Научная статья на тему 'Handbook of new religions and cultural production / C. Cusack, A. Norman, eds. Brill, 2012'

Handbook of new religions and cultural production / C. Cusack, A. Norman, eds. Brill, 2012 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Handbook of new religions and cultural production / C. Cusack, A. Norman, eds. Brill, 2012»

Handbook of new religions and cultural production...

на вопросы анкеты, соответствующие содержательным фасетам), что позволяет наглядно представить взаимное расположение групп в зависимости от ответов на один или несколько вопросов (POSAC — Partial-Order Scalogram Analysis with Base Coordinators). Ребхун иллюстрирует применение методов результатами анализа данных о религиозной самоидентификации в США. К сожалению, из описания методов многое остается неясным, например, можно ли вращать полученное пространство. Так, результаты анализа для разных конфессий, полученные при помощи первого метода, в значительной степени схожи, с точностью до поворота осей, однако автор никак не комментирует это обстоятельство. Неясно также, как правильно интерпретировать близость/удаленность от центра (начала координат) диаграммы, а главное — какие содержательные выводы можно получить при помощи описываемых методов, которые были неочевидны просто на основании рассмотрения исходных данных, или же это просто способы визуализации корреляционных матриц и частотных таблиц. Автор помещает описываемые методы в ряд с кластерным и факторным анализом, однако было бы более полезно сравнить его с методом многомерного шкалирования, с которым, по-видимому, описываемые методы анализа социологических данных имеют существенно больше общего.

Хотя в целом прочтение книги оставляет больше вопросов, чем дает ответов, и ее нельзя буквально воспринимать как справочник по новым методам, однако эти вопросы скорее позитивного плана. Они стимулируют к дальнейшему поиску информации по заинтересовавшему читателя методу и самостоятельному более глубокому его изучению. Издание определенно достигает своей основной цели — сориентировать исследователя в поле новых подходов и методов и стимулировать социологическое воображение. Книгу можно рекомендовать для прочтения не только социологам религии, но и существенно более широкому кругу читателей, интересующихся современными социологическими методами сбора и анализа данных.

Е. В. Пруцкова, Е. Б. Мелкумян (ПСТГУ)

Handbook of new religions and cultural production / C. Cusack, A. Norman, eds. Brill, 2012. XXX + 790 p.

Рецензируемый сборник является результатом проекта, стартовавшего в мае 2010 г., посвященного исследованию культурных продуктов (cultural products) новых религий. Том, весомый во всех смыслах, содержит 9 разделов, посвященных различным направлениям новых религий (толкуемых очень широко). Литература по новым религиям чрезвычайно обширна и разнообразна и основывается на безграничном спектре методологий и предпосылок авторов. Новым и перспективным предпринятое авторами исследование делает его предмет: в центре своего внимания они помещают уже упомянутые культурные продукты.

Теоретической базой для них служил марксизм в одной из своих современных форм, а именно франкфуртская школа, в первую очередь работы Т. Адорно. То есть это исследование принадлежит к широкому движению в западном религиоведении, реинтерпретирующим наследие Маркса, наряду с работами антропологов, изучающих материальную религию, социологическими исследованиями повседневной религии и междисциплинарными исследованиями повседневной религии и междисциплинарные исследования по теме религии и благополучия (religion and welfare). Религия толкуется авторами как производитель культуры, но такой «культурной продукции» посвящены тома, а роль новых религий если не исключается, то замалчивается.

Интересно, что рассмотренные в сборнике примеры культурных продуктов (если не все, то большинство) будут известны любому читателю, мало-мальски знакомому с современной культурой. Исследователей привлекали факты влияния новых религий не только на культуру последователей, но на культуру и общество в целом. Вместе с тем исследуется не восприятие этой религиозной культуры аутсайдерами, скорее большинство статей посвящены тому, как вписывается некий культурный феномен в теологию или историю определенного религиозного движения.

Разумеется, рассмотренные темы не охватывают всего многообразия новых религий. Авторы и не претендовали на всеохватность и, поскольку поле очень новое, призывают коллег присоединиться к их поиску.

Если говорить о специфике выборки, в связи с университетской принадлежностью авторов многие примеры взяты из австралийской жизни. Поэтому, среди прочего, книгу можно считать замечательным очерком религиозного разнообразия австралийского континента — откуда еще мы узнаем о популярности там теософии и идей Гурджиева?

Поскольку мы говорим о сборнике калейдоскопическом, представляется важным кратко перечислить рассмотренные культурные явления.

