Научная статья на тему 'Гуманизм и экологическая этика'

Гуманизм и экологическая этика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1248
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ / ЦЕННОСТЬ / УВАЖЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СРЕДА ОБИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дараган Наталья Демьяновна

В настоящее время нужно развивать и популяризировать экологическую этику, основывающуюся на принципе экологического гуманизма. Термин «экологический гуманизм» можно определить как конкретизацию гуманистических представлений применительно к природе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now the ecological ethics it is necessary to develop and popularize, it is based on the principle of ecological humanity. The term "ecological humanity" is defined as a specification of humanistic representations in relation to the nature.

Текст научной работы на тему «Гуманизм и экологическая этика»

Раздел V. Философия

УДК 177.1 ББК 87.7

Н.Д. Дараган ГУМАНИЗМ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Аннотация. В настоящее время нужно развивать и популяризировать экологическую этику, основывающуюся на принципе экологического гуманизма. Термин «экологический гуманизм» можно определить как конкретизацию гуманистических представлений применительно к природе.

Ключевые слова: экологический кризис, экологическая этика, экологический гуманизм, ценность, уважение к природе, ответственность, среда обитания.

N.D. Daragan HUMANITY AND ECOLOGICAL ETHICS

Abstract. Now the ecological ethics it is necessary to develop and popularize, it is based on the principle of ecological humanity. The term "ecological humanity" is defined as a specification of humanistic representations in relation to the nature.

Key words: ecological crisis, ecological ethics, ecological humanity, value, respect for the nature, responsibility, habitat.

Общеизвестно, что в настоящее время экологическая проблема стала глобальной проблемой, затрагивающей различные аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой. Причем, как считает большинство ученых, она является не результатом отдельных просчётов и ошибок людей, а вызвана способом бытия современного человека. Думается, что в настоящее время мы можем говорить даже об обесчеловечивании природы.

Как представляется, одной из основных причин современного экологического кризиса являются мотивы, которыми мы руководствуемся в своём отношении к природе и главным образом наше стремление взять у природы все, что нам хочется. Можно ли изменить наши мотивы, как это сделать и какими они должны быть - вот вопросы, которые встают перед человечеством сегодня. Думается, что для их решения нужно, прежде всего, научиться гуманному взаимодействию с природой и отказаться от желания покорить ее, необходимо перейти от агрессивно потребительской цивилизации к цивилизации, существенной чертой которой должно быть раскрытие гуманистических потенций бытия человека. Говоря о преодолении экологического кризиса, нельзя не согласиться с позицией экологов, что эта проблема будет считаться решенной только в случае уменьшения загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа Земли будет в состоянии справиться самостоятельно.

Поскольку проблема ответственности человека за природу в начале XXI века приобретает особую актуальность, нужно развивать и популяризировать экологическую этику, являющуюся системой идеальных представлений о моральных отношениях человека с природой. Наша работа -один из шагов в этом направлении.

Понятие экологической этики впервые появляется в западной философии в середине 70-х годов XX века. Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Её относят к прикладной этике, т.к. она имеет практическое значение, её положения должны найти применение на практике. Появление экологической этики вовсе не означает, что во второй половине XX века фундаментальные правила морали потеряли свое значение. Просто одних этих правил уже оказалось недостаточно. В моральных требованиях, которые формулируются экологической этикой, уточняется содержание действующих требований, изменяется характер их обоснования и выдвигаются новые нравственные нормы.

Основателями экологической этики считаются американский эколог, писатель Олдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач и философ Альберт Швейцер (1875-1965). Свою экологическую этику Олдо Леопольд назвал этикой земли. Но, в отличие от Альберта Швейцера, он распространил её не на отдельные особи, а на виды и экологические сообщества.

Олдо Леопольд, считал, что этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование, а этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения. Основополагающим является его положение о необходимости превратить человека из завоевателя сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена.

