Амал Р. Гасанлы
докторант Азербайджанского государственного Экономического Университета
ХАРАКТЕР ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УСИЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Аннотация
АМАЛ Р. ГАСАНЛЫ. ХАРАКТЕР ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УСИЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Статья А. Гасанлы посвящена актуальным вопросам экономического развития Азербайджанской Республики. В статье утверждается, что рост Азербайджанской экономики, в первую очередь связан с эффективной государственной экономической политикой. Политика интенсивной эксплуатации природных ресурсов поддерживается умелым управлением растущих финансовых потоков и расширением регулирующей роли госбюджета.
Ключевые слова: экономическая политика, экономическое развитие, управление финансовыми потоками, эксплуатация природных ресурсов, госбюджет, консолидированный бюджет, регулирующая роль.
AMAL R. GASANLI. ECONOMIC DEVELOPMENT AND THE STRENGTHENING OF THE FINANCIAL FLOWS OF THE NATURE OF THE CONDITIONAL INTERACTION IN AZERBAIJAN
The article is devoted to topical issues of economic development in the Republic of Azerbaijan. The article notes that in recent years the rapid development of the Azerbaijan economy and in the first place is correctly connected to the economic policy. Intensive exploitation of natural resources in a rational strategy for managing the financial flows and the strengthening of the regulatory role in the state budget as a policy is the main factors to ensure the rapid development.
Key words: economic policy, economic development, managing the financial flows, exploitation of natural resources, state budget, regulatory role
Высокие и устойчивые темпы экономического роста современного Азербайджана характеризуются рядом особенностей. Во-первых, высокие темпы роста сопровождают -ся макроэкономической стабильностью, в условиях усложнения структуры и динамики движения финансовых потоков на всех уровнях национальной экономики. Во- вторых, экономика Азербайджана в последние годы становится все более открытой, что по нашему мнению обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. В-третьих, углубление внедрения рыночного механизма хозяйствования происходит параллельно с усилением регулирующей роли государства в управлении экономикой.
Обозначенные особенности придают особый характер взаимообусловленности экономического развития нынешнего Азербайджана с факторами развития в целом. Исследования, проведенные в этом направлении позволяют дать некоторые разъяснения.
В свете совершенствования хозяйственного механизма и трансформации характера экономических отношений в мировом масштабе, проблема макроэкономического регулирования экономики приобретает особую актуальность. Важной особенностью экономического развития, на современном этапе, становится изменение характера экономических отношений как в целом по экономике, так и на уровне целевых и факторных составляющих. Углубление взаимозависимости разного уровня институтов — субьектов хозяйствования, повышение уровня открытости экономических систем, изменение характера экономической интеграции, дематериализация производства и роста виртуальности экономических отношений в целом, в итоге меняют сущность категорий ресурсообеспе-ченности, рентабельности, полезности, экономической безопасности и.т.д.
Мы полагаем, что, в приципе, выделенные особенности характеризуют действенный уровень развития и предопределяет цели и задачи государственного регулирования национальных экономик на современном этапе общественного развития.
Вся совокупность теоретических концепций по регулирующей роли государства в экономике идентифицирующаяся между крайними идеологиями - неокейнсианством и неоклассикой, по разному представляет
экономические функции государства. Естественно, что нас больше интересуют проблемы госрегулирования в условиях транзитной экономики. Традиционно, в теориях развития всегда доминировали комплексные представления о трансформации экономик. От так называемого «большого толчка» до «сбалансированного роста», от «Вашингтонского консенсуса» до «реформ второго поколения», акцент всегда делался на крупномасштабных изменениях1. Подобные идеи остаются в моде и сегодня. Превалирование интересов «управления» включает значительные усилия, направленные на изменение институтов в развивающихся странах, как необходимое условие экономического развития.
