ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 7.016.4-24(571.5113)(047.31)
ХАКАССКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ: СТРУКТУРА, МОТИВЫ, ЗНАКИ
Киштеева Оксана Вячеславовна,
кандидат культурологии, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народной художественной культуры Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье рассматривается художественная структура хакасского орнамента как базовой стиле-образующей части хакасского декоративно-прикладного искусства. Выделены основные мотивы, их специфика, композиционные построения на основе теории симметрии. Описана структура электронной базы данных по хакасскому традиционному орнаменту, выполненной в рамках гранта ХГУ им. Н. Ф. Катанова.
Ключевые слова: хакасский орнамент, мотив, знак, структура, декоративно-прикладное искусство
KHAKASS TRADITIONAL ORNAMENT: STRUCTURE, MOTIVES, SIGNS
Kishteeva Oksana Vyacheslavovna,
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Decorative and Applied Arts and Folk Art Culture Department Katanov Khakass State University (Abakan).
The article considers an artistic structure of the Khakass ornament as the basic style-forming part of the Khakass decorative and applied art. The main motives, their specifics, compositional constructions are highlighted based on the symmetry theory. The author describes an electronic database structure on the Khakass traditional ornament made within the KHSU grant.
Key words: Khakass ornament, motif, sign, structure, decorative and applied art.
Орнамент в культуре и искусстве этноса имеет стилеобразующее значение. Как форма искусства он возник многие тысячелетия назад, затем трансформировался в зависимости от историко-культурных условий. Определение художественного своеобразия этнического стиля в хакасском декоративно-прикладном искусстве и костюме основывается на этническом варианте структурной гармонии мира. Анализ особенностей построения композиции, ритма и структуры художественного произведения традиционного декоративно-прикладного искусства тесно связан с мировоззренческой моделью этноса. Именно поэтому хакасский орнамент был включён в реестр
объектов нематериального культурного наследия Республики Хакасия в 2019 г. При составлении анкеты-паспорта была выявлена проблема его классификации, описания структуры, знаковости. В течение ХХ в. хакасский орнамент изучался этнографами, искусствоведами, историками, ими неоднократно отмечалась его самобытность, художественная выразительность, наличие архаических элементов, наследованных от археологических культур Южной Сибири. Образцы хакасского традиционного орнамента конца XIX-XX вв. представлены в коллекциях музеев Российской Федерации: Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Российско-
го этнографического музея, региональных краеведческих музеев Сибири. Хакасский орнамент (в технике вышивки) активно сохранялся и развивался в произведениях народных мастеров, как элемент этнического стиля широко использовался в художественной практике художников-графиков, архитекторов, модельеров.
Возросшая востребованность и активность использования хакасского орнамента в настоящее время, в том числе в цифровой визуальной среде, требует взвешенного научного подхода к художественному проектированию на основе аутентичных музейных образцов и образцов народного творчества, для того, чтобы не происходило его стилевой подмены. Возникла необходимость изучения и структурирования образцов орнамента на новом методическом уровне, а именно - создания структурированной базы данных по хакасскому традиционному орнаменту, которая может быть использована в научно-исследовательской работе и в образовательном процессе, с целью оцифровки статистических данных по композиционной, знаковой структуре орнамента. В 2021 г. была подана заявка научным коллективом в составе: О. В. Киштее-вой - доцента, Т. А. Коновец - старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и народной художественной культуры и Н. В. Якасовой -старшего преподавателя кафедры физики и информационных технологий - на конкурс грантов ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Ката-нова». Заявка была поддержана. Основными задачами при создании базы данных стали разработка структуры базы данных, описание орнамента с позиции теории симметрии, описание мотивов, знаков, материала и технологий изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, под-
бор и описание орнаментальной структуры музейных экспонатов с позиции разработанной структуры базы данных, создание электронной оболочки базы данных и поисковой системы по информации из базы данных.
Структура хакасского орнамента рассматривалась с позиции художественного проектирования, то есть при построении орнамента сначала выделяется мотив - как минимальная неделимая художественная единица, из мотивов складывается раппорт (повторяющаяся часть орнамента), который с помощью различных схем построения преобразуется в различные композиционные виды орнамента: замкнутый (розетка), бесконечный (бордюр и сетка). Исходя из характеристики мотива складывается общая характеристика орнамента. Принято разделять орнаменты на геометрические, растительные, зооморфные и т. д. по внешнему художественно-стилистическому содержанию. Однако если рассматривать мотив орнамента не только как минимальный визуальный элемент информации, но и как знак - минимальный носитель языковой информации, совокупность которых образует знаковую систему, то можно раскрыть орнамент не только с эстетической позиции, но и с позиции расшифровки семантики орнамента.
