Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ В СПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ'

ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ В СПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.В. Борисова, Н.М. Харковенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ В СПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 371.71: [331.362:622]:612.821.014.49

£. В. Борисова, Н. М. Харковенко

ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ В СПТУ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ

НИИ гигиены труда н профессиональных заболеваний, Донецк

В настоящее время в отечественной н зарубежной литературе приводятся результаты многочисленных исследований, в которых установлено, что главной причиной непроизвольных ошибочных действий человека, приводящих к несчастным случаям и авариям, являются недостаточный уровень развития психофизиологических функций и несоответствие их требованиям конкретной профессиональной деятельности [1, 6). Последнее послужило основанием для разработки методов прогнозирования производственного травматизма рабочих разных отраслей народного хозяйства, в том числе угольной промышленности [2, 10). С учетом того, что подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли осуществляется в основном в системе профессионально-технического образования, изучение проблемы безопасности труда будущих горняков следует начинать еще на этапе подготовки в СПТУ. Актуальность проблемы обусловлена как спецификой труда в подземных выработках угольных шахт, где учащиеся проходят производственную практику (неблагоприятные микроклиматические условия, значительные физические и эмоциональные нагрузки, большая степень личного риска), так и отмечающимися на этом этапе обучения высокими уровнями производственного травматизма.

В связи с этим было изучено функциональное состояние организма подростков, осваивающих горные профессии в СПТУ. В динамике обучения у учащихся исследовали основные показатели высшей нервной деятельности (ВИД), свойства памяти, внимания, технического мышления, скорость сенсомоторных реакций, эмоциональную устойчивость (особенно в стрессовых ситуациях), состояние зрительного анализатора, уровень физического развития, а также реакцию вегетативной нервной системы на физическую и эмоциональную нагрузки.

После прохождения 5-месячной производственной практики на угольной шахте были составлены 2 группы: в группу А вошли учащиеся с низким уровнем индивидуальной безопасности, т. е. имевшие травмы в период практики, в группу Б — с высоким уровнем, т. е. не имевшие травм. Все травмы у учащихся группы А произошли по субъективным причинам, т. е. по вине пострадавших, в результате неосторожности или невнимательности при выполнении производственных операций. Сравнительный анализ результатов физиологического и психофизиологического обследования учащихся обеих групп проводили ретроспективно.

Как показали исследования, в целом подростки, поступившие в СПТУ для освоения горных профессий, были практически здоровы (I и II группы здоровья), а показатели функционального состояния их организма находились в пределах возрастных колебаний. Вместе с тем проведенный сравнительный анализ позволил установить наличие определенных особенностей в динамике физиологических и психофизиологических функций у учащихся с разным уровнем индивидуальной безопасности. Так, несмотря на общее для обеих групп улучшение показателей физического развития в динамике обучения, у подростков группы А отношение жизненной емкости легких к должной величине на всех этапах наблюдения было на 5—6 % ниже (р<0,01), чем в группе Б. К концу учебы появлялись существенные различия в объемах форсированного вдоха и выдоха (в группе А они были на 400— 500 мл/с меньше; р<0,05). Показатель физической работоспособности в группе А на всех этапах освоения профессии был ниже, чем в группе Б, однако статистически значимые различия наблюдались на 1-м году обучения

(на 26±9,8 Вт; р<0,05) и после производственной практики в угольной шахте (на 70±17,8 Вт; /><0.001). При этом у лиц группы А после практики отмечалось ухудшение физической работоспособности на 50±13,4 Вт (р<0,02). К концу обучения у них наблюдалось более выраженное напряжение сердечно-сосудистой системы в ответ на дозированную физическую нагрузку: к концу второй нагрузки частота сердечных сокращений на 3-м н 4-м годах обучения была на 8—10 ударов в минуту больше (/><0,05), а систолическое артериальное давление — на 10мм рт. ст. выше (р<0,001), чем в группе Б. На 4-м году обучения на 5-й минуте отдыха в группе А отсутствовало восстановление диастолического артериального давления до исходного уровня, а его снижение в конце второй нагрузки было более выраженным (разница составляла 8,4 мм рт. ст.; /><0,05).

В связи с тем что профессиональные требования в первую очередь адресуются к типологическим особенностям ВНД и особое значение последние приобретают в экстремальных ситуациях [8|, была изучена динамика основных показателей ВНД у подростков с разным уровнем индивидуальной безопасности.

Как видно на рисунке, показатель, характеризующий силу нервной системы, у учащихся группы А на протя-

J_1_

- в

V

10

2,0

1,9

---Х----К

_I_I_1_

_1_

1-й в-О 4-й 4-й Допрак- После тики практики

Динамика основных показателей ВНД у учащихся групп А

и Б в период обучения в СПТУ. По осям абсцисс — годи обучения; но осям ординат — показатели

ВНД.

