Научная статья на тему 'Характер и формы проявления русской ярмарочной культуры прошлого'

Характер и формы проявления русской ярмарочной культуры прошлого Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
89
21
Поделиться
Ключевые слова
ЯРМАРКА / ФОЛЬКЛОР / ЯРМАРОЧНАЯ КУЛЬТУРА / "ВЫКРИКИ" / "ЗАЗЫВЫ" / "CRYING" / "SAZBY"

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Хотько Елена Геннадьевна

Рассмотрена одна из форм русской ярмарочной культуры празднично-площадной фольклор. Ярмарочный фольклор был своеобразной формой рекламной практики прошлого. Он отражал характер экономических, нравственных, художественных предпочтений и интересов посетителей ярмарок. Он был предтечей многих современных форм рекламной практики.

THE NATURE AND MANIFESTATIONS OF RUSSIAN FOLK CULTURE OF THE PAST

Considered one of the forms of Russian folk culture holiday-areal folklore. Fair folklore was a peculiar form of advertising practice of the past. It reflected the nature of economic, moral, artistic preferences and interests of the visitors of the fairs. He was the forerunner of many modern forms of advertising practice.

Текст научной работы на тему «Характер и формы проявления русской ярмарочной культуры прошлого»

Хотько Е. Г.

характер и формы проявления русской ярмарочной культуры прошлого

26

В последнее десятилетие в России сохранение и возрождение народных традиций стало важной задачей государственной политики в сфере культуры, что нашло отражение в Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)». Сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия в культуре России рассматривается в качестве ресурса духовного и экономического развития 1. К числу образцов традиционной народной культуры, который сегодня изучают этнографы, искусствоведы, фольклористы, художники относится ярмарочная культура. В данной статье будет рассмотрен только один аспект ярмарочной культуры — ярмарочный фольклор, а именно «выкрики и зазывы» раешников, балаганщиков, которые, говоря современным языком, можно отнести к особому виду «рекламного творчества».

Ярмарка, помимо продажи необходимых жизненно важных товаров в розницу и оптом, могла одновременно «продавать» услуги развлечений — качелей, балаганов, выступлений петрушечников, раешников, панорамщиков, циркачей, «медвежьих комедиантов», петушиные и гусиные бои и др. Для этого на территории ярмарки существовала целая зрелищно-развлекательная зона. В Нижнем Новгороде, например, под такую территорию была отведена большая улица, которая в народе называлась «весёлая Самокатная». Развлекательная зона выполняла важную функцию по обмену информацией, здесь переплетались и смешивались различные национально-культурные традиции представителей разных стран и народов.

1 Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012. № 186.

Рекламное творчество, как особый вид фольклора, выполняло важную функцию — помогало «продавать» ярмарочные развлечения.

Чтобы привлечь большее число покупателей уже в конце XIX — начале XX в. использовались разные виды рекламы — визуальная и устная. Афиша, как вид визуальной рекламы, была пёстрой и заманчивой, обязательно с повествовательными картинками, нарисованными в расчёте на неграмотных покупателей. По мнению А. Ф. Некрыловой, «цвет, рисунок и подпись — три основные компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на ярмарочной площади свою первостепенную обязанность,— раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя» 2. По этой же причине и костюмы зазывал были яркими, броскими, чтобы привлечь внимание к тому, кто продаёт и что рекламирует. С этой же целью украшались и ярмарочные строения — балаганы, качели.

Вот, например, описание одной из афиш кукольного представления: «на огромных вывесках кит проглатывает слона, силач несёт дворец за плечами» 3.

«Выкрики и зазывы» относились к виду устной рекламы, которая существовала в двух формах — форме «выкриков» и «прибауток». К «выкрикам» можно отнести простые зазывы вроде: «Лапша, лапшица! Студень свежий, коровий!» 4. «Огурцы, огурцы зелёные! Картофель молодой!» 5

Рекламные выкрики второго типа — «прибаутки» — отличались сложным стихотворным

2 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века // Л.: Искусство, 1988. С. 36.

3 Московский городской листок. 6 февраля 1847. №№ 29.

4 Гиляровский В. А. Москва и москвичи // Собрание в четырёх томах М.: Правда, 1989. Т. 4. С.19-20.

5 Дурылин С. Н. В своём углу. М., 1991. С. 71.

строением. На всех ярмарках и торжках можно было услышать остроумные прибаутки с балагурством продавцов, которые включали в характеристику продаваемого, указание цены и весёлые характеристики продукта: «Вот так квас -В самый раз! Баварский со льдом -Даром денег не берём! Пробки рвёт! Дым идёт! В нос сшибает! В рот икает! Запыпыривай! Небось,

Этот квас затирался, Когда белый свет начинался!» 6 Конечно, такие зазывы покупателей использовались не всегда, для этого требовалось, как отмечает Симаков В. И. «краснобайство и умение складно говорить» 7, чаще это были короткие, простые зазывы, которые можно было выкрикивать с перерывами. Но, несомненно, такие умельцы-рекламщики обладали великолепным артистизмом.