В книге «Календарь песчаного графства» изложены основные идеи экологической этики Леопольда. Для нас актуальны его идеи о том, что принципы сохранения дикой природы - беречь каждую часть механизма земли, что каждая замена дикого животного или растения на домашнее, естественного водного потока на искусственный сопровождается соответствующими изменениями во всей циркуляционной системе земли. Интерес представляет и его мысль о том, что сбережение дикой природы должно стать актом национального раскаяния со стороны людей, губивших ее ранее. Значимыми являются и утверждения, что не следует уничтожать или способствовать вымиранию видов, необдуманно смешивать отечественные и экзотические виды; добывать непомерную энергию из почвы и освобождать ее в быту, запруживать или загрязнять реки, следует заботиться о животных. Не менее позитивны и идеи этого автора о том, что нужно отказаться считать бережное обращение с землёй чисто экономической проблемой; рассматривая каждый вопрос, следует искать не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически.

Альберт Швейцер в отношении к природе советует человеку руководствоваться принципом осознанной необходимости: в этом случае поступок человека будет свободным, нравственным и гарантированным от хищнического отношения к богатствам природы. Он считал, что люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно.

В книге «Культура и этика» Альберт Швейцер писал, что в основе нравственности лежит принцип благоговения перед жизнью. Он исходил из того, что добро - это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Швейцер подчеркивал, что даже любовь и сострадание, хотя это чрезвычайно важные понятия, - лишь составная часть понятия благоговения перед жизнью. Сострадание, которое представляет собой интерес к страданиям живого существа, - слишком узкое понятие для того, чтобы представлять всю суть этики. Этика благоговения перед жизнью рассматривает также и чувства живых существ, условия их существования, радости живого существа, его стремление жить и стремление к самосовершенствованию.

Принцип благоговения перед жизнью, по Швейцеру, является универсальным. Он относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к насекомым, к растениям. Этичный человек не спрашивает, в какой степени то или иное существо заслуживает сочувствия или является ценным, или в какой степени оно способно чувствовать. По его мнению, этичный человек не отрывает листка с дерева, не срывает цветка и стремится не наступать на насекомых. Летом, работая при свете, он предпочитает держать окна закрытыми и дышать душным воздухом, но не смотреть, как одно насекомое за другим падает с опаленными крылышками ему на стол. Если он гуляет по дороге после сильного дождя и видит, как вылезают из недр дождевые черви, то он испытывает беспокойство, что они слишком сильно высохнут на солнце и погибнут, прежде чем успеют снова зарыться в землю. И он поднимает их и кладет на траву. Если он видит насекомое, попавшее в лужу, то он останавливается и достает его листком или травинкой для того, чтобы спасти его. Заслуживает внимания мысль Швейцера о том, что там, где человек наносит вред какой-либо жизни, он должен ясно сознавать, насколько это необходимо, он не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного.

Внутренняя логика убеждений Альберта Швейцера (пусть далеко не всегда совпадающая с логикой реальной действительности), страстность его веры в торжество добра и человечности, бескорыстное служение принятым идеалам - все это внушает глубокое уважение к нему. Хотя, может быть, не со всеми его идеями можно и согласиться.

Как направление развития этической мысли экологическая этика сформировалась в 80-х гг. XX века. Проблемы экологической этики исследуются в работах отечественных и зарубежных ученых и философов, среди них Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, Том Аттиг, Арран Гейер, Том Риган, Питер Сингер, Доналд Шофер, Роберт Эллиот, Робин Этфилд, Кристин Шрейдер-Фречет и др. Анализ имеющейся литературы позволяет заключить, что существуют значительные расхождения в воззрениях различных авторов. Не случайно в настоящее время в экологической этике имеются разные направления, которые выражают представители движения за ос-

вобождение животных (его иногда также называют движением за права животных), экоцентризма, экофеминизма, глубинной экологии и т.д.

На наш взгляд, среди моральных принципов, которые формулируются экологической этикой, важное значение приобретает понятие гуманизма, распространённого на природную среду, т.е. понятие экологического гуманизма. Поскольку оно является основополагающим в экологической этике, необходимо осуществить его анализ.