а — коэффициент баланса (о усл. ед): б — коэффициент реакции па движущийся объект (в усл. ед ); а — сила нервной системы (в усл. ед.): г — подвижность нервных процессов (в Гц) 1 — группа А: 2 — группа Б.

женин всего обучения был ниже, чем в группе Б. При этом если в начале обучения разница составляла 8 %, то, начиная с 3-го года, в связи со снижением у учащихся группы А силы нервной системы она достигала 14— 18 %. Подвижность нервных процессов у подростков группы А на всех этапах освоения профессии была на б— 8 % меньше, чем в группе Б.

Существенные различия наблюдались н в динамике уравновешенности нервных процессов. Так, если коэффициент баланса у подростков группы Б практически не

* изменялся на протяжении всего периода обучения, то в группе А на 3-м и 4-м годах он был выше исходного соответственно на 0,17 н 0,24 усл. ед. При этом как до, так и после практики коэффициент баланса у последних был значительно больше, чем в группе Б (на 13,6 н 13,2 %; р<0,02). Коэффициент реакции на движущийся объект в обеих группах существенно возрастал к концу обучения. Однако если при первых двух обследованиях его величины у учащихся групп А н Б были практически одинаковы, то на 4-м году учебы они достоверно различались (р<0,02), составляя соответственно 1,8±0,2 и 1,2±0,1 усл. ед. до практики и 2,0±0,2 и 1,3±0,1 усл. сд. после нее, что свидетельствует о значительном преобладании возбуждения над торможением у подростков группы А. По данным 3. В. Дубровиной и соавт. [3], для подростков коэффициент реакции на движущийся объект, превышающий единицу, следует рассматривать как нормальный возрастной процесс, связанный со свойственным ни преобладанием возбуждения над торможением. Однако, по данным литературы [5], для профессий, связанных с возникновением сложных ситуации, сопряженных с риском для жизни, необходимо оптимальное сочетание высокой силы нервной системы, подвижности нервных процессов и их уравновешенности. Таким образом, существенное преобладание процесса возбуждения, наблюдаемое у подростков группы А, следует рассматривать

* как неблагоприятную реакцию.

Несоответствие функциональных особенностей ВИД требованиям профессии не только отрицательно влияло па уровень индивидуальной безопасности учащихся, но и затрудняло их адаптацию как к процессу обучения, так и к неблагоприятным условиям труда в подземных выработках горных шахт. Это наглядно прослеживается в динамике сеисомоторных реакций подростков. Так, несмотря на то что исходные величины изучаемых показателей в сравниваемых группах при поступлении в училище были практически одинаковы, направленность их изменении имела существенные различия. У учащихся группы Б к концу учебы наблюдалось уменьшение латентного периода слухомоторной реакции на 8±3.2 мс и количества ошибок на дифференцнровочный раздражитель почти вдвое при относительно неизменной скорости зрительно-моторной реакции (ЗМР). У лиц группы А. напротив, скорость слу-

И хомоторнон реакции и количество ошибок существенно не изменялись, а латентные периоды ЗМР возрастали на 24±4,7 и 42±7,5 мс (р<0,001). Таким образом, уже перед практикой скорость сеисомоторных реакций и количество правильных ответов у учащихся группы А были значительно меньше, что свидетельствовало о более низком функциональном состоянии их центральной нервной системы (ЦНС). Неблагоприятные условия производственной практики в угольной шахте фактически не оказали отрицательного влияния па скорость сеисомоторных реакций у учащихся группы Б, в то же время у учащихся группы А отмечалось увеличение латентных периодов ЗМР на 16±5,3 и 27±7,8 мс (р<0,05).

Функциональные особенности ЦНС подростков с разным уровнем индивидуальной безопасности определяли также динамику показателей памяти и внимания. Объемы кратковременной слуховой и зрительной памяти на 1-м

I году обучения у учащихся сравниваемых групп практически не различались.-К концу обучения число символов, запоминаемых на слух и зрительно, существенно увеличилось у всех учащихся, однако, начиная с 3-го года, в связи с различными темпами прироста объем памяти у подростков группы А был меньше, чем в группе Б.

Кроме того, отмеченное ухудшение функционального состояния ЦНС у этих учащихся под влиянием неблагоприятных условий труда в период практики в шахте сопровождалось уменьшением объема кратковременной зрительной памяти на 10 % в отличие от представителей группы Б, у которых этот показатель практически не изменялся.

