Научная статья на тему 'Гуманизм в историческом осмыслении'

Гуманизм в историческом осмыслении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманность / человеческая культура / гуманизм / человечность / гуманное отношение / тип мировоззрения / нравственный принцип / humanity / human culture / humanism / humanness / humanist attitude / type of mindset / moral principle

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валерий Лукич Корень

Статья посвящена исследованию эволюции понятия «гуманизм». Отмечается, что данный термин отечественной научной мыслью трактуется неоднозначно. Подчеркивается, что гуманизм как культурно-историческое явление прошел сложный путь развития, принимая различные формы и оттенки. Каждая историческая эпоха привносила в это понятие собственное, соответствующее времени содержание. Автор отмечает тот факт, что гуманизм как идейное течение зародился в глубокой древности, но сам термин начал использоваться в философском лексиконе только в XIX в. и обозначал своеобразный тип мировоззрения, уникальный нравственный принцип, который стал доминировать в духовной сфере, а в XX в. — охватил все сферы общества. В заключение говорится о том, что на современной стадии развития цивилизации, когда человек оказался в плену глобального социально-антропологического кризиса, гуманизм должен стать идеологией планетарного масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanism Through History

The article is devoted to the study of the evolution of the term «humanism». It is noted that humanism is a rather ambiguous term and domestic scientific thought treats it ambiguously. It is emphasized that humanism, as a cultural and historical phenomenon, has undergone a complex path of evolutionary development, taking various forms and shades. Each historical era brought its own, time-appropriate content to this concept. The author points to the fact that humanism as ideological movement is born in ancient times, but the term itself began to be used in the philosophical lexicon only in the nineteenth century and represented a peculiar type of mindset, a unique moral principle that began to dominate the spiritual sphere, whereas in the twentieth century it encompassed all spheres of society. It is concluded that at the present stage of civil development, where man has become a prisoner of the global socio-anthropological crisis, humanism should be turned into an ideology on a planetary scale.

Текст научной работы на тему «Гуманизм в историческом осмыслении»

фундаментальное научное знание

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-90-97 УДК 1(091)(045)

Гуманизм в историческом осмыслении

В.Л. Корень

Российская таможенная академия, Люберцы, Россия;

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

Статья посвящена исследованию эволюции понятия «гуманизм». Отмечается, что данный термин отечественной научной мыслью трактуется неоднозначно. Подчеркивается, что гуманизм как культурно-историческое явление прошел сложный путь развития, принимая различные формы и оттенки. Каждая историческая эпоха привносила в это понятие собственное, соответствующее времени содержание. Автор отмечает тот факт, что гуманизм как идейное течение зародился в глубокой древности, но сам термин начал использоваться в философском лексиконе только в XIX в. и обозначал своеобразный тип мировоззрения, уникальный нравственный принцип, который стал доминировать в духовной сфере, а в XX в. - охватил все сферы общества. В заключение говорится о том, что на современной стадии развития цивилизации, когда человек оказался в плену глобального социально-антропологического кризиса, гуманизм должен стать идеологией планетарного масштаба.

Ключевые слова: гуманность; человеческая культура; гуманизм; человечность; гуманное отношение; тип мировоззрения; нравственный принцип

Для цитирования: Корень В.Л. Гуманизм в историческом осмыслении. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(6):90-97. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-90-97

original paper

Humanism Through History

V. L. Koren

Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia; Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the evolution of the term «humanism». It is noted that humanism is a rather ambiguous term and domestic scientific thought treats it ambiguously. It is emphasized that humanism, as a cultural and historical phenomenon, has undergone a complex path of evolutionary development, taking various forms and shades. Each historical era brought its own, time-appropriate content to this concept. The author points to the fact that humanism as ideological movement is born in ancient times, but the term itself began to be used in the philosophical lexicon only in the nineteenth century and represented a peculiar type of mindset, a unique moral principle that began to dominate the spiritual sphere, whereas in the twentieth century it encompassed all spheres of society. It is concluded that at the present stage of civil development, where man has become a prisoner of the global socio-anthropological crisis, humanism should be turned into an ideology on a planetary scale.