Термин «экологический гуманизм» появился во второй половине XX века как конкретизация гуманистических представлений применительно к природе, а само понятие «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность) и употреблялось еще в I в. до н.э. известным римским философом и оратором Цицероном (106-43 до н.э.). Для Цицерона Мтап^ - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В разнообразных исторических ситуациях понятие гуманизма наполнялось конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. В разных странах и в различные периоды истории гуманистическая мысль имела свою специфику, что в значительной степени объясняется различными национальными, религиозными, культурными традициями народов, уровнем социально-экономического развития государств и, несомненно, субъективными склонностями мыслителей. История гуманизма как духовного явления свидетельствует, что его виды изменялись в ходе истории. Они различаются по цели, средствам и путям осуществления. Но общим для них является то, что все они провозглашают человечность человека и его отношений к самому себе и к другим людям. Многоплановость и обилие дефиниций гуманизма объясняются сложностью и богатством социальных отношений, в которых гуманизм проявляется. Поскольку гуманизм как явление культуры объясняется не только различными национальными, религиозными, культурными традициями народов и субъективными склонностями людей, но также выводится из реальных условий социальной жизни, он может исследоваться и как социальное содержание общественных отношений.

Мы исходим из того, что традиционный гуманизм как духовное образование - это нравственный принцип и система идеалов. Как принцип морали он провозглашает человека высшей ценностью, утверждает уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью, признание всех основополагающих прав человека, благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Под гуманистическими идеалами имеются в виду проекты будущих идеальных обществ, представления о гармонически развитой личности, описания совершенных государств, якобы существующих где-то в настоящем или существовавших когда-то в прошлом, а также представления о рациональном исправлении недостатков существующего общественного устройства, планы социальных реформ.

Экологический гуманизм является разновидностью современного светского гуманизма, включающего в себя определённое отношение к людям и к природе. Его основные положения -отказ от насилия над человеком и насилием человека над природой; уважение к природе; самоограничение вместо потребительства; необходимость нравственного самосовершенствования; сохранение разнообразия природы.

Несомненно, одной из основных причин современного экологического кризиса является потребительская ориентация западной цивилизации. Если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти практически беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой ограничены и конечны. Практика показывает, что по мере удовлетворения материальных потребностей людей усиливается дух соперничества и насилия в обществе. Для его искоренения нам нужно отказаться от желания покорить природу. Конечно, жизнь невозможна без насилия, но не желать его и стремиться его уменьшить в нашей власти.

Как свидетельствует история, человек часто прибегал к насилию, чтобы освободиться от власти природы. В настоящее время, когда мир техники практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу огромными, всеобщая компьютеризация и т.д.), природа во многом подчинена человеку. Вместе с тем люди начинают понимать, что насилие над природой обращается против них самих, поэтому человек должен изменить своё отношение к природе, он должен уважительно относиться к ней. По нашему убеждению, изменение отношений человека к природе зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений между людьми. Поэтому значимой проблемой, встающей в настоящее время перед человечеством, является гуманизация социальных отношений, т.е. углубление процесса очеловечения человека и раскрытия в более полном объёме гуманистических потенций личности. Думается, что можно выделить такие нравственные ориентиры для современного человека: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, согласие на сексуальные отношения, ненанесение ущерба частной или общественной собственности, совестливость, порядоч-

ность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Конечно, это только идеалы, к которым мы должны стремиться. Понятно, что в социальной реальности невозможна полная и повсеместная их реализация, поскольку человек - существо сложное и противоречивое, совмещающее в себе полярные противоположности, добро и зло, любовь и ненависть, силу и слабость, сосредоточенность и рассеянность, порок и добродетель, искренность и лицемерность и т.д. Этим в значительной степени объясняется и то, что не всегда он ведёт себя должным образом. Вместе с тем, человеческая личность есть существо, устремлённое к высшим ценностям и благам, стремящееся гуманизировать отношения между людьми.

Бесспорно, стержнем экологического гуманизма является уважение к природе. Это понятие противостоит понятию «стремление к господству над ней».

