into account the heart rate before and after physical activity
Tatyana E. Veselkina*, Aleksandr V. Oborin, Sergey V. Kononov, Natalya V. Karmanova
Petersburg State University of Communications of Emperor Alexander I
St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-1145-5855, [email protected]* ORCID: 0000-0003-3107-5227, [email protected] ORCID: 0000-0001-8083-4424, [email protected] ORCID: 0009-0008-1010-5654, [email protected] ORCID: 0000-0002-3015-3003, [email protected]
Abstract: The article deals with the functioning of the organism of students in the process of active physical culture and sports activities. The influence of various physical activity on the reserve and adaptive capabilities of the body of students, this is actualized by the need to justify the effects of various physical loads. The purpose of the study: to conduct a comparative analysis of the functional reserves of the body of students based on the registration of heart rate at rest, before and after exercise. Materials and methods of research: the study was conducted on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Petersburg State University of Communications of Emperor Alexander I", the city of St. Petersburg. The study involved 1st year university students involved in sports and not involved in additional physical culture and sports activities. The level and volume of physical activity of 1st year students were identified (10 people go in for cyclic sports, 10 people go in for speed-strength sports, 10 people only attend physical education classes). The POLOR watch was used to control the heart rate. The heart rate was recorded by the students at rest after sleep for 60 seconds. On Monday, after the rest, we studied the reaction of the heart rate of students to physical activity, aerobic and anaerobic orientation (moderate and heavy exercise). Physical activity of moderate and high power was set on a «KETLER» bicycle ergometer. The novelty of the work lies in the study of the manifestation of the functional reserves of the body of students, taking into account their heart rate before and after exercise, which makes it possible to justify training effects. The practical significance of the work is to increase the efficiency of physical training of students, provided by taking into account the functional reserves of the body. Result. It was revealed that most of the volume of motor activity of students engaged in selected sports is training sessions in the amount of 42 hours. The students of the 3rd group showed less motor activity. It is noted that the functional reserves of the students' body, taking part in long-term adaptation to physical exertion, increase with an increase in the reserve level and a decrease in the initial level of heart rate indicators and acceleration of recovery processes. Consequently, systematic training in the chosen sport significantly increases the functional reserves of the body of students, which affects their physical health. Conclusion. A comparison of the results obtained by the students, taking into account their motor activity, allowed us to determine that there are significantly significant differences. High values of PWC170, MPC were revealed among students engaged in sports, which indicates the need to increase the motor activity of all students of the transport university. The implementation of moderate and high-power physical loads significantly increases the functional frolics of the students' body, which requires the expansion of functional loads with the use of additional training effects.
Keywords: students, university, functional reserves, physical activity, heart rate, motor activity.
For citation: Tatyana E. Veselkina*, Aleksandr V. Oborin, Sergey V. Kononov, Natalya V. Karmanova. Characteristics of the functional reserves of the body of students of a transport university, taking into account the heart rate before and after exercise. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 132-138.
Введение
Повышение качества жизни будущих профессиональных специалистов, различных отраслей народного хозяйства страны зависит от условий формирования положительного отношения к физическому здоровью. Реализация средств физической культуры и спорта сегодня является приоритетной задачей в физическом воспитании в образовательных учреждениях.
В.К. Бальсевич (2003) всегда рассматривал успех в физическом воспитании обучающихся в спортивно ориентированном физическом воспитании [1, С. 15-19].
И.Г. Гибадуллин и др. отмечают аспекты формирования физического здоровья студенческой молодёжи из курса в курс, видят их при реализации различных вариантов двигательной активности [2, с. 73-79]. В работах авторов отмечена важность контроля и оценки уровня проявления физического здоровья студентов, в основном, за счет подсчета объема и интенсивности двигательных показателей.
Л.Ф. Исмагилова и др. (2022) в работах, посвященных изучению особенностей физической и умственной работоспособности студентов высших учебных заведений в рамках международного проекта «Возможность», подчеркивают необходимость контроля динамики функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма, как основы повышения физического здоровья студенческой молодежи [3, С. 477-481; 4].