Keywords: humanity; human culture; humanism; humanness; humanist attitude; type of mindset; moral principle

For citation: Koren V. L. Humanism through history. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(6):90-97. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-90-97

Гуманизм как культурно-историческое явление прошел сложный путь эволюционного развития, принимая различные формы и оттенки. Каждая историческая эпоха привносила в это понятие собственное, соответствующее времени содержание. Сам термин «гуманизм» стал использоваться в философском лексиконе только в XIX в. и обозначал своеобразный тип мировоззрения,

© Корень В. Л., 2023

уникальный нравственный принцип 1. Необходимо отметить, что гуманизм сформировался как противоположность религиозному пониманию человека и мира, а как идейное течение он зародился в глубокой древности. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) отождествлял

1 Драч Г. В. Культурология. Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М; 2008.

гуманизм с гармонией общественной жизни, к вершине которой мир идет через совершенствование самого человека.

Достаточно комплексно идеи гуманизма стали изучаться в античной философии, которая со времен Сократа (ок. 470-399 до н. э.) превращается в науку о человеке. У Сократа гуманизм вытекает из императивов его жизни: «я знаю, что я ничего не знаю» и «познай самого себя». Первый принцип, по мнению философа, позволяет «осознать свое незнание и вплотную подвести человека к божественной мудрости, так как человек теперь сознает меру человеческого. Никакая он не мера всех вещей, если под ними понимать бытийствующее. А вот собственную меру он может помыслить себе сам» [1]. Второй же означает «разобраться в себе, преодолеть свое выпадение из бытия, свое несоответствие божественному. Соответствовать же ему можно лишь в добродетели» [2]. Оригинальное видение гуманистических ценностей было предложено Демокритом, но его размышления не составляли стройной концепции. По его мнению, духовных стяжаний человек должен достигать посредством добрых дел и бесстрастного образа жизни. Гуманистическое измерение человека, по представлениям Демокрита, проявляется в границах коммуникации с другими людьми и во взаимодействии с государством. У Аристотеля гуманизм вытекает из принципа самообращенности, суть которого заключается в познании самого себя через общение и дружбу с другим человеком [3]. Цицерон, первым употребивший термин «humamtas», объявляет человечность самой главной духовной ценностью [4]. Гуманистические идеалы были близки римским стоикам (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), которые для извлечения страстей из души рекомендовали изучать философию [5].

В Средние века заметное влияние на развитие гуманистической традиции оказали христианские философы и богословы — Григорий Нисский, Блаженный Августин, Иоанн Дамаскин, Ансельм Кентеберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр и др. По мнению Григория Нисского (335-394), величие и духовное развитие человека обусловлено тем, что он создан по образу природы Сотворившего [6]. Августин Блаженный (354-430) главную цель в жизни каждого человека видит в по-

иске Бога в себе самом, ибо Господь является источником самосовершенствования, спасения и любви к ближнему [7]. Согласно высказываниям преподобного Иоанна Дама-скина (675-753), человек может «преуспевать как во благе, получая содействие от божественной благодати, равно как и оказываться во зле, поскольку Бог попускает это из-за свободы воли...» [8]. Таким образом, человек, наряду с Богом, является творцом своей жизни. Сходного мнения придерживался Ансельм Кентерберийский (1033-1109), утверждавший, что из-за первородного греха люди утратили возможность жить праведной жизнью и способны лишь к самостоятельному выбору, приводящему к греху, но только непосредственное руководство Бога, его благосклонность дозволяют человеку снова стать на путь нравственно непогрешимой жизни и приобрести небесное спасение. Не подвергая сомнению христианские идеалы, французский философ, теолог Пьер Абеляр (1079-1142) полагал, что человек не лишен Богом способностей жить праведной жизнью и сам несет ответственность как за свои подвиги, так и грехи.

Идеи гуманизма достигают значительного развития в эпоху Возрождения. В этот исторический период гуманизм оформляется в одно из направлений философского течения, становится господствующим мировоззрением, выступает прогрессивным социокультурным движением, противостоящим схоластике, духовному превосходству католической Церкви, феодальной идеологии [4].