Так, например «Проект тысячелетия ООН» предусматривает крупномасштабные скоординированные инвестиции в человеческий капитал, развитие государственной инфраструктуры и прогрессивные сельскохозяйственные технологии. Вместе с тем немало и отличающихся взглядов-воззрений на такие комплексные подходы. Среди них и известный Альберт Хиршман, который считает что, любая страна, имеющая возможность провести комплексные программы, не может быть экономически отсталой. По его мнению, возможности экономического роста не являются столь ограниченными, как нас учат комплексные теории. Дисбалансы, характерные для низкого уровня экономического развития, создают благоприятные возможно-
1 R.T. Hasanov, Managment in transition ecsnomies : an Azerbaijan Republik case stady. The Caucasus & Globalization,, Journal Volume 3, p127, Issue 1,2009 CA&CC Press SWEDEN
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1
сти, которые можно использовать в экономической политике1. Основные представления Хиршмана о развитии оказались на редкость правильными. По мнению многих известных экспертов, главный урок последних пятидесяти лет заключается в том, что политики должны мыслить стратегически, а не комплексно. Необходимо добиваться наилучших результатов, используя то, что имеется. Определив приоритеты и выявив возможности, необходимо стремиться к последовательным, кумулятивным изменениям, а не к одному комплексному прорыву. Стимулирование экономического роста требует достижения правильных целей, а не осуществления всего одновременно. Мировой опыт показывает, что страны сталкиваются с проблемами, когда не используют периоды высоких темпов экономического роста для усиления институциональных основ устойчивого, стабильного и равновесного развития. Таким образом, эти цели и должны стать основными ориентирами макроэкономического регулирования на современном этапе.
К счастью, достигнутые успехи в экономическом развитии, в первую очередь, удачная реализация выдающейся Нефтяной Стратегии, задуманной общенациональным лидером Азербайджанского народа Г. Алиевым, уже сделали, вышеназванные ориентиры -главными составляющими государственной экономической политики Азербайджана в последние годы. Главные элементы экономической стратегии последних лет: - обеспечение макроэкономической стабильности, снижение уровня бедности, ликвидация диспропорций в региональном развитии, успехи в стремлении к прогрессивной структуре, углубление взаимовыгодного международного и регионального сотрудничества и пр. показывают достижение качественного изменения государственной экономической политики Азербайджана.
Так, например, в настоящее время по параметрам макроэкономической стабильности Азербайджан входит в первую десятку в мировом масштабе. Согласно недавним расчетам Давосского всемирного экономиче-
ского форума, по конкурентоспособности экономика Азербайджана находится на 39-м месте в мировом масштабе2. За десять лет экономика выросла в 3,4 раза. Доходы бюджета увеличились в 20 раз, заработная плата - почти в 6 раз, пенсии - в 9 раз. Десять лет назад уровень бедности в Азербайджане составлял 49 процентов. В результате проведенных реформ сегодня он составляет всего 5,5 процента. Благодаря проведенным реформам за десять лет в Азербайджане было открыто 1 миллион 200 тысяч рабочих мест. В настоящее время безработица в Азербайджане составляет 4,8 процента3.
Мировая практика показывает, что достижение в целом, правильно определенных стратегических ориентиров в решающей степени зависит от выбора локальных целей, методов и инструментов их достижения. Так, наблюдаемые в мировом развитии тенденции максимальной открытости экономик, рост числа действенных участников международного рынка, резкое усиление взаимозаменяемости ресурсов в широком смысле, глобализация и ее последствия по изменению многих критериев и ценностей: требуют также унификации оценивающих и регулирующих инструментариев. В этом плане для Азербайджанской экономики важным моментом стал процесс освоения большого потока нефтедолларов, начиная с 2005 года.
Проблема эффективного управления финансами особенно актуальна в связи с открытостью Азербайджанской экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, прогрессирующего роста ресурсного обеспечения, ускорением финансовых и информационных потоков. Однако при этом следует отметить что, в нашей стране значительная часть государственных финансов аккумулирована в Нефтянном Фонде и поэтому их влияние на текущую хозяйственную жизнь происходит достаточно регламентированно.
