Научная статья на тему 'Хабиб Бургиба и становление национального государства в Тунисе'

Хабиб Бургиба и становление национального государства в Тунисе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
709
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зуева Е. Г.

Краткий политический портрет первого президента Тунисской республики, объединившего нацию в боевой массовой партии, приведшей страну к независимости; человека, сыгравшего решающую роль в создании основ современного тунисского государства и механизмов поддержания политической стабильности в стране; ключевой фигуры полувековой истории Туниса, главного теоретика и практика прозападного курса реформ в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HABIB BURGUIBA AND THE NATIONAL STATE FORMATION IN TUNISIA

It is a brief political portrait of the first president of the Republic of Tunisia who united the nation in the fighting mass party which made the country independent; the man who played the decisive role in making the foundations of the contemporary Tunisian state and the mechanisms of supporting political stability in the country; the key figure of the 50-year Tunisian history, the main theorist and practician of the West-oriented reforms course in the country.

Текст научной работы на тему «Хабиб Бургиба и становление национального государства в Тунисе»

ХАБИБ БУРГИБА И СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ТУНИСЕ

Е.Г. ЗУЕВА

Кафедра истории и обществоведения Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Краткий политический портрет первого президента Тунисской республики, объединив“ шего нацию в боевой массовой партии, приведшей страну к независимости; человека, сыгравшего решающую роль в создании основ современного тунисского государства и механизмов поддержания политической стабильности в стране; ключевой фигуры полувековой истории Туниса, главного теоретика и практика прозападного курса реформ в стране.

Личность первого президента Тунисской республики Хабиба Бургибы стоит в ряду известных африканских лидеров периода национально-освободительного движения и строительства независимых государств, таких как Г.А. Насер, Л.С. Сенгор, П. Лумумба, А. Кабрал, А.С. Туре и др.

Хабиб Бургиба оказал решающее влияние на формирование современного политического устройства Туниса и создание механизмов поддержания политической стабильности в стране.

На становление X. Бургибы как личности и как будущего политика повлияли те процессы, которые происходили в стране в первой трети XX в. В нем самом, как и в тунисском обществе того времени, переплелись воедино черты традиционного арабо-мусульманского и современного западноевропейского образа жизни.

Период французского протектората в Тунисе (1881—1956) стал временем самого тесного и непосредственного соприкосновения, сосуществования и столкновения двух культур — арабской и французской, но именно в этот период происходило расширение социальной базы французской культуры в тунисском обществе за счет распространения французских школ и французского языка. Целью властей протектората было приобщение части населения к французской цивилизации для создания внутри традиционного общества прочной социальной опоры режиму. В результате целенаправленной политики Франции и сложившихся в обществе условий на рубеже XX в. возникла новая интеллигенция, вышедшая из французских и франко-арабских школ.

В 1920—• 30-е годы в стране особенно заметно происходили перемены. Изменения в экономической, политической, культурной сферах приводили к изменению в социальной структуре. Внедрение элементов европейской промышленности, активное строительство, создание коммуникаций, развитие средств массовой информации, процессы разорения традиционной элиты, обезземеливание мелких и средних собственников, урбанизация — все это приводило к расшатыванию традиционного общества.

В результате в Тунисе к 30-м годам XX в. появилась новая интеллигенция, которая была по своей сути европеизированной, профранцузски настроенной, двуязычной; выступала с позиций демократии, светскости и рационализма; была сторонницей новых норм в быту; происходила в основном из средних слоев тунисского общества и активно участвовала в общественно-политической жизни

страны. И именно эта новая национальная интеллигенция сконцентрировала в себе все социально-политические и духовные противоречия эпохи, что позволило ей стать выразителем и представителем самых широких общественных сил. Она стала выразителем идеи тунисского национализма, объединившись в новую по своей идеологии и методам партию Нео Дустур. Она возглавила в 1930-50-е годы традиционно настроенные слои общества в национально-освободительной борьбе и привела страну к независимости.

Пути, которые привели этих людей к пониманию единой цели и свели вместе в рядах одной политической партии, во многом схожи. Это была молодежь так называемой «двойной культуры» — арабской и французской [11. Как правило, это были выходцы из средних слоев общества, получившие высшее образование за границей, в основном в Париже. Там они активно участвовали в политической и обществе!гной жизни Франции, сближаясь с левыми политическими кругами, где им импонировали демократические антиколониальные лозунги. Они видели и действии эффективность массовых европейских партий и многому у них научились. Они более реально, чем так называемая старая арабо-мусульманская '»лита, смотрели на вещи и хотели как можно скорее перейти от слов к делу — к борьбе за независимость.