Следует отметить, что представители раннего гуманизма не отвергали религию, Священное Писание, даже расценивали христианское учение как замысел разумного и справедливого устройства земной человеческой жизни. Но, в отличие от средневекового гуманизма, где оценка достоинства человеческой личности определялась теологической системой гуманных ценностей, в эпоху Возрождения она стала приобретать более мирской характер. Философов стал интересовать человек в его реально существующей земной жизни. Как полагает В. Е. Толпыкин, «Человек Возрождения — творец, подобный Богу. Он созидает новый мир и творит, совершенствует самого себя. Он становится своего рода «универсальным человеком», причастным ко всем знаниям и ко всем

видам деятельности»2. Именно «утверждение величия человека», по мнению П. С. Гуреви-ча, является основополагающей чертой эпохи Возрождения3. Таким образом, человек в эпоху Возрождения становится не только центром мироздания, но и высшей ценностью, венцом творения Бога.

Первыми выразителями гуманистических взглядов были выдающиеся итальянские мыслители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо, Джованни Пико делла Мирандола, которые расширили понимание гуманизма, предложили его рассматривать как «полноту человеческого духа», «целостность и единство природы человека», «сокровенность и непогрешимость божественного замысла». Их воззрения на гуманизацию общественной жизни — это первые благоразумные шаги. Считая высшим небесным предопределением человека посмертное блаженство, Данте Алигьери (1265-1321) вместе с тем полагал, что земная жизнь для человека представляет гуманную ценность, а его земное предопределение состоит в том, чтобы познавать мир. Франческо Петрарка (1304-1374) утверждал, что взгляд мыслителя должен быть нацелен на человека и его внутренние намерения: «Нет на земле ничего более угодного богу, чем люди, соединенные общественными узами». Лоренцо Валла (1407-1457) переносит гуманистические идеалы с небес на землю, прославляет чувственные земные блаженства и полагает, что высочайшим критерием счастья является земное торжество человеческого бытия. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) видит в познании мира призвание человека. Его достоинство, по мнению мыслителя, сказывается в свободной воле и разуме, благодаря которым он изъясняет природу и выстраивает отношения с окружающим миром.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения нашли свое воплощение в различных моделях социальных утопий. Социальное равенство — вот основная мысль утопических учений Томаса Мора и Томмазо Кампанелла. Их творчество, по мнению современной философской мысли, «является ярким выражением гуманистиче-

2 Толпыкин В. Е. Основы философии. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Эксмо; 2010.

3 Гуревич П. С. Культурология. Учебник для средних про-

фессиональных учебных заведений. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2009.

ского нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе»4. Человек «Утопии» Томаса Мора (1478-1535) — величайшая ценность и поэтому он достоин жить благополучно, трудиться по умению и получать по потребностям. В «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568-1639) главнейшим аспектом выступает построение всемирного бесклассового государства, которое обязано освободить человечество от нескончаемых конфликтов и войн, а первостепенное призвание каждого гражданина — служение своему Отечеству.

Великая заслуга эпохи Ренессанса состоит в том, что человек стал рассматриваться в реальной действительности, в своем земном существовании. Фактически в это время зарождается гуманизм, который не в последнюю очередь выражает интересы нового господствующего класса — буржуазии. Выдающийся знаток эпохи Ренессанса Б. Р. Виппер (18881967) считал, что «эпоха Возрождения, одна из самых интересных и полноценных эпох в истории человечества, — это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека» [9]. Высоко оценивал эту эпоху и русский философ Николай Бердяев (1874-1948): «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру... Ренес-сансный период истории стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной культурной жизни. Этот процесс дифференциации и автономизации и есть то, что называется секуляризацией человеческой культуры» [10].

Действительно, философы и мыслители эпохи Ренессанса обозначили новое призвание человека, цель и предназначение его жизни. В эпоху Возрождения антропоцентрическая картина мира, пришедшая на смену средневековой теоцентрической, превзошла уровень понимания сущности человека, где он занял срединное положение между Небом и Землей. Новые идеалы — жизнелюбие, свобода лично-

4 История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. М.: Мысль; 1991.

