Научная статья на тему 'ГУМАННОСТЬ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ "ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ")'

ГУМАННОСТЬ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ "ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАННОСТЬ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ "ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ")»

Научная жизнь

V_ I

УДК 1:005.745

DOI 10.25688/2078-9238.2019.29.1.09

М.А. Костерина

Гуманность идей евразийства в прошлом, настоящем и будущем (Обзор конференции «Евразийский проект модернизации России»)

Московский городской педагогический университет (МГПУ) в декабре 2018 г. провел межвузовскую научную конференцию «Евразийский проект модернизации России: история и современность», которую инициировала общеуниверситетская кафедра философии и социальных наук МГПУ В ней приняли участие как профессора кафедры, аспиранты, магистранты, студенты МГПУ, так и специалисты из московских вузов и академических институтов. В докладах были представлены разнообразные ракурсы рассмотрения предложенной темы. Оживленные дискуссии после выступлений свидетельствовали об актуальности поднятых вопросов.

Открыл пленарное заседание, дал общий обзор исторического развития и идейного становления евразийства — движения русской мысли в условиях философской эмиграции в Европе 1920-1930 гг. — профессор, д-р филос. наук Б.Н. Бессонов. Борис Николаевич обратил внимание на то, что все труды евразийцев о будущей судьбе Русской цивилизации — Евразии пронизаны идеей оппозиции против западничества. С его точки зрения, русские западники на самом деле не учились у западной цивилизации творчеству, а лишь подражали ей, что неизбежно привело к деградации русской культуры. Докладчик осветил взгляды философов русского зарубежья Л.П. Карсавина, П.П. Савицкого, Н.С. Трубецкого и других мыслителей, поддерживавших движение евразийства. Закончил свой доклад Б.Н. Бессонов призывом подумать о будущем: не надо преувеличивать ни европейский, ни азиатский фактор в развитии России. Главное, чтобы идеи, на которые мы ориентируемся, были гуманными и служили национальным целям.

© Костерина М.А., 2019

Продолжил пленарное заседание И.М. Угрин, научный сотрудник Института философии РАН. В докладе «Идея государства правды в философ-ско-политической концепции евразийства и ее значение для современности» он отразил трактовку права и государства Н.Н. Алексеева и сопоставил две противоположные концепции: государство правды, которое зиждется на истине и справедливости, и государство права, в основе которого лежит конституция. Либеральная идеология ориентирована на обогащение и выражает интересы экономически мотивированной элиты. Идея обогащения — единственная идея, которая скрепляет государственный аппарат и сегодня. Евразийцы считали, что сплотить нацию может православие — и это было их ошибкой, так как ни одна из традиционных религий не может выступать в качестве объединяющей силы российского суперэтноса, что и показал ХХ в. Новая элита, особенно в век глобализации, может существовать только благодаря универсальным духовным началам: нам свойственно быть отзывчивыми, утверждал И.А. Ильин.

Евразийская концепция права и государства Н.Н. Алексеева была раскрыта в докладе доцента кафедры Л.В. Королевой «Об ответственности правления в России: от евразийства до современности». Для Европы характерен акцент на правах, а наше государство развивалось с акцентом на обязанностях. Евразийцы утверждали, что гарантийное государство социально ответственно за справедливость, за борьбу с нищетой. Ответственное правление подразумевает установление контроля парламента за правительством, которое этот парламент выбирает. Докладчик отметил, что в центре внимания евразийцев всегда оставалась судьба России, опорой которой было духовное начало.

Продолжил политический ракурс рассмотрения евразийского проекта канд. истор. наук А.А. Болтаевский с темой «Республика Казахстан с позиции современного евразийства». Он отметил особенности строительства государств, бывших республик на постсоветском пространстве, среди которых Казахстан имеет стратегическое географическое положение. Еще в 1994 г., выступая в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, лидер страны Н.А. Назарбаев говорил об образовании Евразийского союза, где Казахстану отводил роль моста между Востоком и Западом. Интерес к экономическому ракурсу развития евразийства сегодня весьма высок и поддерживается правительствами стран Содружества Независимых Государств, но насколько это будет иметь свою актуальность в будущем, докладчик прогнозировать не решился.

Первую секцию конференции «Философские основы евразийства» открыл профессор Г. Д. Чесноков с докладом «Концепция евразийства: теоретический анализ». Он придал обсуждению темы дискуссионный характер. Сама идея евразийцев неглубока в практическом смысле, по его мнению, а вот теоретический подход видится ему более сильным и глубоким. Специфика отечественной философии в том, чтобы определить место России в мировом процессе, и немаловажную роль в этих размышлениях сыграли евразийцы, они поставили вопрос культуры и судьбы России.

Уровень докладов секции оказался весьма высок. Так, доцент кафедры истории МГПУ С.А. Агуреев отразил отношение к восточному вопросу в ключевой работе К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство». Через взгляды К.Н. Леонтьева он затронул по-прежнему актуальный для нашей страны вопрос — Россия еще не достигла культурного расцвета, поэтому влияние западных идей может оказаться смертельным ядом, который погубит страну прежде, чем она сумеет найти самое себя. Русский народ не может жить без идеи, но зарождать и реализовывать нужно свою, пропитанную духовными и культурными ценностями. Леонтьева можно назвать поздним представителем славянофильства и одним из первых евразийцев.

