В концепции А. Баама гармоничной личность может являться личность, знающая не только ценности, традиции, культуру своей страны, но в приобщённая к культурному наследию других стран и народов, способная вступать в диалог [1, с. 235]. Следовательно, знание языка и канонов символического интерактивного общения, основ между культурной коммуникации, этикета и нравов других народов способствует тому, что личность будет в большей степени включена в различные сообщества, «вписана в современный мир», будет получать большее количество полезной информации и будет иметь больше возможностей самореализации и формирования отношений глобального уровня.
Список литературы:
1. Bahm A. Why be moral? - New Mexico, Albuquerque. World book. -1992. - 435 p.
2. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Соция. - 2010. - № 4.
3. Ильин М.В., Милешкина Е.Ю., Мельвиль А. Ю. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации // Полис. -2010. - № 3.
4. Килис Ю.А. Становление гаромнии бытия человека и общества// Автореферат на соиск. учён. степ. док. философ-х наук. - Омск, 2006. - 45 с.
5. Скородумова О.Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития // Вестник Российского Философского Общества. - 2008. - № 2. - 240 с.
6. Фесенкова Л.В. Теория эволюции и этнические ориентиры культуры // Вестник Российского Философского Общества, 2008. - № 2. - 240 с.
ГУМАНИЗМ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Цикалюк М.В.*
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита
В статье рассматривается актуальность исследования гуманизма, понятие «гуманизм», основные гуманистические принципы социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.
* Ассистент кафедры Социологии и социальной работы.
В современных условиях развития общества интерес к проблеме гуманизма возрастает с осознанием значимости таких общечеловеческих ценностей как жизнь, свобода, совесть, справедливость, нормы нравственности, ответственность и другие. Это обусловлено увеличением негативных тенденций в социальной сфере, среди которых: рост агрессии, социальной несправедливости, ущемление прав человека, снижение уровня культуры, социальное расслоение общества.
Впервые проблема гуманизма была поставлена в античной философской мысли и нашла отражение в работах Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона и др. В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпоху Средневековья (А. Блаженный, С. Эриугена, Ф. Аквинский) Возрождения (Л. Валла, М. Монтень, Л.Б. Альберти), Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций и др.), а также в XIX-XX вв.
Следует отметить, что в настоящее время среди многообразия трактовок понятия «гуманизм», не существует единого и общепризнанного определения. Гуманизм понимается как ценностная доминанта философии антропоцентризма, выражающаяся в возвышении личности человека, признании безусловной приоритетности его прав на развитие и проявление своих способностей, счастье и свободу. Другое определение трактует «гуманизм» как антропоцентристское мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни. Согласно определению И.М. Борзенко, В.А. Кувакина, A.A. Ку-дишиной гуманизм - это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развившаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа [1].
На сегодняшний день анализ научной литературы позволяет говорить о том, что «гуманизм», при всем многообразии трактовок этого понятия, рассматривается в основном как комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире [1].
В настоящее время, несмотря на происходящий во всем мире всеобщий процесс гуманизации идет процесс социального расслоения общества, интенсивности процессов маргинализации целых социальных групп, нравственную, психологическую и культурную атмосферу не возможно однозначно назвать гуманной.
В большей части все вышесказанное влияет на представителей групп социального риска, среди которых особое место занимают лица с ограниченными возможностями. Данная категория в силу ущербности здоровья не может вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных, психологических и физических барьеров которые препят-
ствуют их полноценному участию в жизни общества. В результате миллионы людей вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к сегрегации и унижению их достоинства.
В связи с этим одной из приоритетных задач социальной политики является обеспечение лицам, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности равных прав и свобод, создание благоприятных условий позволяющих вести полноценный образ жизни, активно участвовать в различных сферах социальной, политической и экономической жизни общества.
Одной из сфер способствующих решению проблем инвалидности является социальная работа, которая определяется как специфический вид профессиональной деятельности направленный на оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи конкретному человеку, семье или группе лиц [2].
Особо значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально уязвимых» членов общества, среди которых лица имеющие проблемы в физическом и/ или психическом развитии.
Социальная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности, направлена на оказание помощи в реализации социальных прав данной категории, в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков которые препятствуют полноценному социальному функционированию.
Социальная работа направлена на реализацию таких важных функций
как:
- оказание различных видов социальной помощи (финансовая и натуральная помощь, предоставление надомных услуг, организация досуга и др.);
- консультирование по правовым вопросам, психологическое, профессиональное (подготовка к выбору профессии), педагогическое, а также консультации врачей;
- реабилитация (социальная, медицинская, психологическая, профессиональная) .
Основной задачей социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, является объединение усилий государственных органов, общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории и их самореализации.
Основными гуманистическими принципами, на которых строится социальная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности являются:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг (независимо от пола, национальности, религии и т.д.) и их доступности;
- преемственность всех видов социального обслуживания;
- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями в сфере социального обслуживания [3].
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что социальная работа является сферой деятельности, основанной и построенной непосредственно на гуманистических принципах. Это признание человека имеющего проблемы в физическом и/ или психическом развитии полноценным членом общества, признании его неотъемлемых прав на достойную, полноценную и счастливую жизнь, оказание ему помощи в преодолении трудностей (материальных, психологических, и др.), приспособление к среде обитания (оснащение техническими средствами компенсации утраченных функций, устройство жилого помещения к потребностям и др.).
Таким образом, гуманизм как один из принципов социальной работы выражается в понимании человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности как целостной личности, которая обеспечивается верой в человека как высшую ценность, высшее существо, способное принимать решения и формировать свои жизненные стратегии.
Список литературы:
1. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Человечность человека: Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. А.Г. Круглова и В.А. Кувакина. - М.: Рос. Гуманист. О-во, 2005.
2. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холосто-вой. - М.: Юрист, 2001.
3. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. A.C. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2002.