Научная статья на тему 'ГЖЕЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КЕРАМИКИ'

ГЖЕЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КЕРАМИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
309
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Китайско-русская культура / художественное ремесло / керамика / фарфор / Гжель, Этническая культура / художественное очарование / прекрасные устремления / Sino-Russian culture / arts and crafts / ceramics / porcelain / Gzhel,Ethnic culture / artistic charm / beautiful aspirations

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цю Юэ

Изучение китайско-русской керамической культуры призвано уточнить направление будущего развития керамики в Китае и России. В этой статье за ​​основу взят сине-белый фарфор Цзиндэчжэнь и керамика Гжель, сравниваются художественные стили и характеристики их керамики, исследуются их сходства и различия в некоторых аспектах, анализируются особенности и отличительные черты Гжели, которые делают данный вид искусства уникальным в своём роде. Анализ тесной связи между керамическим ремеслом и материальной и духовной жизнью двух народов, а также содействие культурному обмену между двумя странами. Цзиндэчжэньский сине-белый фарфор более шикарен и разнообразен по форме, богат художественным очарованием собственной национальной культуры. Гжель дает людям ощущение простоты и комфорта и изображает хорошую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GZHEL AS ONE OF THE TYPES OF TRADITIONAL RUSSIAN CERAMICS

The study of the Sino-Russian ceramic culture is intended to clarify the direction of the future development of ceramics in China and Russia. This article is based on the blue and white porcelain of Jingdezhen and Gzhel ceramics, compares the artistic styles and characteristics of their ceramics, examines their similarities and differences in some aspects, analyzes the features and distinctive features of Gzhel that make this art form unique in its kind. An analysis of the close relationship between ceramic craftsmanship and the material and spiritual life of the two peoples, and the promotion of cultural exchanges between the two countries. Jingdezhen blue and white porcelain is more chic and varied in form, rich in the artistic charm of its own national culture. Gzhel gives people a sense of simplicity and comfort and portrays the good life.

Текст научной работы на тему «ГЖЕЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КЕРАМИКИ»

Научная статья Original article УДК 1174

ГЖЕЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ

КЕРАМИКИ

GZHEL AS ONE OF THE TYPES OF TRADITIONAL RUSSIAN CERAMICS

Цю Юэ, Аспирантка, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Россия, г. Санкт-Петербург, https://orcid.org/0000-0001-6074-320X, qy0906@qq.com

Qiu Yue, Postgraduate student, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, St. Petersburg, https://orcid.org/0000-0001-6074-320X, qy0906@qq.com

Аннотация: Изучение китайско-русской керамической культуры призвано уточнить направление будущего развития керамики в Китае и России. В этой статье за основу взят сине-белый фарфор Цзиндэчжэнь и керамика Гжель, сравниваются художественные стили и характеристики их керамики, исследуются их сходства и различия в некоторых аспектах, анализируются особенности и отличительные черты Гжели, которые делают данный вид искусства уникальным в своём роде. Анализ тесной связи между керамическим ремеслом и материальной и духовной жизнью двух народов, а также содействие культурному обмену между двумя странами. Цзиндэчжэньский сине-белый фарфор более шикарен и разнообразен по форме, богат художественным очарованием собственной национальной культуры. Гжель дает людям ощущение простоты и комфорта и изображает хорошую жизнь.

Abstract: The study of the Sino-Russian ceramic culture is intended to clarify the direction of the future development of ceramics in China and Russia. This article is based on the blue and white porcelain of Jingdezhen and Gzhel ceramics, compares the artistic styles and characteristics of their ceramics, examines their similarities and differences in some aspects, analyzes the features and distinctive features of Gzhel that make this art form unique in its kind. An analysis of the close relationship between ceramic craftsmanship and the material and spiritual life of the two peoples, and the promotion of cultural exchanges between the two countries. Jingdezhen blue and white porcelain is more chic and varied in form, rich in the artistic charm of its own national culture. Gzhel gives people a sense of simplicity and comfort and portrays the good life. Ключевые слова: Китайско-русская культура, художественное ремесло, керамика, фарфор, Гжель, Этническая культура, художественное очарование, прекрасные

устремления

Key words: Sino-Russian culture, arts and crafts, ceramics, porcelain, Gzhel, Ethnic culture, artistic charm, beautiful aspirations

Керамическое искусство - это единство искусства и науки, это материализованная культура. Его форма, декор и глазурь - все это отражение общественной жизни своего времени. Декоративные формы керамического искусства в основном можно разделить на следующие типы: подглазурная, надглазурная, цветная глазурь и комплексное декорирование. Сравниваемый в данной статье бело-голубой фарфор Цзиндэчжэнь и Гжель относятся к подглазурному декору.

Характеристики синего и белого фарфора Цзиндэчжэнь - это элегантность, легкость, свежесть и сильный декоративный эффект. По форме сине-белый фарфор можно условно разделить на баночки (большие и маленькие банки), бутылки (мейпингю, бутылки хучунь), миски (Миски с высокими ножками, большие миски) и тарелки (большие, средние и маленькие тарелки). (рис 1 и 2)

рис 1 Керамическая посуда

рис 2 Различные керамические бутылки

Форма сине-белого фарфора прекрасна, элегантна и величественна. В орнаментальном убранстве он в основном состоит из персонажей, животных и растений, композиция полна, а уровней много, но они не хаотичны, что подчеркивает его уникальные декоративные цвета. Метод исполнения в основном похож на традиционную китайскую живопись. Используется кисть, смоченная темно-синим и белым материалом, чтобы непосредственно рисовать узоры на корпусе фарфора. По сравнению с бело-голубым фарфором, керамика Гжель отличается простотой исполнения. Изображаются преимущественно синие цветы на белом фоне. Форма посуды также имеет свои особенности, отражающие сильную русскую народную атмосферу.

