УДК 336.4
ХАЛЯЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
О. А. Мясоедова, Т. С. Трубинова Научный руководитель - В. А. Кузнецова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Статья посвящена некоторым историческим аспектам и особенностям халяльного (исламского) финансирования. Рассмотрены основные услуги исламских банков и условия их предоставления. Показан опыт исламского финансирования в России и других странах.
Ключевые слова: религия, ислам, финансирование, банковские продукты.
HALAL FINANCING
O. A. Myasoedova, T. S. Trubinova Scientific Supervisor - V. A. Kuznetsova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article is devoted to some historical aspects and features of halal (Islamic) fmance. The basic services of Islamic banks and the conditions of their provision. The experience of Islamic fmance in Russia and other countries.
Keywords: religion, Islam, finance, banking products.
Исламская экономика всегда отличалась от других тем, что хозяйственные процессы всегда были тесно переплетены с религией. Поэтому финансовые и банковские услуги основаны на законах Шариата, а их отличительной чертой является полный запрет на использование процента.
Традиционное представление об исламской финансовой деятельности сводится к запрету на использование ссудного процента. А запрет этот связан с тем, что исламская религиозная парадигма сохранила исторически первичное представление о деньгах как о техническом инструменте, обслуживающем товарообмен и некоторые другие сферы человеческих отношений. Наличие собственной, внутренней стоимости у денег не признавалось. Как известно, большую часть современной европейской истории - если считать её началом зарождение христианства - ссудный процент был под формальным запретом по всему Старому Свету. Только в середине XVII века под влиянием взглядов Ж. Кальвина в странах победившей реформации стала складываться атмосфера его всеобщего приятия. Но даже в протестантской Англии ещё в 19 веке принимались «антипроцентные» законы [2].
С точки зрения исламского учения прибыль не может возникать просто от отдачи денег в рост. Она признаётся законной лишь тогда, когда в результате сделки создана добавленная ценность, возникла новая «полезность», умножено общественное богатство. Соответственно, в центре исламской банковской операции - не деньги, а товар, реальный актив или услуга. Впрочем, исламский финансовый институт может авансировать клиента непосредственно деньгами. Однако в этом случае они должны использоваться как капитал делового предприятия, реализуемого клиентом.
Подобная система широко представлена на Ближнем Востоке, особенно в таких странах как Иран, Пакистан и Судан, где вся банковская система постепенно переводится на беспроцентный режим работы. В традиционных европейских и северо-американских банках за последние 10-15 лет также появились услуги исламского банкинга.
Халяльное финансирование основано на принципе партнерства, что можно заметить на примере основных транзакций, осуществляемых исламскими банками [3].
Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»
1. Mudaraba (profit-and-loss sharing) Не разрешается выдавать кредиты предприятиям, связанным со сферами, которые запрещены согласно Корану (haram), как то: азартные игры, алкоголь, наркотики и т. д. Банк не имеет права требовать какое бы то ни было подтверждение платежеспособности заемщика. С точки зрения законов Шариата гораздо справедливее, когда кредитор и заемщик действуют по системе profit-and-loss sharing, чем получение фиксированного дохода вне зависимости от исхода вложения средств. Это справедливее потому, что та часть прибыли, которая достается кредитору, является платой за риск и усилия, приложенные для осуществления проекта, а не заранее оговоренной фиксированной суммой.
2. Musharaka - еще один вид инвестиционного кредита. Однако здесь в противовес, mudaraba, заемщик тоже вкладывает часть своих средств, а, следовательно, также как и кредитор, рискует потерять часть своих средств.
4. Murabaha - вид услуги, с помощью которой банк совершает покупку имущества от имени клиента, предоставляет его ему, а по прошествии времени клиент возвращает вложенные банком деньги с наценкой (mark up).
5. Bai'salam - услуга, противоположная Murabaha. Банк изначально финансирует какой-то проект, а затем получает имущество обратно. Такой вид инвестирования распространен в сфере сельского хозяйства. В сфере промышленности распространена модификация Bai'salam, а именно Istissanaa.
6. Ijara (лизинг) - банк выкупает некое оборудование, которое клиент может взять в аренду и ежемесячно выплачивать аренду, а в том случае, если он хочет его выкупить, то ежемесячно он оплачивает ренту взнос за покупку.
