ХАРАКТЕР КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
THE NATURE OF THE KEY DIRECTIONS AND PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE REGIONAL POLICY
УДК 332.14
Новиков Егор Валерьевич, студентка 4 курса факультета землеустройства, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Руководитель: к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Иванова Н.А. Novikov E.V. [email protected]
Аннотация
Главной целью региональной экономической политики являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации. В статье рассмотрены основные направления и проблемы реализации государственной региональной политики.
Annotation
The main goal of regional economic policy is to stabilize production, resume economic growth in each of the regions of Russia, increase the standard of living of the population on this basis, and create scientific and technical prerequisites for strengthening the positions of the Russian Federation. The article considers the main directions and problems of the implementation of the state regional policy. Ключевые слова: виды региональной политики, принципы государственной региональной политики
Keywords: types of regional policy, principles of state regional policy
В настоящее время проблемы сбалансированного развития регионов, на решение которых направлена региональная политика, становятся все более актуальными.
Выделяются отдельные виды региональной политики — экономическая, социальная, демографическая, экологическая, экистическая (поселенческая), инновационная.
Актуальность и потребность в совершенствовании региональной политики для России определяется:
— ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования;
— масштабностью пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий;
— замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций;
— неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, нуждающихся в особом подходе со стороны государства;
— демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения во многих регионах, а также мощных миграционных процессов, вызванных распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России;
— сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии;
— экологической напряжённостью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия;
— формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности регионов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.
В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ, главной целью региональной экономической политики являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.
Важно подчеркнуть, что в рыночных условиях государственная региональная политика не озабочена неким рациональным размещением производительных сил, по крайней мере, в качестве одной из главных своих целей. Эта цель может возникать как вспомогательная, для обеспечения территориальной справедливости через повышение разнообразия социальных ролей или обеспечения достаточной занятости населения региона. Но региональная политика вовсе не направлена на то, чтобы предопределить государственными мерами специализацию регионов, характер их экономического развития и т.п.
Поэтому задачи региональной политики носят в основном социальный характер, даже если они касаются экономической тематики. Однако экономической стороной дела региональная политика, разумеется, не ограничена, ей присущ комплексный характер. Как правило, она состоит из трёх частей - экономической, политической и культурной.
В дополнение к указанным целям и задачам, экономической наукой сформулированы следующие принципы государственной региональной политики: 1. Опора на самоорганизацию общества, а не предписывание ему своих
соображений. Поэтому сутью региональной политики является не дирижирование, а координация усилий общества. Главное - это развитие инфраструктуры (в самом широком понимании), чтобы импульсы самоорганизации проходили по территориальной структуре общества как можно быстрее.
2. Рынок несовершенен и социально слеп, его главная цель - прибыль, экономическая эффективность (как говорил Маркс, для капиталиста зарплата - элемент издержек производства, которые ему нужно минимизировать, а для общества - главная опора благосостояния граждан, которую надо максимизировать). Поэтому рынок часто порождает и усиливает региональные диспропорции в социальной сфере. За ним надо "подчищать", подавлять негативные тенденции, поощрять позитивные.
3. Главное - социальная сторона общественной жизни, а не экономическая деятельность, потому что экономикой занимается бизнес.
4. Равенство граждан в неравных условиях. Среда обитания человека неоднородна по природным и историческим причинам, и её надо выравнивать так, как укладывают асфальт - гуще там, где колдобина (отсталый регион), и меньше там, где ухаб (богатый регион). Помощь слабейшему - "священный завет" региональной политики. Однако, полное выравнивание невозможно, стремиться к нему и бессмысленно, и вредно, потому что это лишает стимулов для саморазвития слабейшие районы, превращая их в иждивенцев. Слишком мощное перераспределение крайне опасно и вредно, в т.ч. и для регионовлидеров, т.к. отнимает у них значительные ресурсы.
5. Приспособление к региональному разнообразию: поменьше общенациональных лозунгов вроде торможения роста больших городов. Яркий негативный пример - новый закон о местном самоуправлении, где почти нет учёта географического разнообразия страны (в частности, для зауральских регионов следовало бы установить особые критерии плотности населения и размеров опорных населённых пунктов, нежели в европейских районах).
6. Компромисс "место или люди": кому помогать - региону или его населению? Это трудная задача в любой стране, особенно в крупной по территории. Нельзя оголять территориальную структуру страны, допуская повальное бегство населения из упадочных или труднодоступных районов, но нельзя и заманивать в отсталые районы (например, на "севера") чрезмерными льготами. В развитых странах преобладает принцип "работа к людям".
