Научная статья на тему 'Характер мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом у военнослужащих различной степени физической подготовленности'

Характер мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом у военнослужащих различной степени физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ / MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ПОДГОТОВКА) / PHYSICAL EDUCATION (TRAINING) / МОТИВ / MOTIVE / КУРСАНТЫ РАЗНЫХ КУРСОВ / CADETS OF DIFFERENT COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акмеев Анвер Сулейманович, Власова Жанна Николаевна, Отев Денис Петрович

В работе рассматривается вопрос о мотивации к занятиям физической культурой (подготовкой) и спортом, установке на здоровый образ жизни, о физическом самосовершенствовании у курсантов ВВИМО с учетом этапности их обучения, воинской специальности и уровня физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акмеев Анвер Сулейманович, Власова Жанна Николаевна, Отев Денис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of the motivation to engage in physical training and sports among servicemen of various readiness

The paper considers the question of motivation for physical training (training) and sports, installation for a healthy lifestyle, physical self-improvement for cadets of the VVIMO, taking into account the stage of their training, military specialization and the level of physical readiness.

Текст научной работы на тему «Характер мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом у военнослужащих различной степени физической подготовленности»

36. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 30-32: Душа ребенка: с кратким очерком дальнейшей психической эволюции / проф. И. А. Сикорский. - Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - 104 с.

37. Эрисман Ф. Ф. Профессиональная гигиена, или Гигиена умственного и физического труда / [Соч.] Д-ра Ф. Эрисмана. - Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1877. - [2], VI, 406 с.

Педагогика

УДК 355.620.2

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки Акмеев Анвер Сулейманович

Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск); кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры физической подготовки Власова Жанна Николаевна Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск); кандидат педагогических наук, доцент Отев Денис Петрович Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова МО РФ (г. Санкт-Петербург)

ХАРАКТЕР МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация. В работе рассматривается вопрос о мотивации к занятиям физической культурой (подготовкой) и спортом, установке на здоровый образ жизни, о физическом самосовершенствовании у курсантов ВВИМО с учетом этапности их обучения, воинской специальности и уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: мотивация к занятиям физической подготовкой, физическая культура (подготовка), мотив, курсанты разных курсов.

Annotation. The paper considers the question of motivation for physical training (training) and sports, installation for a healthy lifestyle, physical self-improvement for cadets of the VVIMO, taking into account the stage of their training, military specialization and the level of physical readiness.

Keywords: motivation for physical training, physical education (training), motive, cadets of different courses.

Введение. В работе рассматривается вопрос о мотивации к занятиям физической культурой (подготовкой) и спортом, установке на здоровый образ жизни, о физическом самосовершенствовании у курсантов ВВИМО с учетом этапности их обучения, воинской специальности и уровня физической подготовленности. Анализ взаимосвязи физической подготовленности курсантов с рядом мотивов и признаков, влияющих на отношения физической подготовке, позволило сделать выводы о наличии ярко выраженной отрицательной взаимосвязи физической подготовленности с мотивами занятий физическими упражнениями, обусловленными только лишь необходимостью освоения программы обучением и стремлением не отстать от товарищей в физическом развитии. То есть, чем лучше подготовлен курсант, тем в меньшей степени мотивируют его к занятиям физической подготовкой и спортом требования освоения программы обучения, тем меньше его волнует такие факторы, как наличие свободного времени, комфортных условий для занятий, желание избежать насмешек сослуживцев, и тем в меньшей степени такие курсанты отмечают положительное влияние командиров подразделений на развитие интереса к физическому совершенствованию. Представлен результат анкетирования, целью которого был опрос на формирование мотивационно-ценностного отношения курсантов Вузов к физической культуре (подготовке) и спорту.

Формулировка цели статьи. Цель работы: изучение показателей уровня развития профессионально важных физических качеств военнослужащих и требования к оценке физических упражнений, характеризующих их развитие в разные периоды времени.

Методы исследования. Методы анализа научно-методической литературы, анкетирование курсантов, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Контингент испытуемых: курсанты 1-4 курса обучения ВВИМО.

Изложение основного материала статьи. В ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физической подготовки Вольского ВИМО, эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса для курсантов. Были созданы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ). В каждую из них вошли по одному взводу курсантов первого курса (24 человек в контрольную, 25 в экспериментальную), по два взвода курсантов со второго курса (49 в экспериментальную, 50 в контрольную) и по одному взводу курсантов 4-го курса (21 в контрольную, 24 в экспериментальную). Таким образом, в экспериментальной и контрольной группе приняли участие по 193 курсанта разной этапности обучения. Курсанты контрольной группы занимались по учебной программе ФГОС - 3 +, а в экспериментальной группе было проведено специальное анкетирование. Анкетный опрос проводился по разработанной нами анкете, составляющей из 31 вопросов и 15 под вопросов открытого и закрытого типов.

