Научная статья на тему 'Особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста (на примере Республики Тыва)'

Особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста (на примере Республики Тыва) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1199
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / AUDITORY PERCEPTION / СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ / AUDITORY ATTENTION / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / AUDITORY MEMORY / ЗВУК / SOUND

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скиданова Ольга Валерьевна, Игнатова Ирина Акимовна

В статье характеризуется необходимость проведения ислледований по слухоречевому развитию детей, а также определение причин нарушения слуха с оценкой развития детей дошкольного возраста в республике Тыва. Исследование проведено на базе на сурдологического кабинета г. Кызыла Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скиданова Ольга Валерьевна, Игнатова Ирина Акимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Peculiarities of Children’s Auditory Perception at Preschool Age (Using Examples of the Republic of Tyva)

The article highlights the need for the research on children’s development auditory perception and speech. The author gives assessment of the development of preschool children in the Republic of Tuva to determine the causes of the dysfunctions. The study was carried out on the material of the audiology office in the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «Особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста (на примере Республики Тыва)»

Оценка степени адаптации организма по выявленному адаптационному потенциалу (АП) показала, что основная масса обследованных юношей имеет удовлетворительную адаптацию, напряжение механизмов адаптации среди юношей-хакасов встречается чаще, чем у европеоидов. Среди всех испытуемых не было зафиксировано ни одного случая срыва уровня адаптации. Для 48 % юношей-хакасов отмечается напряжение механизмов адаптации, удовлетворительная адаптация составила 52 % от общего числа испытуемых. У 36,42 % юношей-европеоидов выявили напряжение механизмов адаптации; удовлетворительная адаптация наблюдалась у 63,58 % от общего их числа.

Уровень регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы у большинства юношей обеих групп находится в области средних значений.

У юношей-хакасов индекс Робинсона в 50,66 % случаев указывает на средний уровень возможностей функциональных резервов ССС, в 22,6 7 % отмечается высокий уровень и у 26,67 % наблюдается низкий уровень. В группе юношей-европеоидов резерв ССС по Робинсону имеет немного иную картину. В 57,39 % случаев индекс Робинсона указывает на наличие среднего уровня возможностей, высокий уровень наблюдался лишь у 3,27 %, низкий уровень возможностей функциональных резервов имеют 39,34 % юношей.

Полученные в ходе исследований результаты показали, что большинство исследуемых юношей, проживающих на территории Республики Хакасия, имеют нормотонический тип реакции ССС. Этот тип характеризуется учащением ЧСС в пределах нормы, адекватным повышением систолического артериального давления и небольшим снижением диастолического артериального давления при выполнении физической работы. Нормотонический тип реакции ССС является наиболее благоприятным и отражает хорошую приспособляемость организма к физической нагрузке.

Заключение. В результате проведённых исследований выяснили, что рост у юношей-европеоидов в среднем на 6 см выше, а масса тела на 7,5 кг больше, чем у юношей-хакасов.

Юноши-европеоиды и юноши коренного населения Республики Хакасия больше чем в половине случаев имеют удовлетворительный уровень адаптации, хотя у юношей-европеоидов он встречается чаще (63,5 % и 52,0 % соответственно).

Значения индекса Робинсона, включающие уровни возможностей функциональных резервов ССС средний и выше среднего, наблюдались у 83,33 % юношей-хакасов и 61,66 % юношей-европеоидов. У юношей-европеоидов редко отмечается высокий уровень данного показателя - всего у 3,27 %.

Для обеих групп обследуемых характерен нормотонический тип реакции ССС на физическую нагрузку.

Библиографический список

1. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.

2. Москаленко, О. Л. Особенности адаптации организма юношей в условиях городского антропотехногенного загрязнения окружающей среды / О. Л. Москаленко, А. С. Пуликов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10 (часть 4). - С. 705-709.

3. Пуликов, А. С. Адаптационный потенциал юношей Красноярского края как показатель состояния здоровья / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко, О. И. Зайцева // В мире научных открытий. - 2011. - № 4. - С. 361-367.

4. Пуликов, А. С. Вегетативная регуляция и физическое развитие юношей коренного населения Республики Хакасия / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко, Е. Б. Маркович // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015.- № 12. - С. 86-87.

5. Автандилов, Г. Г. Медицинская морфометрия: руководство / Г. Г. Автандилов. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.

© Пуликов А. С., Маркович Е. Б., Петров И. А., Сидоренко А. В., Власова Е. Н., 2017 УДК 373.3(571.2)

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

О. В. Скиданова1, И. А. Игнатова2

'Республиканская детская больница 2Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера СО РАМН

В статье характеризуется необходимость проведения ислледований по слухоречевому развитию детей, а также определение причин нарушения слуха с оценкой развития детей дошкольного возраста в республике Тыва. Исследование проведено на базе на сурдологического кабинета г. Кызыла Республики Тыва.

Ключевые слова: слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память, звук.