1Д. Родрик, Многочисленные рецепты экономического роста. ИА АКИресс 2008 (http://www.akipress.orq).
2 The Global Competitiveness Report 2012-20013: Full Data Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Benchmarking Network. World Economic Forum Geneva Copyright © 2012
3 Выступление Президента Азербайджанской Республики И. Алиева на открытии Третьего Бакинского международного гуманитарного форума 31 октября 2013, http://ru.president.az/articles/10112
Современная практика управления финансовыми потоками в экономике Азербайджана свидетельствует о том, что наибольший интерес вызывает движение государственных финансов. Как свидетельствует практика, главные финансовые потоки связаны с государственным бюджетом - основной формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения политических и социально-экономических задач и функций государства. Как известно, в условиях рыночной экономики значительно возрастает роль бюджета и бюджетной системы, как важнейших инструментов государственного регулирования экономического и социального развития. Благодаря их использованию государство способно осуществлять инвестиционную поддержку предприятий, влиять на объем и структуру промышленного производства, стимулировать отечественных товаропроизводителей, проводить социальные реформы, повышать качество жизни населения, выравнивать асимметричное территориальное развитие, обеспечить высокую результативность использования ресурсов.
Содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного воспроизводства. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются «слабые места», «болевые точки» экономики страны, и правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Основные потоки государственных финансов Азербайджанской Республики концентрируются, как уже отмечалось, в государственном бюджете. В его доходной части отражены все разнообразные источники поступлений финансовых ресурсов - как налоговые, составляющие основную часть доходов бюджета (не считая трансферты из Государственного Нефтяного Фонда), так и неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности, от находящегося в государственной собственности имущества или от продажи его, гранты и прочие доходы). Финансовые потоки здесь в основном формируются по схеме «снизу вверх» - собираются в единый централизованный фонд из различных источников (от населения, хозяйственных и иных структур). В расходной части госбюджета, движение финансовых средств происходит в обратном направлении - «сверху вниз»: из централизованных фондов на различные государственные нужды (поддержку важных отраслей народного хозяйства, социальные цели, содержание органов государственного управления, финансирование обороны и безопасности страны и др.). Обратимся к данным, приведенным в таблице 1.
За последние годы госбюджет страны приобрел устойчивую социальную и инвестиционную направленность, стал главным источником реализации экономических реформ, финансирования большинства государственных программ. Анализ динамики и структуры основных финансовых потоков по доходной и расходной частям госбюджета Азербайджанской Республики позволяет сделать следующие выводы:
Общая сумма доходов госбюджета за 2009-2013 гг. увеличилась на 46,1%. За рассматриваемые годы (за исключением 2011 г.) государственный бюджет страны был дефицитным: за 2009-2013 гг. общее превышение расходов над доходами составило 1562,7 миллиона манат. Этот дефицит покрывался за счет как внутренних, так и внешних займов, поступлений от приватизации, а также привлечения внебюджетных поступлений из бюджетных организаций и остатков единого казначейского счета на конец года.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1
Таблица 1. Структура доходов и расходов государственного бюджета1
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. (прогноз)
Доходы - всего, миллионов манат 10325,9 11403,0 15700,7 17038,0 19159,0
в том числе:
налог на добавленную стоимость 2012,8 2082.5 2222,4 2360,8 2768,6
акцизы 485,1 514,9 479,6 533,6 594
