Научная статья на тему 'ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ'

ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2111
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИКО ДЕЛА МИРАНДОЛА / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / СВОБОДА ВОЛИ / УЧЕНИЕ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА / НАТУРАЛЬНАЯ МАГИЯ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуторович Ольга Викторовна

Прогресс современного мира не может быть связан исключительно с ростом материального благосостояния общества. Императивом XXI в. должна стать приверженность человека идеологии гуманизма. В связи с этим возрастает актуальность исследований, связанных с изучением гуманистических идеалов прошлых эпох. Исследовательский интерес сопряжен с эпохой Возрождения. Объектом исследования является мировоззрение Пико делла Мирандолы, его учение о достоинстве человека. В ходе исследования автор показывает, что идеология гуманизма является фундаментальной парадигмой, определяющей ценности, идеалы, содержание культуры Европы XIV-XVI вв. Гуманистические идеалы разделяли самые разнообразные социальные слои населения, включая ученых, философов. Пико делла Мирандола относится к числу тех, в творчестве которого эти идеалы нашли отклик и были развиты. В историю философской мысли он вошел как создатель учения о достоинстве человека. Написанная им «Речь о достоинстве человека» стала своеобразным манифестом гуманизма, апофеозом антропологического мышления. Следуя мировоззренческим установкам своей эпохи, он наделил человека свободой воли, провозгласил веру в разум и творческие способности человека, сделал его центром мироздания. В статье показано, как гуманистические императивы эпохи определяли стиль мышления мыслителя, превращая его в идеолога гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гуторович Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISM AS THE BASIS OF PICO DELLA MIRANDOLA’S WORLDVIEW

The progress of the modern world cannot be associated solely with the growth of the material wellbeing of society. The imperative of the XXI century should be a person’s commitment to the ideology of humanism. In this regard, the relevance of research related to the study of humanistic ideals of past eras is increasing. The research interest is associated with the Renaissance. The object of the study is the worldview of Pico della Mirandola, his doctrine of human dignity. In the course of the research, the author shows that the ideology of humanism is a fundamental paradigm that determines the values, ideals, and content of the culture of Europe of the XIV-XVI centuries. Humanistic ideals were shared by a wide variety of social strata of the population, including scientists, philosophers. Pico della Mirandola is one of those in whose work these ideals found a response and were developed. He entered the history of philosophical thought as the creator of the doctrine of human dignity. His “Speech on the Dignity of Man” has become a kind of manifesto of humanism, the apotheosis of anthropological thinking. Following the ideological attitudes of his era, he endowed man with freedom of will, proclaimed faith in the mind and creative abilities of man, made him the center of the universe. The article shows how the humanistic imperatives of the epoch determined the thinker’s style of thinking, turning him into an ideologist of humanism.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ»

МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО THINKERS OF THE PAST AND THE PRESENT

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 2 (460). Философские науки. Вып. 63. С. 104—113. ISSN 1994-2796 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(2(460):104-113. ISSN 1994-2796 (print).

Научная статья УДК 1 (091)

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10214

ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

Ольга Викторовна Гуторович

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Россия, vka@mail.ru

Аннотация. Прогресс современного мира не может быть связан исключительно с ростом материального благосостояния общества. Императивом XXI в. должна стать приверженность человека идеологии гуманизма. В связи с этим возрастает актуальность исследований, связанных с изучением гуманистических идеалов прошлых эпох. Исследовательский интерес сопряжен с эпохой Возрождения. Объектом исследования является мировоззрение Пико делла Мирандолы, его учение о достоинстве человека. В ходе исследования автор показывает, что идеология гуманизма является фундаментальной парадигмой, определяющей ценности, идеалы, содержание культуры Европы XIV—XVI вв. Гуманистические идеалы разделяли самые разнообразные социальные слои населения, включая ученых, философов. Пико делла Ми-рандола относится к числу тех, в творчестве которого эти идеалы нашли отклик и были развиты. В историю философской мысли он вошел как создатель учения о достоинстве человека. Написанная им «Речь о достоинстве человека» стала своеобразным манифестом гуманизма, апофеозом антропологического мышления. Следуя мировоззренческим установкам своей эпохи, он наделил человека свободой воли, провозгласил веру в разум и творческие способности человека, сделал его центром мироздания. В статье показано, как гуманистические императивы эпохи определяли стиль мышления мыслителя, превращая его в идеолога гуманизма.

Ключевые слова: Пико дела Мирандола, эпоха Возрождения, античная культура, гуманизм, антропоцентризм, свобода воли, учение о достоинстве человека, натуральная магия, стиль мышления

Для цитирования: Гуторович О. В. Гуманизм как основа мировоззрения Пико делла Мирандолы // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 2 (460). Философские науки. Вып. 63. С. 104—113. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10214.

Original article

HUMANISM AS THE BASIS OF PICO DELLA MIRANDOLA'S WORLDVIEW Olga V. Gutorovich

Mozhaisky Military Aerospace Academy, St. Petersburg, Russia, vka@mail.ru

Annotation. The progress of the modern world cannot be associated solely with the growth of the material well-being of society. The imperative of the XXI century should be a person's commitment to the ideology of humanism. In this regard, the relevance of research related to the study of humanistic ideals of past eras is increasing. The research interest is associated with the Renaissance. The object of the study is the worldview of Pico della Mirandola, his doctrine of human dignity.

