Научная статья на тему 'Гуманизм и контент-анализ философского творчества Б. Аманалиева'

Гуманизм и контент-анализ философского творчества Б. Аманалиева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / MAN / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРУД / WORK / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / HUMANITY / МИФОТВОРЧЕСТВО / MYTH-MAKING / РЕЛИГИЯ / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жумагулов Токтоке

В данной статье рассматривается философские взгляды ученого. Он впервые проанализировал особенности мировоззрения кыргызов с древнейших времен до начала ХVIIIв. Понятие мировоззрение не отделимо от понятия человек. В центре внимания Б. Аманалиева, находится человек его мир чувств интеллекта и цель жизни. Судья, по наскальным рисункам и письменным енисейским памятникам, проявление раннего гуманизма родового общества состояло в том, что оно был направлено на сдерживание естественных инстинктов древнего человека, забота над, слабыми и детьми, создание элементарных условий для выживания и развития общины. Истоки гуманистической мысли в мировоззрении древних кыргызов проявились в первую очередь в их мифах и эмпирических знаниях. Человек представляет высшую ценность гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм и контент-анализ философского творчества Б. Аманалиева»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ГУМАНИЗМ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Б. АМАНАЛИЕВА Жумагулов Т. Email: Zhumagulov17128@scientifictext.ru

Жумагулов Токтоке - кандидат философских наук, старший научный сотрудник, отделение история философии, Институт философии и политико-правовых исследований

Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается философские взгляды ученого. Он впервые проанализировал особенности мировоззрения кыргызов с древнейших времен до начала ХКШв. Понятие мировоззрение не отделимо от понятия человек. В центре внимания Б. Аманалиева, находится человек его мир чувств интеллекта и цель жизни. Судья, по наскальным рисункам и письменным енисейским памятникам, проявление раннего гуманизма родового общества состояло в том, что оно был направлено на сдерживание естественных инстинктов древнего человека, забота над, слабыми и детьми, создание элементарных условий для выживания и развития общины. Истоки гуманистической мысли в мировоззрении древних кыргызов проявились в первую очередь в их мифах и эмпирических знаниях. Человек представляет высшую ценность гуманизма. Ключевые слова: человек, культура, труд, человечность, мифотворчество, религия.

HUMANISM AND CONTENT ANALYSIS OF PHILOSOPHICAL CREATIVITY B. AMANALIEVA Zhumagulov T.

Zhumagulov Toktoke - Senior Research Fellow, Candidate of Philosophy,

DEPARTMENT OF HISTORY OF PHILOSOPHY, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL STUDIES OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article examines the philosophical views of the scientist. He first analyzed the features of the worldview of Kyrgyz from the earliest times to the beginning of the 18th century. The concept of a worldview is not separable from the concept of man. In the center of attention B. Amanaliev, there is a person his world offeelings of intelligence and the purpose of life. The judge, according to the rock paintings and written Enisei monuments, the manifestation of the early humanism of the clan society consisted in that it was aimed at restraining the natural instincts of the ancient man, caring for the weak and children, creating elementary conditions for the survival and development of the community. The origins of humanistic thought in the world view of ancient Kyrgyz manifested themselves primarily in their myths and empirical knowledge. Man represents the supreme value of humanism. Keywords: man, culture, work, humanity, myth-making, religion.

УДК 1 (091)(575.2)(043.3)

Особого внимания заслуживает исследование Б. Аманалиева, который впервые проанализировал особенности мировоззрения кыргызов с древнейших времен до начала ХУШ века. Философское знание, каких бы предметов оно ни касались, всегда обращалось к человеку, ибо человек не только уровень жизни на земле, но и носитель духовного начала, новых неведомых природе отношений к себе подобным и природе.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно -исторической деятельности и культуры. Поэтому его изучают как предмет изучения различные области науки: физиология, психология, социология, история и т. д.

Перерабатывая результаты этих наук, философия дает им гуманистическое осмысление. Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. В этом плане исследование Б. Аманалиева, в целом, отличаются теоретической глубиной и четкостью мысли. Опираясь на научные труды, о духовном наследии кыргызов исследователи Ч. Валиханова, С. В. Киселева, Дж. Томсона, А. Н. Бернштама, С. Абрамзона, М. Е. Малова, И. А. Батманова, А. Окладникова и др. в монографии «Из истории философской мысли киргизского народа» дает анализ «некоторых характерных черт общего жизнепонимания кыргызов с V в. по XVII в» [1. с. 5]. Понятие мировоззрение неотделимо от понятия человек, поскольку воззрение на мир имеет только человек.

