Научная статья на тему 'Основатель историко-философской науки А. Алтмышбаев и его гуманизм'

Основатель историко-философской науки А. Алтмышбаев и его гуманизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
433
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГУМАНИЗМ / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жумагулов Токтоке

В статье анализируются философские взгляды одного из зачинателей профессиональной философии в Кыргызстане и его гуманизм. Ученый, опираясь на труды ученых других отраслей науки, своеобразно классифицирует этапы развития гуманизма. По определениям ученого, корни гуманизма заложены в самой истории общества как истории трудящихся. В процессе жизнедеятельности, еще в седой древности, люди пытались установить и понять реальные связи и отношения внешнего мира, природную и общественную сущность человека. Благодаря этому в духовном освоении мира предков «возникли истоки гуманизма». Они проявились в традициях и обычаях, которые управляют привычками и поведением людей в обществе. Кыргызские народные традиции и обычаи составляют существенные элементы, отличающие социально-психологический склад от других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основатель историко-философской науки А. Алтмышбаев и его гуманизм»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ОСНОВАТЕЛЬ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

А. АЛТМЫШБАЕВ И ЕГО ГУМАНИЗМ Жумагулов Т. Email: Zhumagulov17130@scientifictext.ru

Жумагулов Токтоке - кандидат философских наук, старший научный сотрудник, отделение истории философии, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируются философские взгляды одного из зачинателей профессиональной философии в Кыргызстане и его гуманизм. Ученый, опираясь на труды ученых других отраслей науки, своеобразно классифицирует этапы развития гуманизма. По определениям ученого, корни гуманизма заложены в самой истории общества как истории трудящихся. В процессе жизнедеятельности, еще в седой древности, люди пытались установить и понять реальные связи и отношения внешнего мира, природную и общественную сущность человека. Благодаря этому в духовном освоении мира предков «возникли истоки гуманизма». Они проявились в традициях и обычаях, которые управляют привычками и поведением людей в обществе. Кыргызские народные традиции и обычаи составляют существенные элементы, отличающие социально-психологический склад от других народов. Ключевые слова: сознание, мировоззрение, духовность, ценность, общество, гуманизм.

THE FOUNDER OF HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL SCIENCE A. ALTMYSHBAEV AND HIS HUMANISM Zhumagulov T.

Zhumagulov Toktoke - Candidate of Philosophy, Senior research fellow,

DEPARTMENT OF HISTORY OF PHILOSOPHY, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL STUDIES NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article analyzes the philosophical views of one of the instigators of professional philosophy in Kyrgyzstan and its humanism. The scientist, basing himself on the works of scientists of other branches of science, classifies the stages of the development of humanism in a peculiar way. According to the definitions of the scientist, the roots of humanism are embedded in the history of society as the history of the working people. In the process of life activity, still in antiquity, people tried to establish and understand the real connections and relations of the external world, the natural and social essence of man. Thanks to this, the origins of humanism arose in the spiritual development of the ancestral world. They manifested themselves in the traditions and customs that govern the habits and behaviors of people in society. Kyrgyz folk traditions and customs constitute essential elements that distinguish the socio-psychological storehouse from other peoples. Keywords: consciousness, World outlook, spirituality, value, society, humanism.

УДК 1 (091)(575.2)(043.3)

В системе мировоззрения А. Алтмышбаева центральное место занимают передовые гуманистические идеи. Они ярко отражены в научно-философских трудах таких, как «Некоторые пережитки прошлого в сознании людей в Средней Азии и роль социалистической культуры в борьбе с ними», «О некоторых особенностях формы

перехода народов средней Азии к социализму» (1959). «Новое исследование по средневековой философии Востока» (1966). «Некоторые вопросы воспитания всесторонне развитой личности» (1966), «Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа» (1980) и «Очерк история развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии», В них он поднимал вопросы истории развития общественно-философской мысли в Кыргызстане, в частности, мировоззрение кыргызов в отношении к реальному миру и развитии их общественного сознания. Ученый, опираясь на труды историков, своеобразно попытался классифицировать этапы развития философско-общественной мысли следующим образом: «после разложения первобытнообщинного строя они пережили родоплеменной, который продолжался до конца V в н.э. С VI века установились феодальные отношения, которые господствовали в общественной жизни киргизов до конца XIX века» [2. 9].