Уважение к природе - это такое отношение, которое мы испытываем вне зависимости от того, любим мы природу или нет, это позиция, предписывающая чуткое и внимательное отношение к природе, а также умение в определённых условиях действовать так, чтобы не причинять ей вреда. Уважение к природе соответствует определенным правилам и обязанностям (таким как непричинение зла и невмешательство) и стандартам характера (таким как справедливость и благожелательность). Не только живая, но и неживая природа должна быть объектом уважения.

По нашему убеждению, следует различать понятия «уважение к природе» и понятие «любовь к природе». Как представляется, любовь к природе - это восхищение разнообразием форм и явлений в природе, наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления, преклонение перед величием природы, ее возвышенной красотой, необъятностью. Можно выделить особенности чувства любви к природе. Во-первых, любовь не подвластна волевому регулированию, она находится вне влияния человека, «научить» ей нельзя. Во-вторых, как правило, люди любят больше живописные пейзажи, симпатичных животных, красивые растения. Однако, как известно, 98 % всех видов животных относятся к членистоногим, которых трудно записать в число явных красавцев, а значит, им может не достаться наша любовь. Какие, например, чувства можно испытывать к червям, комарам, тараканам, крысам, мышам, жабам, микробам, вирусам, болотам? Все перечисленные выше живые существа и природный пейзаж вряд ли у всех нас вызывают эстетическое наслаждение, поэтому на них сложно распространить общечеловеческую любовь. Любовь к природе не дает и ответ на вопрос, как нужно поступить, скажем, в случае, когда происходит конфликт интересов природы и человека. Более того, любовь к природе нередко бывает эгоистичной, например, у коллекционеров насекомых.

Экологический гуманизм должен исходить из того, что природа - важнейшая ценность. Она существенна и значима для личности и общества, т.к. является биологической составляющей человека, влияет на обычаи, нравы общества, на его развитие, есть источник всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.), является для индивида объектом эстетического созерцания, наслаждения и вдохновения. Природа - объект познания. Наблюдая и изучая её, человек открывает объективные законы природы, руководствуясь которыми ориентируется в окружающем мире. Общение с явлениями природы благотворно влияет и на состояние человека, вызывает у него позитивные эмоции. Для воспитания гуманистических идей особенно важно общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям. Таким образом, уважать природу - это, прежде всего, ценить её и соблюдать её законы.

Уважая животных, мы должны стараться не наносить им вреда без особой необходимости, а в случае беды приходить им на помощь. Однако следует отметить, что человек в процессе своей жизнедеятельности иногда вынужден причинять вред животным и растениям. Так, у себя дома, на работе, в местах отдыха мы истребляем тараканов, блох, вшей, мышей, крыс и т.п., вырываем сорняки на огороде, уничтожаем наркотические растения, поскольку они доставляют нам неудобства, а некоторые из них даже могут представлять угрозу для нашей жизни. Люди используют в питании природные ресурсы (растения, мясо птиц, домашних и диких животных), т.к. еда поддерживает наше существование. Жизнедеятельность человека невозможна без подобного отношения к миру природы. Чтобы жить, человек вынужден поступать таким образом, ведь природопользование является механизмом его жизнеобеспечения. Думается, что отмеченное природопользование согласуется с законами природы и поэтому необходимо. Оно не противоречит экологическому гуманизму, т.к. речь идёт о поддержании существования человеческой цивилизации. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо гуманное (в пределах разумного и возможного) отношение к ресурсам нашей планеты. Разумное использование богатств природы - это гуманное природопользование.

Думается, что с экологическим гуманизмом согласуются идеи об установлении и соблюдении запретов на добычу редких, внесенных в красные книги организмов; восстановление их популяций по индивидуальным программам; эксплуатацию природных ресурсов, прежде всего -биологических, без нанесения ущерба их нормальному воспроизводству и окружающей среде; борьба с браконьерством; максимальное ограничение способов и орудий добычи, травмирующих животных и причиняющих им сильные мучения; отказ от чрезмерного применения ядохимикатов

для борьбы с вредящими растениями и животными, от применение механизмов, опасных для целостности экосистем, от браконьерского сбора растений и дикорастущих ягод в лесах; оказание помощи диким животным в трудные для них периоды, а при необходимости умерщвления животных (в основном это относится к теплокровным животным, ощущающим боль) использовать наиболее безболезненные и наименее жестокие способы. Бесспорно, этот перечень можно продолжить.