Исследования проводились на базе Вольского военного института материального обеспечения и включали два этапа. На первом этапе по литературным источникам изучались состояние вопроса мотивации курсантов ввуза к занятиям физической подготовкой и спортом. С этой же целью, а так же с целью выявить особенности данной мотивации у курсантов различных курсов обучения, и различной степени физической подготовленности был проведен констатирующий эксперимент с привлечением курсантов 1-го курса (120 человек), 2-го курса (107 человек).

Второй этап исследований (в рамках формирующего педагогического эксперимента) имел своей целью экспериментально проверить эффективность применения психолого-педагогических воздействий для повышения мотивации курсантов ввуза к занятиям физической подготовкой. Он проводился в течение 20162017 гг.

Для осуществления поставленной цели педагогического эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы (ЭГ; КГ). В каждую из них вошли по одному взводу курсантов первого курса (32 человека в контрольную, 30 в экспериментальную), по два взвода курсантов со второго курса (59 в

экспериментальную, 60 в контрольную) и по одному взводу курсантов 4 курса (25 в контрольную, 27 в экспериментальную). Таким образом, экспериментальная группа насчитывала 116 человек, контрольная -117 человек.

Выбор методов исследования осуществлялся с учетом требований, которые были выдвинуты задачами и условиями экспериментов:

- комплексного изучения наиболее широкого диапазона признаков, мотивов факторов, характеризующих мотивацию курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом.

- получение максимального объёма информации при минимальной длительности первичных измерений.

Исходя из указанных требований, нами апробирован ряд методик, выявляющих наиболее важные

мотивы и факторы занятий физическими упражнениями в условиях военно-учебных заведений МО РФ.

Испытание физической подготовленности курсантов проводились с целью:

- на первом этапе исследования - выявления зависимостей между признаками и мотивами занятий физической подготовкой и спортом и уровнем физической подготовленности военнослужащих;

- на втором этапе исследования - выявления объективных критериев сформированности мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом у курсантов ЭГ и КГ.

В качестве упражнений для проверки физической подготовленности использовались упражнения программы обучения, основными из которых были упражнения, выносимые на зачет по физической подготовке в зимнем семестре обучения:

- лыжная гонка на 5 км (мин., с.);

- рывок гири 24 кг (кол. раз);

- челночный бег 10х10 м (с.);

- упражнения «соскок махом назад поворотом на 90 градусов на перекладине» (балл) для 2-5 курсов и упражнение прыжок ноги врозь через коня в длину (балл) для первого курса.

Упражнения выполнялись и оценивались в соответствии с действующими правилами проведения соревнований и наставлением по физической подготовке [4].

Беседы, опрос, наблюдения на учебных занятиях и в ходе воинской деятельности, и в быту, данные методы исследования осуществлялись с целью получения более обширных данных для объективной оценки мотивации курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом и выявления экспертных оценок общего отношения к физической подготовке и дисциплинированности.

Результаты анкетирования (с использованием разработанной нами анкеты служили для нас главным источником выявления особенности мотивации курсантов разных курсов обучения, а так же различной степени физической подготовленности на первом этапе (в рамках констатирующего эксперимента), а так же главным источником информации для оценки успешности воздействий на курсантов ЭГ с позиций субъективных критериев сформированности мотивации (в рамках формирующего эксперимента) - на втором этапе исследования.

Вопросы анкеты были сформированы в определенные блоки (по 3-6 вопросов), позволяющие оценить и сопоставить степень значимости тех или иных мотивов и признаков, в частности:

1 блок (1-3 вопросы) - обусловленность занятий только лишь необходимостью освоить программу обучения и не отстать от товарищей:

2 блок (4-6 и 22-24 вопроса) - стремление к физическому совершенствованию в силу осознания себя как защитника Родины, будущего командира - воспитателя, т.е. действие «высоких» общественно-значимых мотивов:

3 блок (7-9 вопросы) - стремление к гармоничному, всестороннему развитию:

4 блок (10-12 вопросы) - прикладная ценность физической подготовки:

5 блок (13-15 вопросы) понимание значимости физических упражнений как средства укрепления здоровья:

6 блок (16-18 вопросы) - процессуальные мотивы занятий физической подготовки и спорта:

7 блок (19-21 вопросы) - значимость общественного признания благодаря успехом в спорте:

8 блок (25-27 вопросы) - мотивы достижения успехов в спорте, стремление стать спортсменом;

9 блок (28-30 вопросы) - степень воздействия окружения на формирование позитивного отношения к физической подготовке:

10 блок (31-36 вопросы) - субъективное понимание связи физической культуры с общей культурой человека степень внутренней потребности к физическому совершенствованию.

