- на втором этапе для развития речевого слуха ребёнка характерно его умение различать голоса людей, понимать смысл услышанной фразы;
- на третьем этапе у ребёнка развиваются фонематический слух и умение слышать (то есть воспринимать) составные части слова.
Необходимо отметить, что представленные данные не являются статичными, так как, во-первых, образовательная среда динамична, во-вторых, формирование речевого слуха зависит от возраста и уровня развития ребёнка, а также от условий процесса обучения, в которых оказываются дети. Заключение:
1. Первичное выявление нарушения слухового восприятия у детей дошкольного возраста в Республике Тыва происходит довольно поздно: в возрасте 3-5 лет. Связано это прежде всего с отдалённостью сельских районов от центров, где есть специалисты соответствующего профиля, а также недостаточным вниманием родителей к отклонениям.
2. Определённое влияние на уровень слухового восприятия детей дошкольного возраста оказывает лингвистический фактор, обусловленный тем, что в тувинских семьях часто встречается двуязычие; этот фактор сказывается на процессе узнавания дошкольниками предметов через слуховое / речевое их восприятие.
3. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о значимости такого критерия, как многофакторность преморбидного фона нарушения слухового восприятия.
4. Полученные в ходе исследования данные говорят о преобладании патологий органов слуха у девочек в возрастной категории четыре-пять лет.
5. Длительность каждого этапа обучения детей с нарушениями слухового восприятия зависит от времени выявления и условий обучения.
В заключение нужно сказать, что поиск новых эффективных путей инклюзии глухих имплантированных детей необходимо продолжить. Обучение таких детей необходимо начинать с момента выявления специалистами отклонений в слуховом восприятии данной категории учащихся. Обучением таких учащихся должны заниматься специалисты, владеющие профессиональными знаниями в области специфики слухового восприятия детей с поражениями органов слуха. Эти специалисты применяют к ним персонифицированный подход в соответствии со специфическими потребностями каждого такого ребёнка.
Библиографический список
1. Игнатова, И. А. Способ оценки аудиологических показателей слабослышащих. Математические методы и программные средства в оценке эффективности слухопротезирования / И. А. Игнатова [и др.]. - Красноярск: НИИ медицинских проблем Севера, 2015. - 68 с.
2. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. - Л.: Медицина, 1989. - 224 с.
3. Руководство по аудиологии и слухопротезированию / под ред. проф. Яна Божидара Лятковского; пер. с польского А. Кицера и А. Кицера (мл.), под ред. Н. А. Дайхеса. - М.: Изд-во «Медицинское информационное анентство (МИА)», 2009. - 240 с.
4. Альтман, Я. А. Руководство по аудиологии / Я. А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе. - М.: ДМК Пресс, 2003. - 360 с.
5. Королёва, И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учеб. пособие / И. В. Королёва. -СПб.: КАРО, 2009. (Серия «Психологический взгляд»). - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785992503487.html (дата обращения: 17.11.2016).
6. Иванова, О. Ю. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста / О. Ю. Иванова. - СПб:, 2013. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/03/razvitie_slukhovogo_vospriyatiya.docx (дата обращения: 17.11.2016).
7. Королёва, И. В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И. В. Королёва. - СПб.: КАРО, 2012. - 343 с.
© Скиданова О. В., Игнатова И. А., 2017
УДК 618.179-053.6
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ
В Г. ЧЕРНОГОРСКЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
А. А. Тихонович, В. С. Гладкая
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены результаты изучения характеристик физического и полового развития девочек, проживающих в г. Черногор-ске Республики Хакасия. Для проведения исследования была привлечена 661 школьница в возрасте от 10 до 17 лет. Обследование включало соматометрию и оценку уровня полового развития школьниц указанных возрастов по J. Tanner. Выявлены особенности физического и полового развития исследуемой группы девочек.
Ключевые слова: физическое и половое развитие, подростки, дети, школьницы, Республика Хакасия.