In the course of the research, the author shows that the ideology of humanism is a fundamental paradigm that determines the values, ideals, and content of the culture of Europe of the XIV—XVI centuries. Humanistic ideals were shared by a wide variety of social strata of the population, including scientists, philosophers. Pico della Mirandola is one of those in whose work these ideals found a response and were developed. He entered the history of philosophical thought as the creator of the doctrine of human dignity. His "Speech on the Dignity of Man" has

© Гуторович О. В., 2022

become a kind of manifesto of humanism, the apotheosis of anthropological thinking. Following the ideological attitudes of his era, he endowed man with freedom of will, proclaimed faith in the mind and creative abilities of man, made him the center of the universe. The article shows how the humanistic imperatives of the epoch determined the thinker's style of thinking, turning him into an ideologist of humanism.

Keywords: Pico della Mirandola, Renaissance, ancient culture, humanism, anthropocentrism, free will, the doctrine of human dignity, natural magic, style of thinking

For citation: Gutorovich OV. Humanism as the basis of Pico della Mirandola's Worldview. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(2(460):104-113. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10214.

Введение. Революционные изменения, связанные в последние десятилетия с преобразованиями научно-технической сферы и глобализационными процессами, существенно изменили социальную реальность, актуализировав переход к новым идеологическим парадигмам. Уже ХХ в. обнаружил целый ряд тенденций, демонстрирующих необходимость формирования общества «реального гуманизма». Речь идет о преодолении антагонизма и узко-социальной направленности мышления, о поиске взаимопонимания между носителями взаимоисключающих социальных программ поведения, о конвергенции интересов науки, технической реальности и общества в целях предотвращения катастрофических сценариев развития человеческой цивилизации. Главной ценностью современного мира должно стать понимание, что прогресс не может быть связан исключительно с ростом благосостояния общества, он предполагает освоение индивидом всего богатства человеческой сущности, развитие в каждом человеке активного, творческого начала, приверженность гуманистическим идеалам, а также гуманизацию его деятельности. Императивом ХХ! в. должно стать очеловечивание мира и человека. Данные мировоззренческо-идеологические принципы базируются на концепциях и парадигмах прошлых эпох, чем объясняется их актуальность и необходимость детального рассмотрения. Исследовательский интерес сопряжен с эпохой Возрождения.

В данной статье речь пойдет о классическом ренессансном гуманизме, о целостной системе взглядов и широком течении общественной мысли, определяющим особенности мировоззрения всей эпохи. Будучи фундаментальной ценностной установкой эпохи, гуманизм способствовал формированию представлений и идеалов мыслителей Возрождения, совершая переворот в сознании человека. Вниманию читателей предлагается анализ творческого наследия Джованни Пико делла Мирандолы, его учения о достоинстве человека. Объектом исследования является мировоззрение блистательного мыслителя. В качестве гипотезы автор выдвигает предположение, что привержен-

ность Джованни Пико гуманистическим идеалам детерминирована стилем мышления эпохи, оказывающим имплицитное влияние на формирование идеалов и убеждений человека. Авторский замысел сопряжен с необходимостью показать, как гуманистические императивы эпохи определяли стиль мышления Пико, превращая его самого в идеолога гуманизма. В этом заключается и новизна представленного исследования.

Материалы и методы. Для реализации авторского проекта задействована методология анали-тико-критического обобщения. Данная методология предполагает использование общенаучных методов, среди которых особое внимание следует уделить гипотетико-дедуктивному и общелогическим методам. Их реализация позволяет детально рассмотреть учение Пико делла Мирандолы о достоинстве человеке, сфокусировавшись на характеристике и особенностях каждого положения, ознакомиться с фактическим материалом и дать ему теоретическое объяснение, оценить предпосылки формирования убеждений мыслителя. Важную роль в ходе исследования выполняет критический метод, ориентирующий автора на объективную оценку изучаемого объекта.

В ходе исследования автор уделяет работам Л. М. Баткина, получившего докторскую степень по совокупности работ на тему «Итальянское возрождение как исторический тип культуры», Л. М. Брагиной, удостоенной философской премии Г. В. Плеханова за цикл работ по итальянского гуманизму, и А. Х. Горфункеля, специалиста по истории и философии итальянского Возрождения (XIII—XVII вв.). Труды Л. М. Баткина раскрывают итальянское Возрождение как особый тип культуры, работы Л. М. Брагиной позволяют увидеть гуманистическую мысль в историко-культурном и социальном контексте, исследование А. Х. Горфункеля дает возможность проанализировать особенности философской позиции Пико делла Мирандолы.

Результаты. С началом XIV в. в Европе начинают формироваться новые культурные идеалы и ценностные установки, существенно отличающиеся от классических предпочтений Средневековья.

