Научная статья на тему 'Финансовая программа на современном этапе развития Азербайджанской Республики'

Финансовая программа на современном этапе развития Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / FINANCES / ПОЛИТИКА / POLICY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТАКТИКА / TACTICS / БЮДЖЕТ / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хан-Хойская И.В., Багирова А.М., Гусейнова Н.В.

Являясь составной частью экономической политики государства, финансовая политика тоже подразделяется на финансовую стратегию и тактику. В статье рассматриваются приоритетные направления новейшей финансовой тактики и стратегии Азербайджанской Республики, указывающие на то, как в стране, решаются задачи по перегруппировке финансовых ресурсов, как для текущих потребностей страны, так и на главных направлениях экономического и социального развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL PROGRAM ON THE MODERN DEVELOPMENT STAGE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Being an integral part of the state economic policy, the financial policy is also divided into financial strategy and tactics. The article considers priority guidelines of the latest financial tactics and strategy of the Republic of Azerbaijan, showing the manner of how the tasks of regrouping the financial resources which are necessary both for the country’s current needs and also for the main orientations of the economic and social development, are being solved.

Текст научной работы на тему «Финансовая программа на современном этапе развития Азербайджанской Республики»

ФИНАНСОВАЯ ПРОГРАММА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.В. Хан-Хойская, старший преподаватель А.М. Багирова, старший преподаватель Н. В. Гусейнова, ассистент

Азербайджанский технологический университет (Азербайджанская Республика, г. Гянджа)

Аннотация. Являясь составной частью экономической политики государства, финансовая политика тоже подразделяется на финансовую стратегию и тактику. В статье рассматриваются приоритетные направления новейшей финансовой тактики и стратегии Азербайджанской Республики, указывающие на то, как в стране, решаются задачи по перегруппировке финансовых ресурсов, как для текущих потребностей страны, так и на главных направлениях экономического и социального развития общества. Ключевые слова: финансы, политика, стратегия, тактика, бюджет.

Все государства современного мира вовлечены в процессы глобализации, так как в XXI веке, интеграция достигла пика своего проявления. Это выражается в росте международных организаций и постоянно растущем количестве стран вступающих в них. Несмотря на это приоритетом национальных интересов является самостоятельность во внешней политике, устойчивая экономика как гарантия сильного государства, способного сохранить свой суверенитет и противостоять попыткам геополитической перестройки мира. Устойчивый рост производства и повышение благосостояния населения должна обеспечить экономическая система государства, опирающаяся на финансовые основы и финансовый механизм реализации финансовых отношений в обществе.

Курс усовершенствования экономики современного Азербайджана, направленный на диверсификацию, внёс изменения в стратегические цели развития экономики, финансовые отношения в её отраслях, сферах деятельности, обусловливает пересмотр источников формирования финансовых ресурсов, а также формы их использования. В этих условиях Азербайджанская Республика выработала соответствующую финансовую политику, отвечающую за создание финансовой основы для реализации экономической политики страны. Финансовая программа на данном этапе развития общества включает в себя

выработанную государством стратегию и тактику организации финансов.

Политику, направленную на решение задач, стоящих перед нашей страной в период кризиса, начиная с прошлого 2016 года, мы рассмотрим в данной статье.

Развитие государства тесно связано с изменением финансовой политики на каждом этапе развития общества, учитывая внутреннее положение, международную обстановку, а также реальные экономические и финансовые возможности государства, которые в настоящее время в Азербайджанской Республике формируются исходя из цен на нефть. Так, государственный бюджет на 2017 год был принят с учётом стоимости барреля нефти в 40 долларов, тогда как в 2016 году он был свёрстан с учётом 25 долларов за баррель.

Казалось бы, что завышение нефтяной цены делает бюджет рисковым, однако, полагаясь на мнения мировых аналитиков, руководство нашей страны принимает оптимистичный вариант государственного бюджета. И как видно, за прошедшие почти шесть месяцев 2017 года цена на углеводороды не спускалась ниже намеченной в главном финансовом плане страны.

В связи со структурными реформами в Азербайджане, парламентом страны в конце июня 2017 года будут внесены поправки в «Законе о госбюджете на 2017 год», что иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1. Утверждённый и изменённый госбюджет Азербайджана на 2017 год

Государственный бюджет Азербайджанской Республики

Структура Утверждён на 2017 год Прогноз поправок в «Закон о госбюджете на 2017 год» Изменения (+) рост; (-) снижение В % к ВВП

в нат выражении %

доходы 16,255 млрд. ман. 16,766 млрд. ман + 511 млн. ман. + 3,1 25,2

расходы 16,900 млрд. ман. 17,941 млрд. ман. + 1,041 млрд. ман. + 6,2 х

дефицит 645 млн. ман. 1,175 млрд. ман. + 530 млн. ман. + 82,2 1,8

При этом, намеченные изменения в государственном бюджете происходят на фоне спада ВВП Азербайджана в течение 5 месяцев 2017 года на уровне 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в том числе спада нефтяного ВВП, составляющего 6,5%, но при росте ненефтяного ВВП за отчётный период на 2,3%. [1] За 5 месяцев 2017 года доходная часть госбюджета пополнилась за счёт налоговых поступлений в размере 75% всех на-

Финансирование расходов будет осуществляться из прибыли, полученной Центральным банком Азербайджанской Республики по итогам 2015 года, внебюджетных доходов бюджетных организаций, поступлений за счёт повышения налоговых санкций и штрафов, доходов от участия азербайджанской стороны в инфраструктурных проектах, реализуемых совместно с международными денежно-кредитными организациями.