Обобщая выводы передовой науки, материализм в своем философском учении исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. В самой общей форме сознание определяется как свойство особым образом организованной материи

- деятельности человеческого мозга, связанного со сложным комплексом органов чувств, - и рассматривается со стороны своего содержания как отражение внешнего мира, который и составляет материальную основу сознания. Высшая нервная деятельность, лежащая в основе человеческого сознания, деятельность рефлекторная, имеющая сигнальное значение для организма, т. е. значение ориентировки живых организмов в окружающей среде и приспособления их к условиям внешней среды. Этот сигнальный характер отражения действительности имеет у человека общие основания с нервной деятельностью животных, иначе говоря, является общим на всех этапах развития нервной системы. То, что составляет специфическое для деятельности человеческого мозга, есть результат общественной жизни человека и связано с деятельностью второй сигнальной системы, на основе которой развиваются человеческое мышление и речь.

«Слово» - пишет И.В. Павлов, - составило вторую нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, с другой стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнит это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми» [2. с. 336], т. е. человечность и она возникла наравне возникновением потребности что-то сказать друг другу.

Судя, по наскальным рисункам и письменным енисейским памятникам, проявление раннего гуманизма родового общества состояло в том, что оно был направлено на сдерживание естественных инстинктов древнего человека, забота над слабыми и детьми, создание элементарных условий для выживания и развития общины. Истоки гуманистической мысли в мировоззрении древних кыргызов проявились в первую очередь в их мифах и эмпирических знаниях. «Хотя в символических произведениях древнекыргызского искусства порою отражено религиозное содержание, - пишет ученый,

- все они отличаются своеобразным реалистическим подходом к изображению действительности». Архаические представления о сверхъестественном были, судя по всему, той начальной стадией религиозных представлений и культа, из которых развивались более обобщенные и отвлеченные формы тотемистических верований раннеродового общества. Гуманистическая идея тотемизма, идея группового кровного родства людей с тотемом, как реальным представителем животного или растительного царства, исторически связана уже с родовой организацией. Религиозно-идеологические и мифологические представления кыргызов сложилась не вдруг. Однако, «в исторической литературе указывается, что со II до VI века н. э. нет сведений о киргизах» [3. с. 17]. В V -VI веках тюркские и другие племена уйгуры, кипчаки, тюргешы, ойроты, телеуты еще окончательно не выделялись в самостоятельные этносы. Их объединял образ жизни -кочевое скотоводство.

С. Е. Малов в своей работе «Енисейская письменность тюрков» приводит отрывки из памятников Берге с гуманистическим содержанием « Я убил семь волков. Я не убивал

барсов и ланей» [4. с.337]. Как видно барс в понимании кыргызов, рассматривался как священное животное и на него распрастранилось табу, отголоски которого сохранились в представлениях кыргызов до недавнего времени. Например: «мышыкты елтурбе, елтурсен анын кунун телейсуц» («Не убивай кошку, она священна, за содеянное надо платить на том свете»).

Установление тотемистических верований, как господствующей формы идеологии, повлекло за собой целый ряд чрезвычайно важных последствий. С гуманистических позиций этих верований осмысливалось отношение людей к природе, отношение друг к другу и отношение к своей собственной природе, т. е. представления человека о самом себе. Поклонение природе во многих случаях основывалось на одухотворении ее явлений. При этом «олицетворялись только основные силы природы» - пишет Б. Аманалиев.

Кыргызы, как древний народ, всегда жили в тесной взаимосвязи с окружающей средой и никогда не считали себя хозяевами природы, наоборот, они считали себя рядовыми членами мироздания, живущими в созданной неким творцом природе.

Реальность, мир, в представлении кыргызов предстают как некая целостность, где люди и природа не противопоставляются друг другу. Как пишет М. Жумагулов, «в традиционном миропонимании сформировалось представление о том, что естественный ход процессов в самой природе зависит от баланса грехов и добродетелей в сознании, менталитете и поведении людей. Когда общественные нравы ухудшаются, социальные нормы не соблюдаются, и количество грехов становится преобладающим, тогда возникают аномалии в природе» [5. с. 64].