Европа открыла дорогу в новую эпоху. Значительно позже французским историком и публицистом Ж. Мишле (1842 г.) этот период был назван эпохой Возрождения, или Ренессансом (от фран. renaissance — возрождение). На протяжении трех столетий (с XIV по XVI вв.) складывался новый стиль мышления эпохи, основу которого составляли идеи гуманизма. Гуманистические идеалы нашли отклик среди самых разнообразных социальных слоев населения. Представители папской канцелярии, ученые мыслители, выходцы из купеческих кругов, художники и скульпторы, философы и политики отстаивали веру в высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, проявляли независимость к авторитетным мнениям, критически мыслили, демонстрируя свободу в своих суждениях. Гуманизм оставил след повсюду — в народной поэзии, в философских трактатах, в художественном творчестве, в религиозных сферах. Новая система ценностей умело находила единомышленников даже при дворах тиранов. Представление о безграничных возможностях человека рождало оптимизм и надежду на преобразование общества, а также способствовало формированию активного человека.

Гуманизм, заимствованный у Марка Туллия Цицерона, возродился в Италии не случайно. Свободные, экономически благополучные и процветающие итальянские города-государства демонстрировали политическую независимость. Отсутствие жестких рамок между сословиями обеспечивало достаточно комфортную политическую атмосферу, где с пиететом относились к закону, свободам и правам граждан, ценили доблесть и предприимчивость. Существенное значение в формировании нового типа культуры сыграла и итальянская система образования. Церковные и монастырские школы, многочисленные университеты, содержащиеся частными лицами или за счет средств коммун, стремились не просто обеспечить высокий уровень образования для широких слоев населения, но и пересмотреть свое отношение к содержанию образования, результатом чего явилось расширение рамок гуманитарного образования. Данная система образования демонстрировала бережное отношение к культурному наследию прошлого, ей было присуще уважение и понимание духовного творчества других людей. Тесная связь с традициями древнеримской империи создавала исключительные условия для возрождения античных идеалов.

В трактате «О судьбе» Цицерон отстаивал идею человеческой свободы и активности, доказывая, что «не все, что происходит, происходит от судьбы» [17], вызывается внешними причинами, кое-

что находится во власти человека. Эпоха Возрождения не просто заимствовала и усилила данную мысль, она начала процесс освобождения личности. Человек освобождался от общественных ограничений, извлекался из средневековой анонимности, наделялся социальными, гражданскими, моральными правами и обязанностями. Этот процесс, растянутый во времени, первоначально ознаменовался инициированием программы построения новой культуры, фундаментом которой должны были стать гуманитарные дисциплины (studia humanitatis). Следующий этап, пришедшийся на период кватроченто (XV в.), предполагал претворение данной программы в жизнь. Ее реализация стала возможна благодаря возникновению в Италии многочисленных центров гуманистической культуры, возникших во Флоренции, Венеции, Риме, Неаполе, Ферраре и других городах. Основу гуманистического движения составила новая интеллигенция, заботой которой стала сфера образования, наука, дипломатия, книжное дело. Встречая непонимание, критику со стороны ученых-теологов, схоластов, гуманисты искали новые формы самоорганизации. Возникновение гуманистических кружков и сообществ, провозглашавших свободу в интерпретации имеющихся знаний о мире, свидетельствовало о том, что выход был найден. В результате их деятельности гуманизм постепенно превращался в идейную основу культуры Возрождения.

Данный период в истории Италии был «богат блистательными личностями» [8, с. 392]. Ф. Петрарка, К. Салютати, М. Фичино, Л. Бруни, Дж. Манетти способствовали мировоззренческому перевороту, методично разрушая духовные оковы средневековой эпохи. «Там можно видеть просто ослепительные карьеры» [8, с. 392]. Романтической биографией, необыкновенной одаренностью и ученостью поражает Джованни Пико делла Мирандола.

Юный граф Мирандолы и Конкордии появился на свет в 1463 г. Его семья имела тесные родственные связи с влиятельными домами Италии, а мать Пико была сестрой графа ди Скандиано, знаменитого поэта Маттео Боярдо, прославившегося созданием поэмы «Влюбленный Роланд» [10, с. 68]. Семья Джованни по материнской линии имела блестящие успехи в области искусства и образования. Дядя матери Тито Веспасиано Строцци был известным меценатом и поэтом-гуманистом [9, с. 56]. В связи с ранней кончиной отца, графа Джанфранческо, воспитание и образование сына легло на плечи его матери, которая видела в сыне служителя церкви. В четырнадцать лет Джованни отправился в Болонью, где ему