Исходя из того что в юношеском возрасте память тесно связана с вниманием [9], закономерно было предположить, что подростки с разным уровнем индивидуальной безопасности различаются и по показателям внимания. Проведенный анализ полученных данных свидетельствовал, что большинство изучаемых показателей внимания от первого до последнего года обучения у подростков с низким уровнем индивидуальной безопасности было хуже, несмотря на то что в целом у всех учащихся к концу обучения отмечалось совершенствование этого свойства. Время прямого, обратного и смешанного счета на всех этапах освоения профессии у учащихся группы Б было на 7,9±2.8—37,0±4,4 с меньше, чем в группе А, причем к концу обучения разница возрастала. Подростки группы А, начиная с 3-го года учебы, допускали большее число ошибок при выполнении опыта. Ухудшение функционального состояния ЦНС у юношей группы А после практики отразилось и на показателях внимания. У них увеличилось время прямого (на 6.2±1,4 с; р<0,05), смешанного счета (на 12,0±2,3 с; р<0,01) и переключения внимания (на 8,7±9 с; р<0,05).

Из всех изучаемых показателей умственной работоспособности только техническое мышление у подростков группы А при поступлении в училище было развито лучше, чем в контрольной группе. Однако к окончанию училища эти различия исчезали в связи с большими темпами прироста показателей в группе Б, что. по-видимому, объясняется более высокой способностью к тренировке этого качества у последних.

Известно, что эффективность и безопасность труда в угольном производстве в значительной мере зависят от уровня эмоциональной устойчивости рабочих |2, 10]. Как показали результаты исследований, уровень «тревожности» учащихся группы А на 1-м году обучения был значительно выше, чем у лиц группы Б (соответственно 20.1 ±0,9 и 16.9±0,7 балла). На 3-м году обучения эти различия нивелировались, однако уже в начале 4-го года (перед практикой) обозначалась четкая тенденция к восстановлению до исходного состояния (18,2±1,1 и 16,0±0,9 балла), а после практики вновь появлялась достоверная разница, обусловленная снижением «тревожности» у лиц. не имевших травм, и повышением се у имевших (14,4а:0,8 и 20,3±0,9 балла; р<0,001). Характерно. что уменьшение эмоциональной устойчивости у учащихся группы А совпало с резким повышением неуравновешенности нервных процессов (в сторону возбуждения). что согласуется с результатами исследований Л. И. Лурье |7]. О более низком уровне эмоциональной устойчивости у подростков группы А свидетельствовали н показатели координометрнн. особенно в условиях стрессовой ситуации. Они медленнее выполняли работу, допускали при этом больше ошибок. После практики в группе А отмечалось ухудшение основных показателей координометрнн. Кроме того, у учащихся группы А па всех этапах наблюдения отмечалась более выраженная реакция вегетативной нервной системы при применении стрессового раздражителя.

С учетом того, что адекватность поведения в эмоцио-генных ситуациях зависит от основных свойств ВИД и уровня «тревожности» [11], более низкая эмоциональная устойчивость при работе в условиях «опасности» у лнц с низким уровнем индивидуальной безопасности связана, по-видимому, с худшими показателями ВНД. Последним объясняется и более длительное время темповой адаптации у учащихся, имевших травмы. Более низкие показатели, адаптометрин характерны для подростков, имеющих более слабую силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов [4], что свойственно лицам группы А.

Таким образом, как свидетельствуют приведенные результаты, учащиеся, получившие травму в период практики в угольной шахте, отличались от не имевших травм как более низким исходным (при поступлении в училище) уровнем развития профессионально важных функций, так и характером адаптации к учебно-производственной нагрузке в СПТУ. При этом условия труда в угольной шахте оказывали на их организм более выраженное неблагоприятное воздействие.

Выявленные закономерности послужили основанием для разработки метода, позволяющего прогнозировать уровень индивидуальной безопасности подростков при поступлении их в СП ГУ для освоения горных профессий.

Литература

1. Ванат Ю. Безопасность и гигиена труда в горной промышленности: Пер. с польск. — М., 1978.

2. Гребняк В. П. Физиологические и психофизиологические основы профессионального отбора горнорабочих глубоких шахт: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — М., 1977.

3. Дубровина 3. В., Блинова Л. Т., Макарова Л. П. // Физиология человека. — 1980. — Т. 6, №6.—С. 1076— 1084.

4. Дубровина 3. В.. Блинова Л. Т., Макарова Л. П. // Состояние здоровья подростков в процессе производственного обучения и вопросы адаптации. — М., 1981.— С. 43-51.

5. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф.. Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.

6. Котик М. А. Психология и безопасность.—Таллин, • 1981.

Т.Лурье Л. И. // Физиология труда. — М., 1973.— С. 220—221.

8. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека: — М., 1966.

9. Ретер Д. // Вопр. психол. — 1985. — № 1. — С. 57—66.

10. Чучалов А. В.. Бабокин И. А.. Захаров Е. П., Олейников В. А. II Профессиональный отбор рабочих угольных шахт. — М., 1979.

