Научная статья на тему 'Керамическое искусство и культурные смыслы'

Керамическое искусство и культурные смыслы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1284
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ / CULTURAL MEANINGS / КОДЫ / CODES / СОДЕРЖАНИЕ ИСКУССТВА / CONTENT OF ART / СИМВОЛИКА КЕРАМИКИ / THE SYMBOLISM OF CERAMICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев В.Ю.

Прикладное искусство является особенно показательным в культурологическом аспекте в связи с тем, что оно интегрировано в быт, в повседневную культуру значительной части, если не всего населения, при том, конечно же, что существует и элитарное прикладное искусство, и экспериментальные его направления, и специализированные сегменты, связанные с определенными сферами жизни и деятельности, например, с религиозными практиками. Из всего многообразия форм прикладного искусства керамика функционально-бытового и декоративного назначения представляет собой наиболее богатое поле исследований, демонстрируя великое многообразие культурных смыслов (кодов). Керамическое отечественное искусство современности представляет собой «путешествие по временам и культурам», когда художественные достижения каждой эпохи осмыслены и обыграны в духе эклектичной по своей сути эстетики постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ceramic arts and cultural meanings

Applied art is particularly revealing in cultural aspect due to the fact that it is integrated into everyday life, in everyday culture of a significant part, if not of all population, though, of course, that there is an elite applied art, and its experimental direction, and specialized segments associated with certain areas of life and activity, such as religious practices. From the variety of forms of applied art, ceramics of everyday functional and decorative purpose is the most fertile field of research demonstrating the great variety of cultural meanings (codes). Ceramic domestic art of our time is a "journey through time and culture", when artistic achievements of every age are understood and played with the spirit inherently eclectic aesthetics of postmodernism.

Текст научной работы на тему «Керамическое искусство и культурные смыслы»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 795-800

Керамическое искусство и культурные смыслы

В.Ю. Николаев

Московская государственнаяй художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9

Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts

Volokolamskoe highway, 9, Moscow 125080 Russia

e-mail: vynikolaev@gmail.com

Ключевые слова: культурные смыслы, коды, содержание искусства, символика керамики.

Key words: cultural meanings, codes, content of art, the symbolism of ceramics. Резюме: Прикладное искусство является особенно показательным в культурологическом аспекте в связи с тем, что оно интегрировано в быт, в повседневную культуру значительной части, если не всего населения, при том, конечно же, что существует и элитарное прикладное искусство, и экспериментальные его направления, и специализированные сегменты, связанные с определенными сферами жизни и деятельности, например, с религиозными практиками.

Из всего многообразия форм прикладного искусства керамика функционально-бытового и декоративного назначения представляет собой наиболее богатое поле исследований, демонстрируя великое многообразие культурных смыслов (кодов). Керамическое отечественное искусство современности представляет собой «путешествие по временам и культурам», когда художественные достижения каждой эпохи осмыслены и обыграны в духе эклектичной по своей сути эстетики постмодернизма. Abstract: Applied art is particularly revealing in cultural aspect due to the fact that it is integrated into everyday life, in everyday culture of a significant part, if not of all population, though, of course, that there is an elite applied art, and its experimental direction, and specialized segments associated with certain areas of life and activity, such as religious practices.

From the variety of forms of applied art, ceramics of everyday functional and decorative purpose is the most fertile field of research demonstrating the great variety of cultural meanings (codes). Ceramic domestic art of our time is a "journey through time and culture", when artistic achievements of every age are understood and played with the spirit inherently eclectic aesthetics of postmodernism. [Nikolaev V.Yu. Ceramic arts and cultural meanings]

Искусство во все времена является той частью культуры, которая особенно ярко и интенсивно выражает характерные черты ментальности и эстетических приоритетов эпохи, концентрируя в себе многообразие художественно

преломленных идей, нравственных приоритетов и образов, актуальных для создателей произведений искусства и публики. Любую эпоху проще всего понять именно через искусство, создаваемое в данный период, и через искусство становится яснее жизнь народа, создавшего и воспринимавшего его. При этом, разнообразие жанров и направлений искусства делает каждое из них отражающим определенный срез культурной жизни народа, кодируя в себе специфические качества культуры, наиболее легко выразимые именно через данное направление или жанр.