7. Qard hasan - беспроцентный кредит. Вид благотворительности, используемый в исламских банках.
Халяльное финансирование призвано поддерживать идею равенства и справедливости, прописанную в Коране, подтверждая гипотезу о высоком уровне религиозности в обществе, о действительном поддержании принципов доверия, взаимовыручки и единства, присущих данному религиозному течению. Хотелось бы также отметить, что Qard-al-Hasan подразумевает под собой не столько исключительно беспроцентный кредит, сколько идею «братства». То есть высшие слои общества должны, кроме перераспределения доходов, обеспечивать малоимущих рабочими местами, устраняя тем самым проблему безработицы и уравнивая таким образом всех людей.
Интересно, что религия привносит особый вид внутреннего мониторинга: банки назначают специальный религиозный комитет, который следит за тем, чтобы деятельность банков проводилась в соответствии с Кораном. Любая сомнительная сделка может быть аннулирована согласно решению этого Комитета, а в состав Религиозного Комитета не могут входить акционеры, спонсоры и управленческий персонал банка.
Уже давно известны банки, предоставляющие исламские банковские услуги вне мусульманских стран. Например, в 2005 году в Великобритании был открыт Исламский банк Британии (Islamic Bank of Britain), а также отделения услуг исламского банкинга в других крупных традиционных банках. Стоит отметить, что инициировали создание этих институтов в Великобритании скорее чисто экономические стимулы. В исламских странах основную роль играла религия и политика.
В свою очередь в России эти услуги представлены не были до недавнего времени. В 2011 году на территории России в Казани был открыт первый банк, работающий по законам Шариата - Финансовый дом «Амаль» [1].
Однако, говоря о традиционных продуктах исламских банков, нельзя сказать, что они представлены в ФД «Амаль» в полном объеме. Так, финансирование нужд потребителей и бизнеса ведется пока только с применением товарной рассрочки (mark-up) - Murabahah. По этому принципу банк покупает на рынке необходимый заёмщику актив и перепродает ему с наценкой по рассрочке.
Система loss-and-sharing не так активно используется в ФД «Амаль». Её элементы можно обнаружить, например, в услугах сберегательных счетов. При этом банк не обещает фиксированного процента, указывая следующее условие:
«Согласно требованиям Ислама, доходность по заключенным договорам будет определяться финансовым результатом, полученным ФД «Амаль» в период действия договора. В случае отрицательного финансового результата по использованию привлеченных средств, убытки уменьшают размер капитала клиента, переданного ФД „Амаль"».
Но, несмотря на ограничения, наложенные религией, ФД «Амаль» остается не менее прибыльным местом для вложения активов, чем некоторые традиционные банки. Согласно финансовой
отчетности за 2013 год, средняя норма доходности инвестиционных активов составила 14,53 % [3], что может быть стимулом и для клиентов-немусульман для вложений в активы ФД «Амаль».
При Совете муфтиев России с весны 2013 начала действовать рабочая группа по продвижению и реализации в России исламских финансовых инструментов.
Существует страховая компания, созданная при участии «Альянс Капитал», работающая по нормам Шариата, предоставляющая услуги по автострахованию и страхованию имущества. Рынок исламского страхования в РФ оценивается в около 3 млрд долл.
«Эллипс банк» в 2011 году открыл филиал «Восток-Капитал», предоставляющий продукты и услуги исламского банкинга в городе Уфе.
С точки зрения глобального финансового сектора, исламский финансовый бизнес мал - в районе одного процента, если мерить по активам [2]. Объём активов всех исламских банков мира примерно равен совокупным активам российского банковского сектора. Обращает на себя внимание, однако, то, что прикладной интерес к исламским финансам как к дополняющему компоненту отрасли относительно больше, чем его физический размер. В совершенно не исламских Англии, Китае, Франции, Чехии, Южной Корее, Японии предприняты законодательные меры к тому, чтобы на их территории было возможным оказывать финансовые услуги исламского типа.
Библиографические ссылки
1. Сайт ФД «Амаль» [Электронный ресурс]. URL: http://amalfd.ru (дата обращения: 10.03.2015).
2. Развитие системы халяльных финансов в России [Электронный ресурс]. URL: assalam.ru/content/story/4981 (дата обращения: 10.03.2015).
3. Халяльные инвестиции в России [Электронный ресурс]. URL: http://aeaep.com.ua/wp-content/uploads/2013/10/halialnye_investitcii_v_rossii/ (дата обращения: 10.03.2015).
© Мясоедова О. А., Трубинова Т. С., 2015