сти — ознаменовали несомненный прогресс в гуманизации жизни человека. Но следует заметить, что для этих воззрений было свойственно идеализированное представление о человеке как свободном существе с безграничными созидательными возможностями.

Гуманистические идеи эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в период Нового времени, когда доминирующим направлением философской мысли стал рационализм, декларировавший превосходство человеческого ума и научного познания. Но, в отличие от эпохи Возрождения, гуманизм Нового времени не составлял единого направления мысли. Каждый философ воспринимал человека по-своему, что обусловило появление отдельных гуманистических учений, не связанных между собой. Так, выдающиеся просветители-гуманисты XVIII в. — Ф. М. Вольтер (1694-1778) и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) — во Франции, Г. Э. Лессинг (1729-1781), И. Г. Гер-дер (1744-1803)и И. В.Гете (1749-1832) — в Германии, Э. Берк (1729-1797) — в Англии, М. В. Ломоносов (1711-1765) и А. Н. Радищев (1749-1802) — в России — были идейными поборниками и апологетами человеческого свободомыслия, безграничного и всестороннего совершенствования личности, неприятия рабства и произвола феодализма; сторонниками утверждения разума и закона; противниками церковной и клерикальной идеологии. В центре их внимания — не столько потребности отдельной личности, сколько интересы всего человеческого сообщества. Именно в Новое время, как отмечает Н. Луман, формируется «новое понимание личности как репрезентации некой самости, которая настраивается на цели социальных отношений» [11]. То есть в этот период человек как социальная личность становится инакомыслящим, что, по мнению И. Э. Клюканова, «.считается определяющей характеристикой социальной личности, так как создать более справедливый социальный мир можно, лишь выступая против существующего общественного строя» [12]. Осмысливая условия жизни человека в Германии, да и во всем мире, немецкий поэт, драматург и теоретик искусства И. Ф. Шиллер (1759-1805) отмечал: «.человек пробудился от долгой бесконечности и самообмана, и упорное большинство требует восстановления своих неотъемлемых прав. Однако он не только требует их. Он восстает.

Здание естественного государства колеблется, его прогнивший фундамент оседает, и, кажется, явилась физическая возможность возвести закон на трон, уважать, наконец, человека как самоцель и сделать свободу истинной основой политического союза»5. Для этого, как считало большинство французских просветителей, необходимо было осуществить революционное реформирование монархических феодальных государств на началах справедливости и гуманизма. В революционных изменениях социальных институтов они видели попытку

Великая заслуга эпохи Ренессанса состоит в том, что человек стал рассматриваться в реальной действительности, в своем земном существовании. Фактически в это время зарождается гуманизм, который не в последнюю очередь выражает интересы нового господствующего класса -буржуазии. Выдающийся знаток эпохи Ренессанса Б. Р. Виппер (1888-1967) считал, что «эпоха Возрождения, одна из самых интересных и полноценных эпох в истории человечества, -это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека».

устранения невежества и установления господства разума. Были и те, кто выступал за постепенную демократизацию социально-политической жизни, без революции, делая ставку на воспитание и образование.

Взгляд на личность как на репрезентацию некой самости впервые стал складываться

5 Бессонов Б. Н. История философии. Учебник. М.: Высшее образование; 2009.

в учении английских философов Т. Гоббса и Д. Локка о государстве и естественном праве. Первостепенный гуманистический смысл учения заключался в утверждении права каждого человека на добровольное воплощение в жизнь своих интересов в соответствии с нуждами других людей, что, по мнению философов, делает человека общественным и высоконравственным существом. Основу нравственной жизни они видели во взаимодействии между людьми и во взаимной любви, ведь только совместными усилиями люди, наделенные неограниченной властью над природой, смогут эффективно использовать ее в интересах построения справедливого социального мира [13]. Великую роль в формировании гуманных человеческих качеств английские философы отводили науке, умаляя при этом роль Бога. Ф. Бэкон утверждал, что наука «передает, наконец, людям их богатство после того, как их разум освобожден от опеки и как бы стал совершеннолетним, а за этим неизбежно последует улучшение положения человека и расширение его власти над природой» [14]. Социально-прогрессивные настроения возможно отыскать и в философии рационалистов Б. Спинозы и Г. В. Лейбница, которые счастье человека связывали с совершенствованием общественной жизни. По мнению Спинозы, общество должно стремиться к построению государства на началах нравственности, общественной безопасности и недопущения политического беззакония 6. Лейбниц считал, что человеку от природы свойственны задатки гуманности, и они составляют основу естественного, позитивного и религиозного законодательства.