Искусство является носителем традиционного культурного кода: оно - ключ к пониманию данной культуры, дающий возможность наиболее полно и глубоко исследовать ее через систему образов, заключенных в них смыслов, коннотаций и связей между искусством и социальной средой, создателями и воспринимающими сознаниями.

Прикладное искусство является особенно показательным в культурологическом аспекте в связи с тем, что оно интегрировано в быт, в повседневную культуру значительной части, если не всего населения, при том, конечно же, что существует и элитарное прикладное искусство, и экспериментальные его направления, и специализированные сегменты, связанные с определенными сферами жизни и деятельности, например, с религиозными практиками. Все, что окружает человека и выбирается им для включения в свою повседневность, тем самым уже репрезентирует его культурные особенности, формируя его эстетические качества и формируясь ими. Поэтому культурные коды прикладного искусства исключительно емко и многогранно демонстрируют культурно-эстетическую специфику эпохи.

Из всего многообразия форм прикладного искусства, керамика функционально-бытового и декоративного назначения представляет собой наиболее богатое поле исследований. Во-первых, сам материал, практически не подверженный влиянию времени, доносит до нас из глубины веков сведения о жизни людей далекого прошлого, в связи с чем традиции изучения керамики сложились почти во всех школах этнографии, культурологии и искусствоведения, и преемственность развития

керамики позволяет с минимальными историческими пробелами исследовать эволюцию культуры большинства народов. Во-вторых, утилитарность керамики позволяет ей нести в себе те культурные коды, которые далеко не соответствуют «высоким» институциализированным видам искусства, например, живописи и музыке. Можно сказать, что керамика как вид прикладного искусства - это окно в живую жизнь этнической культуры.

Керамика - это особый вид искусства, связанный с производством изделий из обожженной глины. К керамике относят предметы гончарного искусства, изразцы как особое направление, а также фарфоровые статуэтки и керамические панно. Продолжается научная дискуссия (Антонян, 1992; Дулькина, 2002; Макаров, 1985), связанная с обоснованностью отнесения всех названных направлений к прикладному искусству, но то, что к нему относится большинство произведений керамики, не вызывает сомнений.

Керамика (от греч. «керамос» - «глина») представляет собой древнее, широко распространенное ремесло и вид искусства; этим же словом называют и результаты художественной и промышленной деятельности по изготовлению керамических изделий. Изделия из обожженной глины очень долговечны. Художественные изделия из дерева и ткани разрушаются с течением времени, тогда как изделия из камня, металла или керамики могут надолго пережить своих создателей. Практические свойства керамики неразрывно связаны с ее декоративными (форма и цвет), лепными или орнаментальными (плоскостными) дополнениями. Именно эти орнаментальные дополнения превращают керамические изделия в произведения искусства, способствуют созданию художественного образа.

Художественная керамика, в отличие от живописи, имеет объемно-пространственную структуру и, в отличие от скульптуры, имеет поверхность. Эта объемно-пространственная фактура может обладать любым цветом и фактурой, которые определяются исключительно замыслом автора.

Традиционно к керамике относят майолику, терракоту и фаянс. Последние отличаются друг от друга составом глин. Для

майолики, терракоты и фаянса характерны особые приёмы художественного оформления, собственные технологии создания художественного образа.

Майоликой, как известно, называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями - эмалями. Под терракотой подразумеваются изделия из обожжённой глины, не покрытые глазурями.

Фарфор отличается от гончарных изделий составом массы. В эту массу входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, пегматит или полевой шпат. Именно они придают фарфору белизну, тонкостенность, тонкость черепка, прозрачность.

Для культурологии очень значима символика керамики в целом и фарфора в частности. Тайна изготовления китайского фарфора тщательно охранялась, а изделия из фарфора были большой редкостью для средневековой Европы. И в Китае, и в Европе в Средние века и в Новое время фарфор символизировал власть, богатство, величие (Никифорова, 1973; Селиванов, 1903).