Правительство РФ рассматривает в национальных проектах, в стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года вопросы повышения мониторинга двигательной активности различных слоев населения, в том числе и студенческой молодежи [5, с. 2-4]. Основой стимуляционных факторов физического здоровья обучающихся вузов является организация их двигательной активности за период учебы, которая в современных условиях является одной из приоритетных. Оценка профиля физической подготовленности обучающихся позволяет определить уровень их двигательной активности и выявить основные средства повышения физической работоспособности. В этой связи, очень много работ специалистов по поводу повышения двигательной активности и укрепления здоровья студентов вузов за счет активного использования новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
Профиль физической подготовленности, за счет проявления физических качеств и способностей, является моделью двигательной деятельности и интегральным показателем физического здоровья.
Специалисты предлагают различные вариан-
ты системы контроля за физической подготовленностью студентов [6,7,8].
Создание профиля физической подготовки студентов с учетом результатов нормативного тестирования (нормативы комплекса ГТО, нормативные требования по ОФП) позволяет визуализировать процесс двигательной активности с одной стороны. Важно отметить значимость анализа проявления функциональных резервов быстро и эффективно, это является основой повышения физической подготовленности студенческой молодежи.
Цель исследования: провести сравнительный анализ проявления функциональных резервов организма студентов транспортного вуза с учетом их сердечного ритма до и после физической нагрузки.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», города Санкт - Петербурга, Россия. В исследовании принимали участие студенты вуза 1 курса, занимающиеся спортом и не занимающиеся дополнительной физкультурно-спортивной деятельностью. Проведено выявление уровня и объема двигательной активности у студентов 1 курса (10 человек занимаются циклическими видами спорта, 10 человек занимаются скоростно-си-ловыми видами спорта, 10 человек только посещают занятия по физической культуре). Для контроля сердечного ритма были использованы часы POLAR (производство Финляндия). Регистрация сердечного ритма студенты измеряли в покое, после сна в течение 60 сек. В понедельник после отдыха проводили исследования реакции сердечного ритма студентов на физическую нагрузку аэробной и анаэробной направленности (умеренная и большая нагрузка). Физическую нагрузку умеренной и большой мощности задавали на велоэргометре КЕТЛЕР (производство Германия).
Результаты и обсуждение
На первом этапе наших исследований проведено выявление уровня и объема двигательной активности студентов 1 курса (10 человек занимаются циклическими видами спорта, 10 человек занимаются игровыми видами спорта, 10 человек только посещают занятия по физической культуре).
На рисунке 1, представлен объем двигательной активности (данные представлены в часах, средние показатели двигательной активности в течение одного месяца) студентов 1 курса, трёх
отдельных групп.
1. 1 группа - студенты, в количестве 10 человек, занимающиеся циклическими видами спорта;
2. 2 группа - студенты, в количестве 10 человек, занимающиеся игровыми видами спорта;
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что объём двигательной активности студентов, занимающихся циклическими видами спорта и студентов, занимающихся игровыми видами спорта почти не отличается. Однако если сравнивать группы 1 и 2, с 3 группой, со студентами, не занимающимися избранными видами спорта, мы видим, что объём двигательной
Из данных рисунка 2 видно, что большую часть объёма двигательной активности студентов, занимающихся избранными видами спорта, занимают секционные занятия, которым в 1 и во 2 группах отводится 42 часа. Тем временем, в данной категории видов деятельности у 3 группы о часов. Рассматривая 2 категорию видов двигательной деятельности групп, мы видим, что каждая группа занимается по 18 часов, а именно 18 часов отводится на «занятия по физической культуре и спорту» на базе Вуза по учебной программе. Рассматривая 3 категорию видов двигательной деятельности групп, мы видим, что 1 группа «работает по дому» 10 часов,
3. 3 группа - студенты, в количестве 10 человек, не посещающие секционные занятия, данная группа не получает дополнительной физической нагрузки, кроме занятий по физической культуре и спорту.
активности у студентов 3-ей группы ниже на 61% , чем у студентов 1-ой и 2-ой групп.