Первой рассмотренной новой религией оказывается мормонизм:

— история строительства храмов оказывается вписана в теологию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (с. 19); впрочем, автор практически не уделяет внимания символизму храмов, хотя он и представляет интерес. Храм в Солт-Лейк Сити нельзя назвать «книгой Мормона для неграмотных», но теологическое учение нашло символическое отражение в украшениях его фасадов;

— члены ЦИХСПД пишут научно-фантастические книги, по которым потом снимают популярные сериалы, например «Battlestar Galactica» (с. 39); космология в этих книгах испытывает сильное влияние мормонизма с его идеей вечного развития и метафорой исхода;

— противоречивое отношение к юмору в ЦИХСПД интересно проявляется в мормонской киноиндустрии, в особенности в комедиях (с одной стороны, смех и развлечения являются чем-то заведомо недостойным, но с другой, разумеется, — юмор не уничтожается) (с. 71).

Теософия:

— вдохновленное Е. П. Блаватской увлечение исчезнувшими цивилизациями повлияло и на литературу, и на новые религиозные движения, комиксы, игры

Handbook of new religions and cultural production...

(от книг Лавкрафта и Роберта Хайнлайна и комиксов о Конане-варваре до фильмов и игр о Ларе - расхитительнице гробниц и Динотопии) (с. 101);

— Либеральная католическая церковь в Австралии использует крест, созданный австралийским художником Лидбитером (Leadbeater), который искал вдохновения в теософской символике (с. 133);

— учения о чакрах, ауре, мыслеформах в теософии повлияли на современную нетрадиционную медицину (с. 153).

Антропософия: Р. Штайнер рассматривается как архитектор, педагог (валь-дорфские школы) и агроном (создатель биодинамического метода в сельском хозяйстве, существующего и используемого до сих пор).

Г. Гурджиев и П. Успенский: у авторов этого раздела особые проблемы с суммированием идей Гурджиева. Он создает скорее не доктрину, а технику (с. 265). Интересно, что все эти авторы — практики и проводили включенное наблюдение в сообществах последователей Гурджиева. В статьях этого раздела рассматриваются:

— влияние идей Гурджиева и его теории Эннеаграммы на юнгианскую психологию (с. 237);

— фортепианные произведения Гурджиева (с. 271);

— танцы у Гурджиева («священная гимнастика») (с. 297).

А фильм «День сурка», оказывается, основан на книге П. Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина» и содержит положения учения Гурджиева и его ученика (с. 331).

Неоязычество:

— связь фолк-музыки в Латвии и Литве с национализмом, политическое значение, как неоязычества, так и фолк-музыки (с. 351);

— движение бардов, связанное с друидами, политическим активизмом и музыкальными фестивалями (с. 399);

— дискордианизм (культ Эриды, богини хаоса, создан в 1970-х гг., сейчас исповедуется некоторыми неоязыческими группами в США) связан с Робертом Антоном Уилсоном (писателем, философом, футурологом), и через него проник в поп-культуру (например, фильм № 23 с Джимом Керри) (с. 421).

Афро-карибские религии: здесь основная тема — творческая энергия в связи с сантерией и кондомбле, проявляющаяся в карибских фестивалях и творчестве художников, а также музыка регги и Боб Марли как теолог и отчасти пророк.

Новые религии, техники и технологии:

— фестиваль в Португалии рассматривается как пример того, как трансмузыка производит особую форму религиозности или духовности, стремящейся к трансформации личности и визионерству (с. 521);

— связь металла и эзотеризма на примере шведской группы Therion и магической ложи Dragon Rouge (с. 553);

— фантастические произведения Рона Хаббарда («Поле битвы Земля») в связи с сайентологией и «уфо-религиями», а также месте НЛО и инопланетян в современной массовой культуре (с. 583).

В качестве универсальных религий рассматриваются бахаи (дома поклонения которых объединяет уникальность архитектурных форм), каодаизм (вьетнамское

НРД с особой синкретической эстетикой), суфизм (в XX в. завоевавший популярность в западном обществе (рассматривается история суфийских братств в западных странах, а также специфика суфийской культуры — музыки, танцев и т. д.)), кришнаиты (с их особой теологией и социологией еды).

Современное христианство представлено кратким экскурсом в квир-теологию, рассмотрением евангелического движения «Deep sea canoe movement» на Соломоновых островах (основываясь на особой этно-теологии, возводящей племя к потерянным коленам Израилевым, последователи движения верят, что Ковчег Завета хранится в древнем храме на одном из островов, и что им суждено стать основой нового народа), а также примерами использования христианской символики в современном искусстве (в основном на австралийском материале, в частности работы Филипа Джорджа, фотографа и художника, расписывавшего среди прочего доски для серфинга, и Люка Робертса, художника и скульптора; оба они очень широко используют искусство аборигенов, а также религиозные символы в своих работах).

