Научная статья на тему 'Религия и демократия'

Религия и демократия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и демократия»

148

Научная жизнь

вероисповедания, уже давно либо идеализируются в России либо, наоборот, представляются символом "либеральной" и безрелигиозной Европы. В этой ситуации только анализ российского и европейского опыта может помочь понять, что скрывается за таким понятием, как религиозный мультикультурализм. Очевидно, что конференция, состоявшаяся в Н Новгороде, внесла свой определённый вклад в решение этой задачи.

Лункин Р.Н, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН (Центр по изучению проблем религии и общества).

РЕЛИГИЯ И ДЕМОКРАТИЯ

21-27 октября 2013 года в Киеве прошёл VI международный форум "Пространство гуманитарной коммуникации", организованный при поддержке Министерства образования и науки Украины и Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. Социологические исследования в области религии на форуме представил ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. 25 октября 2013 года при участии кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоманова и Молодёжной ассоциации религиоведов состоялась лекция Р.Н Лункина на тему "Религия и демократия: опыт полевых социологических исследований в России".

Докладчик рассказал о целях и задачах эмпирических исследований, которые проводились на территории всей России в конце 1990-х - начале 2000-х годов группой исследователей при поддержке Кестонского института (Оксфорд, Великобритания). При сборе информации о религиозной жизни России в основном использовались качественные методы работы, поскольку количественные не отображают полной картины происходящего в реальной жизни, не позволяю понять проблемы, стоящие перед общинами, многообразную мозаику церквей и движений в каждом субъекте РФ. Итогом исследований стал целый ряд уже известных в России и за рубежом изданий: "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания" (I-IV тома, 2003-2006), "Атлас современной религиозной жизни России" (1-111 тома, 2005-2009), "Религия и российское многообразие" (Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. - М.: Кестонский институт, Летний сад, 2012).

Проведённые исследования показывают, что религиозная жизнь в России более многогранна, нежели обычно считается, к тому же она стремительно развивается. В России существуют, с одной стороны, пестрые религиозные движения, а с другой -множество стереотипов, связанных с ними. Понимание религиозной картины страны возможно только при непосредственном знакомстве со всем конфессиональным многообразием, путём общения с верующими, религиозными лидерами, чиновниками, отвечающими за осуществление религиозной политики.

Аудиторию интересовали разнообразные вопросы, в том числе отношения православия и иных религиозных сообществ, миссия Русской православной церкви среди различных этнических групп России, растущая социализация православных приходов в рамках гражданского общества.

Показателем религиозного плюрализма в изучении религии стало проведение 26 октября семинара из серии "Религии современности", посвящённого Церкви Иисуса

Научная жизнь

149

Христа святых последних дней (мормонов), её вероучению и деятельности в России и странах СНГ. На семинаре выступили как представители Церкви мормонов, так и исследователи - Олег Киселёв, президент Молодёжной ассоциации религиоведов, Виталий Хромец, доцент кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоманова, Павел Костылев, старший научный сотрудник философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и другие.

Целью семинара, как и других подобных семинаров в НПУ им. Драгоманова о разных религиозных течениях, было разрушение стереотипов относительно мормонов, создание конструктивного диалога между исследователями и последователями мормо-низма, углубление познания исследователей об этом относительно новом религиозном движении.

Первым с приветственным словом выступил президент Киевского Украинского кола ЦИХСПД Кирилл Похилько. Он обратил внимание, что такие встречи помогают преодолеть разногласия и недосказанности в общественном понимании религии вообще и мормонизма в частности. Семинар начался с доклада ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Романа Лункина, отметившего, что среди общественности, и даже в сфере науки, существует предвзятое, иногда резко негативное отношение к членам Церкви мормонов, хотя последняя представлена во всех регионах России. Для россиян характерно считать как мормонов, так и другие религиозные протестантские и околопротестантские течения, "западными", и поэтому в СМИ популярен ярлык -"шпионы". Хотя, с другой стороны, активная социальная работа и большое количество искусных миссионеров меняют отношение к этой конфессии и ломают стереотипы. Для исследователей религии остается загадкой, как при таком критическом образе в массовом и научном сознании мормоны достаточно интенсивно развиваются.

Доклад студентки Института философской науки и образования НПУ им. М.П. Драгоманова, волонтёра Молодёжной ассоциации религиоведов Ольги Ремез был по-свящён одному из самых распространенных стереотипов о мормонах - многожёнстве. В докладе было показано, что введенная в 1831 году основателем ЦИХСПД Джозефом Смитом практика многожёнства была отменена в 1890 году четвёртым президентом Церкви Уилфордом Вудраффом. Мормоны верят, что и введение, и отмена многожёнства были не личным решением руководителей церкви, а божественным откровением.

До сегодняшнего дня существует направление мормонов, не отменивших полигамию - это мормоны-фундаменталисты. Последние распространены главным образом в США и не имеют к ЦИХСПД прямого отношения, являясь самостоятельным течением, которое образовалось на фоне учения Дж. Смита. На данный момент Святые последних дней имеют моногамные воззрения на семью, верят в вечность брака и необходимость его "запечатывания" в храме, выступают защитниками традиционной семейной морали и противниками однополых связей.

Внимание к тому, как ведут себя последователи самых разных религиозных движений в гражданском обществе, какую социальную и культурную роль играют, не случайно столь велико в Украине, которая всегда была обществом многоконфессиональным, где сильным было не только православие разных юрисдикций, но и греко-католицизм, протестантизм, новые религиозные движения. Естественный для Украины религиозный плюрализм в публичном пространстве пока непривычен для России, хотя, как показывают социологические исследования, российская религиозность не менее многообразна, чем украинская.

Редакция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.