ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ, СУБЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
И.П. Левицкая, преподаватель, магистр психологических наук,
Н.С. Наумова, курсант, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,
г. Гомель
В связи с отчетливо появившейся в обществе потребностью в профессионалах высокого класса, работающих в военной сфере, в сфере управления, экономики, образования и государственной службы, особое значение приобретает акмеология - новая интегративно-комплексная наука (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Г. Михайловский, А.С. Огнев, Л.Э. Орбан и др.) [1, 2]. Актуальность акмеологии характеризуется ее возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения уровня профессиональной культуры и в целом профессионализма специалистов различных профилей [1, с. 201].
На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий в обучении. Вопросы практического применения акмеологического знания на сегодняшний день являются одними из самых важных.
В настоящее время в психологических и акмеологических исследованиях профессионализм руководителей, осуществляющих свою деятельность в особых условиях, и особенно его личностная составляющая (профессионализм личности) изучены недостаточно. Ранее основное внимание уделялось главным образом деятельностному аспекту [3, с. 79].
Традиционно в аспекте «особых условий труда» и «экстремальных условий труда» в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая, авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных, пожарных, спасателей, пограничников и др. Как отмечает В.А. Толочек, за последние годы кардинально изменилось содержание многих профессий. Как следствие этого происходит постепенное расширение класса экстремальных условий в разных видах профессиональной деятельности, в том числе и профессиях класса «человек-человек» [4, с. 179].
Однако явно недостаточно изучены проблемы психологической регуляции деятельности субъекта труда и в адаптационный период. Практически не исследовались условия деятельности, которые близки к экстремальным, но все же отличаются от них. Не были введены общепринятые и аргументированные разграничения понятий - «измененные», «затрудненные», «особые» и «экстремальные условия деятельности» [4, с. 178-179].
Согласно исследованиям, между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, имеющий специфическое психологическое содержание. Эти условия деятельности
названы «особыми» [5, с. 11-13]. В настоящее время существуют тенденции устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными и тенденции расширения класса экстремальных условий в труде субъектов. Прямые причины этих тенденций - это быстрое изменение технологий, трудовых отношений субъектов, корпоративной культуры организаций [4, с. 180].
А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин под условиями осуществления деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности [5, с. 16]. С позиций методологического принципа «общее - особенное - единичное» общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является действие экстремальных факторов, которые и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов [5, 6].
Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых [4, с. 181].
Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность, при этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления [4, с. 181].
А.А. Деркач определяет, что сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация [7, с. 20].
Согласно данным ряда независимых исследований, общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:
- наличие действующих экстремальных факторов, выступающих как возмущения;
- возникновение негативных функциональных состояний типа динамического рассогласования;
- высокие нервно-психические и энергетические затраты;
- включение в деятельность резервных возможностей.
От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:
- непостоянством действия экстремальных факторов или высокой
осознаваемой вероятностью их появления;
- меньшей по сравнению с экстремальными условиями их интенсивностью или мощностью;
- умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;
- включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа [4, 5].
Выявлено, что экстремальные факторы, определяющие условия деятельности как особые, имеют следующие характеристики:
- объективный характер, мало зависящий от субъекта деятельности, его регулятивных возможностей;
- различную вероятность появления - от хорошо предсказуемого момента до случайного;
- различную силу и интенсивность, обусловленные их природой (техногенные, организационные, экологические, психологические, социальные и пр.);
- действие, вызывающее возникновение негативных умеренно выраженных функциональных состояний у субъекта;
- действие, затрудняющее выполнение деятельности, профессиональные взаимодействия, общение.
Проведенные исследования показали, что в управленческой деятельности чаще всего встречаются следующие конкретные виды экстремальных факторов: информационные и иные перегрузки; дефицит необходимой информации; неопределенность субъективно и объективно значимой ситуации; конфликты; угрозы; кризисы; производственные и иные стрессы; дефицит времени; существенно завышенные требования к субъекту деятельности; очень высокие психоэнергетические затраты; психологическая несовместимость; неадекватный стиль управления вышестоящего руководителя; неадекватное поведение и отношение персонала; дефицит или неопределенность; информация об экстремальных факторах; негативные экологические факторы [3, с. 80-81].
Изучение особенностей саморегуляции специалистов и руководителей, успешно работающих в особых и экстремальных условиях, выявило несколько доминирующих у них мотивов, способствующих повышению надежности деятельности субъекта труда: самореализации в профессии, развития своей индивидуальности, материального вознаграждения, престижа профессии в обществе и т.п. [5, с. 50].
Деркач А.А. Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. отмечают, что высокий уровень саморегуляции является важнейшим акмеологическим инвариантом (постоянной величиной) профессионализма. Комплекс исследований, показал, что формирование психологической готовности субъекта труда есть ключевая задача обеспечения надежности и эффективности его деятельности в особых и экстремальных условиях [2, 3, 5, 7].
Список использованной литературы
1. Неверко М.В. Акмеологический подход в формировании профессионализма и профессиональной культуры / М.В. Неверко // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 24-25 ноября 2011 г. / Гомельский областной ин-т развития образ-я; ред. кол.: Н.В. Кухарев (отв. ред.) [и др.]. - Гомель, 2011. - Вып. XIII. - С. 201204.
2. Акмеология: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 298 с.
3. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие / В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.: РАГС, 1998. - 267 с.
6. Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих / В.А. Толочек. -М.: РАГС, 2003. - 156 с.
7. Дмитриева М. А., Суходольский Г. В. Методы описания, анализа и оценки деятельности / М.А. Дмитриева, Г.В. Суходольский // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 12-118.
К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УТЕЧКИ ИНФОРМАЦИИ В КАНАЛАХ ПОБОЧНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХИЗЛУЧЕНИЙ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ
СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ
И.Н. Литовченко, адъюнкт, В.С. Зарубин, профессор, д.т.н., профессор, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В зависимости от того, какие знания о предметной области, процедурные или декларативные, отражают модели, они будут являться либо функциональными, либо информационными, либо функционально -информационными.
Функциональная модель представляет собой подробное описание с требуемой степенью подробности о системе выполняемых предметных функций и отражает процедурные знания об исследуемом объекте. Информационная модель представляет собой подробное описание