Многое в биографии X. Бургибы похоже на вышесказанное. Он родился 3 августа 1903 г. в г. Монастире в сахельском районе страны, в небогатой семье военною (отец был лейтенантом бейской армии) и был младшим (восьмым) ребенком. Мать его рано умерла, и с 5 лет мальчик жил в столице, г. Тунисе, у старшего брата Мухаммеда. Шесть лет он проучился в колледже ас-Садыки — старейшем франко-арабском учебном заведении Туниса. В 1921 г. X. Бургиба поступил в лицей Карно и окончил его со степенью бакалавра философии. Затем в 1924—1927 гг. он учился в Париже на факультете права в Сорбонне, получив профессию адвоката. Но помимо юридических наук, X. Бургиба имел очень широкий круг интересов. Он посещал занятия в Школе политических наук, прослушал в Сорбонне курс психологии и психопаталогии. На формирование его взглядов оказали влияние весьма разнообразные философы и политики от Р. Декарта и О. Конта до П. Прудона, К. Маркса и В. Ленина. Он активно участвовал в работе политических кружков, создававшихся африканскими студентами, и перенимал опыт у членов Французской социалистической партии.

X. Бургиба был истинным представителем новой национальной интеллигенции, вышедшей на политическую арену страны в конце 1930-х годов. Он был продуктом своего времени, но именно он чутко уловил те перемены в стране, которые поставили на повестку дня другие цели, задачи и другие методы.

Еще в 1920 г. в Тунисе X. Бургиба вступил в Либерально-конституционную партию, или Дустур (по-арабски «дустур» — «конституция»). Однако когда он вернулся в страну из Франции, то понял, что многое изменилось. В конце 1920-х годов в партии наметился раскол, отражавший общий политический и социальный кризис в стране. Радикально настроенная молодежь была недовольна политикой руководства партии, которое они стали называть «старыми тюрбанами». X, Бургиба, как и большинство его сторонников, недолюбливал «старых тюрбанов», не разделял их традиционно восточные симпатии и методы действий. По образованию и складу мышления, по склонностям и вкусам X. Бургиба был «тунисцем французской формации», «он делал политику по-французски» [2]. В 1932 г. часть таких европеизированных и националистически настроенных молодых людей, во главе с X, Бургибой и врачом Махмудом Матри, основала газету «Аксьон тюнизьен», где они стали пропагандировать уже свои идеалы, понимание сложившейся ситуации и методы их достижения.

А 2 марта 1934 г. в г. Ксар-Хеллале они собрали внеочередной съезд (в основном благодаря организационной деятельности Бургибы) и объявили о расколе Дустура, создав новую партию Нео-Дустур. Целью новой партии провозглашалось достижение независимости страны. Однако X. Бургиба понимал, что цель эта неосуществима без массовости освободительного движения. Поэтому главной задачей ближайших действий должно было стать объединение всех слоев обще-

ства, т. е. активная работа партии по пропаганде, политическому воспитанию, вовлечению все большего числа сторонников в реальные действия, организация самых разнообразных мероприятий.

X. Бургиба выступал за мирную, ненасильственную эволюцию колониального режима протектората (хотя ненасильственной все же не получилось). Он рассматривал период протектората в истории Туниса не как трагедию, а как явление, имеющее и положительные, и отрицательные последствия для страны. К положительным последствиям протектората он относил распространение европейской науки и культуры. В дальнейшем он полагал, что отрицательное необходимо будет изжить, а положительное — развить.

X. Бургиба был сторонником независимости и национального возрождения Туниса в рамках западной цивилизации. Тем самым он хотел использовать достижения западной культуры для преодоления отсталости своей страны. Франция же, с его точки зрения, должна осуществлять цивилизаторскую миссию: искоренять социальную, экономическую и интеллектуальную нищету тунисцев, воспитывая их в духе западных идеалов. X. Бургиба полагал, что необходимо ориентировать протекторат к «режиму добровольной ассоциации», в чем он видел своеобразную форму франко-тунисского сотрудничества. Однако он подчеркивал, что распространение западноевропейской цивилизации ни в коем случае не должно сопровождаться национальной ассимиляцией страны, ведущей к потере национальной самобытности.

