УДК 316,6
ИВ. Крамаренко УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ В ОРГАНИЗАЦИИ:
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация. Статья посвящена важной современной проблеме - удовлетворенности трудом современного субъекта труда. Данная проблема рассматривается с точки зрения про-фессиографического подхода. Данный подход предполагает рассмотрение профессионально важных качеств, которые отражают содержание и предмет профессиональной деятельности и психологических особенностей субъекта труда. Ключевые слова: труд, профессия, удовлетворенность, организация.
Igor Kxamarenik) job SATISFACTION OF EMPLOYEES OF THE
ORGANIZATION: PROFESSIONAL GRAPHIC APPROACH
Abstract. The article is devoted to the important modern problem - the job satisfaction of the modern subject of the work. This problem is considered from the point of view of professional graphic approach. This approach is consideration of the matter professionally important qualities that reflect the content and the subject of professional activity and psychological peculiarities of the subject of the work.
Keywords: work, profession, satisfaction, organization.
Проблема удовлетворенности трудом сотрудников организации может быть представлена в психологии как общая - проблема труда вообще и каждого отдельного человека как субъекта труда, в частности. Удовлетворенность трудом взаимосвязана с мотивационным компонентом деятельности, результатом и процессом труда персонала.
С точки зрения подхода к проблеме труда как таковой эта проблема изучалась как проблема деятельности личности (П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровиц-кий), профессионализма личности и деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.М. Иванова, А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Г.С. Никифоров, М.Ф. Секач, Г.В. Суходольский, В.А. Толочек, В. Д. Щадриков). При этом различают три основных подхода к изучению профессионализма, его концепций и моделей: 1) типологический (Дж. Холланд, Е.А. Климов (1993), П.В. Малиновский); 2) структурно-функциональный (Ф. Паркинсон, Г. Лестер, Л. Питер, К.К. Платонов, А.А. Смирнов, В.В. Путилин); 3) динамический (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов (1996), Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер). Необходимо заметить, что учеными были предприняты исследования в плане создания синтетических моделей профессионализма, которые включают элементы различных подходов: акмеологического - А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев [2, 3], полисистемного - Ю.П. Поваренков, системного - С.А. Дружилов). Исторический взгляд на проблему труда отражен в работах С.М. Богословского, Е.А. Климова, О.Г. Носковой. Исследование проблем психологии труда, инженерной психологии и эргономики проведено под руководством Г.М. Зараковского, А.Л Журавлева, В.А. Бодрова, которые применяют профессиографический подход в исследовании трудовой деятельности человека.
С точки зрения решения проблемы в контексте подхода изучения субъекта труда в профес-сиографической плоскости проблема исследовалась как различные уровни системного анализа трудовой деятельности: нормативно-параметрический, морфологический, функциональный (Е.М. Иванова), личностно-мотивационный, компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, информационный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический (В.Д. Шадриков), деяний, действий, макроэлементов действия, микроэлементов действия (Е.А. Климов). Т.Ю. Базаров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.С. Кузнецова, О.Г. Носкова изучали субъекта труда в производственных организациях. Современные исследования психологии труда зарубежных авторов Ч. Биллингса (C. Billings), Г. Йоханнсена (G. Johannsen), Б. Кантовица (B. Kantowitz), А. Левиса (A. Levis), Д. Миллера
© Крамаренко И.В., 2014
Вестник Университета № 4, 2014
(D.P. Miller) и А. Суэйна (A.D. Swain), Н. Морея (N. Moray), Р. Соркина (R.D. Sorkin), Х. Стассена (H. Stassen), Т. Шеридана и др. ориентируются на антропоцентрический подход, Дж. Бендерс. Дж. Хаан, Д. Беннет опираются в психологии труда на симбиотический подход интегративного характера.
Вместе с тем большое число исследований научного направления изучения трудовой деятельности как социального и психологического процесса оставляют недостаточно освещенной проблему психологического аспекта удовлетворенности трудом самого субъекта труда. Этот психологический аспект трудовой деятельности может быть интерпретирован как особенный. В данном случае необходимо провести аналитическое исследование данного вида труда с построением профессиограммы и на ее основе выявить психологическую особенность - удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом может быть рассмотрена на основе выделенных Климовым Е.А. различных сторон профессии [5].
