Научная статья на тему 'Религия в секулярном обществе. Российско-британские полевые исследования'

Религия в секулярном обществе. Российско-британские полевые исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

17 января в большом зале учёного совета Института Европы РАН состоялась презентация книги “Религиозно-общественная жизнь в российских регионах” (Под редакцией С.Б. Филатова. М., СПб: Летний сад, 2014. Том 1). Обсуждение новой книги вызвало большой интерес среди учёных, журналистов, религиозных деятелей, мероприятие посетило около 60 человек. Презентация прошла под эгидой Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и Кестонского института (Оксфорд, Англия). Участники почтили память недавно ушедшего академика Николая Петровича Шмелёва. Профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, отметил, что руководство ИЕ РАН всегда с вниманием относилось к роли религии в современном обществе. Работа будет продолжена и при новом руководстве ИЕ РАН и.о. директора института избран Алексей Анатольевич Громыко. Проект Кестонского института “Энциклопедия современной религиозной жизни” (глава социолог религии Сергей Филатов) реализуется с 1998 года командой российских и английских учёных. Итоги полевых исследований в рамках этого проекта широко известны в России, Евросоюзе и в США. Уже изданы книги “Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России” (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо М., СПб: Летний сад, 2002), “Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания” (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, тома I-IV, 2003-2006), “Атлас современной религиозной жизни России” (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, тома I-III, 2005-2009), “Религия и российское многообразие” (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо М., СПб: Летний сад, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия в секулярном обществе. Российско-британские полевые исследования»

Научная жизнь

151

РЕЛИГИЯ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ. РОССИЙСКО-БРИТАНСКИЕ ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

17 января в большом зале учёного совета Института Европы РАН состоялась презентация книги "Религиозно-общественная жизнь в российских регионах" (Под редакцией С.Б. Филатова. М., СПб: Летний сад, 2014. Том 1). Обсуждение новой книги вызвало большой интерес среди учёных, журналистов, религиозных деятелей, мероприятие посетило около 60 человек. Презентация прошла под эгидой Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и Кестонского института (Оксфорд, Англия). Участники почтили память недавно ушедшего академика Николая Петровича Шмелёва. Профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, отметил, что руководство ИЕ РАН всегда с вниманием относилось к роли религии в современном обществе. Работа будет продолжена и при новом руководстве ИЕ РАН - и.о. директора института избран Алексей Анатольевич Громыко. Проект Кестонского института "Энциклопедия современной религиозной жизни" (глава - социолог религии Сергей Филатов) реализуется с 1998 года командой российских и английских учёных. Итоги полевых исследований в рамках этого проекта широко известны в России, Евросоюзе и в США. Уже изданы книги "Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России" (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо М., СПб: Летний сад, 2002), "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания" (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, тома 1-1У, 2003-2006), "Атлас современной религиозной жизни России" (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, тома 1-111, 2005-2009), "Религия и российское многообразие" (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо М., СПб: Летний сад, 2013).

Уникальность проведённой работы была отмечена в выступлении Ксении Деннен, президента Кестонского института (Оксфорд, Англия). Английская исследовательница подчеркнула, что в ходе поездок по России было много интересных и неожиданных встреч, в том числе с православными епископами и священниками, которые, порой, приходили на встречи охотно и были открыты для разговора, а порой взять у них интервью не удавалось. Приходскую жизнь можно было увидеть с новой стороны благодаря тому, что в регионах много социально активных общин, ярких священнослужителей и мирян.

Глава проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов особо выделил новизну книги "Религиозно-общественная жизнь в российских регионах". Авторы по-иному подошли к изложению материала, чем это было в "Атласе" - в издании почти нет справочных данных, которые легко найти в Интернете. В статьях, посвященных тому или иному региону, показано своеобразие религиозной жизни в регионе, в рамках епархии РПЦ, а также самых заметных конфессий, движений. Социологи подготовили материалы по регионам, часто с захватывающим сюжетом, с описанием наиболее важных явлений и конфликтов, не ставя перед собой цели упомянуть и описать абсолютно все течения и религии субъекта РФ.