налог на прибыль 1329,2 1429,9 2134,0 2250,0 2279
налог на недра (роялти) 121,9 130,1 129,8 125,2 121
подоходный налог с физических лиц 581,9 590,2 715,7 750,0 783
налог на имущество 66,2 101,8 103,9 102,0 116
налог от внешнеэкономической деятельности 418,1 291,8 433,1
пошлины и другие налоговые платежи 86,8 90,3 140,6 368,2 388
земельный налог 26,2 35,3 35,3 28,0 31
другие 5197,7 6136,2 9305,4
Расходы - всего, миллионов манат 10503,9 11765,9 15397,5 17672,0 19850,0
в том числе:
экономику 4373,9 4889,9 6803,2 5794,1 6934,2
социально-культурные мероприятия 2763,0 2901,4 3447,2 4214,8 4303
из них:
образование 1147,9 1180,8 1268,5 1511,5 1530,5
культуру и СМИ 133,6 145,2 163,7 199,7 240,7
здравоохранение 402,4 429,2 493,4 662,7 669,2
физическую культуру 24,7 23,2 26,1 55,1 49,0
социальную защиту 1038,9 1108,0 1478,3 1765,5 1792,6
социальное обеспечение 15,5 15,0 17,1 20,3 21,0
науку 83,3 92,8 106,1 123,4 130,5
правоохранительные органы 648,9 710,3 964,3 1114,8
содержание органов власти и управления 289,7 281,9 368,8 440,5
другие 2345,1 2910,3 4048,8 6206,6 6927
Дефицит (-), профицит (+), миллионов манат -178,0 -362,9 303,2 -634,0 -691,0
При анализе расходной части госбюджета Азербайджанской Республики следует, прежде всего, отметить превышение за рассматриваемый период ассигнований на поддержку экономики по сравнению с финансовыми ресурсами, выделяемыми на социально-культурные мероприятия. За 2009-2013 (прогнозный) гг. суммарное значение ассигнований на поддержку экономики составит 28795,3 миллиона манат. В то же время суммарное значение ассигнований на социально-культурные мероприятия составит 17629,4 миллиона манат.
Особенность расходов госбюджета состоит в значительном повышении как абсолютных, так и относительных показателей го-
1 Таблица составлена автором по данным Госкомстата Азербайджанской Республики). Азербайджан в цифрах- 2013. Статистический ежегодник.- Баку, 2013.
сударственного финансирования экономики. В то же время обращает на себя внимание сокращение удельного веса расходов на социально-культурные мероприятия.
В структуре расходов на социально-культурные мероприятия более медленными темпами по сравнению с совокупными показателями увеличивались расходы на образование, культуру и средства массовой информации, а финансовые потоки на социальное обеспечение и вовсе сократились (за 20052009 гг. - в 5,6 раза). Опережающими темпами росло государственное финансирование здравоохранения, физической культуры и социальной защиты населения.
В последние годы важную роль в планировании бюджетных потоков Азербайджанской Республики играет распределение до-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1
Таблица 2. Консолидированный бюджет Азербайджанской Республики за 2009-2013 гг. (миллионов манат)1
№ п/п Показатели консолидированного бюджета 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. по сравнению с 2009 г.
Разница, +, - %
1 Доходы КБ 14465,7 19444,0 18221,7 19600,8 20723,7 6258 30,2
2 Расходы КБ 12275,0 13641,3 17540,7 20908,8 24460,1 12185,1 49,8
3 Превышение доходов над расходами (профицит), дефицит КБ 2190,7 5802,7 681 -1308 -3736,4 -1545,7 41,4
4 Дефицит КБ без учета доходов ГНФАР -6083,6 -7285,8 -14947,4 -15029,8 -15555,2 -9471,6 60,9
ходов и расходов консолидированного бюджета (таблица 2):
На протяжении последних лет консолидированный бюджет был профицитным, за исключением
двух последних. Однако в условиях неблагоприятной внешней среды показатель превышения доходов над расходами резко сократился - более чем в 3,2 раза, прежде всего за счет снижения доходной части бюджета, а в последствии и вовсе стал отрицательным, т. е. дефицитным. В числе факторов, оказавших влияние на такое падение, следует выделить такие кризисные явления как более низкие цены на нефть и объемы его экспорта, вывоз заграницу иностранными инвесторами 250,0 миллионов доларов с рынка государственных облигаций (60% от их совокупного рынка) и 1,7 миллиардов доларов - с банковской системы2 (свыше 20% валютных активов банковской системы).