Открытый характер исследований в области культурного производства подчеркивается отсутствием общего заключения. Очевидно, что возможности развития темы безграничны. Теоретическая основа (идеи франкфуртской школы) достаточно широка, что позволяет надеяться на дальнейшие исследования.

Для авторов сборника центральным оказывается предложенное Т. Адорно и М. Хоркхаймером понятие «индустрия культуры», которое в разных статьях то метафорически, то фактически рассматривается как механизм воспроизводства культуры обществом, а культурные продукты новых религий в той или иной форме оказываются включены в нее. Впрочем, авторы рассматриваемого сборника не делают следующий шаг, очевидный для представителей критической теории современного общества: они не проводят критику современной культуры как орудия манипулирования и товарной фетишизации, а также превращения индивида в потребителя. Хотя в отдельных статьях сборника политическое измерение культурных продуктов новых религий оказывается в центре внимания; носители такого мировоззрения противопоставляют себя массе и массовой культуре (особенно это очевидно в главах о неоязычестве). Разумеется, развитие критики государства как инструмента давления и контроля в области культурного производства выведет работы за пределы чисто религиоведческого интереса, но такие исследования представляются логичным развитием применения идей Т. Адорно к исследованию новых религиозных движений.

Книга может быть интересна исследователям новых религиозных движений: она открывает новые факты и материалы для исследования (например, для меня было открытием, что кроме Голливуда в США есть «Молливуд» — киноиндустрия мормонов и про мормонов); для историков и теоретиков искусства (наряду с религиоведами, статьи для сборника писали специалисты по архитектуре и музыке); для исследователей массовой культуры (замечательно представлены современная музыка от металла до регги, научно-фантастическая литература, музыкальные фестивали и т. п.).

Вместе с тем именно неопределенность методологических установок привела к некоторой неоднородности сборника, можно сказать, что часть авторов

Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России

практически не пользуется теоретической рамкой, предполагаемой сборником; отдельные материалы сугубо историчны, в то время как другие удаляются в предельное теоретизирование; далеко не всем авторам удается следовать общей цели — описывать феномены, оказавшие влияние на культуру общества в целом. Впрочем, все это не представляется серьезным недостатком. Данный том — прекрасный пример того, как религиоведение может быть современным, междисциплинарным, интересным и живым.

К. А. Колкунова (ПСТГУ)

Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб.: Алетейя, 2012. 248 с.

В 2012 г. известное издательство «Алетейя» выпустило книгу А. В. Ситникова «Православие, институты власти и гражданского общества в России». Безусловно, появление работы, претендующей на такой охват проблемы и в таком солидном издательстве, не могло не вызвать интереса со стороны религиоведческого сообщества и среди социологов религии в частности. И действительно, «Богослов.ру»1 презентует эту работу в «НГ-Религии». В. Мальцев, отмечая актуальность заявленной в работе темы, пишет статью «Церковность против либерализма»2, посвященную данной книге, наконец, один из наиболее интересных в современном российском религиоведении журналов «Государство. Религия. Церковь» публикует рецензию Д. Узланера на эту книгу. Узланер в частности пишет: «Это одно из первых в отечественной науке комплексных и системных исследований данного вопроса. Автор привлекает обширную литературу и разнообразную источниковедческую базу; анализирует труды отечественных и зарубежных ученых; показывает противоречия и тенденции развития в области церковно-общественных и церковно-государственных отношений»3. На форзаце книги приведена характеристика работы доктором исторических наук, профессором А. Б. Зубовым: «Книга А. В. Ситникова является результатом многолетнего исследования и тщательного изучения влияния религии, в первую очередь православного христианства, на политические институты, общественные структуры и общественно-политические аспекты массового сознания в России. Тщательно исполненная автором работа, написанная объективно, отстраненно, с привлечением большого массива социологического материала, является своевременным и убедительным аргументом в пользу принятия православной частью

1 ояс^оу. гиДей/4111507/Мех.Ы;т1

2 Мальцев В. Церковность против либерализма (Ресурс: http://www.re1igiopo1is.org/ риЬИсайош/5252^егкоупо£^ргойу-ИЬега1ггта.Ы:т1 (дата обращения: 23.10.2014)).

3 Узланер Д. Рецензия на книгу: Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.