На рисунке 2 наглядно, представлен объем двигательной активности в зависимости от вида деятельности (данные представлены в часах, средние показатели двигательной активности в течение одного месяца) студентов 1 курса, трёх отдельных групп.
2 группа - около 9 часов, а 3 группа - 7,5 часов. Рассматривая 4 категорию видов двигательной деятельности групп, мы видим, что у 1 группы «ходьба до места учёбы» составляет 6,5 часов, у 2 группы - уходит около 8 часов, а у 3 групп - 4 часов. Рассматривая 5 категорию видов двигательной деятельности групп, мы видим, что у 1 группы время, которое отводится на «прогулки» составляет 10,5 часов, у 2 группы уходит около 8,5 часов, а у 3 группы - 6 часов. После беседы со студентами было отмечено, что 3 группа «ходьбе до места учёбы» и «прогулкам» уделяет меньшее количество времени, чем 1 и 2 группы студентов по причине использования транспорта,
■ 1 группа ■ 2 группа. ■ 3 группа 87 85:5
35,5
Объём двигательной активности (б часах)
Рис. 1. Объём двигательной активности студентов (в часах)
42 42 II 1 группа ■ 2 группа ■ 3 группа 13 18 18 0 II 1°1ш "5 6 5 8 4 10 58=5 6
Секционные Занятия по Работа по Ходьба до Протуожи занятия ФКиС в дому учёбы Вузе
Рис. 2. Виды двигательной активности студентов (в часах)
вместо пешего передвижения.
Для характеристики функциональных резервов организма студентов использовали показатели сердечного ритма, физической работоспособности в условиях покоя, до, после физической нагрузки и в течение трёх минутного восстановительного периода.
Физическая нагрузка задавалась на велоэр-гометре типа «КЕТЛЕР» с учетом массы тела студентов. Первая нагрузка составила 1Вт на 1 кг массы тела, большая нагрузка 2 Вт на 1 кг массы тела. Для достоверности показатели, характеризующие физическую работоспособность, измеряли после выходного дня, в понедельник. Условия для всех студентов были одинаковыми. Максимальное потребление кислороды вычисляли математическим путем с использованием формулы.
Таблица 1
Показатели функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма
студентов
Группы студентов - УЧАСТНИКИ эпшфнввп
] группа - студсши. ишшщва циклическими видами спорта 2 группа - студенты, занимающиеся игровыми нл^имл спирта 3 группа - оудснты, ис шншищ«! иэйраниыын лл..имл сзиота
1. Р^'Си^кгы мнн 1334.03 ± 18.12 II «34 ±24^8 Я79.0И ± 2].03
2. МПК. ыл/ыен 2900.00 ± 23.77 зооо.оо ± 2ЙМ.ОО± 145,22
3. ЧСС б поган. чд-'мии 72. ] 2 ± 3. ] Я 74.3« ± 5.47 Я3.59±<1Д
4. ЧСС' умеренная нагрузка 12137±4.19 14(Ш± 5.24
5. ЧСС большая нагрузка 144^2 ± 5 ДУ 151,35 =6.46 164ДО ± 4,36
Ь.ЧССвншншвп: 1мл и. 1 .мин. 2 .мин. 3 мин: 4 мин: 5 мнн. ]] 7,41 ±5.34 99,22 ± 4,26 НО,ЗЯ± 3,12 7М.27 ± 1,56 7Н.04 ± 1.2Я N937 = 5.44 1МД2 ± 5.07 №4Л7 ±4,1(> Л6М ±ззд Л2.0Я ±3.42 Х2.622 ± 3,01 112Л± 3,12 Юи] ±2,57 :104.17±2,]й 9Я.5Я ± 3.02
Воздействие физической нагрузки умеренной и большой мощности на организм студентов с учётом различной двигательной активности в той или иной степени отражается на деятельности сердца, вызывая процесс адаптационных перестроек. Известно, что функциональные резервы организма, принимающие участие в долговременной адаптации к физическим нагрузкам, увеличиваются ростом резервного уровня и снижением исходного уровня показателей сердечного ритма.