Введение. Слух имеет большую социальную значимость для любого человека, но особенно он важен для детей, поскольку для них слуховой канал, наряду со зрением, является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Сохранность слухового анализатора, вне всякого сомнения - это одно из необходимых условий развития ребёнка, так как его нормальное функционирование имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процесс развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха до настоящего времени изучен недостаточно [1].

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и множество других. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки,

порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание человеком окружающей действительности. Очевидно, что для того чтобы ребёнок мог это делать, у него должны быть сформированы основные процессы слухового анализа звуковых сигналов, связанные прежде всего с надсегментными интонационными ритмическими характеристиками речи, к которым относятся анализ ритма, интонаций, изменения частоты, интенсивности и ударения [2; 3]. В то же время существует выраженная корреляция между длительностью периода нарушения и результатами слухового восприятия. Чем меньше этот период, тем выраженнее процесс их слухового восприятия [4, с. 279].

Слуховое восприятие характеризуется как очень важная особенность человека, так как без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. «Человек слышит мозгом, а не ухом!» [5]. Звуковые волны создают слабые электрические сигналы, которые передаются по слуховому нерву к слуховым центрам мозга. В этих центрах происходит обработка звуковой/речевой информации, формируются различные слуховые ощущения (музыки, речи и пр.).

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания - умения сосредоточиваться на звуке, определять его характер и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ звуков, воспринимаемых слуховым аппаратом человека. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти [6, с. 1-2]. Реакции внимания отличаются от ориентировочной реакции своей длительностью.

Изучение слухового восприятия детей раннего возраста имеет большое значение для выявления выбора тактики лечения при нарушениях слуха, для их профилактики, для обучения детей с нарушениями слуха, а также для совершенствования сурдологической и сурдопедагогической служб. Такие исследования помогают выявить связь между состоянием слухового восприятия и условиями обучения, определить факторы риска, составить программные карты обучения и оценить их динамику. Подобного рода исследования широко применяются в разных странах, однако методы их проведения, как и статистические способы обработки данных, нередко различны, что затрудняет сравнение полученных результатов.

Целью настоящей работы явилось изучение комплексного диагностического обследования слухового восприятия детей дошкольного возраста с сенсоневральной тугоухостью, проживающих в Республике Тыва. Исследование проведено на основе данных анамнеза, объективного обследования детей, психолого-педагогического обследования и анкетирования. При проведении исследования слухового восприятия глухих детей младшего дошкольного возраста мы опирались на существующую в отечественной сурдопедагогике методику педагогического обследования слуховой функции, включающую изучение неречевого и речевого слуха детей в зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, этиологических факторов, клинических проявлений, патогенетических форм.

Материалы и методы исследования. Осмотрены дети дошкольного возраста с сенсоневральной тугоухостью (n = 68, проживающих в Республике Тыва. Обследованию подверглись две группы детей. В контрольную группу включены 35 детей, не имеющих патологии органов слуха. Обследуемая группа состояла из 33 детей трёх возрастных подгрупп: дети 1-3 года (22,1 %); 3-5 лет (30,8 %) и 5-7 лет (41,7 %). Проведено комплексное аудиологическое обследование детей исследуемой группы, состоящих на диспансерном учёте в сурдологическом кабинете г. Кызыла. Комплексное обследование включало в себя анализ анамнестических данных, оториноларингологическое обследование, аудиологическое обследование при помощи отоскопа и диагностического аудиометра AD - 40, регистрацию отоакустической эмиссии, регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов и объективной компьютерной аудиометрии (ASSR) при помощи аппарата «Нейрософт». Также был проведён анализ оценки слухового восприятия детей раннего дошкольного возраста на основании анкетирования их родителей по анкете (Littl EARS) в русскоязычной версии И. В. Королёвой [7, с. 64-65]. Все виды обследования проводились в течение 2015-2016 гг.

Результаты исследования. Анкетные данные показали, что 68 % случаев обследованных детей живут в семьях, в которых отмечается двуязычие, что определённо оказывает влияние на развитие слухового восприятия. В результате проведённого исследования установлены существенные различия слухового восприятия здоровых детей и детей с нарушениями слуха.

Анализ первичного выявления проблем показывает, что наиболее часто отмечаются нарушения слухового восприятия у детей в возрасте от трёх до пяти лет (56 % всех случаев), до одного года в 10 % случаев, от одного года до трёх лет в 24 % случаев, от пяти до 7 лет в 10 % случаев.

Результаты обследования анамнеза таковы: в 95 % случаев отмечается перинатальное поражение центральной нервной системы, в 42 % случаях встречается анемия и ранний токсикоз беременных, в 20 % случаев у детей обнаруживается хроническая внутриутробная гипоксия плода, в 10 % случаев - недоношенность, ещё в 10 % случаев - транзиторная желтуха новорождённых.

Анализ полученных данных по критериям «возраст» и «пол» детей говорит о преобладании патологий органов слуха у девочек в возрастной категории четыре-пять лет.