Итак, заслугой X. Бургибы в период национально-освободительной борьбы было то, что он выработал новую для Туниса концепцию политического действия и реализовал ее. Он должен был создать и создал в стране действенную массовую партию, готовую к борьбе, объединив в ее рядах самые широкие слои тунисского общества. Сам X. Бургиба называл это «союзом интеллигенции и народа», Если посмотреть на социальный состав Нео Дустура, то он представлял собой скорее союз торгово-рабоче-крестьянских слоев населения и руководящей им разночинной интеллигенции. Люди, олицетворявшие собой происходившее в стране смешение черт традиционного и современного, западники и исламисты, — все они объединялись в рядах одной партии — Нео Дустур [3].

Для привлечения сторонников использовались самые разнообразные средства, вплоть до театрализованных представлений. Партией проводилась серьезная политико-воспитательная работа: выпускались и распространялись газеты и листовки, проводились собрания, организовывались курсы ликвидации неграмотности и лекции по проблемам современности и истории. X. Бургибе пригодились все его умения и таланты, наработанные за годы учебы, адвокатской и журналистской практики, — риторика, знание психологии, способность убеждать собеседника и превращать противника в своего сторонника. В результате к началу 50-х годов партия имела свои ячейки практически в каждом городе и деревне. Старый Тунис уходил в прошлое, на смену ему шел Тунис новый.

Независимость страна получила 20 марта 1956 г. Теперь перед страной и перед властью стояла новая задача — эффективное социально-экономическое и политическое развитие.

25 марта 1957 г. в Тунисе была провозглашена республика и X. Бургиба был избран президентом страны: партия Нео Дустур стала правящей.

Теперь X. Бургиба берет на себя роль реформатора и духовного главы государства. Почти полвека он является главным теоретиком государственной политики, ключевой фигурой этого периода истории страны. Многое он пытается продемонстрировать на личном примере и лично объяснить. Он регулярно выступает по радио и телевидению, принимает участие в самых различных мероприятиях, пишет статьи, выпускает свои мемуары. Эти источники затрагивают весь спектр политических, культурных, социальных и экономических проблем тунисского общества того времени; в них отражаются самые острые проблемы и дискуссии, происходящие в стране: вопросы социально-экономического развития, структурные реформы во всех областях жизни, роль интеллигенции на современном этапе, реформы в системе образования, отношения государства и

партии, проблемы молодежи, возрождение арабской культуры и арабского единства, роль религии в жизни тунисцев, эмансипация женщины. Изучив эти свидетельства, можно проследить эволюцию взглядов X. Бургибы, рассмотреть как складывалась его философская концепция, как складывалась практика национального развития страны [41.

Однопартийный президентский режим, сложившийся в Тунисе при X. Бурги-бе, провел наиболее значимые в истории страны социально-экономические преобразования.

Проведение модернизации в экономической, социально-политической, культурной сферах жизни общества связывалось X. Бургибой не только с материальными достижениями научно-технического прогресса, но и с коренным изменением социальной психологии населения. Поэтому, как считал лидер, реформы невозможны без «возвышения человека», т. е. решения целого комплекса моральных, социальных и психологических проблем, которые должны обеспечить формирование повой личности, — патриота и гражданина, верного принципам дусту ронской идеологии, мировоззрение которого было бы свободно от пережитков прошлого, обладающего высоким уровнем знаний и профессиональной квалификацией, чтобы быть полезным обществу.

В утих целях был осуществлен комплекс реформ и мероприятий в области религиозных институтов, права и морали, направленных на утверждение светского характера государства и преодоление отсталости и косности мышления, были пересмотрены морально-этические и правовые нормы шариата. Пропагандировался дифференцированный подход к устаревшим традициям и религиозным нормам, было реорганизовано мусульманское образование, а также проведена судебная реформа, отменившая шариатские суды и создавшая единую систему светского суда.

X. Бургибу во всем мире называют «освободителем тунисских женщин». В 1956 г. был принят Кодекс гражданского состояния, не имевший прецедентов в истории арабо-мусульманского мира и ставший революционным событием в социальной сфере. Эта реформа семейно-брачных отношений запрещала полигамию, устанавливала гражданскую регистрацию брака, устанавливала минимальный брачный возраст, отменяла выкуп за невесту, вводила равенство сторон при расторжении брака. Женщины стали пользоваться равными с мужчинами политическими правами.