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности, так как профессиональная деятельность не просто позволяет производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях).
4. Профессия как исторически развивающаяся система (слово «профессия» восходит к латинскому profited — «говорить публично»). «Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии», - отмечает Е.А. Климов [5]. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную миссию) в общественной системе, а не просто выполнять работу по инструкции.
Удовлетворенность трудом у человека созидающего взаимосвязана, скорее всего, с третьей и пятой сторонами трудовой деятельности, так как человек, сам формируя свой труд как созданную им реальность, сам формирует свой творческий потенциал и может его развивать.
А.К. Маркова разработала свою авторскую концепцию профессиональной деятельности и профессионализма, в данном ключе выявила психологические критерии, уровни, этапы, ступени развития субъекта труда и его стремления к профессионализму, описала виды профессиональной компетентности, выявила задачно-личностный подход к созданию профессиограммы и впервые создала индивидуальную профессиональную психологическую диагностическую карту [4].
С точки зрения психологии труда для выявления удовлетворенности человека трудом необходимо определить профессиограмму труда обследуемых сотрудников организации, которые являются служащими среднего управленческого звена. При этом необходимо учесть специфику этого труда. Для исследовании удовлетворенности трудом необходимо разработать профессиограмму этой профессиональной группы и провести сравнительный анализ с контрольной группой. Специфика обследуемой группы в контексте содержания трудовой деятельности такова. С одной стороны, организация является государственным учреждением и сотрудники являются государственными служащими, что имеет определенную специфику профессиональной деятельности государственного служащего и особенности профессиограммы, соответственно. С другой стороны, данной организации специаль-
ным нормативным документом разрешено взаимодействовать на договорной основе с коммерческими структурами с отдельной оплатой труда в зависимости от трудового участия каждого отдельного сотрудника, что также влияет на структуру профессиограммы обследуемой группы.
Этот специфический момент труда современной действительности отражается в профессио-грамме, содержащей ведомственную и коммерческую специфику. С одной стороны - сотрудник должен выполнить договорные коммерческие обязательства и получить за труд адекватное его труду вознаграждение. С другой стороны - ему необходимо четко соблюсти ведомственные интересы и нормативные предписания государственного служащего. Именно данная специфика определяет актуальность проведения профессиографического исследования, которое оформляется в виде профес-сиограммы.
Профессиограмма включает в себя описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, медицинских и психологических особенностей профессии. Две части профессиограммы - психограмма и трудограмма являются основными составляющими. Профессиограмма - это «научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника» [1]. В психологии профессиограмма рассматривается как обобщенная инвариантная модель успешного специалиста в данной области, при этом учитываются варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне, поэтому профессиограмма - гибкая матрица развития специалиста, в том числе по модулю удовлетворенности трудом. Трудограмма раскрывает роль профессии, распространенность профессии; предмет труда в профессии; профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии; деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автома-тизированности; средства труда; условия труда; организация и кооперация труда; продукт труда; возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата; права и обязанности представителя данной профессии; позитивное влияние данной профессии на человека и ее негативные стороны. На удовлетворенность трудом в организации влияют прежде всего продукт труда, мотивация достижения уровней профессионализма и оплата труда. Психограмма характеризует психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде - удовлетворенность трудом здесь определяется ценностными ориентациями и потребностной сферой профессиональной деятельности в конкретной организации.
В результате проведенного изучения такой психологической субъективной характеристики как удовлетворенность трудом можно сказать, что данная характеристика имеет большое практическое значение, которое обоснованно влияет на повышение эффективности труда в организации, поэтому можно дать практические рекомендации психологическим службам организаций учитывать данную характеристику, выявлять ее значения и формировать позитивную установку к процессу и результатам своей трудовой деятельности каждого отдельного сотрудника. Это необходимо делать на основе данных профессиографического исследования при проведении промежуточных аттестаций в организации.
Библиографический список
1. Большой российский энциклопедический словарь (БРЭС). - М.: АСТ-Астрель. - 2005.
2. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В .Г. Зазыкин. - СПб.: Питер. - 2003. - С. 178.
3. Деркач А.А. Акмеология управления / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2008, - С. 254
4. Климов Е.А. История психологии труда в России / Е.А. Климов, О.Г. Носкова. - М.: МГУ, 1992. - 450 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.