Представители немецкой классической философии также были сторонниками социального переустройства общественной жизни на началах справедливости и гуманизма. Огромный след в истории гуманизма оставил Иммануил Кант, который мечтал об обществе, основанном на принципах высокой гуманности, где человек может стать для другого целью, но не простым средством [15]. Становление такого гражданского общества, по мнению И. Канта, непосредственно связано в экономическом плане со «все более решительным упразднени-

6 Бессонов Б. Н. История философии. Учебник. М.: Высшее

образование; 2009.

ем ограничения личности в ее деятельности», а в духовном плане — со «все большим расширением всеобщей свободы вероисповедания» [16]. Особую роль в решении этого вопроса философ отводил просвещению.

У Г. Гегеля (1770-1831), как и у Аристотеля, гуманизм вытекает из принципа самообращенности, суть которого, как отмечает русский философ В. В. Ильин, заключается в том, что «к наличному бытию субъекта существенно принадлежит то, что он существует также для других; субъект есть не только для себя, но также и в представлении других, и он есть, имеет значимость и является объективным лишь настолько [насколько] он знает себя значимым и значим для других» [17]. Из этого принципа вытекает представление о свободе. По мнению Гегеля, человек, поглощенный своими собственными увлечениями, руководствующийся только личными интересами и страстями, не свободен. Лишь в обществе, где доминирует дух гуманизма, соблюдаются права и обязанности, существует полная свобода. Философ считал, что этого можно добиться, если каждый гражданин пересилит свое самосознание, будет подчиняться всеобщему закону и воспринимать всех так, как он хотел бы, чтобы воспринимали его.

Система гуманистических идей Нового времени явилась великим достижением не только философской, но и научной мысли. И несмотря на то, что гуманистические учения Нового времени не представляли единого направления, они проложили путь от «возрожденческого индивидуализма» к социальной личности. Тем самым была предпринята попытка сплотить индивидов в солидарную ассоциацию и убедить общественность в том, что на буржуазной социальной основе возможна гармония личного и общественного, если преодолеть антагонизмы с помощью разума.

Вместе с тем вера идеологов «буржуазного гуманизма» в роль разума в формировании общечеловеческого единства и общего благосостояния народов мешала им понять зависимость самих гуманистических идей от учреждений и объективного хода вещей. Опираясь на индивидуалистическую концепцию личности и абстрактное восприятие человека, мыслители Нового времени крайне обедняли понимание поведения человека в обществе. Как отмечает Б. А. Чагин, их ошибка заключалась в том, что

они рассматривали нравственное поведение человека вне исторической действительности, в то время как «человек — всегда конкретное существо в конкретных взаимоотношениях с другими людьми» [18].

В целом философская мысль Нового времени создала предпосылки для гуманизации человечества. Кроме того, в этом велика заслуга науки и права, которые, по мнению М. Я. Дворецкой «стали «достойными» внешними регуляторами, позволившими человеку оставаться общественным существом» [19].

Если гуманизм эпохи Возрождения и Нового времени, признававший мощь и свободу созидательного человеческого духа, считался немассовым на том основании, что его идеи были значимы только для привилегированных слоев общества, то смысл гуманизма Новейшего времени состоит в его универсальности, т.е. он обращен ко всему человечеству, утверждая право каждого на жизнь, благополучие, равенство и свободу. Эта тенденция определила, в частности, охват всех сфер общества: если первоначально гуманизм рождается и доминирует в духовной сфере, то начиная с XX в. он становится частью политической культуры. Сегодня, как утверждает Е. Е. Ермакова, «понятие гуманизма стало лозунгом общественных движений, политики государства и т.п.»7. Так, гуманистические идеи, впервые запечатленные в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), нашли свое дальнейшее выражение во Всеобщей декларации прав человека (XX в.) и признаются сегодня в качестве высшей цели государствами — членами Организации Объединенных Наций.