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у фаянса более толстый черепок. Поэтому изделия из фаянса традиционно считались в Европе бюргерскими, достоянием буржуазных, но не аристократических слоев общества. В фаянсе видели замену фарфора, но не более. «Царственными», «императорскими» считались изделия из фарфора.

Рассматривая русскую керамику, вобравшую в себя множество инородных традиций, необходимо изучить все культурные истоки ее происхождения, коренящиеся в керамическом искусстве разных стран и народов.

Образность отечественной керамики конца ХХ - начала XXI века сформировалась под непосредственным влиянием керамики эпохи модерн, а также под ощутимым воздействием традиций русского керамического искусства средневековья и Нового времени. Особенно ощутимо обращено к традициям былых эпох современное изразцовое искусство. Современные российские мастера обращаются к традициям изразцового убранства ХУ1-ХУИ ст., когда на Руси стали пользоваться

популярностью керамические плиты с орнаментальным рельефным узором.

Для художественного мира современной российской керамики характерно не только обращение к традициям и технологиям русского изразцового искусства XVII в., но и направленность на синтез керамики с архитектурой. Одной из важнейших тенденций развития современного отечественного керамического искусства является возвращение к традициям храмовой керамики, в частности, возобновление интереса к керамическим иконостасам. Как известно, иконостас является неотъемлемой частью православного храма, важнейшим архитектурным и смысловым элементом его интерьера.

Можно сказать, что керамическое отечественное искусство современности представляет собой «путешествие по временам и культурам», когда художественные достижения каждой эпохи осмыслены и обыграны в духе эклектичной по своей сути эстетики постмодернизма. Постмодернизм представляет собой не только культурную парадигму и художественную школу, но и умонастроение, основанное на рефлексии и тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих художественных школ ценностей. В постмодернистских произведениях искусства художник играет со зрителем в спонтанные игры, мистифицирует его, кодирует информацию с помощью образов, символов и мотивов, присущих различным художественным системам и эпохам.

Для постмодернизма как культурной парадигмы и художественной школы характерно обращение к эстетике и художественному миру различных эпох, обыгрывание и смешение различных художественных стилей. Современные российские керамисты соединяют в своих работах эстетику керамического искусства XVII ст. с творческими достижениями эпохи модерн и русского авангарда.

В причудливом и эклектичном мире постмодернистской керамики можно услышать голоса мастеров былых эпох, ощутить художественные стили прошлого. Однако соединение, причудливое смешение этих художественных стилей прошлого остается, тем не менее, вполне современным. В этом современном обрамлении и обыгрывании эстетики различных

художественных школ и состоит творческая манера постмодернизма, характерная для современной отечественной керамики.

Таким образом, можно утверждать, что культурные коды русской керамики конца ХХ - начала XXI века отражают стремление данного вида искусства к переосмыслению культурного наследия предшествующих эпох, к синтезу накопленных смыслов и возрождению традиционных основ отечественного керамического искусства. Данное направление искусства полно и многогранно отражает самобытный путь российской культуры и тенденции к сохранению ее специфичных черт и уникальных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

Антонян М.А. 1992. Творческая концепция художника-керамиста (к вопросу о синтезе архитектуры и пластики-керамики): Дис.... канд. искусствоведения. Навои-Москва. 253 c. Дулькина Т.И. 2002. История отдела керамики и стекла Государственного исторического музея (конец XIX в.-1950-е гг.). М.: [б. и.]. 70 с., [4] л.ил.

Макаров К.А. 1985. Пластический язык керамики. - Декоративное искусство

СССР, 1985. № 12: 10. Никифорова Л.Р. 1973. Русский фарфор в Эрмитаже. Л.: Аврорв. 49 с. Николаев В.Ю. 2015. Культурные коды как носители содержания искусства. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 4: 564-570

Селиванов А.В. 1903. Фарфор и фаянс Российской империи. Владимир. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. Владимир. 76 с. + [25 табл.]

Получена / Received: 15.08.2015 Принята/Accepted: 09.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.