Научная статья на тему 'Гуманизация отношений в системе «Учитель - учащийся» - установление связей сотрудничества'

Гуманизация отношений в системе «Учитель - учащийся» - установление связей сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ГУМАНИЗАЦИЯ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садуллоева Махфуза Гайбуллоевна

Статья посвящена гуманизации отношений в системе «учитель учащийся» установлению связей сотрудничества. Сотрудничество наивысший уровень согласованности позиций в педагогической деятельности. И в этом мы убедились на примерах преподавания русского языка и литературы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация отношений в системе «Учитель - учащийся» - установление связей сотрудничества»

ГУМАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ -УЧАЩИЙСЯ» - УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА

Садуллоева М.Г.

Садуллоева Махфуза Гайбуллоевна - учитель русского языка и литературы, средняя школа № 42, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена гуманизации отношений в системе «учитель -учащийся» - установлению связей сотрудничества. Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в педагогической деятельности. И в этом мы убедились на примерах преподавания русского языка и литературы в школе. Ключевые слова: сотрудничество, учитель, ученик, гуманизация, урок русского языка.

Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные преобразования в политике, экономике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и предъявляет новые требования к ним.

В условиях признания обществом гуманизации образования приоритетным направлением встает необходимость пересмотра его содержания, общей направленности на гармоничное развитие личности, проведение многоаспектных и широкомасштабных исследований.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и учащегося реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Взаимодействие решает следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно -воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие [4]:

- "открытость" учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть "педагогическим оптимизмом", "опорой на дополнительные качества воспитанника";

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое "эмпатическое понимание", которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого-педагога К. Роджерса, "постоять в чужих туфлях", посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей [1]. Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

Деятельность учителя и учащихся постоянно находится во взаимовлиянии, переплетении между собой. Она плодотворно протекает на основе субъектно-субъектных отношений, что не является фактором исключительным, а, наоборот, скорее обязательным, поскольку именно в этих условиях и происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и учащихся.

Богатство педагогического процесса создается глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации деятельности самостоятельной деятельностью учащихся. И именно здесь происходит единая, сливающаяся по свои целям и мотивации деятельность. Здесь учитель, опираясь на активность и самостоятельность учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги. Перед учащимся не открываются заманчивые перспективы учиться с увлечением, вступать в отношения, не придерживаться стандартов, включать свой жизненный опыт, отыскивать не одно, а несколько решений.

Сам процесс отношений строится на основе взаимного доверия: доверия учителю, который вводит в учебный мир сложнейших отношений, и доверия учителя к учащемуся, к их возможностям, понять, и проникнуты отношения

Эти отношения взаимопонимания, стремление идти друг к другу навстречу и совместно достигать истину рождают потребность общения с учителем и глубокое чувство удовлетворения от осознания своих возможностей [2].

Проблема активизации способствует сложению сил учителя и учащегося, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны [3]. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценное доверительное отношение, которое обеспечивает благополучие учебно -познавательной деятельности и общения в целом.

Взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся способствует, по создание необходимых ситуаций, где учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, опирающиеся на знания, замыслы учащихся, устремления творческой деятельности.

В целом, наше исследование показало, что за педагогикой сотрудничества учителя и ученика - будущее. Формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий приводит к высоким учебным результатам. Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в педагогической деятельности. И в этом мы убедились на примерах преподавания русского языка и литературы в школе.

Список литературы

1. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя. Мн.: Народная асвета, 1991. 277.

2. Влияние стилей общения педагога на социальное поведение детей / Подгот. Т.И. Комисаренко. М.: МГИК, 1988. 26 с.

3. Добрович А.Б. Анатомия диалога // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. Красило, А. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 182-215 с.

4. КузьминаН.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Наука, 1967. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.