11. Шабурян А. А. // Физиология человека. — 1980.— Т. 6, № 6, — С 1067—1075.

Поступила 26.01.87

УДК 616.153.1 + 616.36-008.311:577.152.21-092.9-02:615.9

В. И. Коркач

АКТИВНОСТЬ АЛАНИНАМИНОТРАНСФЕРАЗЫ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ И ПЕЧЕНИ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРЫС ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Исследование активности аланннаминотрансферазы (АЛТ) в сыворотке крови широко применяется при диагностике заболеваний печени [3, 4, 8, 9|. Этот показатель используют и дли оценки поражении печени в токсико-лого-гигненнческом эксперименте при нормировании химических веществ в различных средах: воде водоемов, воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе [6). Вместе с тем известно, что АЛТ имеется не только в печени, но и в других органах и тканях [5, 9|, а повышение ее активности в сыворотке крови наблюдается при инфаркте миокарда [10], язвенной болезни и двенадцатиперстной кишки |1) и других заболеваниях. В связи с этим использование данных изменений активности АЛТ в сыворотке крови для оценки функционального состояния печени животных в токснколого-гнгненическом эксперименте становится затруднительным, так как они могут быть вызваны действием химических веществ не только на печень, но и на другие органы или ферментный белок непосредственно.

В литературе отсутствуют сведения о диагностической значимости изменений активности АЛТ в сыворотке крови в оценке состояния печени при воздействии на экспериментальных животных неизвестными химическими веществами в процессе их гигиенического нормирования.

В связи с изложенным в настоящей работе проведено сравнительное изучение изменений активности АЛТ в сыворотке крови н в печени крыс на примере воздействия на них некоторых химических веществ.

Исследования проведены на крысах. Активность АЛТ в сыворотке крови и печени крыс определяли по Рейт-ману и Френкелю [2, 7]. Результаты опытов обработаны методами вариационной статистики.

Опыты показали, что при ежедневном в течение 30 сут внутрижелудочном введении крысам трихлорнд-фенила в дозе 45 мг на 1 кг массы наблюдается повышение активности АЛТ в сыворотке крови с 0,69±0,14 до 1,70±0,23 ммоль/(ч • л) (р<0,001), а в печени этих же крыс со 160,0±6,12 до 464,4 ± 11.6 мкмоль на 1 г ткани (р<0,001). Аналогичная корреляция наблюдается между изменениями АЛТ в сыворотке крови и печени и при ежедневном в течение 2 пед внутрижелудочном введении

крысам 2,4-днхлортолуола в дозе 460 мг на 1 кг массы. Активность АЛТ в сыворотке крови повышалась с < 0,65±0,08 до 0,83±0,06 ммоль/(ч-л) (р<0,001), а в печени — с 219,2±59,6 до 381,1 ±36,0 мкмоль на 1 г ткани (р<0,05). Увеличение активности АЛТ в сыворотке крови в данном случае связано с повышением уровня этого фермента в печени, возможно, в результате усиления синтетических процессов, но не вследствие повреждения гепатоцитов. В противном случае в печени активность АЛТ должна была бы снижаться.

Опыты с триэтиленгликолем показали, что изменения активности АЛТ в сыворотке крови и печени крыс хотя и взаимосвязаны, но имеют противоположную направленность, а именно: снижение активности этого фермента в печенн сопровождается ее снижением в сыворотке крови. Так, через 3 мес после ежедневного внутрнжелудочного введения трнэтиленгликоля в дозе 5 мг на 1 кг массы активность АЛТ в сыворотке крови крыс снизилась с 0,85±0,04 до 0,54±0,05 ммоль/(ч-л) (р<0,001), а в печени — с 705,0±38,2 до 496,0±50,6 мкмоль на 1 г ткани " (р<0,01).

Подобные изменения наблюдались и при ингаляционном ежедневном 4-часовом введении этилглнкольацетата в концентрации 200 мг на I м® в течение 120 сут. В этих опытах активность АЛТ в сыворотке крови животных снизилась с 0,59±0,05 до 0,34±0,02 ммоль/(ч-л) (/><0,001), а в печени — с 286,0±24,4 до 208.0± ±7,42 мкмоль на 1 г ткани (р<0,01).

Из приведенных данных видно, что не только повышение, но и снижение активности АЛТ в сыворотке крови крыс при действии на них химических веществ согласуется с соответствующими изменениями (снижением) активности этого фермента в печенн.

Следует полагать, что наблюдаемое нами повышение или снижение активности АЛТ в сыворотке крови крыс происходит в результате влияния изучаемых химических | веществ на синтез ферментного белка в печенн (его усиление или снижение), но не вследствие их повреждающего действия на гепатоцнты. В противном случае повышение активности АЛТ в сыворотке крови должно было бы сопровождаться снижением уровня этого фермента в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.