предстояло заняться штудированием канонического права. Однако судьба вскоре привела его в Феррару (1479 г.) на артистический факультет, где он приступил к изучению дисциплин, входивших в studia humanitatis. Данная система образования предполагала не просто воскрешение греческой образованности, а освоение всего наследия античной культуры. Изучение грамматики, риторики, истории, этики и поэтики должны были способствовать формированию свободной и духовно раскрепощенной личности. Следующей ступенью просвещения Пико стал Падуанский университет. Здесь он познакомился с последователями Авер-роэса Николетто Верниа и Элиа дель Медиго [5, с. 92], под руководством которых осваивал древнюю словесность и философию, а также знакомился с сочинениями еврейских и арабских мыслителей. Влияние философов-аверроистов не прошло бесследно для Пико, он увлекся аристоте-лизмом, проявил необычайный интерес к новым и древним языкам, склонность к которым позволила ему постичь язык Гомера и овладеть латынью. Дальнейшее постижение права, древней словесности, философии, богословия Пико продолжил сначала в Павийском (1483 г.), затем в Парижском (1485—1486) университетах. Стремление освоить халдейский, а также изучить еврейский и арабский языки привели Пико в Перуджу. Знание этих древних языков открывало перед ним путь к чтению Ветхого Завета и Корана в оригинале. Полученные знания, а также тесные дружеские отношения с гуманистами Платоновской академии М. Фичино, А. Полициано, Л. Медичи определили мировоззренческие идеалы Пико. При этом в нем наблюдалась склонность к мистической экзальтации, преклонение перед Каббалой, интерес к герметизму и «натуральной магии», ревностное изучение мыслителей средневековья, стремление приблизиться к христианскому идеалу. Все это не укладывалось в рамки средневековых представлений. Пико, как пишет Л. М. Баткин, «вводил христианскую позицию в сложную амальгаму и сознательно смешивал с позициями, совершенно чуждыми ей по происхождению и окраске, ярко демонстрируя чисто ренессансный способ обращения с духовным материалом» [2, с. 19].

Его творческий путь, длившийся всего восемь лет, характеризуется драматизмом, нереализованными до конца замыслами, разнообразием испытанных им духовных влияний и двумя идеями, которые он пронес через все свои произведения. В духе Ренессанса он отстаивал идею достоинства человека и идею примирения философов, будучи убежденным в существовании единой истины. Рассуждая о сущности мира, Пико отталкивался

от положения об универсальности и единстве логоса. Затрагивая проблему познания мира, считал, что для понимания логоса необходимо использовать знания, содержащиеся как в каббалистической символике, так и в математическом учении Пифагора, в средневековой мистике и натуральной магии.

В историю философской мысли Пико делла Мирандола вошел как создатель учения о достоинстве человека. Из-под его пера вышли знаменитые «Речь о достоинстве человека», а также «900 тезисов по философии, кабалистике и теологии». Данные произведения задумывались в связи с диспутом, который Пико планировал провести публично в Риме. Дальнейшие события хорошо известны. Диспут не состоялся, комиссия, рассматривавшая по инициативе папы тезисы, признала их еретическими. Написанная «Апология» в защиту тезисов усугубила ситуацию, автору грозил суд инквизиции. Вмешательство Лоренцо Медичи уберегло Пико от возможных последствий.

В истории итальянского гуманизма Пико оставил яркий след. Догматизму схоластического мышления он противопоставил творческую активность человека, предпочитая преклоняться не перед авторитетными мнениями, а перед доводами разума. Смелая попытка организации публичного диспута привела к серьезному конфликту молодого философа с папской курией, одновременно продемонстрировав миру твердость его убеждений и серьезность намерений при создании синкретической философской системы. Данная система должна была показать значение самых разных философских школ, выявить лучшие идеи языческих, христианских, арабских и иудейских авторов, а также помочь выразить свою собственную позицию. Поиск «единой истины», «мечта о единении» мыслителей разных философских школ, идея «примирения воззрений Платона с Аристотелем», обнаруживают смелость и даже дерзость Пико в постановке сложнейших фило-софско-теоретическим проблем [18, с. 244].

Основной темой творчества гуманистов эпохи Возрождения является тема достоинства человека, признания его ценности, преклонение перед его творческими способностями. Следуя мировоззренческим установкам своей эпохи, Пико предложил философское обоснование достоинства человеческой природы. Его «Речь о достоинстве человека» превратилась в программный документ гуманистического движения конца XV — начала XVI вв. Он создал «подлинный гимн величию человека» [4, с. 23].

Мыслители эпохи Возрождения находились под влиянием античной культуры, не случайно

Джованни Пико обратил внимание на античные представления о человеке. С точки зрения античных мыслителей, человек — подобие космоса, он обладает разумом и способностью к постижению закономерностей природы и гармонии космоса [6]. Соединяя идею человека-микрокосмоса, признанного средоточием Вселенной, с учением христианской церкви о сотворении человека по образу и подобию Бога, Пико делла Мирандола пришел к выводу, что человек отличается от всех существ. Он наделен способностью творить, созидать. Даже собственная природа — это результат деятельности самого человека. Данная способность есть исключительная привилегия человека, вследствие чего он занимает особое место в системе мироздания. Ему одному предстоит оценить величие созданного Богом мира и возвыситься над другими существами. Ничего удивительнее человека нет. Это живое существо достойно восхищения.

Согласно Джованни Пико, Всевышний в процессе творения создал иерархическую структуру мира. Бог-творец породил высшую, среднюю и низшую сферы, отличающиеся внутренним содержанием. Высшую сферу составил наднебес-ный мир, украшенный разумом и пребыванием ангелов. Средняя сфера, или небесный мир, был заполнен небесными телами, которые Создатель оживил вечными душами, низшая сфера заселена животными и растениями. В иерархической онтологии Пико дела Мирандолы каждой сфере присущи свои характеристики: разумность, наличие живых вечных душ и несовершенство. Желание мастера увидеть во Вселенной того, кто смог бы оценить ее великолепие, размах и красоту, привело к созданию человека.