«Варварушка, подходи, Да тётку Марью подводи, У плешивого Ивана Торговля без обмана. Он товар продаёт, Всем придачу даёт: Пёструю телушку, Да денег полушку, С хлебом тридцать амбаров Да сорок мороженых тараканов, На прибавку осла Да бородатого козла» 8. Искусство балаганного зазывалы в ярмарочной культуре — особый вид устного рекламного творчества. Первые балаганы на русских ярмарках принадлежали иностранцам. Поэтому балаганные зазывалы были из числа актёров труппы. Но в скором времени, хозяева этих развлечений, пришли к выводу, что большая часть посетителей бывает тогда, когда «слушает» русского балагура-зазывалу.

6 Булак Т. Г Красноречие русского торжка: материалы из архива В. И. Симакова // Из истории русской фольклористики / Отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1978. С. 130.

7 Там же. С.130.

8 Там же. С.133.

Балаганные балагуры своим остроумием собирали толпы народа, громкий хохот был наградой такому артисту. В «Северной пчеле» рассказывалось об одном таком выступлении — «каждое телодвижение по нраву — громкий хохот изъявляет всеобщее удовольствие» 9. Балаганные зазывалы приносили немалую прибыль держателям развлечения, они были значимой фигурой, которая давала доход предпринимателю, именно поэтому каждый балаганщик старался переманить удачного балагурщика к себе 10. Однако не следует думать, что посетители, услышав закли-калу, мгновенно наполняли балаган и начиналось представление. Альперов Д. С. в своей книге упоминает, что «приходилось зазывать публику раз по пять-шесть подряд, пока, наконец, балаган не наполнялся народом» 11.

Каждый «выкрик» и «заклик» зазывалы был уникален и неповторим, имел свои отличительные черты, поскольку строился на импровизации автора.

«Закликала выходил на раус 12 в красной кумачовой рубахе, зимою в тулупе и зазывал публику, сновавшую мимо балагана или глазевшую на пёстро размалёванную балаганную афишу.

«Эй, сынок! — кричал закликала невидимому публике «сынку»,— Давай первый звонок. Представление начинается. Сюда! Сюда! Все приглашаются! Стой, прохожий! Остановись! На наше чудо подивись. Барышни-вертушки, Бабы-болтушки, Старушки-стряпушки, Солдаты служивые, И дедушки ворчливые, Горбатые, плешивые, Косопузые и вшивые, С задних рядов протолкайтесь, К кассе направляйтесь. За гривенник билет купите И в балаган входите» 13.

9 Булгарин Ф. В. «Качели» // «Северная пчела». 2 апреля 1825. № 40.

10 Альперов Д. С. На арене старого цирка. М., 1936. C. 21.

11 Там же.

12 Раус — (нем. Raus, от heraus «изнутри наружу»), высокий балкон над входом в ярмарочный балаган.

13 Альперов Д. С. На арене старого цирка. C. 21.

27

«Продавая» свой товар балаганные балагуры, возможно, сами того не осознавая рекламу создавали для всех категорий, в том числе рассчитывали они и на женскую аудиторию. «Женская» тема у балаганных дедов была излюбленной:

«У меня жена — красавица, Увидят — собаки лаются, А лошади в стороны кидаются. Зовут её Ирина, Пухла, что твоя перина!» 14 Искусство балаганных зазывал стало основой для ярмарочных клоунад. И хотя клоуны «шутившие беззлобно, обливающие друг друга водой, обсыпающие мукой, щедро раздающие пощёчины» 15, — это совершенно другой вид ярмарочной культуры, тем не менее, именно клоуны, по мнению Ю. А. Дмитриева, «продолжали развивать, то, что наиболее ценно в искусстве «дедов»: сатиру, меткий, образный язык, умение владеть толпой» 16.

Опираясь на исследование А. Ф. Некрыловой, можно выделить три основные категории балконных зазывал: первая — «закликалы» в узком смысле слова, расхваливающих свой балаган и приглашающих посетить его; вторая категория — «дед» или «старик», репертуар которых складывался из анекдотов, прибауток в форме монолога и не связанного с программой представления, и третья категория — это клоуны, разыгрывающие сценки-пантомимы или сценки-диалоги, последние, как правило, на злобу дня 17.

«Выкрики и зазывы» раёшных представлений — неотъемлемая часть ярмарочного праздничного действа, которые имели большой успех у публики и доставляли огромнейшее удовольствие зрителям самого разного возраста. Обычно раёк устанавливался поблизости от балагана. Очень скоро раёшные представления стали пользоваться большой популярностью, такой успех не остался незамеченным среди хозяев балаганных развлечений. Для извлечения финансовой выгоды балаганщики перед началом пред-28 ставления стали нанимать особо красноречивых раешников. Чтобы раешник не смешивался

14 Лейферт А. В. Балаганы. Пг., 1922. С. 67.