Тотемизм и фетишизм у кыргызов - это не религия существовавшие на разных этапах первобытнообщинного общества или отдельных племен, а лишь различные стороны единой религиозной системы, которая характерна для определенных ступеней развития первобытного общества.

«Религиозное чувство древних киргизов, - пишет Б. Аманалиев, - развивалось и жило облекаясь скорее в конкретные образы, взятые из жизни природы, нежели в отдельные понятия. Исключение составляет лишь поклонение «Тенгри» («Небу»). Весь мир -явления природы, мир животных, сам человек, по мнению древних кыргызов, является творением бога-Тенгри. Не противоположность, а равенство начал определять тенгрянское мировоззрение. Равенство (тен) и есть средоточие правильности, справедливости, правды, оправданности, своего существования и права на самоопределение. Такова содержательная суть Тенгри, как правоопределяющей давности с самого начала. Одним из основных понятий этики является «кишичилик» («гуманизм») т. е. человек должен руководствоваться в «земной жизни» принципом человечности во всех отношениях: между людьми, с миром и природой, и наконец с самим собой.

Помимо того, к древнейшим культам кыргызов принадлежит культ «Умай-Эне». Она считалась жизненным началом, первой матерью людей, покровительницей детей в которой заключен высшей гуманистической смысл - любовь к Матери, как началу жизни. С понятием Умай-Эне связано представление о том, что все живое должно иметь родителей. По этому, у кыргызов бытует мнение: «Аял уйдун куту» (Женщина-святыня дома). В данном контексте «Умай-Эне» и «кут» однозначны. Вместе с тем, по своему значению они не тождественны. С понятием «кут» древние люди связывали свои надежды на удачу и счастье в доме, особенно, на рождение детей.

Кыргызы в процессе исторического развития стремились осознать и оценить самого себя. Для кыргызского народа, определяющими условиями его бытия, являются национальные мировоззренческие истоки, взаимосвязанные с общечеловеческими архетипами сознания и присущие этносу в период его формирования. На этом фундаменте в единстве с природными условиями формировались основные черты его менталитета.

В произведениях устного народного творчества отражены основные аспекты осознания народом духовной жизни прошлых поколений, отражены ощутимые моменты развития миропонимания народа, важнейшие особенности освоения им непреходящих

духовных ценностей. В них народ образной форме выражал свои философские, нравственно-этические мысли. Кыргызское устное творчество «несло весьма существенные, идеологические функции в процессе социального общения». Изменения и в религиозных взглядов, как вера в духа предков и выделяет этическую сторону. Уважение к старшему характерно у кыргызов с древнейших времен и тесно связано с «патриархально--семейным укладом» жизни. Оно должно стать нормой поведения у современной молодежи.

Религиозное миропонимание, как и мифологическое сознание, явилось предпосылкой формирования и развития гуманистической мысли. Доисламские верования явились важной ступенью духовного прогресса кыргызов, они сыграли большую роль в формировании зачатков теоретического мышления. И религия, и философия являются формами общественного сознания, они отражают общественное бытие и активно воздействуют как на сознание, так и на поведение людей. В условиях гуманизации общества, когда возрождается приоритет таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, социальная справедливость, гуманизм, религия и философия могут способствовать формированию ценностно - нравственных норм, принципов, понятия добра и зла, счастья и др. Однако, необходимо выделить, что они отличаются.

Если философия является наукой о всеобщих закономерностях развития как внешнего мира так и мышления человека о процессе познания действительности, то религия отражает действительность в волшебно-фантастических представлениях и образах.

По мнению ученого зачатки гуманизма заложены и в народных изречениях, сказках, малых героических эпосах и в эпосе «Манас», в них «чувствуется искренний восторг перед мощью человека, преодолевающего своей волей трудности», которые становятся на его пути.

Что касается следующего параграфа, то его можно назвать «Гуманизм акылманов». В истории философской мысли кыргызов известны легендарные акылманы (мыслители) такие как Асан Кайгы, Толубай Сынчы и Санчы-Сынчы. Их творческое наследие дошло до наших дней в виде фрагментов, в форме изречений, «условно относимых к позднему средневековью, как частное выражение в целом народного мировоззрения» [6. с.24].