Задумав человека, Бог сотворил его причастным всем мирам и одновременно не принадлежавшим ни одному из них и поставил его в центр мира. Бог наделил творение неопределенного образа свободой, предполагавшей поиск себя и своего места в мире. Согласно собственной воле человеку предстояло определиться с образом жизни, обязанностями, найти себя и свое предназначение в мире. «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные» [15, с. 249].

В «Речи о достоинстве человека» Пико раскрыл свое понимание свободы человека, реализация которой, по мнению философа, возможна в трех отношениях. Свобода обнаруживается в

ходе поиска человеком своего места в мире, в ходе формирования собственной индивидуальности и становления самого себя, а также в момент, когда человек оказывается перед моральным выбором [16, с. 142]. Изначально в человека вложены растительные, чувственные, рациональные и интеллектуальные семена, вследствие чего облик человека предполагал изменчивость, характер — непостоянство. В зависимости от возделывания конкретных семян человек приобретал возможность развить в себе растительную или животную сущность, стать небесным существом или ангелом и сыном Бога.

Перед человеком были открыты двери: прийти к естественному счастью или высшему блаженству зависело только от его собственного выбора. Приветствуя свободный выбор, данный Богом, человек не должен довольствоваться заурядным. Его идеал — устремленность к высочайшей божественности, совершенному миру. Человек способен, развиваясь и погружаясь в недра своего ума, дойти до состояния чистого созерцателя, явив, тем самым, признаки возвышенности. Ему предстояло отказаться от обыденного, наполнить свою душу святым стремлением, принять на себя заботу о других людях, постичь творца и воспылать к нему любовью. На этом пути ему необходимо было преодолеть тьму и невежество с помощью разума, очистить свою душу, избавиться от пороков и страстей.

В данной метафизической концепции свободы Пико выступил против христианского миропонимания, отрицающего свободу воли человека. Человек, «отпущенный на свободу» (Н. Бердяев), способен сам ковать свою собственную судьбу. Таким образом, граф Мирандола, по сути, обосновывал социальное право человека на активность, инициативу, на определение своего места в обществе.

Гуманизм Пико базировался на принципе антропоцентризма. Не вызывает сомнения, что антропоцентризм можно рассматривать в качестве ключевой константы мировоззрения философа, задававшей матрицу размышлений о человек и окружающем его мире. Заимствованный у античной эпохи, данный принцип претерпел существенное изменение в трудах философов Возрождения. Эпоха создала культ человека, наделив его свободой воли, дав ему возможность самостоятельно определять свою судьбу, объявив центром мироздания. Эту позицию разделял и Пико. В его представлениях человек — творец. Ни античная, ни средневековая эпоха не наделяла человека такой властью. В античных представлениях человеку предстояло стать центром миро-

здания, его свобода считалась относительной, а сущность определялась природой и находилась в зависимости от неё. Средневековье связывало человека с Богом, без которого человек не мыслился. Автономия человека исключалась, без опоры в трансцендентном он не имел никакой ценности. В картине мироздания Джованни Пико человек представал в качестве свободной, могучей, прекрасной личности, способной в силу пытливости и проницательности своего ума понять и истолковать окружающий мир, а также сформировать самого себя.

Продолжая гуманистическую традицию прославления человека, граф Мирандола в основу учения о достоинстве человека положил тезис о свободе воле. Возможность действовать в соответствии с собственным выбором и решением является отличительной чертой человека среди прочих творений Бога. Предлагается новое понимание природы человека, являющейся итогом «постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора» [5, с. 98]. При этом существует и предел человеческой свободы. Человек не может преступить законы природы без последствий, результатом подобных действий станет утрата достоинства и господствующего положения над другими созданиями. Затрагивая проблему соотношения человеческой и божественной воли, Пико подошёл рационалистически к ее решению. Божественной воле суждено определять, а не подавлять, сохранять зависимость человеческой воли, но в рамках естественной необходимости. Такое решение вопроса противоречило христианской догматике. Человек мог существовать вне Бога и его милостей, он наделялся силой, позволяющей властвовать над самим собой. Идее греховности человека была противопоставлена возможность «возвыситься до существа небесного, если он того пожелает» [2, с. 14].

С точки зрения философа, человек мог стать счастливым. Достижение высшего блага находится в прямой зависимости от самого человека. Наделенный свободной волей, он мог прийти как к естественному, так и к сверхъестественному счастью. На пути к естественному счастью ему предстояло с помощью разума проникнуть в сущность собственного бытия и других творений, научиться контролировать свою природу. Сверхъестественное счастье представляло собой движение человека к высшему блаженству. С позиции христианства добиться подобного без божественной благодати невозможно. Граф Мирандола признавал данное положение. Однако, рассуждая о счастье, подчеркивал, что оба счастья предполагают

активную духовную деятельность человека, их объединяет стремление человека познать истину. Только таким образом можно прийти к пониманию своей сущности и познанию божественного. Начиная восхождение к высшей цели, человеку предстояло очиститься от пороков, обратившись за помощью к этике. Диалектика должна была успокоить разум, раздираемый противоречиями, естественная философия подарить безмятежность терзаемой спорами душе, теология, исполняя роль провожатого, указать дорогу к святейшему миру, «в объятия благословенной материи» [15, с. 253].