15 Дмитриев Ю. А. Русский цирк. М.: Искусство. 1953. С. 39.

16 Там же.

17 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. С. 130.

с пёстрой праздничной толпой, он пользовался некоторыми приёмами. Первый — это одежда. «Серый обшитый красной или жёлтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками» 18. Второй приём — ярко раскрашенный ящик — раёк. И третий приём, самый главный — это «заман». Талантливые красноречивые раешники чётко понимали, что это не просто шутки-прибаутки, а реклама раёшного представления:

«Господа почтенные, статские, военные! Подходите за пятак Поглядеть пять вражеских атак. Каждому уважу, по-учёному размажу! Начинается!» 19

Раёшные зазывы, несомненно, были частью фольклорного ярмарочного искусства. Прибаутки и шутливые комментарии произносились громко и нараспев, «но с подчёркиванием нужных по смыслу слов или фраз» 20. Особой популярностью в репертуаре раешника пользовались картинки с изображением видов городов. Комментарии к видам Парижа были такие: «А вот город Париж, Как туда приедешь — Тотчас угоришь! Наша именитая знать Ездит туда денежки мотать: Туда едет с полным мешком, А оттуда возвращается без сапог пешком» 21. Раёшный зазывала строил свой «заман» покупателей на сатире. Так в адрес Петербурга, с его фривольными взглядами и обилием проживающих иностранцев звучал такой текст: «А вот город Питер, Что барам бока вытер. Там живут смышлёные немцы И всякие разные иноземцы, Русский хлеб едят И косо на нас глядят...» 22

18 Дмитриев Ю. А. На старом московском гулянье // Театральный альманах ВТО. М., 1947. Кн. 6. С. 347.

19 Савушкина Н. И. Русский народный театр. М.: Наука. 1976. С. 134.

20 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. С. 99.

21 Русские народные гуляния по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Е. Кузнецова. М., 1948. С. 55.

22 Дмитриев Ю. А. Русский цирк. С.34.

Тему раёшному «зазыву» давали сюжеты повседневной жизни города, страны, исторические события. В 1850-х гг. появилось множество картинок патриотического характера, отображающих военную Крымскую компанию и русско-турецкую войну. «Патриотические» темы были особенно любимы публикой, и раешники, тонко чувствуя настрой ярмарочной толпы, старались отобразить эту тему в своих комментариях:

«А вот коварный англичан, Надулся ровно чан. Хоша он нам и гадит, Зато и наш русский солдат его не гладит. Супротив русского кулака Аглицкая наука далека...» 23 Комментарии раешника к картинкам с патриотическим содержанием, по всей видимости, сложились на основе влияния русского фольклорного наследия — сказок и былин. Раёшное искусство, как и искусство балаганных зазывал, было настоящим театром одного актёра. Для того, чтобы ярмарочный зритель стал из «слушателя» покупателем, требовалось особое умение «во владении толпой» и особо это чувствовали «продавцы» такого товара как балаганные и раёшные зазывалы.

Ярмарочный фольклор одна из главных составляющих страниц народной площадной культуры. Ярмарочные увеселения и гулянья — это огромный пласт русской культуры, основу которого составляют игры, зрелища и развлечения. Изучение материалов о ярмарочно-пло-щадных гуляньях конца XIX — начала XX в., знакомство со спецификой ярмарочных зрелищных мероприятий, использование текстов

23 Лейферт А. В. Балаганы. С. 70.

раёшных и балаганных зазывал позволит не только сохранить этот вид ярмарочного фольклорного творчества, но и даст возможность современным режиссёрам культурно-массовых постановок более точно и ярко наполнять сценарии фольклорным материалом.

Литература

Альперов Д. С. На арене старого цирка. М., 1936.

Булак Т. Г. Красноречие русского торжка: материалы из архива В. И. Симакова // Из истории русской фольклористики. Л., 1978.

Булгарин Ф. В. «Качели» // «Северная пчела». 2 апреля 1825. № 40.

Гиляровский В. А. Москва и москвичи // Собр. в 4-х тт. М., 1989. Т. 4.

Дмитриев Ю. А. Русский цирк. М.: Искусство. 1953.

Дмитриев Ю. А. На старом московском гулянье // Театральный альманах ВТО. М., 1947. Кн. 6.

Дурылин С. Н. В своём углу. М., 1991.

Лейферт А. В. Балаганы. Пг., 1922.

Московский городской листок. 6 февраля 1847. № 29.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века // Л., 1988.

Русские народные гуляния по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Е. Кузнецова. М., 1948.

Савушкина Н. И. Русский народный театр. М., 1976.

Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012. № 186.

29