Итак, государство, правительство берут на себя функции обеспечения основных предпосылок национального развития, начинается разработка теоретической концепции реформ, что, однако, приводит к обострению внутрипартийной борьбы. В 1961—1963 гг. в стране складывается авторитарный режим личной власти X. Бургибы, а в 1974 г. он был провозглашен пожизненным президентом. X. Бур-гиба ставит целью создать централизованную партийно-государственную структуру власти, которая обеспечила бы проведение преобразований для построения в стране развитого и стабильного общества. Он считал, что государство и правящая партия имеют приоритет в решении вопросов социально-экономического и политического развития, а вся политическая инициатива концентрируется именно в личности президента.

Провозглашенная в 1962 г. доктрина «дустуровского социализма» становится официальной идеологией Туниса. Партия Нео Дустур в 1964 г. переименовывается в Социалистическую дустуровскую партию (СДП). Она называет себя «партией диалога», которая должна создать «ассоциацию труда и капитала» для преодоления и предупреждения социальных антагонизмов, для достижения экономического и социального прогресса всех слоев тунисского общества.

Составной частью концепции «дустуровского социализма» был «бургибизм» — своего рода политическая философия X. Бургибы, выработанная на базе практики национального строительства. В ней тунисский лидер выражал свои идеалы национального единства и социального согласия, достижение которых было, по его мнению, главной задачей проводимой политики. Он призывал к прекращению вражды между различными слоями общества, к социальному партнерству,

выступал за социальную и политическую стабильность в стране. Президент ратовал за гармоничное сочетание интересов общества и отдельной личности, за взаимное уважение и совместную работу всех политических и социальных сил для блага государства и общества и для повышения благосостояния его граждан.

В своих выступлениях он настойчиво подчеркивает, что СДП выступает за постепенное развитие и эволюцию общественных структур, за умеренные преобразования, что должно привести к демократии, к которой общество будет готово вследствие изменений в мышлении людей. Целью же демократического общества он видит сознательное и свободное участие индивида в жизни страны и в определении будущего общества «на основе цивилизационных ценностей».

Другая составная часть «дустуровского социализма» — это новая экономическая политика «либерализма» (после провала так называемого «социалистического эксперимента» в 1969 г.) В рамках ее проведения государство берет на себя решение основных экономических задач; государственное регулирование осуществляется посредством планирования; необходимость уменьшить экономическую зависимость страны, обеспечить справедливое распределение и его связь с производством, поощрять местное частное предпринимательство, привлекать иностранный капитал.

Провозглашается цель — достижение плюрализма и многопартийности, хотя на деле это выглядит больше как превращение различных организаций в проводников партийной линии, а воспитание молодежи в духе духовности и патриотизма выглядит как стремление не допустить чужого влияния. В 1981 г. в стране вводится многопартийность, что можно рассматривать как переход от монополии СДП к доминированию правящей партии. В основном исследователи сходятся во мнении, что в стране вводится «дозируемый плюрализм» [5].

Ограничивая влияние ислама и мусульманского духовенства в политике, руководители СДП больше подчеркивают арабо-исламскую самобытность страны, ведь в 1980-х гг. в стране активизируются исламские группировки. В этих условиях правящие круги пытаются противопоставить исламу свою идею национализма как надклассовой, высшей силы общества.

Концепция «дустуровского социализма» провозглашалась X. Бургибой как альтернативная модель развития. Это не путь к социализму, — как пишет В.И. Максименко, — но «национально-тунисская форма перехода к капитализму» [6]. Если сначала тунисский президент выступал с национальной концепцией «африканского социализма» (как и Л.С. Сенгор), то затем он стал проводником демократического социализма, идейным соратником Французской социалистической партии (ФСП). В 1981 г. при активном участии Туниса и Сенегала был образован Африканский социалистический интернационал.

Еще во времена борьбы за независимость X. Бургиба был сторонником полезного для Туниса сотрудничества с Францией. И после достижения независимости он остался сторонником идеи синтеза культур Востока и Запада, рассматривая французскую культуру как средство связи с научно-техническим прогрессом, с достижениями мировой цивилизации, как один из способов интегрировать страну в мировую экономическую систему. Тунис после независимости, один среди стран Магриба, имеет столь стабильные и активные контакты с Францией. Параллельно с политикой арабизации (концепция возрождения национальной самобытности) в стране поддерживается концепция франкофонии.

В результате проводимых в Тунисе после независимости реформ, он превратился в одну из самых европеизированных и секуляризированных стран в арабском мире, при этом оставаясь одной из самых стабильных в политическом отношении арабских стран.