В представлениях Пико божественная благодать сохраняла исключительное право только на познание истин высшего порядка, деятельность разума рассматривалась как предназначение человека. Уникальное положение теологии в иерархии наук и системе познания определялось приверженностью графа Мирандолы положениям христианского учения, но это не помешало ему признать за философией роль главной творческой силы в познании.

Рассуждая о философии, Пико предложил аргументацию в ее защиту, отвергая положение, что ее изучение следует признать несчастьем для человека. Не презрением следует удостаивать человека, отличающегося в занятиях философией, а почетом и славой. Есть два аргумента, которые с точки зрения мыслителя, объясняют его любовь к этой науке. Философия способна изменить человека. Ее стараниями происходит формирование человеческой души, собственной позиции и независимости человека от суждений других людей. Кроме того, философия помогает человеку проникнуть в замысел Богов. Изучение окружающего мира, его законов устройства и причин вещей, приоткрывает устройство Вселенной, обогащая человека знаниями. Философия приближает человека к постижению истины. Убежденность в том, что философия обогащает и возвеличивает человека, совершенствуя его разум и природные способности, укладывалась в рамки гуманистической парадигмы, определяющей основное содержание воспитания и образования эпохи [13, с. 8]. И если философия способствовала развитию человека, укрепляла его в вере в свои безграничные возможности, дарила надежду на свободу, то вполне оправдано утверждение Джованни Пико, что «без философии нет человека» [3, с. 229]. Утверждение — «философия для избранных» — ошибочно, она должна стать потребностью каждого. Ей следует отдаваться полностью, не за вознаграждение, а из любви. Человека должна переполнять гордость от занятий философией, ибо они дарят ему возможность развиват

разум, творческое мышление, совершенствовать добродетели, постигать окружающий мир. Философия помогает человеку пройти «путь к исполнению своего высокого божественного предназначения, к постижению законов мирового бытия» [7, с. 26]. Нравственное совершенствование человека удел моральной философии. К законам мироздания ведет философия природы, занятия которой предполагают реализацию принципа свободы научного поиска, смелый прорыв к новому знанию через отрицание авторитетов.

Мышлению Пико присущ целый ряд особенностей. Во-первых, в его приверженности антропологическим аспектам богословских, философских, логических построений просматривается общая характеристика ренессансного стиля мышления. Все рассуждения философа связаны с человеком, который согласно пониманию эпохи представляет собой центр Вселенной и цель всех событий происходящих в мире. Во-вторых, прослеживается склонность мыслителя к определению во всяком предмете логично выстроенной структуры и иерархического порядка. Так, применяя иерархический принцип античной диалектики, Джованни Пико не только представлял мироздание в качестве иерархии трех миров, он «намеревался выстроить иерархическую структуру добродетелей, иерархию степеней свободы и необходимости, функций души и ума, и проч.» [14, с. 20]. В-третьих, в его стиле мышления просматривается склонность к мистике и магии, убежденность, что их изучение, позволит нащупать в них живые семена, превратить их во что-то полезное. Данным формам познания придается строгая смысловая основа.

Очевидно, что распространение идеологии гуманизма меняло характер и стиль мышления философов Возрождения. Парадигмы эпохи определяли темы и предмет их рассуждений. Так, уверенность в способностях человека, убежденность в возможности познания им законов природы и, как следствие, его возвеличивание, стимулировали интерес Пико к гносеологической проблематике. Вполне оправданным являются рассуждения философа о способах познания окружающей действительности. В «Речи о достоинстве человека» философ обратился к анализу математического метода и к характеристике «натуральной магии». Благосклонность Джованни Пико к математическому методу объяснялась, прежде всего, уверенностью в правоте античных ученых, отстаивающих идею математической структуры природы и ее законов. Поиск Пифагором числовой гармонии, лежащей в основе бытия, и придание математической науке статуса божественности в рассуждениях Филолая и Платона стали источником соб-

ственных убеждений, что человеку необходимо вспомнить забытый потомками «способ философствования с помощью чисел» [15, с. 262]. Великая тайна бытия могла быть приоткрыта посредством освоения и применения искусства исчисления.

Увлеченность герметизмом, а также внимание к сочинениям Зороастра и «халдейских ораторов» привели графа Мирандолу к выводу, что решая проблему познания, человек вправе обратиться к «натуральной магии». Стремясь пояснить свой вывод, Пико сделал сравнительную характеристику «натуральной» и «суеверной магии». Следует различать практическую часть «науки о природе» и колдовство. Если первая оценивается в качестве «завершающей ступени философии природы» [15, с. 262], то вторая ассоциируется с властью демонов. Не случайно она запрещается на законодательном уровне государством и осуждается церковью. Способность превратить человека в раба, поработив его сознание и отвратив от Бога, не совместима с деятельностью человека, стремящегося к познанию мироздания. Внимания достойна исключительно «натуральная магия». Ее искусство, включающее все богатство древних мистерий, позволяет изучить гармонию Вселенной, проникнуть в тайны природы, испытать восторг от созерцания величия мироздания, укрепляясь, таким образом, в вере и почитании Всевышнего.