Ещё одно значимое условие для описания семантики орнамента - это обязательное включение вещи, на которой он изображен, материала, технологии, её назначения, функции - повседневной и обрядовой. Поэтому такая семантическая расшифровка не сводится к простой сумме - набору знаков.
Для хакасского орнамента характерны несколько типов, которые можно назвать условно общепринятыми: геометрический,
криволинейный растительный. Присутствуют ярко выраженные зооморфные мотивы и символы-знаки, которые можно отнести к космогоническим. В настоящее время очень сложно расшифровать семантическую знаковую основу этнического орнамента без чётко подтверждённых источников, но мы полностью согласны с исследователем этнографии народов Сибири и Дальнего Востока С. В. Ивановым: «Орнамент всегда имеет свой смысл. Декоративную ценность орнамент не утрачивает даже в том случае, если полностью теряет своё практическое значение, свои названия, свои первоначальные зооморфные или технически основы: у такого орнамента еще остаётся эмоциональное содержание. Как вид декоративного искусства он продолжает играть воспитательную роль в обществе, развивает художественный вкус, чувство ритма, придаёт предметам, окружающим человека, более красивую внешность» [1].
Для базы данных были разработаны таблицы описания мотива, композиции орнамента (с позиции теории симметрии) и материала. Определяя структуру базы данных, мы выделили основные мотивы орнамента (с описанием, насколько это возможно, их символического значения) и условно разделили их на геометрические мотивы, растительные, зооморфные и космогонические (хотя в некоторых случаях мотив может быть включён в различные комбинации). В группе геометрических мотивов хакасского орнамента нами были выделены десять элементов: линия, ломаная линия, арка, Г-образный элемент, круг, треугольник, квадрат, ромб, спираль и S-образный элемент.
В группе растительных также было выделено 10 мотивов (с хакасскими названиями по И. К. Кидиековой), в некоторых мо-
тивах допускаются незначительные вариации: трилистник, пятилепестковая пальметта, пальметта «Ымай хоос», двухлепестко-вый отросток, трёхлепестковые полупальметты, лист, почка, «огурец», розетка (четырех-, пятилепестковая и т. д.), семиле-пестковая пальметта [2]. К зооморфным мотивам были отнесены четыре: мотив «рога барана», мотив «азыр», сердцевидный мотив «чурек», мотив «сложного завитка». Космогонические мотивы-знаки представлены кругом с точкой (циркульный орнамент), крест, свастика, вихревая розетка «ай хоос». В таблицах к каждому мотиву даны названия и краткие описания. По композиционному построению встречаются как замкнутые орнаменты (розетки), так и бесконечные в виде бордюра и сетки; представлены также орнаменты без строго симметричного построения, как правило это орнамент в виде «вьющегося побега». В резьбе по дереву встречаются сюжетные композиции. По материалу описание орнамента структурировано на орнамент на дереве, металле, коже, текстиле, кости.
В базу данных были включены экспонаты двух музеев: ХНКМ им. Л. Р. Кызласова и Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова; предметы из частных коллекций, образцы изделий народных мастеров Хакасии, выпускные квалификационные работы кафедры ДПИиНХК с 2000 по 2020 гг. К каждому экспонату даны описания по музейным фондам, музейным карточкам, с авторским дополнением по описанию композиции орнамента. В базе данных также представлены трафареты орнаментов мастериц ХХ в., не соотнесённые с материалом, поскольку являются шаблоном к вышивке. Такие образцы орнамента имеют исключительное художественное значение. В методике вырезания
орнамента отразилась композиционная сложность, вариативность, индивидуальность художника-мастера, который не повторяется в своих творческих поисках.
Техническое выполнение хакасского орнамента для вышивки заключается в вырезании трафарета из бумаги (в прошлом - из бересты, кожи). Выполнение складывающихся шаблонов и трафаретов при создании орнамента известно нанайцам, другим народам Нижнего Приамурья, бурятам и хакасам. Трафарет иногда оставляют на коже или ткани и зашивают нитками (нанайцы, удэгейцы, якуты и др.) Аппликацию из мягких материалов, практиковавшуюся в скифское и гунно-сарматское время, С. В. Киселев считал южносибирским приёмом. В культуре «чаатас» (енисейские кыргызы) этот же приём возникает в ювелирном деле и, по мнению Л. Р. Кызласова, вполне вероятно мог существовать на мягких материалах, не сохранившихся и поэтому не известных археологам [3].