Асан Кайгы в народной памяти ассоцирующейся как «кочевой философ», был не только талантливым поэтом, но и гуманистом своей эпохи. Его творчество насыщено гуманно-философской мыслью. Рассматривая фрагменты текстов Асана Кайгы, приходим к выводу, что он настойчиво и мучительно искал ответ на вопросы мироздания, жизни, нравственных отношений. По мнению Б. Аманалиева, Асан Кайгы представлял человека хозяином вселенной, украшением всех явлений и предметов. Он рассматривает качественные стороны человека как разумного существа: ему свойственны взаимоуважение между людьми, между человеком и природой, забота о жизни, «жалеть все живое, ценить его, уважать».

Развивая гуманистические тенденции кыргызов «акылман» беспокоится о жизни народа и предостерегает от племенных междоусобиц в которых больше всего страдал простой народ. Сострадание и печаль являются необходимым элементом гуманизма Асана Кайгы, но сострадание не должно быть созерцательным, как это может показаться на первый взгляд, подразумевает и побуждает к активным действиям, т. е. человек должен не просто страдать, а различать зло от добра, мудрость - глупости. Однако, как мыслитель, он не смог показать пути и средства по устранению «зла» и обеспечению всеобщего благополучия. Из-за этого, наверное, народ ему дал нарицательное имя «Печальный», «Страдалец».

Другой мыслитель Толубай Сынчы (аналитик) высказывал многие важные передовые мысли, развивая гуманно-этические взгляды предыдущих поколений. Одна из характерных черт Толубая Сынчи заключается в том, что он большое внимание уделяет вопросам гуманизма. Во всех, дошедших до нас изречениях он касается вопросов формирования гуманизма и в этом «видел залог благосостояния человечества в мире и дружбе между народами».

Взгляды у Санчи-Сынчи в социальном плане гораздо прогрессивнее. Главной чертой его мировоззрения является гуманизм. Он, воочию видя бедственное положение народа, не справедливость и произвол не мог молчать:

Компондогон Кудаян Злобный Кудаян

Кордугунду койбодун Чинящий произвол

Акыры тYбY онбодун В конце концов ты будешь покаран

Сенин ушу тушунда На твоих глазах постигнет людей разлад

И открыто «призывает человека к деятельной борьбе во имя справедливости». Таким образом, Асан Кайгы, Толубай Сынчы, Санчы-Сынчы пытались объективно объяснить различные явления природы и общества, обосновать принципы морали, нравственные установки. Отличительной чертой их философско-этической мысли является стремление к утверждению гуманного в жизни.

Обращение к прошлому гуманиста Б. Аманалиева, к истокам собственной национальной культуры способствует более квалифицированно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценить каждую из них.

Список литературы /References

1. Аманалиев Б. Из истории философской мысли кыргызского народа. Ф., 1963.

2. Павлов И.П. ППС т.Ш. кн.2. М., Л., 1951.

3. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. В 5т. т. 2.

4. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Изд. АН СССР М.-Л., 1953.

5. ЖумагуловМ.Ж. Экологическая ситуация как объект философского анализа. Б.: 2001.

6. Какеев А. Ч. Марксистко-Ленинская мысль в Киргизии. Ф., 1991.

Ы. МУКАСОВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ КЫРГЫЗОВ Жумагулов Т. Email: Zhumagulov17128@scientifictext.ru

Жумагулов Токтоке - кандидат философских наук, старший научный сотрудник, отделение история философии, Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается научно-исследовательская деятельность профессора Ы. Мукасова. Анализируются историко-философские труды ученого, посвященным вопросам гуманизма. По мнению ученого, кыргызские племена из относительно самостоятельных, в экономическом смысле, общин скотоводов и земледельцев, и хотя основное богатство кыргызов составлял скот, но в их хозяйстве значительное место составляло и земледелье. Как свидетельствует изучение истории кыргызов, в ее недрах, отвечая потребностям духовной жизни общества, зарождались истоки гуманистической мысли. Человек является главным мерилом гуманизма. Ключевые слова: философия, мысль, человечность, гуманизм, общество, исследование, анализ.

Y. MUKASOV AS A RESEARCHER OF THE HUMANISTIC THINKING OF THE KYRGYZ Zhumagulov T.

Zhumagulov Toktoke - Senior Research Fellow, Candidate of Philosophy,

DEPARTMENT OF HISTORY OF PHILOSOPHY, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL STUDIES OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK,

REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.