Введение. Физическое развитие является одним из объективных и обобщающих показателей здоровья детей и подростков. Гармоничность роста, развития и репродуктивный потенциал подрастающего поколения - ведущие показатели здоровья и социального благополучия общества. Правильное физическое и половое развитие девочки в пубертатном периоде является основой для становления полноценной репродуктивной функции женщины в будущем [1; 2]. Исследования последних лет свидетельствуют о негативных тенденциях, связанных с ростом и развитием детского населения в России [3; 4]. Отклонения в биологическом развитии организма могут привести к значительным ограничениям реализации в будущем репродуктивных и социальных функций подрастающего поколения, углублению демографического кризиса в стране [5; 6; 7]. Недостаточность в литера-
туре данных об особенностях роста и развития детей в Республике Хакасия побудила нас к проведению настоящего исследования.
Цель исследования состоит в изучении особенностей физического и полового развития девочек, проживающих в г. Черногорске Республики Хакасия. Задачи исследования:
- изучить антропометрические показатели девочек в возрасте от 10 до 17 лет;
- оценить сроки полового развития девочек указанного возрастного диапазона, проживающих в названном населённом пункте Республики Хакасия.
Материалы и методы исследования. В обследовании, включающем соматометрию и оценку уровня полового развития по J. Tanner [8], приняла участие 661 девочка от 10 до 17 лет. Все обследуемые являются учащимися средних общеобразовательных школ промышленного города республики Черногорска. Количественное соотношение групп учениц по их возрасту представлено в таблице.
Распределение обследованных девочек по возрасту
Возраст, лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
Всего, n = 661 n = 21 n = 17 n = 24 n = 29 n = 241 n = 161 n = 80 n = 88
На участие школьниц в исследовании получено информированное согласие их родителей. Обследование включало в себя интервьюирование с помощью специально разработанной анкеты и соматометрию (измерение длины и массы тела). Гармоничность соотношения длины и массы тела оценивалась с помощью массо-ростового индекса Кетле2 (body mass index - BMI), значение которого определялось путём деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м2) [9]. Для характеристики уровня полового развития использовалась комплексная фенотипическая оценка полового развития по J. Tanner [8].
Статистический анализ материала проведён в соответствии с требованиями к выборочным исследованиям с использованием пакета программного обеспечения «STATISTICA v. 7.0 © STATSOFT, USA». Различия результатов считались статистически значимыми при p < 0,05.
Результаты исследования. Длина тела является наиболее генетически детерминированным показателем физического развития человека. Среди обследованных девочек наблюдается закономерное увеличение средних показателей длины тела с возрастом: от 135,3 [95 % ДИ: 131,6; 139,0] до 163,1 [95 % ДИ: 161,7; 164,4] см, (p < 0,001). Анализ ежегодного прироста длины тела школьниц позволил выявить пубертатный скачок роста. Максимальный прирост длины тела происходит с 11 до 14 лет (рис. 1).
130 125 120
10 11 12 13 14 15 16 17
Возраст, лет
Рис. 1. Динамика показателей длины тела обследованных девочек, n = 661
Изучение динамики BMI выявило снижение этого показателя в период максимального увеличения длины тела в 11 и 14 лет; данный факт связан с преобладанием длины и снижением массы тела (p < 0,001) (рис. 3).
Сроки появления вторичных половых признаков - это объективный критерий созревания организма. У большинства девочек первым таким признаком является развитие молочных желёз, являющееся и предиктором пубертатного скачка роста. В 10-летнем возрасте у 61,9 % обследуемых девочек появление молочных желёз не обнаружено. Средний возраст Ма2 у обследованных девочек - 13,1 лет [95 % ДИ: 12,7 - 13,4] (рис. 4).
Средний возраст появления лобкового оволосения у обследованных девочек - 13,0 лет [95 % ДИ: 12,6-13,5]. В 16-17 лет лобковое оволосение у большинства обследованных школьниц соответствует пятой стадии развития по J. Tanner (рис. 5).