Наиболее мощные финансовые потоки поступают от налоговых и таможенных систем. Несмотря на существующие проблемы с собираемостью налогов, как на республиканском, так и на местном уровнях, следует отметить, что налоговая политика была ориентирована на увеличение налоговых поступлений в госбюджет, стимулирование развития экономики, в том числе ее реального сектора, дальнейшее улучшение инвестиционного климата
и усиление социальной защищенности населения. В настоящее время проводится активная работа по улучшению налогового администрирования, в основном по четырем направлениям, которые должны способствовать усилению налоговых потоков в бюджет: обеспечение прав и защиту интересов налогоплательщиков, снижение налоговой нагрузки, достижение современных стандартов налогового администрирования и налогового контроля.
При рассмотрении системы финансовых потоков следует учитывать также и банковские потоки денежных ресурсов. Если на конец 2000 г. общая величина денежной массы (М3) составляла 8469,2 миллионов манат, в том числе наличные деньги вне банковской системы - 4174,8 миллионов манат, а безналичные средства - 1065,0 миллионов манат, уже к 2005 г. эти показатели возросли соответственно более чем в 5,6 раза, 8,7 и 5,9 раза. (Для справки: за этот же период ВВП возрос в 4,1 раза). А в 2012 г. общая величина денежной массы (М3) составила 16775,3 миллионов манат, что по сравнению с показателем 2005 г. больше в 9,1 раза3. При этом отношение имеющихся в обращении наличных денег к денежной базе составило в 2012-м году 91,7%. Этот же показатель составлял в 2006-м году 70,9%.4 Эти цифры дают представление о размерах денежной эмиссии в республике.
1 Таблица составлена автором по данным Госкомстата Азербайджанской Республики. Азербайджан в цифрах-2013. Статистический ежегодник. Баку , 2013.
2 Рассчитано автором по данным Госкомстата Азербайджанской Республики. Азербайджан в цифрах-2013. Статистический ежегодник. Баку, 2013.
3 Рассчитано автором по данным годового отчета Центрального банка Азербайджана. http://cbar.az/pag-es/publications-researches/annual-reports/ 2000- 2012.
4 Рассчитано автором по данным годового отчета Центрального банка Азербайджана. http://cbar.az/pag-es/publications-researches/annual-reports/ 2000 -2012.
Таким образом обобщая цифровые фрагменты мы можем утверждать что, бурный рост экономики Азербайджана в последние годы, если с одной стороны обусловливается успешной реализацией нефтегазовых ресурсов, то с другой стороны он предопределен правильной
государственной экономической политикой. Главными доминантами которой в данном контексте выступают рациональное управление растущими финансовыми потоками и расширение регулирующей роли государственного бюджета.
Список литературы
1. Выступление Президента Азербайджанской Республики И. Алиева на открытии Третьего Бакинского международного гуманитарного форума 31 октября 2013, http://ru.president.az/articles/10112.
2. Бурцев В.В. Основной конкурентный потенциал страны-системы в условия финансовой транснационализации // Фин. Мен-нт., № 6. - С. 47.
3. Любимцев Ю., Дудкин В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования и регулирования // РЕЖ, 1998, № 3.
4. Родрик Д. Многочисленные рецепты экономического роста. ИА АКИресс, 2008 (http://www.akipress.orq).
5. The Global Competitiveness Report 2012-20013: Full Data Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Benchmarking Network. World Economic Forum Geneva Copyright © 2012.
6. R. T. Hasanov Managment in transition ecsnomies: an Azerbaijan Republik case stady. The Caucasus & Globalization,,Journal Volume 3, Issue 1,2009 CA&CC Press SWEDEN.
7. Швецов, Ю.Г. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования. / Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова //Финансы, 2007, №10. - С.9-12.
8. Азербайджан в цифрах- 2013. Статистический ежегодник. Баку , 2013.
9. Годовые отчеты Центрального банка Азербайджана. http://cbar.az/pages/ publications-researches/annual-reports/ 2000- 2012.