Профессор Николай Шабуров, глава Центра изучения религий РГГУ, сказал, что хорошо знаком с предыдущими книгами проекта, все эти издания используются в рамках учебного процесса. Шабуров заметил, что без такого рода полевой работы невозможны фундаментальные исследования в области религии.

Один из основных авторов и участников поездок по России ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин подчеркнул, что структура статей в книге, методология социологических интервью и алгоритм встреч в каждом регионе складывались постепенно. Метод

152

Научная жизнь

сбора информации так и остался неформализованным - "геродотовым методом". Авторы осознавали и осознают ответственность за свою работу, один из их принципов - сбалансированность оценок, отсутствие идеологизации. В рамках поездок по России на протяжении последних 15 лет социологи не раз фиксировали те проблемы церковной жизни, которые стали заметными в общероссийском масштабе только сейчас - реакция общества на иногда неадекватные высказывания или действия руководства епархий РПЦ, конфликты церковного руководства с социально активными и открытыми священниками, с интеллигенцией, трудности в налаживании социального служения церкви, скандалы вокруг морального облика духовенства, в том числе вокруг гомосексуальности епископов. Все эти явления появились на региональном уровне давно. В одних епархиях удаётся сломать стену между церковью и обществом, в других нет. Однако несмотря ни на что, уровень доверия людей к православию, церкви по-прежнему высок, религия продолжает играть большую роль в жизни общества. Непосредственно этот интерес воплощается как в своего рода новом феномене "социального православия", когда монастыри и приходы становятся центрами гражданского общества, помогают неимущим, создают школы, организуют фермерские хозяйства, а также в бурном росте протестантских церквей в большинстве регионов страны.

Авторы книги заявили, что в издании присутствует особый акцент на христианских конфессиях в неисламских и небуддистских регионах России, поскольку наиболее заметными в рамках гражданского общества после представителей РПЦ являются католики, лютеране, баптисты, евангельские христиане, пятидесятники. Социологи отметили, что, к сожалению, они изначально столкнулись с тем, что нет адекватной информации о современной религиозной жизни ни в масс-медиа, ни в массовых опросах, ни в данных Министерства юстиции о численности религиозных объединений (реальности соответствуют только данные о численности православных приходов РПЦ, данные о евангельских церквях часто занижены в два-три раза, неправославные либо не регистрируются, либо регистрируют одну официальную организацию, а все остальные предпочитают действовать неформально в виде групп и филиалов).

С замечаниями и комментариями на презентации выступили: один из участников проекта исламовед Михаил Рощин, друг Кестонского института, известный диссидент советского времени Александр Огородников, политолог Анастасия Митрофанова, исламовед Роман Силантьев, религиовед Сергей Иваненко.

Книга "Религиозно-общественная жизнь в российских регионах" стала десятой в рамках российско-английского проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Издание анализирует весь калейдоскоп особенностей религиозной жизни в стране - от роли православия в каждом субъекте РФ и государственной политики в сфере религии до своеобразия социального служения различных конфессий. В первый том новой книги вошли субъекты РФ от Алтайского края до Ингушетии. Предполагается, что исследование будет опубликовано в семи томах. В каждом из них статьи о 10-15 регионах России. Регионы представлены в алфавитном порядке, за исключением Москвы. Последний, седьмой том посвящён Москве, в нём подводятся итоги исследования. Одной из задач, стоящих перед исследователями, было описать целостную картину основных процессов в рамках современной религиозной жизни в каждом регионе, и сделать это интересно для широкого читателя, заложив основу для общегражданской дискуссии о роли религии на европейском пространстве. Российская ситуация в области религии отчасти похожа на европейскую: уровень практической религиозности невысок, исторические церкви находятся в кризисе, в сознании общества религия предстаёт как симбиоз самых разных духовных идей, атеизма и агностицизма, но секуляризация является лишь вершиной айсберга.

Лункин Р.Н, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН (Центр по изучению проблем религии и общества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.