В таблице 1 представлены показатели, характеризующие физическую работоспособность, аэробную производительность и показатели сердечного ритма в покое, в нагрузке и в период пятиминутного восстановления.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что показатели функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма студентов трёх групп различны по всем исследуемым показателям. Данные показатели полностью зависят от специфики избранного вида спорта для занимающихся спортом и соответственно исследуемые показатели у студентов, не занимающихся избранными видами спорта значительно ниже, чем у студентов-спортсменов.
Так, например, показатель МПК, который характеризует аэробную производительность организма исследуемых студентов. У студентов 1 группы, занимающихся циклическими видами спорта, МПК составил 2900,00 ± 23,77 мл/мин, у студентов 2 группы, занимающихся игровыми
видами спорта, составил 3000,00 ± 28,94 мл/ мин, а у студентов 3 группы, не занимающихся избранными видами спорта, равнялся 2600,00 ± 16,22 мл/мин. Разница показателей значительна если данные показатели у 1 группы характеризуют от среднего до высокого уровня проявления аэробных возможностей организма за счёт специфики спорта, у 2 группы - высокого уровня проявления аэробных возможностей организма за счёт специфики спорта, то у 3 группы наблюдается низкий уровень аэробных возможностей организма в связи с недостаточностью получаемой нагрузки для их тренированности.
Физическая работоспособность студентов также изменилась в зависимости от их уровня двигательной активности. Анализ показателей физической работоспособности студентов по-
казал наличие различия в абсолютных средних значениях РWCl70 - (р < 0,001) в исследуемых группах в зависимости от их двигательной активности. У студентов 3-ей группы значимо ни-же(р >0,05). Следовательно, систематические тренировки в избранном виде спорта значительно повышают функциональные резервы организма студентов, что влияет на их физическое здоровье.
Также хотели бы обратить внимание, что ЧСС в покое также у всех групп различна. Если у 1 группы ЧСС в покое составила 72,12 ± 3,18 уд/мин, у 2 группы - 74,38 ± 5,47 уд/мин, то у 3 группы - 83,59 ± 4,18 уд/мин. Что свидетельствует о том, что у студентов, занимающихся циклическими видами спорта, ЧСС ниже, тем самым это не является недостатком, а наоборот, является их преимуществом. Если же рассматривать 3 группу студентов, не занимающихся спортом, но данное положение свидетельствует об их жизнедеятельности и их двигательной активности, в целом.
Также хотели бы отметить, что ЧСС после умеренной нагрузки и ЧСС после большой нагрузки у студентов 1 группы ниже, чем у студентов 2 и 3 групп. А именно ЧСС после умеренной нагрузки у 1 группы составила 119,28 ± 2,45 уд/ мин, у 2 группы - 121,27 ± 4,19 уд/мин, у 3 группы - 140,13 ± 5,24 уд/мин. ЧСС после большой нагрузки у 1 группы составила 144,32 ± 5,29 уд/ мин, у 2 группы - 151,35 ± 6,46 уд/мин, у 3 группы - 164,03 ± 4,36 уд/мин. Что свидетельствует о наибольшей тренированности 1 группы, у которых получаемая нагрузка в ходе тренировочных занятий выше, чем у студентов, занимающихся игровыми видами спорта. Также этот факт свидетельствует при анализе восстановительного периода. Из таблицы 1 видно, что студенты 1 группы восстанавливаются быстрее, нежели студенты 2 группы. Ну и конечно отметим, что студенты 2 группы восстанавливаются быстрее, чем студенты 3 группы, которые не занимаются спортом.
Сравнительный анализ реакции показателей ЧСС на нагрузку и восстановления ЧСС за пятиминутный интервал позволил заключить, что повышенная двигательная активность ускоряет восстановление ЧСС и снижает ЧСС в условиях относительного покоя как показатель функциональной тренированности организма и экономизации деятельности сердца.
Заключение
Таким образом, сопоставление полученных результатов студентов с учетом их двигательной активности позволило определить, что наблюдаются достоверно значимые различия.