Рассуждения о продуктивности математического метода и «натуральной магии» всякий раз возвращали Пико к проблеме предназначения человека. Интерес к науке о числах, уверенность в математической структуре мира, отказ магии в святости свидетельствовали о рационализации способа познания. Изменение сущности познавательной деятельности способствовало изменению образа познающего человека. Пико создавал нового человека, с присущей ему верой в собственные силы, обладающего арсеналом различных методов в постижении действительности. Точнее, он продолжил работу над новым образом человека, заявляя о его достоинстве, значимости, творческом потенциале, превознося и ставя его на вершину иерархической лестницы существ. Данная позиция предопределила отношение Джованни Пико к астрологии. Наделяя человека свободой воли, он отказывал звездам в определении его судьбы. Нет материальных субстанций, нет духовных субстанций, детерминирующих жизненный путь человека. Преклоняясь перед разумом человека и признавая его величие, Пико высказался отрицательно по поводу астрологии. Ее предсказания способны обратить человека в невольника, что не соответствовало созданному Пикой образу человека. Следует отметить, что отношение Джованни

Пико к астрологии менялось в течение жизни. И если изначально мыслитель считал ее «важной частью натуральной магии» [1, с. 17], то в «Геп-тапле» (1489 г.) и «Рассуждениях против прорица-тельной астрологии» (1493 г.) происходит полное отторжение астрологического учения.

Обсуждение. В статье затронута проблема формирования мировоззрения человека. Этот процесс не мыслим вне общества, поэтому можно говорить о культурно-исторической нагруженности всей системы взглядов человека. В ходе исследования автору хотелось подчеркнуть, что среди самых разных обстоятельств, причин и событий, детерминирующих данный процесс, особое внимание следует уделять стилю мышления эпохи, представляющему собой упорядоченную систему образцов, идеалов, принципов, парадигм, а также стратегий теоретического освоения мира. Безусловно, существует зависимость взглядов и убеждений человека от стиля мышления эпохи, к которой он принадлежит и в культуре которой происходит его становление как личности. Влияние имплицитное, скрытое, неосознаваемое, но тем не менее образ мыслей человека демонстрирует преемственность с идеалами эпохи. Пример Пико делла Мирандолы лишь подтверждает данный факт.

Ренессансный стиль мышления восхваляет человека, преклоняется перед его разумом, связывая с ним совершенствование земной жизни. Гуманизм Возрождения — это вера в человека и его обожествление. Анализ творческого наследия Пико приводит к выводу, что эти же идеи характерны и для него. Пико делла Мирандола дал обоснование свободы воли и достоинства человека. Он открыл перед человеком все возможные пути, предоставив ему право выбора. Человек был наделен способностью творить самого себя. Ему отводилось центральное положение в созданном Богом мире. Очевидно, что Пико впитал в себя основные тенденции эпохи, развил их в своем творчестве, став рупором гуманистической идеологии.

Особенности развития современной цивилизации вновь актуализировали тему гуманизма, требуя пересмотра прежних идеологических и нравственных императивов. Поэтому вполне оправданным является интерес автора к идеологии гуманизма.

Заключение. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что Пико делла Мирандола относится к числу величайших мыслителей своего времени. Его по праву можно считать «титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» [12, с. 346]. Привлекает внимание многогранность его натуры, а также творческая жизнь, полная переживаний, разочарований и надежд. Убежденность в том, что человек через активность собственной мысли, воли и разума должен прийти к утверждению блага и добра на земле сделали его приверженцем гуманизма. Более того, присущее гуманизму стремление к утверждению достоинства человека обретает в произведениях Джованни Пико логическую завершенность. В его сочинениях утверждалась идея величия человеческого разума и свободы на постановку и толкование любой проблемы. Темы, затронутые в творчестве Пико, перекликались с идеями Ф. Петрарки, К. Салютати, М. Фичино, Л. Бруни и многих других философов, воспевавших любовь человека к земному миру и ценность человеческого бытия. В трудах философов эпохи Возрождения рождалась новая система мышления со свойственным ей отрицанием схоластики, светскими мотивами и рационалистической направленностью.

Пико делла Мирандола — мыслитель своей эпохи, которая на смену пассивному человеку, ничтожному по отношению к Богу, выдвинула идеал раскрепощенной, творческой личности. Средневековые представления были переосмыслены и обновлены, а античная культура составила основу идеологии гуманизма [11, с. 22] . С течением времени гуманизм эволюционировал, превратившись в новое мировоззрение, не сводимое к подражанию античным образцам.

Список источников

1. Акопян О. Л. Критика астрологии и магии в трудах Джованни Пико делла Мирандола (1486— 1493 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2013. № 3. С. 3—19.

2. Баткин Л. М. «...чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»: о Пико делла Мирандола // Пространство и Время. 2014. № 4 (14). С. 13—20.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV вв. М. : Высшая школа, 1997. 255 с.

4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения: избранные работы: перевод с ит.; вступ. ст. и ред. Л. М. Брагиной; коммент. О. Ф. Кудрявцева и др. М. : Прогресс, 1986. 392 с.

5. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М. : Высшая школа, 1980. 368 с.