Менструальная функция - это сложный биологический процесс, свидетельствующий о появлении циклических изменений в организме. Появление менархе свидетельствует о начале завершающего этапа формирования репродуктивной системы. Средний возраст первой менструации составил 12,8 лет [95 % ДИ: 12,7 - 12,9]. У большинства обследованных девочек к 17-ти годам зарегистрирован регулярный менструальный цикл (93,2 %), но в 16-17-летнем возрасте встречаются девочки, у которых менархе отсутствует (1,1 %). Появление менархе у большинства обследованных школьниц совпадает с максимальным увеличением длины и массы тела (рис. 6).
13 14
I 1-11 ■ I Г1 I Н|
Рис. 2. Динамика массы тела обследованных девочек, п = 661
Рис. 3. Динамика ВМ1, п = 661
Рис. 4. Динамика развития молочных желёз у девочек, п = 661
100% 90% 80".. 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
4" 95,3 м 3,9 11 8 8,3 8,3 58,3 25 2 7,6 10,3 20,7 •Р* 26,2 34,2 36,2 35 70 69,3
76,5
4Л-
| 3 1 28,4
10
11
12
13 14
Возраст, лет
15
16
■ 1 1 3 и 4 ■ 5
Рис. 5. Динамика развития лобкового оволосения у обследованных девочек, п = 661
100"..
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
10
I Ме 1 Ме 2 МеЗ ИМе4
Рис. 6. Средний возраст появления менархе
11
12
13 14
Возраст, лет
15
16
■ Задержка Норма ■ Опережение
Рис. 7. Динамика полового развития девочек, п = 661
85,7 14,3 11,8 41,2 47 16 " 58,6 2 7,6 10,8 46,6 53,4 76 "> 79,5
75 8,3
8
,6
20,5
11,6
Заключение
Таким образом, у обследованных девочек, проживающих в г. Черногорске Республики Хакасия, выявлены особенности физического и полового развития, которые частично обусловлены физиологическими процессами, частично неблагоприятным влиянием факторов окружающей среды. Необходимо провести углублённый анализ факторов, способных оказывать негативное влияние на реализацию репродуктивного потенциала с последующей разработкой и проведением профилактических мероприятий. Выводы:
1. Динамика основных антропометрических показателей обследуемой группы школьниц (длина и масса тела) увеличивается с возрастом, максимальное повышение наблюдается в возрасте от 11 до 13 лет. ИМТ снижается в период максимальных прибавок длины тела в 11 и 14 лет.
2. Во всех изученных возрастных периодах половое развитие девочек соответствует их возрасту. В 15-летнем возрасте задержка полового развития выявлена у 53,4 %, она имеет тенденцию к снижению к 17-летнему возрасту (20,5 %).
Библиографический список
1. Максимова, Т. М. Физическое развитие детей России: определение путей обобщающей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения / Т. М. Максимова, Н. П. Лушкина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 3-7. [Maksimova T. M., Lushkina N. P. The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2013; 4: 3-7. (in Russian)].
2. Михайлин, Е. С. Особенности репродуктивного здоровья современных девочек-подростков (Аналитический обзор) / Е. С. Михайлин, Л. А. Иванова, А. Г. Савицкий, И. В. Берлев // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015. № 2 (61). - С. 63-72. [Mikhaylin E. S., Ivanova L. A., Savitsky A. G., Berlev I. V. Features of reproductive health of modern adolescent girls (analytical review) // Reproductive health of children and adolescents. 2015; 2 (61): 63-72. (in Russian)].
3. Приешкина, А. Н. Сравнительная оценка показателей физического развития школьников / А. Н. Приешкина, И. П. Флянку, Ю. П. Салова, О. М. Куликова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 20. [Prieshkina A. N., Flyanku I. P., Sa-lova YU. P., Kulikova O. M. Comparative estimation of indexes of physical development of schoolchildren. Modern problems of science and education. 2015; 2: 20. (in Russian)].