Керамика Гжели возникла в небольшом городке Гжель в России, расположенном в 60 километрах от Москвы. Гончарные изделия из глины появились здесь еще в 16 веке, но большинство из них представляло собой изображения животных (утка, овца, курица). В 17 веке здесь появились первые мастерские по изготовлению керамической посуды. В то время Гжель занимала большую часть гончарного рынка Москвы с его хорошими экономическими и

природными условиями, богатыми запасами высококачественной глины и большим количеством лесных ресурсов. В середине 18 века мастерские в районе Гжели начали производить белую глазурованную посуду из цветной глины с изображением различных цветовых узоров, обычно с эмалью и нарисованной на вершине гончарного горшка, который был популярен по всей России и даже какое-то время в Европе. В XIX веке гончарные мастера Гжели открыли новую технику: полуфарфоровая глина, фарфоровая глина и фарфор. (рис 4)

рис 4 Русская керамика

Каждое изделие из фарфора Гжели обрабатывается вручную. К его видам относятся вазы, глиняные статуэтки, маленькие игрушки и предметы интерьера. В процессе производства работники искусства могут делать все, что захотят. Они используют сверлильные приспособления для изображения различных узоров. После обжига они получают белый фон , который становится подложкой синего цветочного узора, придающий изделию красивую, задумчивую и гармоничную декоративную красоту. Хотя это фарфоровые изделия одного и того же формата они имеют разные выражения и разные цветовые узоры, поэтому декоративное значение более поздних работ сильно отличается от ранних. Поэтому найти в Гжели два одинаковых произведения достаточно сложно. Разница между синим и белым фарфором Цзиндэчжэнь и керамикой Гжель заключается в том, что синий и белый фарфор Цзиндэчжэнь претерпел тысячи лет развития, и большинство из них используют национальные и китайские картины для демонстрации, (рис 3)которые богаты художественным очарованием своей национальной культуры; в то время как керамика Гжели производится и развивается вслед за народным творчеством,

поэтому произведения искусства данного направления стремятся выразить изображение реальной жизни и стремления к счастливой жизни, давая людям ощущение простоты, уюта и тепла.

рис 3 Пейзаж Фарфоровая Панно Живопись

Гжель заслуженно считается родиной русского фарфора и керамики, ее значение в истории искусства сопоставимо с мировыми керамическими центрами. Первым керамическим материалом, в котором русским мастерам удалось добиться художественных результатов, была майолика. Формы большинства майоликовых сосудов основаны на традиционных формах керамики XVII века. Такие же вместительные шаровидные кувшины, изящно расписанные сказочными городами, фантастическими птицами, живописными цветами и травами. Затем, на смену майолике пришли полуфаянс, фаянс, а затем фарфор. Фарфор из фаянса отличается по химическому составу большим количеством каолина в составе, (рис 5)благодаря чему он не только звенит и поет, как хрусталь, но и обладает минимальным водопоглощением. На практике фаянс отличается от фарфора более толстыми стенками и наличием кракелюра на глазури из-за его повышенной способности впитывать воду и разрушаться. Также фаянс непрозрачен, и любое изделие из фарфора способно пропускать свет. Если говорить о звуке - фарфоровое изделие звенит на ощупь, а фаянс имеет глухой звук.( рис 6)

Гжельский фарфор - одно из немногих ремесел, старинные и современные изделия которого одинаково считаются ценными предметами коллекционирования. Интерес к процессу изготовления фарфоровых изделий среди отечественных изобретателей и в наши дни не ослабевает, а технология производства с каждым годом совершенствуется. Кажется, что за 300 лет с момента появления саксонского фарфора в Европе невозможно добавить что-то новое в его рецептуру, но даже количественные показатели для России говорят о другом. Состав фарфоровой массы может широко варьироваться. Вводя новые компоненты или изменяя процентное содержание уже известных компонентов, изобретатели стремятся повысить физико-механические свойства фарфора, улучшить его белизну, удешевить производимую продукцию и увеличить срок службы используемого оборудования.

рис 5 Цзиндэчжэнь Каолин

рис 6 Полупрозрачная керамика

Литература:

1. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. - М.: Планета, 2015.[ - 176 с].

2. Дулькина, Т. И. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века/Gzhel. Ceramics. 18th-19th Centuries. Ceramics. 20th C / Т.И. Дулькина, Н.С. Григорьева, Т.Л. Астраханцева. - М.: Планета, 2015.[ - 184 с].

3. Дулькина, Т. И. Керамика Гжели XVIII - XX веков / Т.И. Дулькина, Н.С. Григорьева. - М.: Художник РСФСР, 2013.[ - 216 с].

4. Стужина Э.П. Китайское ремесло XVI XVIII вв. М., 1970.

5. Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990.

References:

1. Gzhel. Ceramics of the 18-19th centuries. Ceramics of the 20th century. - M .: Planet, 2015. [- 176 s].

2. Dulkina, T.I. Gzhel. Ceramics of the 18-19th centuries. Ceramics of the 20th century / Gzhel. Ceramics. 18th-19th Centuries. Ceramics. 20th C / T.I. Dulkina, N.S. Grigorieva, T.L. Astrakhantsev. - M .: Planeta, 2015. [- 184 s].

3. Dulkina, T. I. Gzhel Ceramics of the 18th - 20th centuries / T.I. Dulkina, N.S. Grigoriev. - M .: Artist of the RSFSR, 2013. [- 216 s].

4. Stuzhina E.P. Chinese craft of the 16th-18th centuries M., 1970.

5. Sychev V.L. Chinese art. M., 1990.

© Цю Юэ., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» N°11/2021.

Для цитирования: Цю Юэ ГЖЕЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КЕРАМИКИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №11/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.