Наблюдаются высокие значения PWC170, МПК у студентов, занимающиеся спортом, что свидетельствует о необходимости повышения двигательной активности всех студентов транспортного вуза.
Реализация физических нагрузок умеренной и большой мощности значительно повышают функциональные резервы организма студентов, что требует расширения функциональных нагрузок с использованием дополнительных тренировочных воздействий.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание : образовательный и социальный аспекты. Теория и практика физической культуры. 2003; 5: 15-19.
2. Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А. Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технических вузов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-47982019-59-64
3. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Изучение особенностей физической и умственной работоспособности студентов высших учебных заведений в рамках международного проекта «Возможность». Материалы международной научно-практической конференции преподаватели вузов, учителей школ, студентов и молодых ученых «Физическая культура и спорт в системе образования: опыт и перспективы развития», г. Алматы, Казахстан, 10 февраля 2022 г. Алматы. 2022:
477-481.
4. Мутаева И.Ш., Исмагилова Л.Ф. Исследование функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма студенток вуза. Известия тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2022; 8: 18-25.
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р от 24.11.2020. URL: http://www.consultant.ru.
6. Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования. Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007; 5. URL: kamgifk.ru>magazin/4 07/4 2007 02.pdf.
7. Садиев Н.Н. Роль и значение контроля и оценки учебных достижений курсантов военных вузов по физической культуре. Материалы
12-межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов г. Набережные Челны «Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма» 2012: 322-325.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.
References
1. Balsevich V.K. Sports-oriented physical education : educational and social aspects. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury I sporta = Theory and practice of physical culture. 2003; 5: 15-19 [In Russ., In Engl.].
2. Gibadullin I.G., Anisimova A.Yu., Ryabov M.E., Melnikov Yu.A. Theoretical and practical aspects of the formation of physical health of students of technical universities. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-59-64 [In Russ., In Engl.]
3. Ismagilova L.F., Mutaeva I.Sh., Kuznetsova Z.M. Studying the features of physical and mental performance of students of higher educational institutions in the framework of the international project "Opportunity". Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, uchitelej, studentov I molodyh uchenyh "Fizicheskaya kul'tura I sport v sisteme obrazovaniya: opyt I puti razvitiya", Alma-Aty, Kazahstan, 10 fevralya 2022 goda [Materials of the international scientific and practical conference university teachers, school teachers, students and young scientists "Physical culture and sport in the
education system: experience and prospects of development", Almaty, Kazakhstan, February 10, 2022 Almaty]. 2022: 477-481 [In Russ., In Engl.].
4. Mutaeva I.Sh., Ismagilova L.F. Study of the functional state, reserve and adaptive capabilities of the organism of university students. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura I sport. 2022; 8: 18-25 [In Russ.].
5. Strategy for the development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated 11/24/2020. URL: http://www.consultant.ru .
6. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical prerequisites for the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2007; 5. URL: kamgifk.ru "shop/4 07/4 2007 02 .pdf [In Russ.].
7. Sadiev N.N. The role and importance of monitoring and evaluation of educational achievements of cadets of military universities in physical culture. Materialy i2oj Mezhuniversitetskoj nauchno-praktichrskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, magistrantov Naberezhnyh Chelnov "Teoreticheskie I prakticheskie voprosy fizicheskoj kul'tury, sporta I turizma" [Materials of the 12th interuniversity scientific and practical conference of young scientists, postgraduates, undergraduates and students of Naberezhnye Chelny "Theoretical and practical aspects of physical culture, sports and tourism"]. 2012: 322-325 [In Russ.].
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. The training of athletes is based on a comprehensive assessment of the functional state. In the materials of the 3rd International Congress on Scientific Research in the Field of Sports and Technological Support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.
Статья поступила в редакцию: 23.08.2023
Веселкина Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1,190031, Россия, г. Санкт -Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: [email protected] Оборин Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Россия, г. Санкт -Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: [email protected]
Кононов Сергей Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Россия, г. Санкт -Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: [email protected]