Эта мысль наталкивает на то, что глубочайшие корни гуманизма заложены в самой истории общества как истории трудящихся масс, создававших материальные и духовные ценности, т.е. гуманизм сложный культурно-исторический феномен общества, который указывает на ценностное измерение человеческого бытия в системе общественных отношений. В процессе жизнедеятельности, еще в седой древности, люди пытались установить и понять реальные связи и отношения внешнего мира, природную и общественную сущность человека. Благодаря этому в духовном освоении мира предков «возникли истоки гуманизма. Они проявились в традициях и обычаях, которые управляют привычками и поведением людей в обществе. Кыргызские народные традиции и обычаи составляют существенные элементы, отличающие социально-психологический склад от других народов. По этому поводу есть доля правды в высказывании древнекитайского мудреца Конфуция: «природа людей одинакова; разделяют же их обычаи» [7. 20].

Понятие «традиция» берет свое начало от латинского слова tradition, что в переводе означает предание, привычка, передача. В обыденной лексике она означает: «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» [5. 700]. Однако, среди ученых не существует единого мнения о традиции. В советской научной литературе понятие «традиция» ассоциировалась с мифом, фольклором, религией, бытовыми обрядами и вообще архаическими способами культурного исследования [6. 577].

Согласно определению И.Т. Фролова «традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.д.; элементы социокультурного наследия, сохраняющииеся в обществе или в отдельных группах в течение длительного времени» [6. 577].

Примером могут служить приведенные А. Алтмышбаевым гуманистические нормы морали, которые и ныне не потеряли своего значения: «Честь рода, племени и народности остаивалась в древности не только воинами, она защищалась каждым членом клана и семьи» [2. 111]. Поэтому у кыргызов по сей день бытует поговорка: "эрди намыс олтурот" («Честь хуже смерти»). Далее автор особо выделяет роль уважительного отношения младших к старшему поколению и приводит следующие отрывки из эпоса «Манас», считая, что «не только как художественное слово, но и одновременно как "санжыра", т. е. отражение генеалогии кыргызского рода или родов» [2. 88]. Несмотря на свое высокое общественное положние Манас - вождь народа, обращается к Кошою со словом "абаке" только потому, что Кошой по возрасту старше Манаса, т.е. он соблюдает норму, принятую его народом, а также Манас из уважения не принимал ни одного важнейшего решения без участия и совета своего мудрого аксакала-Бакая.

Приведенные и другие этические категории, отвечающие требованиям гуманизма, как честь, гостеприимство, уважительное отношение молодого поколения к старшему,

отстаивание независимости, дружеское отношение к соседним племенам и родам наталкивали чужестранцев на мысль охарактеризовать кыргызов, несмотря на высокомерно-презрительное, «к неханьским народам» [3. 16], следующим образом «Хагяс есть древнее государство Гянь-гунь... Они горды и стойки. Храбрые из них татуирует руки себе, а женщины, по выходе замуж, татиуруют себе шею. Оба пола живут нераздельно» [3. 350-351]. Гуманистические идеи, как основа народной мудрости, отраженные в эпосе «Манас», были исследованы А. Алтмышбаевым. Здесь мы видим функционировние объективного закона преемственности в развитии гуманизма. В фольклоре нашли свое глубокое отражение общественная жизнь людей, живших в древние времена. Это их трудовая деятельность, бытовой уклад и эстетико-художественные особенности образного мышления.

А. Алтмышбаев в своих многочисленных работах и выступлениях проявляет себя как гуманист и методист указывает пути устранения недостатков в общественной жизни кыргызов и соседних братских республиках Союза.

В вопросе о добровольном вхождении Кыргызстана в состав дореволюционной России сегодня среди ученых историков и общественности нет единого мнения.

А. Алтмышбаев объективно отмечает, что «добровольное вхождение Киргизии в состав дореформенной России в середине XIX века ускорило социальное развитие народа, который в результате победы Великого Октября перешел к социализму, минуя стадию капиталистического развития» [2. 9]. В другой работе отмечает, что после революции в «общественной жизни народов Советского Востока произошли коренные изменения» [2. 4].

Нам не обойтись в этом деле без упоминания общеизвестной правды: кыргызы только в начале XIX века начали приобщаться к богатствам общечеловеческой цивилизации к художественной культуре, науке, философии и п. д.

Однако, в сознании у народов Центральной Азии сохранились пережитки прошлого, такие как местничество в «подборе и расстановке кадров» [1. 12]. Для объективности следует добавить, что рецидивы родоплеменного и регионального противостояния проявлялись в последующие годы существования социализма. В период становления суверенности не зависимых республик, коррупция и регионализм в подборе и расстановки кадров приобрели характер наиболее популярных и массовых идеологией среди коренного населения КР. На наш взгляд, в условиях демократизации общества, с этими пороками должны вести борьбу все граждане общества.

