педагогические науки
наука без границ • № 2 (19) • 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923
ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ
Заочинский Михаил Сергеевич, студент, Научный руководитель: Суриков Юрий Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, ВШППиФК САФУ имени Ломоносова, Архангельск, РФ
В статье рассматриваются актуальные проблемы соотношения личности и характера, типы
характера, типы личности в зависимости от темперамента.
Ключевые слова: личность; характер; темперамент; формирование личности.
CHARACTER AND PERSONALITY
Zaochinskij Mihail Sergeevich, student, Research advisor: Surikov Yurii Nikolaevich, PhD (Cand. Psy. Sci.), associate professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov или NArFU, Arkhangelsk, Russia
The article deals with the actual problems of the relationship between personality and character, types of character, types of personality depending on temperament. Keyword: personality; character; temperament; personality formation.
Для цитирования: Заочинский М. С., Суриков Ю. Н. Характер и личность // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 87-89.
Характер зависит от многих других сторон развития личности человека, а в особенности, от темперамента. Но в наибольшей степени на характер оказывают влияние условия, в которых у человека происходила социализация, в которых человек рос и становился как личность. Также было замечено то, что люди, росшие в одинаковых условиях, имеют схожие черты характера.
Значимое влияние на формирование характера оказывает темперамент, так как темперамент является основой, на которой в будущем строится сам характер человека. В зависимости от черты темперамента, которая является доминирующей, выделяется следующие типы характера:
1. Сангвиник (считается наиболее ярким типом характера, обычно такие люди общительные, активные, открытые, опти-
наука без границ • № 2 (19) • 2018
педагогические науки
мистичны и позитивны);
2. Холерик (такие люди чаще всего вспыльчивы, обидчивы, импульсивны и резки);
3. Флегматик (они обычно более сдержанны и рациональны, старательны и усердны, спокойны и надежны);
4. Меланхолик (пассивные, тревожные, неуверенные в себе, замкнутые и чувствительные).
Человеческий характер состоит не только из несколько черт, потому что характер - это целая система, сложнейшее психическое образование. К этой системе относятся наиболее устойчивые черты и качества, которые проявляются в разных отношениях самого человека к труду, к окружающему миру, к вещам и к самому себе.
Психологами были выделены следующие группы черт характеров:
1. Познавательные, они же интеллектуальные (любознательность, теоретичность, находчивость и практичность);
2. Эмоциональные (впечатлительность, жизнерадостность и сентиментальность);
3. Волевые (настойчивость, самостоятельность, смелость);
4. Моральные (сюда относятся доброта, честность, справедливость, отзывчивость).
Психологом Гордоном Олпортом черты характера подразделяются на три категории:
1. Доминирующие (данные черты яв-
ляются наиболее выделяющимися, от них зависит поведение человека, например, эгоизм и доброта);
2. Обычные (эти черты выделяются в равных пропорциях во всех сферах деятельности человека, например, честность и гуманность);
3. Второстепенные (они не оказывают особого влияния на человека и его деятельность, например, старательность).
В структуре личности характер является центральным звеном, в котором объединяются все остальные качества и свойства личности. Несомненно, характер оказывает влияние на все процессы деятельности человека, на его восприятие, память и мышление.
В заключение ещё раз хочется отметить, что характер не дан человеку от природы. Всегда характер человека меняется в течение его жизни, зависит от внешних влияний. Нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием.
Самовоспитание необходимо всем и всегда: для общества, для товарищей, наших любимых и, прежде всего, для нас самих. Без самовоспитания не узнать ни себя, ни других, ни радостей жизни, ни её сложностей, ни прекрасных тонкостей; без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого, не стать Человеком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекешина И. Э. Структура личности. М., 2005 г. С. 25-28.
2. Личность и характер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/ articles/view/lichnost-i-harakter (дата обращения: 01.02.2018).
3. Типология характеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyera.ru/tipologiya-harakterov-1713.htm (дата обращения: 01.02.2018).
REFERENCES
1. Bekeshina I. Eh. Struktura lichnosti [Structure of personality]. Moscow, 2005, pp. 25-28.
2. Lichnost' i harakter [Personality and character]. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/
педагогические науки
наука без границ • № 2 (19) • 2018
view/lichnost-i-harakter (accessed 01 February 2018). 3. Tipologiya harakterov [Typology of characters]. Available at: https://psyera.ru/tipologiya-harakterov-1713.htm (accessed 01 February 2018).
Материал поступил в редакцию 06.02.2018 © Заочинский М. С., Суриков Ю. Н., 2018