В то же время, несмотря на то, что гуманизм свойственен всем сферам общества, современный человек оказался в плену глобального социально-антропологического кризиса, о чем, по мнению С. Н. Корсакова, философы мирового значения уже давно бьют тревогу [20]. Необходимость социального выживания вовлекает современного человека в водоворот социально-экономических и социально-политических форм деятельности, которые не оставляют ему времени на «гуманный поступок». «Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, —

7 Ермакова Е. Е. Философия. Учебник для техических вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа; 2004.

пишет А. Швейцер, — ведет к умиранию в нем духовного начала. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становится для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения.» [21].

Сегодня на наших глазах происходит деформация человека, который перестает нуждаться в гуманистических ценностях. Можно сказать, что такое положение порождено все ускоряющемся процессом развития науки и техники. В XX и XXI вв. прогресс науки и техники несет негативные последствия для человека: приводит к обострению экологических проблем, распространению опасных заболеваний. Людей раздирают противоречия, они сражаются между собой, забыв, что, несмотря на различия, «плывут в одной лодке»8.

Оказавшись лицом к лицу с гуманистическим кризисом, современный человек предстал перед необходимостью поиска нового типа мировоззрения, в основе которого лежат принципы гуманизма. Такое мировоззрение должно способствовать превращению гуманизма в практическую политику в планетарном масштабе, которая станет основанием для возвеличивания человека, создаст ему условия для творческой активности, поиска и обретения истины. Гуманизация современного общества, по убеждению С. В. Елисеева, «заключается в утверждении принципов человеколюбия, уважения личности каждого, в ориентации на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие, отзывчивость» [22].

На современной стадии развития цивилизации необходимо равноправное участие религии, науки и философии в утверждении гуманистического мировоззрения, которое позволит обществу полноценно развиваться, не угрожая собственному существованию.

По мнению Д. Т. Лолаевой, «совместное участие религии, науки и философии в построении новых гуманистических парадигм создаст условия для равнозначной нравственной ответственности с их стороны и тех, кто будет использовать их результаты» [23].

8 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Russell-Einstein Manifesto

фундаментальное научное знание

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. 2-е изд., испр. СПб.: Кристалл; 2001.

2. Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР; 1946. 401 с.

3. Сапронов П. А. Реальность человека в богословии и философии. СПб.: Церковь и культура; 2004. 432 с.

4. Дьяков Ю. Т. Гуманизм vs. христианство: Место церкви в развитии человеческого общества. Изд. стереотип. М.: Ленанд; 2019. 198 с.

5. Романченко В. К. Крупицы духовной мудрости. М.: Духовное просвещение; Симферополь: Родное слово; 2011.480 с.

6. Нисский Г. Об устроении человека. СПб.: Axioma; 2000. 220 с.

7. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, Епископа Гиппонского. М.: Ренессанс; 1991. 486 с.

8. Иоанн Дамаскин. Источник знания. М.: Индрик; 2002. 414 с.

9. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века. Т. 1. М.: Искусство; 1977.

10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль; 1990. 173 с.

11. Луман Н. Самоописания: Общество общества. Кн. 5. М.: Логос: Гнозис; 2009. 318 с.

12. Клюканов И. Э. Сообщение и забытие. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; 2018.

13. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Per Se; СПб.: Университетская книга; 2000.

14. Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль; 1977.

15. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль; 1986.

16. Кант И. Сочинения. Т. 6. М.: Мысль; 1966.

17. Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер; 2003.

18. Чагин Б. А. и др., ред. Очерк истории этики. М.: Мысль; 1969.

19. Дворецкая М. Я. Антропология: история и теория. СПб.: Издательство РГПУ имени А. И. Герцена; 2004.

20. Корсаков С. Н. Предисловие. М.: URSS: Ленанд; 2014.

21. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс; 1973. 342 с.

22. Елисеева С. В. Гуманизация и гуманитаризация как тенденции развития современного образования. Материалы III международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-02_20_13.pdf?ysclid=lrq7znaj2r107108292

23. Лолаева Д. Т. «Человек духовный»: Рождение новых гуманистических парадигм. Материалы II Региональной научно-практической конференции. Владикавказ: ИПК «Литера»; 2012. 499 с.

REFERENCES

1. Confucius. Conversations and judgments of Confucius. 2nd ed., rev. St. Petersburg: Crystal; 2001. (In Russ.).

2. Makovelsky A. O. Ancient Greek atomists. Baku: Izdatel'stvo AN Azerbajdzhanskoj SSR; 1946. 401 p. (In Russ.).

3. Sapronov P. A. The reality of man in theology and philosophy. St. Petersburg: Cerkov' i kul'tura; 2004. 432 p. (In Russ.).

4. Dyakov Yu. T. Humanism vs. Christianity: The place of the church in the development of human society. Ed. stereotype. Moscow: Lenand; 2019. 198 p. (In Russ.).

5. Romanchenko V. K. Nuggets of spiritual wisdom. Moscow: Duhovnoe prosveshchenie. Simferopol: Rodnoe slovo; 2011. 480 p. (In Russ.).

6. Nissky G. About the structure of man. St. Petersburg: Axioma; 2000. 220 p. (In Russ.).

7. Augustine Aurelius. Confession of Blessed Augustine, Bishop of Hippo. Moscow: Renaissance; 1991. 486 p. (In Russ.).

8. John of Damascus. Source of knowledge. Moscow: Indrik; 2002. 414 p. (In Russ.).

9. Whipper B. R. Italian Renaissance XIII-XVI centuries. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo; 1977. (In Russ.). 10. Berdyaev N. A. The meaning of the story. Moscow: Mysl'; 1990. 173 p. (In Russ.).

11. Luhmann N. Self-Descriptions: Society of Society. Book 5. Moscow: Logos: Gnosis; 2009. 318 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Klyukanov I. E. Message and Forgetting. Moscow; St. Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ; 2018. (In Russ.).

13. Gaidenko P. P. History of modern European philosophy in its connection with science. Moscow: Per Se; St. Petersburg: Universitetskaya kniga; 2000. (In Russ.).

14. Bacon F. Works. Vol. 2. Moscow: Thought; 1977. (In Russ.).

15. Gulyga A. V. German classical philosophy. Moscow: Thought; 1986. (In Russ.).

16. Kant I. Works. Vol. 6. Moscow: Mysl'; 1966. (In Russ.).

17. Ilyin V. V. History of philosophy. St. Petersburg: Peter; 2003. (In Russ.).

18. Chagin B. A. et al., eds. Essay on the history of ethics. Moscow: Mysl'; 1969. (In Russ.).

19. Dvoretskaya M. Ya. Anthropology: history and theory. St. Petersburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A. I. Gercena; 2004. (In Russ.).

20. Korsakov S. N. Preface. Moscow: URSS: Lenand; 2014. (In Russ.).

21. Schweitzer A. Culture and ethics. Moscow: Progress; 1973. 342 p. (In Russ.).

22. Eliseeva S. V. Humanization and humanitarization as trends in the development of modern education. Materials of the III international scientific and practical conference on February 20-21, 2013. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-02_20_13.pdf?ysclid=lrq7znaj2r107108292 (In Russ.).

23. Lolaeva D. T. "Spiritual Man": The Birth of New Humanistic Paradigms. Materials of the II Regional Scientific and Practical Conference. Vladikavkaz: IPK "Litera"; 2012. 499 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Валерий Лукич Корень — кандидат юридических наук, доцент, доцент Российской таможенной академии, Люберцы, Россия; доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия.

Valeriy L. Koren — Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Senior Lecturer at Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia; Senior Lecturer at the Department of Humanitarian Sciences, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0009-0005-4786-2331 Wolin_lukich@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 20.05.2023; принята к публикации 20.06.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 20.05.2023; accepted for publication on 20.06.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.