Важно учитывать, что уважение к природе предполагает ответственность по отношению к ней. Ответственность, как известно, - это этическая категория. Когда мы говорим об ответственности по отношению к природе, мы задумываемся над вопросом о том, за что человек отвечает и перед кем он отвечает. В данном аспекте можно выделить ответственность человека перед самим собой, ответственность за конкретные поступки перед другими людьми, ответственность перед окружающей его средой обитания. Быть ответственным означает думать о других (людях, живой и неживой природе) и о последствиях своих поступков.

Одним из существенных аспектов ответственности как категории экологической этики является решение следующих вопросов: сможет ли человек управлять природой? имеет ли он право управлять природой? Осмысливая эти проблемы, следует учитывать четыре закона экологии, сформулированные американским экологом Б. Коммонером. Согласно ему, все связано со всем, все должно куда-то деваться, природа знает лучше и ничто не дается даром. Иначе говоря, не навреди, не вмешивайся, будь порядочным, соблюдай законы природы, компенсируй ущерб. Учитывая эти аргументы, можно заключить, что ответственность заключается, прежде всего, в экологизации человеческой деятельности. Речь идёт о совершенствование научных основ управления ресурсами растительного и животного мира, введении этических ограничений в области биологического природопользования, создании такого производства, которое было бы основано на безотходной технологии, о минимальном вмешательстве человека в малоизученные биопроцессы, а также об адаптации индивида к изменяющейся природной, социальной и техногенной среде. Однако следует признать, что экологизация материальной деятельности людей до конца в принципе невозможна в силу ряда физических законов и, прежде всего, законов термодинамики и синергетики.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что природу нужно, прежде всего, уважать, а любить природу можно не всегда. По нашему убеждению, уважение к природе нужно испытывать ради нас самих, поскольку существование человека невозможно вне окружающей его среды обитания, главным образом без воздуха, воды и почвы.

Воздух, безусловно, является важной средой обитания для живых организмов. Он является той средой, без которой человек просто не может существовать. При его отсутствии человек может прожить буквально несколько минут. Именно благодаря окружающему нас воздуху осуществляются основные процессы жизнедеятельности в нашем организме. Загрязнение атмосферного воздуха таит в себе угрозу не только здоровью людей, но и наносит большой экономический ущерб. Так, наличие в воздухе соединений серы ускоряет процессы коррозии металлов, разрушение зданий, сооружений, памятников культуры, ухудшает качество промышленных изделий и материалов.

Ухудшение качества окружающей среды определяется ухудшением атмосферного воздуха (уменьшением количества кислорода, увеличением содержания углекислого газа и других вредных соединений), качества водоемов (ростом химических и иных загрязнителей, гибелью обитателей водоемов, что приводит к вредному воздействию на леса, воды, животный мир, на здоровье людей), развитием водной и ветровой эрозии земель. Вредное воздействие на один природный объект приводит к вредному воздействию на другой объект. Вследствие этого наступает ухудшение качества природной среды, она становится неблагоприятной для здоровья и жизни человека.

Общеизвестно, что вода - составная часть всех элементов биосферы, и не только водоемов, но и воздуха, почвы, без неё невозможно существование ни животных, ни растений, ни человека. Как свидетельствует практика, пресной воды, необходимой для жизни человеку и многим другим организмам, на Земле не много. Из всего количества воды в мире 97-98 % составляет соленая вода морей и океанов. И все же гораздо серьезнее другое: 75 % пресной воды на Земле находится в виде льда, значительную ее часть составляют подземные воды, и лишь 1 % доступен для живых организмов. При этом в современном мире потребление воды непрерывно возрастает. Имеет место и загрязнение гидросферы, что происходит главным образом в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

Нашему организму очень важно получать чистую воду со сбалансированным минеральным составом, т.к. она помогает преобразовать пищу в энергию, помогает организму усваивать питательные вещества, увлажняет кислород для дыхания, регулирует температуру тела, участвует в обмене веществ, защищает жизненно важные органы, смазывает суставы, выводит различные отходы из организма. Отсюда можно заключить, что предотвращение дальнейшего загрязнения водной среды обитания - задача соответствующая интересам и потребностям человека.