Техника вырезания орнамента из бумаги является весьма распространенным приёмом в декоративно-прикладном искусстве и присутствует в художественной практике многих народов, проживающих от Дальнего Востока до Урала. Такие приёмы позволяют сделать достаточно сложные композиционно и симметричные орнаменты. Орнаментальные образцы передаются из поколения в поколение. Орнамент в технике «туюх улгу» требует определенного мастерства и навыка вырезания, высоко ценится сложность и сбалансированное расположение мотивов, соотношение орнамента и свободного поля - фона. Примечательно семантическое значение термина «улгу» (кроить и резать), связанного по смыслу с созданием мира. Согласно историческим преданиям, искусством «туюх улгу» были наделены,
например, верховные божества алтайцев в начале времен... Так изготовил Ульгень обитаемый мир, подобно вселенскому портному или резчику, раскроив первозданную материю по изначальным меркам и образцам. Характерно, что в алтайском языке «улгу» означает одновременно «пример», «образец» и «выкройка» [4]. В схожем значение он бытует и у хакасов. Таким образом можно представить, что мастерица в своем искусстве вырезания орнамента «улгу» раз за разом воспроизводит творение мира.
Описание композиционной структуры орнамента связано с теорией симметрии. В научной характеристике орнамента пользуются понятиями и терминами на основе теории симметрии. По этой теории орнамент делится на замкнутый (розетки): 4п, m, 4m, m:m; разомкнутый бесконечный (бордюр), в котором выделяются 7 видов симметрии: а, ат, ат:т, а:2, а:а~:т, а~; разомкнутый бесконечный (сетка), который встречается в хакасском орнаменте в 2 видах: (а:а):4т, (а\а):4т. [5] Таким образом, структурируя хакасский орнамент по этой теории, мы получаем отдельную выборку предметов, на которых эти виды орнамента представлены. При пополнении базы можно будет получить предварительные статистические результаты по самым характерным композиционным приёмам в хакасском декоративно-прикладном искусстве.
Всего в базу было включено около 200 экспонатов и описаний к ним. Более всего представлен художественный текстиль в виде костюма с вышивкой, изделий с вышивкой бисером, образцов с художественным войлоком, что отражает ситуацию, сложившуюся в ХХ в. - из всех видов хакасского декоративно-прикладного искусства более всего сохранился и развивался
хакасский традиционный костюм. Включение к базу данных образцов художественной обработки металла, кожи, дерева будет способствовать развитию этих видов прикладного искусства, развитию интереса к ним у современных мастеров и профессиональных художников. При классификации хакасского орнамента по композиции можно уже сделать некоторые выводы по частоте используемых схем и их применению на различных материалах.
Для достоверности выводов необходимо расширить базу объектов декоративно -прикладного искусства по видам орнаментов и материалу, основным мотивам. С помощью разработанной электронной структуры возможно выделение комплексов в хакасском орнаменте, связанных с различными историческими периодами развития, что даёт перспективы для развития теории по исследованию орнамента. Упорядоченное описание предметов с определением статистических данных по структуре хакасского орнамента, мотивам и знакам представляет полное научное описание хакасского декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Таким образом раскрываются значение орнамента как культурного кода, его визуализация и трансляция в современном художественном пространстве. База данных по хакасскому традиционному орнаменту не имеет аналогов. Существующие электронные музейные каталоги не предназна-
чены для полноценного изучения орнаментальной структуры декоративно-прикладного искусства, выделения мотивов, технологий и структуры орнамента на предметах хакасского ДПИ.
В базе данных представлены исследовательские материалы авторов О. В. Киштеевой и Т. А. Коновец, которые ведут художественно-творческую работу в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова в области сохранения традиционного хакасского орнамента, костюма и технологий вышивки. Сочетание мотивов и определенного композиционного порядка их построения и отражает этническую специфику, поэтому важно выстроить закономерности для дальнейшей проектной художественной деятельности. Созданная база данных является ценным инструментом для изучения хакасского орнамента. Сохранение объектов декоративно-прикладного искусства в цифровом формате даёт возможность использования их в научно-исследовательской, проектной и образовательной деятельности. Пополняемая база данных может служить источником для создания каталогов объектов ДПИ по материалу, авторам, техникам, что выполняет функцию сохранения, популяризации и использования объекта нематериального культурного наследия Республики Хакасия.
Библиографический список
1. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник ХГХ-нач. XX в. М.: Изд.во Академии наук СССР, 1963. 500 с.
2. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. Абакан: ХРПК и ПРО «РОСА», 1997. 160 с.
3. Кызласов Г. Г. Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов, как исторический источник». М. «Наука», 1990. 224 с.
4. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и Общество / Э. Р. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев [и др.]. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1989. 243 с.
5. Кокорина Ю. Г. Лихтер Ю. А. Морфология декора. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 200 с. © Киштеева О. В., 2021