7. Область или республика - объект, а не субъект. Их административные границы предназначены, в принципе, только для административно-управленческих целей и вовсе не обязательно фиксируют некую общественную целостность. Деятельность демократического государства в рыночных условиях - политико-административная, а не тотальная, не всеобъемлющая, поэтому административно-территориальное деление страны и её районирование вовсе не обязательно должны совпадать.
8. Субсидиарность. По мере возможности, надо решать проблему на самом низшем уровне власти, как можно ближе к гражданам.
9. Адекватность методов. В России должны быть три ветви региональной политики: экономическая, политическая (федерализм), культурная (регионализм). У каждых своих задач, иногда противоречащие другим ветвям (особенно "грешна" этим экономика), поэтому надо тщательно следить, чтобы не было взаимоуничтожения этих видов политики. Экономические задачи надо решать экономическими методами. Перекрещивание вредно (например, как не раз было при советской власти: "построим новые больницы прежде всего в тех регионах, которые выполнили план по картошке").
10. Институты, документы и финансы: крайне важно, чтобы региональная политика была оформлена в виде документов законодательного плана, чтобы она располагала институтами и финансовыми средствами для своего воплощения. Беда многих стран, и России в первую очередь, в том, региональная политика существует в основном в речах государственных деятелей и политологов; пар уходит в свисток.
11. Сдержанность мер ("не навреди"). Несмотря на сильно сократившуюся
долю в производительных силах и ВВП, государство по-прежнему далеко опережает остальных акторов общественной жизни страны по своей мощи. Поэтому оно должно предельно аккуратно подходить к своим мерам по воздействию на жизнь общества, руководствуясь прежде всего известным медицинским принципом "не навреди". У современного государства в принципе не может быть целей, отличных от интересов общества, и оно не имеет права чрезмерно жёстко регламентировать жизнь общества (в том числе и его территориальную организацию).
Структура региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.
К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем -налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.
Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.
Региональная политика России имеет много сложностей. Они обусловлены как экономическими, так и политическими факторами. С получением регионами больших прав и свободы действий неизбежно возникают противоречия как между интересами федерации и регионов, так и между интересами территорий. Поэтому нужна весьма взвешенная государственная
политика.
Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо создание системы правовых и организационно-экономических норм, совершенствования механизмов государственного регулирования регионального развития.
Принципиально новым моментом в развитии механизма оказания государственной помощи субъектам Российской Федерации стало создание в 1994 г. целевого фонда финансовой поддержки регионов, средства которого предполагается расходовать в соответствии с едиными правилами. Из этого фонда предусматривается финансовая помощь (трансферт) тем регионам, у которых душевой бюджетный доход оказывается ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех регионов России. Таким регионам по предложению Министерства финансов РФ устанавливается статус "региона, нуждающегося в поддержке". Наряду с этим вводится статус региона, особо нуждающегося в поддержке". К подобным регионам относятся те, у которых и после трансфертов не окажется достаточно душевого бюджетного дохода на уровне среднедушевого бюджетного дохода по регионам России.
При проведении региональной политики все страны сталкиваются с типичными проблемами.
Во-первых, политика выравнивания региональных возможностей никогда не может привести к полному совпадению экономических и социальных условий. Государство стремится обеспечить относительное, а не абсолютное равенство.
Во-вторых, региональная политика имеет сложную взаимосвязь со структурной политикой. Они могут дополнять друг друга, а могут находиться и в противостоянии. Если взять разносторонне развитые регионы, с многоотраслевым производством, улучшение структуры экономики будет способствовать его развитию.
Но некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В условиях научно -технического прогресса и расслоения промышленности на две условные группы (передовые и
стагнирующие отрасли) меры правительства по поддержке передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, усиливается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями, переживающими трудности, ощущается общий спад, сокращение занятости, усиление социальных проблем.
Поэтому региональная политика должна быть достаточно взвешенной и научно обоснованной.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.
Разделение целей и задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.
Литература
1. Вовлечение в оборот неиспользуемых земель обороны в хозяйственный оборот. - Мурашева А.А., Чепурин Е.М., Столяров В.М. - В сборнике: Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Ответственный редактор М.Е. Колчина. 2019. С. 41-52.
2. Корчагин, Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика / Ю.А. Корчагин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 4-е / О.В. Кузнецова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
4. Мищенко, В.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мищенко. - М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. №2803 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruspravo.org/ - (дата обращения: 20.04.2022).
6. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 584 с.