Доцент О.А. Сухорукова рассказала о понимании нации и культуры в концепции Н.С. Трубецкого. Разные точки зрения евразийцев сходятся, когда он пишет о нации — это многонародная, или соборная, личность, это единство в многообразии. Профессор, д-р филос. наук С.Б. Кожевников затронул тему созвучия и расхождения во взглядах Н.А. Бердяева и евразийцев на судьбу России. Их объединяла борьба за достоинство русского человека, русский дух, русскую культуру, а разъединяли политические амбиции евразийцев и чрезмерный этатизм, что было чуждо Николаю Бердяеву. Они возвеличивают роль государства в ущерб личности, а диктатура личности лучше, чем диктатура пролетариата, считал Бердяев, — в этом есть хоть какая-то правота, по мнению докладчика. Н.А. Бердяев посвятил обстоятельному анализу евразийского движения две статьи. На фоне общего катастрофического настроения это был иной взгляд на проблему.

Интересный ракурс темы был раскрыт профессором А.Е. Черезовым, который представил два методологических подхода к истории: однолинейный и многолинейный. Первый он определил как постиндустриальный, основанный на либеральных ценностях и подразумевающий дублирование других культур. Важнейшим компонентом второго подхода является фактор традиционной культуры, где сохраняются традиции и успешно идет модернизация, примером чего являются Китай и Япония. И снова встает вопрос: какой методологией мерить развитие России? Докладчик отвечает: необходима новая идеология в решении задач ее духовного и экономического возрождения, т. е. национальная идея, которая станет государственной идеологией. Завершил секцию магистрант МГПУ С.Л. Бобылев с докладом «Ренессанс России-Евразии: великая идея за прагматической интеграцией».

Интересно проходила работа второй секции «Культурные основы евразийства». Профессор В.А. Волобуев раскрыл культурно-смысловые аспекты проекта евразийства, профессор И.А. Бирич поведала легенду о Беловодье и об истории передвижения старообрядцев на восток страны — русских крестьян, освоивших Алтай как свое новое «месторазвития». Продолжила тему Алтая как географического центра Евразии аспирант кафедры М.А. Костерина с докладом «Проблема евразийства в жизни и творчестве Николая Рериха». Особого внимания

заслуживает выступление доктора философских наук А.Я. Иванюшкина, раскрывающее смысл стихотворения А. Блока «Скифы» в дискурсе философского евразийства. Надо отметить доклад «Развитие идей евразийства в среде русских эмигрантов: София - Прага - Париж», подготовленный магистрантом МПГУ А.И. Сергеевой, которая провела обстоятельный анализ европейских периодических печатных изданий евразийского движения, отразила положения и содержание основных из них.

Неожиданными, но интересными в русле идей конференции и секции «Культурные основы евразийства» оказались два последних доклада кандидата филологических наук С.Б. Калашникова и профессора кафедры философии Финансового университета В.В. Варавы.

С.Б. Калашников вернулся к проблеме власти в контексте евразийской идеи сакрализации власти монарха, опираясь на литературный материал. Он рассмотрел концепцию власти на примере произведений М.А. Булгакова, В.В. Набокова, Е.И. Замятина, О.Э. Мандельштама. Докладчик убежден, что творчество и власть находятся во взаимодействии, которое выражается либо в форме конфронтации, либо в форме синергии. Модель симфонии властей Калашников представляет состоящей из трех компонентов: Царь Небесный -Патриарх и царь - правитель, в руках которого сосредоточен механизм правовой власти. Метафизические взаимоотношения правителя и писателя пронизывают внутреннее содержание таких литературных произведений, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Приглашение на казнь» и др.

В.В. Варава в своем докладе рассмотрел политический и культурный контекст творчества А. Платонова, определил точки пересечения и расхождения писателя с евразийцами. Они взаимно тестируют друг друга, считает докладчик. Евразийство испытывает Платонова на искомый национальный исток творчества, а Платонов, в творчестве которого обнаруживаются целые блоки евразийских идей, проверяет евразийство на культурную прочность, духовную, литературную доброкачественность. И евразийство, и Платонов выдерживают испытания. В своей духовной эволюции писатель прошел три стадии: коммунизм, евразийство и космизм. Они словно прогорели внутри его души, убедившись в недолговременности концепций, он смирился с человеческим горем.

Завершил свой доклад В.В. Варава на оптимистической ноте. Русский человек не может долго жить без идеи, и обязательно должна появиться однозначная, светлая идея, которая преобразит реальность и станет общим делом. Но это должна быть не идеологическая, а антропологическая концепция. По мнению докладчика, евразийство и коммунизм исчерпали свой потенциал, остается космизм — утопическая, безумная, но светлая философия, и может именно она воплотится в реальность.

С активными дискуссиями прошла третья секция конференции «Евразийство глазами молодежи», на которой выступили 14 студентов. Многочисленные

вопросы слушателей к докладчикам свидетельствуют о животрепещущей актуальности заявленной проблематики.

Хочется отметить высокий профессиональный уровень выступающих, доклады были конструктивными и содержательными. Безусловно, невозможно описать в небольшом обзоре все многообразие сделанных на конференции сообщений коллег, например, из Российского государственного гуманитарного университета, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и др. По итогам конференции планируется издать коллективную монографию, где темы выступлений будут подробно раскрыты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.