Важнейшим компонентом любой экологической системы суши является и почва. На её базе происходит развитие растительных сообществ, в свою очередь составляющих основу пищевых цепей всех остальных организмов, образующих экологические системы нашей планеты, ее биосферу. Нельзя не признать, что благополучие любого общества определяется наличием и состоянием земельных ресурсов, плодородием почв, ведь благодаря этому почва обеспечивает существование человечества и его социальную эволюцию.

Как видим, сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты - насущная потребность человека и общества. Если не решить эту задачу, то у современной цивилизации не будет будущего. В связи с этим, значимой задачей для современного человечества становится дальнейший поиск, применение и очеловечение методов, способствующих минимальному ущербу состоянию и воспроизводству природных систем. Экологическая этика, основывающаяся на принципах экологического гуманизма, может способствовать решению этой проблемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леопольд, О. Календарь песчаного графства: пер. с англ. И.Г. Гуровой / Олдо Леопольд. - М.: Мир, 1983. -248 с.

2. Швейцер, А. Культура и этика: пер. с нем. А. Текорюс / А. Швейцер. - Вильнюс: Минтис, 1989. - 366 с.

3. Подберёзный, В.В. Экологическая культура учителя начальных классов / В.В. Подберёзный. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2006. - 156 с.

4. Чередникова, Н.П. Проблемы бытия в истории философской мысли // Вестник Таганрог. гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2. - С. 106-112.

УДК 130.2 ББК 87.6

Е.Е. Дудникова

ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ НАРРАТИВА

Аннотация. В статье автор анализирует структуру текста с позиции рациональности и семантики. Рассматривается проблема природы смысла, проблема соотношения смысла и значения.

Ключевые слова: нарратив, текст, рациональность, семантика, субъект, предикат, смысл, контекст, знак, понимание.

E.E. Dudnikova

LOGIC AND SEMANTIC ASPECTS NARRATIVS

Abstract. In the articale the author analyzes the structure of the narrativ (text) from the point of rationalist and semantic position. It is discussing the problem of the nature of meaning, the problem of the correlation of meaning and significance.

Key words: narrativ, text, rationality, semantic, subject, predicat, the meaning of the text, the context, understanding.

В рамках философии истории под нарративом принято понимать реконструкцию прошлого, опосредованного нарративными структурами. Так, Ф. Анкерсмит пишет: «Обладать знанием прошлого значит обладать им в том виде, как оно выражено в нарративном языке» [2]. На уровне логического анализа нарратива Ф. Анкерсмит выделяет единичные фактические утверждения о прошлом и «нарративные субстанции». Но, единичные факты (сам текст) поддаются проверке на истинность (ложность), «нарративные субстанции» - нет, поскольку ония представляют собой «точки зрения» автора текста на прошлое и являются способами его концептуализации [2]. Поэтому, в рамках данной статьи, логическому анализу будет подвергнут первый структурный элемент нар-ратива, а именно, единичные факты, изложенные в форме текста.

«Текст» - понятие достаточно широкое по своему объему. Он может представлять собой и осмысленную последовательность любых знаков, и последовательность вербальных знаков, и фиксированное на письме речетворческое произведение.

Семантика понимает под текстом осмысленную последовательность любых знаков, любой формы коммутации, в том числе обряд, танцы, ритуал и т.п., а в языкознании текст представляет собой последовательность вербальных словесных знаков. «Текстом называется любая знаковая система, которая способна быть или в действительности есть носитель смысловой информации, и имеет языковую природу», - пишет В.Г. Кузнецов [8]. «Для текстов существенно то, что они являются знаковыми системами. Знаки не обязательно являются языковыми, но любой знак может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.