Причина повышения расходов - создание финансового обеспечения на содержание государственных детских садов и ввод в эксплуатацию новых в городах и районах Азербайджана. Для обеспечения устойчивости финансовой, в частности банковской, системы страны в рамках пересмотра госбюджета на 2017 год предусматривается повышение верхней планки по внешним заимствованиям с 4,0 до 4,5 млрд. манатов для выпуска государственным банком -

логов, которые составили почти 2,83 млрд. манатов, таким образом, проявилась тенденция роста налоговых поступлений по сравнению с тем же периодом 2016 года и прогнозом на 2017 год более чем на 4%.

Фактический объём ВВП Азербайджанской Республики за период с 2013 года по 2016 год и прогноз Правительства страны по объёму ВВП и его реальному росту на период с 2017 года по 2020 год приведён в таблице 2.

Международным банком Азербайджана (МБА) евробондов [2].

Значение финансовой политики, проводимой Азербайджаном на данном этапе, заключается в тех результатах, которые страна получила в ходе реализации программы поддержки банковского сектора. Банковская система не рухнула, а благодаря этой политики, жива и выкарабкивается из кризиса.

Кроме того, в течение последних 10 лет непосредственно по инициативе главы государства были сделаны конкретные шаги по углублению экономических реформ, благодаря которым в Азербайджане повысилась экономическая активность, модернизирована инфраструктура, развивается экономика несырьевых ресурсов, снизилась зависимость экономики страны от нефтяного сектора, улучшилось социальное обеспечение, но для увеличения государственных активов и создания стратегических валютных резервов, дальнейшего

Таблица 2. Динамика объёма ВВП Азербайджанской Республики 2013-2020 годы

Объём ВВП Фактический Прогнозируемый

2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017 г. в т.ч. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Факт янв.-май

ВВП, млн. лгм 57708 58978 54352 59988 61419,6 25339 63769,7 67673,9 70539,0

Реальный рост (%) 5,8 2,8 1,1 -3,8 1 0,9 1,5 2,8 2,4

ВВП ненефтяного сектора, млн. Л2М 32638 35969 37670 39403 41677,5 нет данных 44135,3 46135,9 48588,3

Реальный рост (%) 10,0 7,0 1,1 -5,8 2,5 2,3 2,6 1,7 2,8

улучшения бизнес-среды и восстановления финансово-банковской системы в стране разработана новая экономическая политика, в рамках которой определены четыре стратегические цели, предполагающие устойчивое экономическое развитие путём обеспечения баланса между реальными и финансовыми секторами. Во-первых, разработана стратегия по развитию финансовых услуг, и воплощается в жизнь монетарная политика на основе режима тарге-тирования; во-вторых, «Стратегические дорожные карты национальной экономики и основных секторов экономики» предусматривают в деятельности юридических лиц перспективное развитие, катализатором которого будут государственные инвестиции; в-третьих, определена стратегия на развитие рынка труда и человеческого капитала; в-четвёртых, в среднесрочной перспективе предусматривается дальнейшее улучшение бизнес-среды.

Предусмотрено применение «золотого правила» для решения зависимости основ-

сударственного бюджета от неустойчивых нефтяных доходов. Государство, обеспечивая распределение накопленных нефтяных доходов между поколениями, увязывает объём трансфертов Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики в государственный бюджет для устойчивого развития экономики.

Согласно Стратегическому обзору до 2020 года, благодаря проводимой в настоящее время денежной политике, будет достигнута ценовая стабильность, повысит доверие к национальной валюте, поможет в формировании дисциплинарной фискальной политики, а также окажет положительное влияние на экономический рост.

Таким образом, задачи финансовой программы, монетарной политики, цели фискальной дисциплины и экономический рост будут поддерживать друг друга на взаимной основе, увеличивая разнообразие услуг финансового рынка, их качество и прибыльность.

ных макроэкономических показателей: го-

Библиографический список

1. http://interfax. az/view/706441

2. https://ru.sputnik. az/economy/20170622/410839504/bjudzhet-azerbajdzhana-budet-peresmotren-sharifov.html

FINANCIAL PROGRAM ON THE MODERN DEVELOPMENT STAGE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

I.V. Khan-Khoyskaya, senior lecturer A.M. Bagirova, senior lecturer N.V. Huseynova, lecturer Azerbaijan technological university (Republic Azerbaijan, Gandja)

Abstract. Being an integral part of the state economic policy, the financial policy is also divided into financial strategy and tactics. The article considers priority guidelines of the latest financial tactics and strategy of the Republic of Azerbaijan, showing the manner of how the tasks of regrouping the financial resources which are necessary both for the country's current needs and also for the main orientations of the economic and social development, are being solved.

Keywords: finances, policy, strategy, tactics, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.