По мнению ученого-гуманиста уважение к человеку, в частности к женщине, признание ее достоинства как личности, является доброй традицией кыргызского народа. Он отмечает: «женщины у кочевников особенно в древние эпохи, имели относительную свободу, активно участвовали не только в семейной, но и общественной жизни» [2. 125]. Судя по эпосу «Манас», Каныкей не только умна, но и талантливый организатор кошуна (дружины). Манасчи С. Орозбаков в своем варианте характеризует ее так:

Жетишпедим дегенге У кого-то, в чем-то не достаток

Женин кесип бергендей Она всегда оказать и готова помочь

Берендик жайы бар экен Щедрость ее отличала

Жеткире акыл ойлогон Рассуждать она умела

Терендик жайы бар экен [4. Глубока и человечна.

355]

Как видно в эпосе изображается идеальный образ кыргызской женщины.

В ряд с Каныкей можно поставит таких эпических героинь как Айчурок, Жаныл Мырзы и др. Жаныл Мырза в результате упорного самосовершенствования в воинском деле, не имела равных в стрельбе из лучка. Благодаря воинской доблести она стала покровительницей всего своего рода от внешнего врага.

В эпосе выделяется неограниченная возможность человека в деятельности. Однако, в феодальном обществе женщины находились в бесправном положении. Достоинство прекрасного пола постоянно принижалось бай-манапами (имущими). Брак являлся сделкой, несовершеннолетних девушек выдавали за калым (выкуп), а жена считалась собственностью мужа.

Помимо того, каноны ислама допускали многоженство, но оно было доступно только для людей зажиточных. Муж мог, когда хотел, прогнать и взять другую или иметь нескольких жен одновременно. Мужчине каноны шариата позволяли расторгнуть брак. Если жена решалась на развод, то она не имела права взять что-то из дома, т. е. в экономическом и политическом плане женщина была совершенно бесправна.

Положительно отмечая позитивнуй роль Октябрьской революции в общественной жизни народов Центральной Азии, ученый-педагог с сожалением указывает, что «еще очень много не хватает, чтобы все женщины пользовались своими правами на равне с мужчинами» [1. 17]. По мнению гуманиста, это и задерживает рост культурного уровня женщин, мешает ей активно участвовать в общественной жизни и ликвидации пережитков многоженства, уплаты калыма и выдачи несовершеннолетних девушек замуж. Все это связано со старыми привычками, консервативными традициями, которые возникли на базе соответствующих экономическх отношений.

Отношение А. Алтмышбаева к мусульманской религии было отрицательное. Он пишет: «ислам, как всякая иная религия по природе своей антинаучна, мешает проникновению в среду трудового населения света знаний, способствует концервации осталых обычаеви реакционных традиций в народной массе, особенно в семейно-бытовых отношениях» [1. 32].

По мнению ученого, важным достоинством человека является приобретение научных знаний, так как знания - один из сильнейших средств борьбы против темноты и невежества, но знания и высокие моральные качеста сами по себе не приходят. Все это плод воспитательной работы и результат человеческих стараний. О подъеме сознания у трудящихся, после вхождения Киргизии в состав России, ученый приводит «о пользе для человека научных знаний» [2. 35] пословицу:

"Билеги жоон бирди жыгат", Сильный одного может свалить,

"Билими толук минди жыгат" [2. 35]. Образованный - тысячи.

Подчеркивая значение знаний для человека, говорит:

"Билим - окуу булагы". Знание - источник учебы.

"Билим омур чырагы" [2. 35] Сила - в знаниях.

Гуманист омечает, что и поведение людей определяется их знанием, духовный интеллект зависит от знания.

Таким образом, считая невежество главной причиной социальной и национальной несправедливости, он страстно призывал свой народ к знанию, ибо знания могли способствовать ликвидации тех «недостатков» с которыми боролся как ученый-гуманист.

Список литературы /References

1. Алтмышбаев А. Некоторые пережитки прошлого в сознании людей в Средней Азии, роль социалистической культуры в борьбе с ними. Ф., 1958.

2. Алтмышбаев А. Очерк истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. Ф., 1985.

3. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1.

4. Манас (вариант С. Орозбакова). Кн. 2.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: 1985.

6. Философский словарь. М., 2001.

7. Цит. по кн: «Расовая проблема и общество» Изд. Иностр. лит., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.