11 блок - (37-38 вопросы) - самооценка глубины знаний теоретических и организационно-методических основ физической подготовки и спорта:

12 блок - влияние внешних факторов на отношение к физическому совершенствованию:

Перед заполнением анкеты курсантам предлагалось выслушать инструкцию, в которой содержалась информация, отражающая:

- цель заполнения анкеты - влияние факторов, влияющих на отношение курсантов к физической подготовке для организации учебных и иных занятий по физической подготовке в соответствии с интересами военнослужащих:

- порядок заполнения анкеты - возможность анонимного ответа на вопросы и порядок оценки в условных баллах (от 5 до 1) своей точки зрения по представленным вопросам.

Безусловно, что методы прямого опроса не всегда являются эффективными, поэтому анкету предлагалось заполнить анонимно. Мы же с помощью определенной процедуры, тем не менее, в состоянии определить, кто отвечал на вопросы, так как это знание было нам необходимо для внесения исходных данных, включающих уровень физической подготовленности курсанта в целом (оценка по ФП за зимний семестр обучения) и по качествам: выносливости (результат в лыжной гонке на 5 км.) силе (результат поднимания гири 24кг. (рывок), быстроте (результат в челночном беге 10х10м.) [4].

Кроме того, в качестве внешних критериев, учитывались экспертные оценки по показателям: общего отношения к физической подготовке, военно-профессиональной успеваемости дисциплинированности курсантов. В качестве экспертов выступали преподаватели по физической подготовке и командиры подразделений (обычно командир взвода ли командир роты).

При оценке общего отношения к физической подготовке учитывались:

- инициатива и активность в отношении занятий физическими упражнениями как в часы планового проведения всех форм физической подготовки, так и (что особо важно) в личное время:

Динамика изменения физической подготовленности и спортивных результатов, степень прогресса:

- оказание помощи другим военнослужащим в их физическом совершенствовании.

При оценке дисциплинированности учитывались:

- исполнительность курсанта, разумная инициатива при выполнении приказаний и степень необходимости контроля:

- устойчивость привычек уставного поведения:

- стремление к поддержанию дисциплины строя, молодцеватость:

Соблюдение формы одежды, аккуратность прически, внешний вид и состояние одежды и обуви:

- дисциплинарная практика в отношении данного курсанта.

Оценка военно-профессиональной успеваемости выставлялась в соответствии с действующей методикой:

- «отлично» - если 75% и более полученных курсантом оценок в период сдачи экзаменов сессии «отлично», а остальные «хорошо».

- «хорошо» - если отличных оценок менее 75%, а остальные не ниже «хорошо»:

- «удовлетворительно» - если хотя бы одна удовлетворительная оценка при отсутствии неудовлетворительных:

- «неудовлетворительно» - при наличии хотя бы одной неудовлетворительной оценки.

Проведение педагогических экспериментов для решения одной из задач исследования -экспериментальной проверки эффективности применения психолого-педагогических воздействий для повышения мотивации курсантов ввузов при обучении дисциплине «физическая подготовка» - был проведен формирующий педагогический эксперимент. В ходе его ряд подразделений курсантов был выделен в экспериментальную и контрольную группы. В процессе формирующего эксперимента курсанты контрольной группы продолжали осваивать программу обучения в обычных условиях. На курсантов же экспериментальной группы оказывался комплекс психолого-педагогических воздействий с целью формирования и укрепления положительной мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом.

Статистическая обработка полученных данных, основным методом математического анализа корреляционный и факторный анализы:

Проводился расчет средних величин, коэффициентов вариаций, статистической значимости определяемых различий. Заключение о достоверности различий между изучаемыми признаками делалось по общепринятым формулам на основании вычисления параметрических критериев (критерий Студента).