6. Гудошникова О. Ю. Древневосточная предфилософия и античная философия о человеке-микрокосме // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, философия, право. 2013. № 7 (44). С. 73—81.

7. Гуманистическая мысль итальянского Возрождения: сост., авт. вступ. ст., отв. ред. Л. М. Брагина. М. : Наука, 2004. 358 с.

8. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения : пер. с франц. И. Эльфонд. Екатеринбург : У-Фактория, 2006. 720 с.

9. История всемирной литературы : в 9 т. М. : Наука, 1985. Т. 3. 816 с.

10. Коллинсон-Морлей Л. История династии Сфорца / пер. с англ. О. А. Чулкова. СПб. : Евразия, 2005. 347 с.

11. Корелин М. С. Очерки Итальянского возрождения. Москва: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. 360 с.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 30 т. Т. 20. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1954. 827 с.

13. Пашковская И. Н. Философские основания гуманистической педагогики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. №4 (22). С. 6—14.

14. Пико делла Мирандола Дж. Девятьсот тезисов. Тезисы 1-400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян / пер. с лат. Н. Н. Соколовой и Н. В. Миронова. СПб. : Изд-во РХГА, 2010. 259 с.

15. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: антология : в 2 т. Т. 1 / сост. и авт. предисл. В. П. Шестаков. М. : Искусство, 1981. С. 248—265.

16. Попов В. В. Социально-мировоззренческое содержание онтолого-антропологического аспекта концепции свободы человека в философии Джованни Пико // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2012. Т. 10. Вып. 4. С. 142—146.

17. Цицерон М. Т. Философские трактаты / пер с лат. и комментарии М. И. Рижского. М. : Наука, 1985. 382 с. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422970723 (дата обращения: 25.09.2021).

18. Эстетика Ренессанса: антология: в 2 т.; сост. и авт. предисл. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. Т. 1. 495 с.

References

1. Akopyan OL. Criticism of astrology and magic in the works of Giovanni Pico della Mirandola (1486— 1493). VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya. 2013;3:3-19. (In Russ.).

2. Batkin LM. "... so that you yourself, a free and glorious master, form yourself in the image that you prefer": about Pico della Mirandola. Prostranstvo i Vremya. 2014;4(14):13-20. (In Russ.).

3. Bragina LM. Italian humanism. Ethical teachings of the XIV—XV centuries. Moscow: Higher School; 1997. (In Russ.).

4. Garen E. Problems of the Italian Renaissance: selected works: translation from Italian. Moscow: Progress; 1986. (In Russ.).

5. Gorfunkel' AH. Philosophy of the Renaissance. Moscow: Higher School; 1980. (In Russ.).

6. Gudoshnikova OYu. Ancient Eastern pre-philosophy and ancient philosophy about man-microcosm. Vestnik Permskogo nacional'nogo. issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Kul 'tura, filosofiya, pravo. 2013;7(44):73-81. (In Russ.).

7. Humanistic thought of the Italian Renaissance. Bragina. Moscow: Nauka; 2004. (In Russ.).

8. Delyumo Zh. Civilization of the Renaissance. Yekaterinburg: U-Factoriy; 2006. (In Russ.).

9. History of world literature: in 9 vols. Vol. 3. Moscow: Nauka; 1985. (In Russ.).

10. Kollinson-Morlej L. The history of the Sforza dynasty. St. Petersburg: Eurasia; 2005. (In Russ.).

11. Korelin M.S. Essays of the Italian Renaissance. Moscow; 1896. (In Russ.).

12. Marks K., Engel's F. Essays: in 30 vols. Vol. 20. Moscow: Gospolitizdat; 1954. (In Russ.).

13. Pashkovskaya IN. Philosophical foundations of humanistic pedagogy. Teoriya ipraktika servisa: ekono-mika, social'naya sfera, tekhnologii. 2014;4(22):6-14. (In Russ.).

14. Piko della Mirandola Dzh. Nine hundred theses. Theses 1-400: Four Hundred judgments on the teachings of the Chaldeans, Arabs, Jews, Greeks, Egyptians and on the opinions of Latins. St. Petersburg: Publishing House of the Russian Academy of Sciences; 2010. (In Russ.).

15. Piko della Mirandola Dzh. Speech on the dignity of man. In: Aesthetics of the Renaissance: anthology: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo; 1981. Pp. 248-265. (In Russ.).

16. Popov VV. Socio-ideological content of the ontological and anthropological aspect of the concept of human freedom in the philosophy of Giovanni Pico. VestnikNGU. Seriya: Filosofiya. 2012;10(4):142-146. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Cicero MT. Philosophical treatises. Moscow: Nauka; 1985. Available from: http://ancientrome.ru/ antlitr/t.htm?a=1422970723 (accessed 25 September 2021).

18. Aesthetics of the Renaissance: anthology: in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Art; 1981. (In Russ.).

Информация об авторе

О. В. Гуторович — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии.

Information about the author

O. V. Gutorovich — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Philosophy.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одо- The article was submitted 10.11.2021; approved брена после рецензирования 04.02.2022; принята after reviewing 04.02.2022; accepted for publication к публикации 28.02.2022. 28.02.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интере- The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.