Для оценки степени развития слухового восприятия детей необходимо определить последовательность этапов его формирования, каждый из которых характеризуется своими особенностями. По нашему мнению, следует говорить о трёх этапах со следующими их отличительными особенностями:

- на первом этапе у детей формируются умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;

- на втором этапе для развития речевого слуха ребёнка характерно его умение различать голоса людей, понимать смысл услышанной фразы;

- на третьем этапе у ребёнка развиваются фонематический слух и умение слышать (то есть воспринимать) составные части слова.

Необходимо отметить, что представленные данные не являются статичными, так как, во-первых, образовательная среда динамична, во-вторых, формирование речевого слуха зависит от возраста и уровня развития ребёнка, а также от условий процесса обучения, в которых оказываются дети. Заключение:

1. Первичное выявление нарушения слухового восприятия у детей дошкольного возраста в Республике Тыва происходит довольно поздно: в возрасте 3-5 лет. Связано это прежде всего с отдалённостью сельских районов от центров, где есть специалисты соответствующего профиля, а также недостаточным вниманием родителей к отклонениям.

2. Определённое влияние на уровень слухового восприятия детей дошкольного возраста оказывает лингвистический фактор, обусловленный тем, что в тувинских семьях часто встречается двуязычие; этот фактор сказывается на процессе узнавания дошкольниками предметов через слуховое / речевое их восприятие.

3. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о значимости такого критерия, как многофакторность преморбидного фона нарушения слухового восприятия.

4. Полученные в ходе исследования данные говорят о преобладании патологий органов слуха у девочек в возрастной категории четыре-пять лет.

5. Длительность каждого этапа обучения детей с нарушениями слухового восприятия зависит от времени выявления и условий обучения.

В заключение нужно сказать, что поиск новых эффективных путей инклюзии глухих имплантированных детей необходимо продолжить. Обучение таких детей необходимо начинать с момента выявления специалистами отклонений в слуховом восприятии данной категории учащихся. Обучением таких учащихся должны заниматься специалисты, владеющие профессиональными знаниями в области специфики слухового восприятия детей с поражениями органов слуха. Эти специалисты применяют к ним персонифицированный подход в соответствии со специфическими потребностями каждого такого ребёнка.

Библиографический список

1. Игнатова, И. А. Способ оценки аудиологических показателей слабослышащих. Математические методы и программные средства в оценке эффективности слухопротезирования / И. А. Игнатова [и др.]. - Красноярск: НИИ медицинских проблем Севера, 2015. - 68 с.

2. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. - Л.: Медицина, 1989. - 224 с.

3. Руководство по аудиологии и слухопротезированию / под ред. проф. Яна Божидара Лятковского; пер. с польского А. Кицера и А. Кицера (мл.), под ред. Н. А. Дайхеса. - М.: Изд-во «Медицинское информационное анентство (МИА)», 2009. - 240 с.

4. Альтман, Я. А. Руководство по аудиологии / Я. А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе. - М.: ДМК Пресс, 2003. - 360 с.

5. Королёва, И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учеб. пособие / И. В. Королёва. -СПб.: КАРО, 2009. (Серия «Психологический взгляд»). - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785992503487.html (дата обращения: 17.11.2016).

6. Иванова, О. Ю. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста / О. Ю. Иванова. - СПб:, 2013. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/03/razvitie_slukhovogo_vospriyatiya.docx (дата обращения: 17.11.2016).

7. Королёва, И. В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И. В. Королёва. - СПб.: КАРО, 2012. - 343 с.

© Скиданова О. В., Игнатова И. А., 2017

УДК 618.179-053.6

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ

В Г. ЧЕРНОГОРСКЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

А. А. Тихонович, В. С. Гладкая

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты изучения характеристик физического и полового развития девочек, проживающих в г. Черногор-ске Республики Хакасия. Для проведения исследования была привлечена 661 школьница в возрасте от 10 до 17 лет. Обследование включало соматометрию и оценку уровня полового развития школьниц указанных возрастов по J. Tanner. Выявлены особенности физического и полового развития исследуемой группы девочек.

Ключевые слова: физическое и половое развитие, подростки, дети, школьницы, Республика Хакасия.

Введение. Физическое развитие является одним из объективных и обобщающих показателей здоровья детей и подростков. Гармоничность роста, развития и репродуктивный потенциал подрастающего поколения - ведущие показатели здоровья и социального благополучия общества. Правильное физическое и половое развитие девочки в пубертатном периоде является основой для становления полноценной репродуктивной функции женщины в будущем [1; 2]. Исследования последних лет свидетельствуют о негативных тенденциях, связанных с ростом и развитием детского населения в России [3; 4]. Отклонения в биологическом развитии организма могут привести к значительным ограничениям реализации в будущем репродуктивных и социальных функций подрастающего поколения, углублению демографического кризиса в стране [5; 6; 7]. Недостаточность в литера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.