Однако негативные последствия персонализации власти привели к кризису личной власти в Тунисе и смене типа политического руководства. X. Бургиба был отстранен от власти, и приход нового президента Зин аль-Абидииа бен Али 7 ноября 1987 г. диктовался необходимостью реформы политической системы, демократического обновления общественной жизни, проведения широкого общественного диалога. X. Бургиба был фактически изолирован в своем дворце.

На чрезвычайном съезде 27 февраля 1988 г. СДП была переименована в Демократическое Конституционное действие (ДКО), что отражало намерение реализовать идею национального сплочения, расширить социальную базу партии и проводимой ей политики. Задачами были поставлены: отделить партию от правительства, изменить стиль работы, расширять плюрализм, отказаться от роли единственного выразителя интересов тунисского народа. Подчеркивалась преемственность всех положительных результатов предыдущего периода развития и необходимость обновления общества. Было отменено положение о пожизненном избрании президента, принят закон о политических партиях.

Современная система государственного управления в Тунисе была заложена первым президентом страны X. Бургибой и заключается в том, что лидер обладает сильной президентской властью, опирающейся на мощную политическую структуру в лице правящей партии. Нынешний президент Туниса — Бен Али — продолжает начатое X. Бургибой, но уже в новых политических и экономических условиях.

Безусловной заслугой X. Бургибы было объединение нации в рядах боевой антиколониальной партии, возглавившей борьбу народа за независимость. В дальнейшем, опираясь на угу массовую партию, апеллируя к идеям единства нации, политического диалога и социального сотрудничества, в стране были проведены наиболее значимые социально-экономические и политические реформы.

Как подчеркивают многие исследователи, X. Бургиба обладал даром приспосабливаться к обстоятельствам и использовать их в своих интересах. Он был мастером маневра и компромисса, ценил медленный и прочный успех, так как считал, что чудес не бывает, а бывает долгая целенаправленная работа для достижения поставленной цели. Ему был присущ не бездумный авантюризм, а рассчитанный риск, смелые продуманные действия. Политика для него была искусством достижения возможного.

Несмотря на то, что Тунис часто обвиняли и обвиняют в ориентации на Запад, страна имеет свое самобытное лицо. Возможно, достаточно положительный синтез арабо-берберского исламского и западного, преимущественно французского, элементов в духовной и материальной областях и является индивидуальной сущностью современного Туниса. Здесь не берут верх крайние тенденции, а побеждает здравый взвешенный подход, умеренность и рационализм. В стране действует эффективная, а главное стабильная политическая система с преобладанием элемента контролируемого ислама. И во многом это заслуга Хабиба Бургибы — лидера тунисского государства, получившего во многих вехах его истории определение «первый».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Garas Félix. Bourguiba et la naissance de la nation. — P., 1956, p. 179—182.

2. Иванов H.A. Кризис французского протектората в Тунисе (1918—1939). — М., 1971, с. 131-133.

3. El~Garani AIL Bourguiba: Le Combattant supreme. — P., 1985.

4. См., напр., работы X. Бургибы: L’experience tunisienne. — Tunis, 1968; L’unite: premier impératif national. — Tunis, 1968; Avant tout preserver la cohésion de la nation. — Tunis, 1971; Notre objectif — une developement harmonieux et équilibré. — Tunis, 1967; La démocratie est une voie difficile. — Tunis, 1971; L’émancipation de la femme conditionne le progrès social. — Tunis, 1972; Pour un developement harmonieux de la famille. — Tunis, 1973; L’enseignement: une affaire nationale. — Tunis, 1971; Nouvelles perspectives pour la culture arabe. — Tunis, 1973; Former des citoyens valables. — Tunis, 1968.

5. Cohen B. Bourguiba. Le pouvoir d’un seul. — P., 1986, p. 57—60.

6. Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе: Марокко, Алжир, Тунис. 20—80-е годы XX в. - М., 1985.

HABIB BURGUIBA AND THE NATIONAL STATE FORMATION IN TUNISIA

E.G. ZUEVA

The History and Social Studies Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay st.} 117198 Moscow, Russia

It is a brief political portrait of the first president of the Republic of Tunisia who united the nation in the fighting mass party which made the country independent; the man who played the decisive role in making the foundations of the contemporary Tunisian state and the mechanisms of supporting political stability in the countiy; the key figure of the 50-year Tunisian history, the main theorist and practician of the West-oriented reforms course in the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.