Степень тесноты связей показателей определялась величиной и знаком вычисленных коэффициентов корреляции с последующим построением плеяд вокруг наиболее важных показателей, характеризующих искомые мотивы и признаки. Для выявления совокупного действия ряда наблюдаемых факторов использовался факторный анализ с последующим построением шкал факторных весов. Применялся метод главных осей с последующей ротацией по варимакс-критерию. При всех расчетах доверительным считался 95% - ный уровень значимости.

Выводы:

1) Изучение фактического состояния мотивации курсантов ввуза к занятиям физической подготовкой и спортом показало, что преобладающим в настоящее время являются личные мотивы (иметь красивое тело, внешность; укрепить здоровье; организовать свой досуг; благодаря успехам в спорте повысить свой социальный статус и т.п.) развитие интереса к занятиям физической подготовкой и спортом не совпадает с общепринятыми представлениями. Низким баллом было оценено влияние: семьи и школы 3.38 + 0.24; физически подготовленных товарищей 2.29+ 0.2; командиров и начальников - 1.63 + 0.16.

2) В процессе обучения курсантов в ввузе прослеживается выраженная динамика значимости тех или иных мотивов и признаков: на первом курсе ведущими являются мотивы прикладной направленности физической подготовки, общественно-значимые и прикладные мотивы (средние значения 4.31 + 0.77); на втором курсе указанные мотивы охраняют высокое значение при определенном увеличении значимости факторов самовыражения, самоутверждения в коллективе (до 3.95+ 0.07); на третьем и четвертом курсе преобладающими являются личные мотивы (укрепить здоровье, организовать свой досуг, благодаря успехам в спорте повысить свой социальный статус и т.п. - средний балл 4.24 + 0.13 при значительном снижении общественно-значимых мотивов (3.68+ 0.17), мотивов достижения успехов в спорте (2.58 + 0.16).

Литература:

1. Ильин А.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 220 с.

2. Калюжный A.C. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчете, экипаже, взводе // Ориентир. 2007. №2. - С. 55-59.

3. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. СПб., 2005. 195 с.

4. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (НФП -2009 с изменениями внесенными 2013 г.). - 246 с.

5. Шеремет Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов: Дис.канд.пед.наук. М., 2003. - 188 с.

Педагогжа

УДК 371.124: [373]

кандидат педагопчних наук, доцент Акпинар Лемара EHBepiBHa

Державна бюджетна освiтня установа вищо! освiти Республiки Крим «Кримський шженерно-педагопчний унiверситет» (м. Сiмферополь)

П1ДГОТОВКА МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В ПОЧАТКОВИХ КЛАС1В ДО ЗАСТОСУВАННЯ 1НТЕРАКТИВНИХ ТЕХНОЛОГ1Й НАВЧАННЯ

Аннотация. В статье автор представляет анализ понятий, которые были использованы в исследовании («технология», «технология обучения», «педагогическая технология», «интерактивные технологии обучения»), проблему подготовки будущих учителей начальных классов к применению интерактивных технологий обучения.

Ключевые слова: технология, технология обучения, педагогическая технология, структура педагогической технологии, интерактивные технологии обучения, подготовка будущего учителя, формирование готовности.

Анотащя. У статп автор розкривае поняття, що були використаш у дослщженш (стосовно термов «технолопя», «технолопя навчання», «педагопчна технолопя», «iнтерактивнi технологи навчання»), проблему пiдготовки майбутнiх учителiв початкових класiв до застосування штерактивних технологiй навчання.

Ключовi слова: технологiя, технолопя навчання, педагопчна технолопя, структура педагопчно! технологи, штерактивш технологи навчання, тдготовка майбутнього вчителя, формування готовностi.

Annotation. In the article the author presents the concepts that were used in the research ("technology", "teaching technology", "pedagogical technology", "interactive learning technologies"), the problem of preparing future teachers of primary classes for the application of interactive learning technologies.

Keywords: technology, technology of teaching, pedagogical technology, the structure of pedagogical technology, interactive learning technologies, the preparation of the future teacher, the formation of readiness.

Актуальшсть проблеми. Сучасному сустльству потрiбнi вчител^ яю володшть не тшьки традицшними методами i технолопями навчання, а й шновацшними, у тому чи^ й штерактивними технолопями навчання. З щею метою необхiдно створення та тдтримка науково-дослiдних та педагогiчних зв'язюв у рамках «унiверситет - школа»; обговорення проблем, що стосуються готовност вчителя початкових класiв до застосування штерактивних технологш навчання.