4. Узунова, А. Н. Особенности взаимосвязи физического и полового развития подростков Челябинска / А. Н. Узунова [и др.] // Гигиена и санитария. - 2014. - № 4. - С. 75-78. [Uzunova, A.N., Lopatina, D.A., Petrunina, S.U., Sharapov, A.R., Kharrasova, E.Kh. (2014). Interrelation peculiarities of the Chelyabinsk teenagers physical and sexual development. Hygiene and sanitary. 4, 75-78. (in Russian)].
5. Гурьева, А. Б. Этно-конституциональные особенности становления менструальной функции у девочек Центрального региона Республики Саха (Якутия) / А. Б. Гурьева, В. А. Алексеева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-1. - С. 48-50. [Guryeva A. B., Alekseeva V. A. Ethnic and constitutional features of formation of menstrual function of girls in the central region of the Republic of Sakha (Yakutia). Fundamental research. 2013; 11-1: 48-50 (in Russian)].
6. Лабыгина, А. В. Репродуктивное здоровье подростков основных этносов Восточной Сибири, проживающих в сельской местности / А. В. Лабыгина, Е. Ю. Загарских, Л. В. Сутурина, Н. А. Курашова // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2013. - № 4 (92). - С. 36-40. [Labygina A. V., Zagarskikh E. U., Suturina L. V., Kurashova N. A. Adolescent reproductive health in major ethnic groups in Eastern Siberia living in countryside. Bulletin of Eastern Siberian scientific center SO RAMN. 2013; 4 (92): 36-40 (in Russian)].
7. Тролукова, А. Н. Особенности физического развития и полового созревания девочек, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия) / А. Н. Тролукова, Е. Н. Тролукова, Е. В. Уварова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2012. - № 1. - С. 76-88. [Trolukova A. N., Trolukova E. N., Uvarova E. V. Peculiarities of physical development and sexual maturity of the girls living in extreme nature conditions of the Sakha Republic (Yakutia). Reproductive health of children and adolescents. 2012; 1: 76-88 (in Russian)].
8. Maishall, W .A. and Tanner J. M. Variations in pattern of pubertal changes in girls / W. A. Maishall, and J. M. Tanner // Arch Dig. Child. -1969. - № 44. - Р. 291-303, [Department of Growth and Development, Institute of Child Health, University of London, England).
9. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents / M. De Onis, A. W. Onyango, E. Borghi et al. // Bulletin of the World Health Organization. - 2007. - V. 85. - Р. 660-667.
© Тихонович А. А., Гладкая В. С., 2017
УДК 616.831-005.1(571.513)
ФАКТОРЫ РИСКА И СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА
В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
К. В. Чернов1, О. М. Сергомасова1, О. И. Зайцева1, Л. С. Эверт2
'Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера СО РАМН
В статье представлены результаты изучения факторов риска и структуры геморрагического инсульта в Республике Хакасия с учётом гендерных и возрастных особенностей. Ведущими факторами риска являются артериальная гипертензия, атеросклероз, аневризмы сосудов головного мозга, курение, злоупотребление алкоголем. В структуре первое место занимают внутримозговые кровоизлияния, затем — смешанные формы геморрагического инсульта и субарахноидальные кровоизлияния.
Ключевые слова: геморрагический инсульт, клинические варианты, факторы риска, Хакасия.
Введение. Сосудистые заболевания головного мозга ввиду высокой распространённости и тяжёлых последствий представляют важнейшую медицинскую и социальную проблему [1; 2]. Высока распространённость це-реброваскулярной патологии в Сибири [3; 4; 5]. Одной их самых тяжёлых форм цереброваскулярной патологии является геморрагический инсульт. При геморрагическом инсульте 40-50 % случаев являются летальными, инвалидность достигает 75 %, причём около 10 % пациентов остаются лежачими [6; 7]. Геморрагический ин-