Мета статт ознайомити викладачiв вузiв, викладачiв шституив пiдвищення квалiфiкацii педагогiчних працiвникiв, вчителiв початкових класiв з аналiзом понять «технолопя», «технолопя навчання», «педагопчна технолопя», структура педагопчно! технологи, «штерактивш технологи навчання», з процесом тдготовки майбутшх учителiв початкових клаав до застосування штерактивних технологш навчання.

Ан&щз останшх дослiджень та публiкацiй. Теоретичну основу дослщження становлять науковi працi психолопв з питань розвитку особистостi (З. Фрейд, А. Адлер, Е. Берн, У. Джеймс, Е. Ерксон, А. Маслоу, Я. Морено, Ф. Перлз, К. Роджерс, К.Г. Юнг, К. Ясперс та ш.) у тому числ^ в сощальному та професшному контекст (К.О. Абульхановой-Славська, Л.1. Божович, Л.С. Виготський, О.С. Гребенюк, В.В. Давидов, О.М. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубшштейн, Д.Н. Узнадзе та ш.).

Процес формування готовностi вчителя до професшно! дiяльностi висвiтлений у роботах

A.М. Алексюка, С.О. Кубщького, А.Ф. Лiненко, В.1. Лугового, О.Г. Мороза, К.К. Платонова, О.Ц. Пуш, О.Г. Ярошенко та iн.

Окремi аспекти морально-психологiчноi готовностi дослiджувалися у роботах Л.В. Кондрашово!,

B.О. Моляко.

Питання професшно! пiдготовки висвiтленi в роботах £.С. Барбiноi, В.В. Дивака, О.В. Глузмана, Н.В. Ючук, А.М. Крамаренко, Л.П. Пуховсько!.

Проблеми технологiй навчання, !х застосування та ефективностi використання у школ^ у вищих навчальних закладах представлен в роботах М.В. Гриньово!, В.1. Евдокимова, М.В. Кларiна, А.М. Крамаренко, В.Ф. Паламарчук, О.М. Пехоти, В.В. Серкова, С.О. Сисоево!, 1.С. Якимансько!.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретичнi та практичнi аспекти нових технологш навчання розроблеш в роботах В.П. Беспалько, М.Д. Виноградово!, Д. Джонсона, Р. Джонсона, О.В. Ельниково!, В.А. Мартинюк, О.М. Пехоти, Л. В. Пироженко, О.1. Пометун, Р. Реванс, Г.К. Селевко, М.1. Скрипник, В.А. Терещенко та шших впчизняних i зарубiжних учених. Проблемам штерактивного спiлкування присвяченi працi Н.М. Богомолово!, Б.Ф. Ломова, Р.С. Немова та ш.

Над проблемою готовност вчителя до педагогiчноi, професiйноi дiяльностi працювало багато вчених: Е.С. Барбша, О.В. Глузман, Н.В. Гузiй, К.М. Дурай-Новакова, М.1. Д'яченко, Л.О. Кандибовiч, Л.В. Кондрашова, Н.В. Кузьмiна, В.О. Сластьонш, Л.Ф. Спiрiн, Л.Л. Хоружа та ш.

Основний матерiал дослвдження. У контекстi нашого дослiдження розглянемо таю поняття, як «технолопя», «технологи навчання», «штерактивш технологи навчання».

Стародавш греки тд технолопею розумiли майстершсть, мистецтво створювати речi (techne -майстершсть, logos - вчення). Термш «технологiя» став бiльш вживаним i емним за сво!м змiстом наприюнщ XVIII ст. У цей час бурхливо розвиваеться промисловють, вiдбуваеться розподш працi, поступова вiдмова вiд ручно! працi та перехiд до машинного виробництва. Тривалий процес переробки сировини в юнцеву продукцiю, що е необхщною людям, з розподiлом цього процесу на окремi етапи, технолопчш складовi, ускладнення способiв обробки продукту з регламентуванням, конкретизащею всiх етатв циклу виробництва, заходiв та дш i е технологiею. Технологiя являе собою сукупшсть знань про методи, засоби запровадження виробничих процеЫв, в результат чого вiдбуваеться якiсна змша, трансформування, модифiкування оброблюваних об'ектiв. 1снуе велика кiлькiсть визначень поняття «технолопя»: технолопя - це сукупшсть прийомiв, застосовуваних у якш-небудь справi, майстерноси, мистецтвi [7].

«Технологiя» - споЫб реалiзацii людьми конкретного складного процесу з розподшом його на систему послщовних взаемопов'язаних процедур i операцш, якi виконуються бiльш або менш стандартно i мають на мет досягнення високо! ефективностi [7]. Технолопя насамперед виступае як процес, що своею характерною

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.