Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов образовательного процесса'

Взаимодействие субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24906
1609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Л. А.

В статье рассматривается теоретический аспект субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Взаимодействие центральное звено образовательного процесса, которое расширяет возможности обучения, формирует умение сотрудничать. Взаимодействие предполагает изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах. Эти изменения происходят как за счет «присвоения» общественной сущности, заключенной в предметах и способах оперирования с ними, так и через приобщение кживым носителям человеческого опыта, какими являются другие люди. А это означает, что постоянное творческое, духовное обогащение педагогов есть важная предпосылка для творческого педагогического взаимодействия с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов образовательного процесса»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается теоретический аспект субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Взаимодействие - центральное звено образовательного процесса, которое расширяет возможности обучения, формирует умение сотрудничать. Взаимодействие предполагает изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах. Эти изменения происходят как за счет «присвоения» общественной сущности, заключенной в предметах и способах оперирования с ними, так и через приобщение к живым носителям человеческого опыта, какими являются другие люди. А это означает, что постоянное творческое, духовное обогащение педагогов есть важная предпосылка для творческого педагогического взаимодействия с обучающимися.

Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания (самовоспитания) и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения субъектов, преобразования.

Образовательный процесс представляет собой многоплановое или полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя (студента и преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогическое взаимодействие.

Эффективность образовательного процесса находится в прямой зависимости от эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. «Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств», - пишет A.B. Бруш-линский. «Важнейшее из них - быть субъектом, т. е. вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности. Субъект - это человек на высшем уровне активности» [1, с. 5]. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности личности в процессе обучения и воспитания (самовоспитания). Любая личность может быть объектом обучения и воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого обучения и воспитания, все более становящихся самообразованием и самовоспитанием. Конечно, формирование личности осуществляется в процессе усвое-

ния человеческой культуры, но такое усвоение не отрицает, а напротив, предполагает самостоятельную и все более активную учебную деятельность каждого обучающегося, его взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Процесс взаимодействия участников образовательного процесса с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего может быть представлен как процесс перехода потенциального в актуальное и актуального в потенциальное. Потенциальное, будучи совокупным результатом жизнедеятельности взаимодействующих сторон, выступает в качестве предпосылки актуального. Мера актуализации потенциального, носителем которого служат сами взаимодействующие стороны, и определяет эффективность процесса взаимодействия.

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С. Каган, В.А. Лекторский).

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен, отражающий процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими

объектами. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими. «Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... взаимодействие является истинной causa finalis (конечной) причиной вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади него нечего больше познавать» [9, с. 138].

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел» [7, с. 98]. Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. В условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Активность, по утверждению И.А. Зимней, есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект

- межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Педагогическая наука оперирует понятием «педагогическое взаимодействие», которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных рассмотрению особенностей образовательного процесса, особенностей педагогического общения и другим вопросам педагогической деятельности. Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди взаимодействий особое место принадлежит общению (спе-

цифическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объект-субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью. Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х.Й. Лийметс).

Педагогическое взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика (В.Я. Ляудис), это воздействие и на самого ученика, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего (Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Н.Ф. Радионова).

В авторитарной парадигме взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика, как обусловленность и порождение поведения ребенка активными действиями взрослого, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого (воспитуемость). Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнеров (А.П. Тряпицына). Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и поэтому она не может быть ничем иным, как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего асимметричный характер.

Педагогический потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, для углубления профессионализма, для формирования новой концепции взаимодействия субъектов образовательного процесса в целом.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определенные отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, заботы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

В педагогическом плане взаимодействие определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ними связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса.

Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе оказывать влияние на других людей в совместной с ними деятельности. От способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообога-щение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Углубленное понимание сущности взаимодействия представлено в работах Н.В. Радио-новой, а в области дидактики - В.К. Дьяченко, Л. Клинберга, В.Я. Ляудис.

Содержание учебной деятельности предполагает активное участие обучаемых в этой деятельности, поскольку предусматривает творческую переработку полученной информации с целью более глубокого ее усвоения. Так, современная социокультурная ситуация, для которой характерны повышенный интерес к развитию школы и отдельной личности, к интеллектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и иници-вативы, обусловливает новый подход, связанный с развитием педагогически целесообразных отношений в системе учитель - ученик (Г. И. Щукина).

Этот процесс сегодня рассматривает обучающегося как субъекта изменений, соучастника образовательного процесса, как творческую личность, а не как объект внешних воздействий и влияний (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.Ф. Шаталов).

В отечественной педагогике к разработке сущности педагогического взаимодействия об-

ращались психологи и педагоги. Интерес к данной проблеме явно выражен и в зарубежных публикациях психолого-педагогического характера.

Рассматривая образование как процесс приобщения к социокультурной деятельности, овладение ее содержанием и способами, педагоги все более склонны к рассмотрению педагогического процесса как совместной продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса. В педагогику введены такие понятия, как «педагогическое взаимодействие» и «дидактическое взаимодействие». В этих понятиях основная педагогическая идея заключена в том, что процесс воспитания и обучения не является механической суммой воздействий воспитателя на активность воспитуемого. Педагогическое взаимодействие включает в себя правильное соотношение как педагогического влияния, так и его активного восприятия, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных влияниях на самого себя и на педагога. Характер проявления активности субъектов образовательного процесса в учебной и внеучебной деятельности может быть разным, и отсюда могут наблюдаться различные варианты взаимодействия.

В рамках проблемы педагогического взаимодействия остро встает вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. Отмечаются три различные позиции по этому вопросу.

Первая позиция, когда во взаимодействии отводят ведущую роль внешним воздействиям, вторая - когда подчеркивается и уравновешивается значение как внешних, так и внутренних условий, третья - когда утверждается во взаимодействии активность развивающейся личности.

В педагогике разработаны подходы к проектированию педагогического взаимодействия с ориентацией учащихся на ценностные (А.В. Кирьякова) личностные установки, коммуникацию творческого характера, методики включения учащихся в ситуации совместной деятельности, где проектируется совместный поиск решения творческих задач, самоотчет в группе о личностном вкладе в общие достижения, общение на основе поиска личностного смысла деятельности в различных учебно-воспитательных ситуациях.

Обобщая различные подходы к исследованиям педагогического взаимодействия, можно схематично представить два основных направ-

ления его проектирования в индивидуальной деятельности каждого педагога: первый -«субъект педагог - субъект ученик» и второй -«субъект педагог - объект ученик». Если в первом случае речь идет о взаимодействии, то во втором - о воздействии на учащихся в образовательном процессе. По мнению большинства исследователей, первое направление означает принятие особенностей, целей, мотивов, позиции, интересов партнеров взаимодействия и общения, обмен ими в ходе совместной деятельности. В то же время в образовательном процессе большинство ситуаций проектируется по второму направлению, то есть педагоги учитывают индивидуальные особенности обучающихся, их интересы и мотивацию, стимулируют их развитие, но чаще выполняют этот учет сами без включения самих учащихся в проектирование их взаимодействия с педагогами, другими участниками образования, образовательной среды, собственного развития.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие:

- активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;

- исследовательской позиции всех субъектов образования;

- объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;

- партнерскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

Последователей различных школ и направлений объединяет позитивное видение ученика, стремление к взаимодействию, направленному на сотрудничество, на благожелательную поддержку развития внутренних сил обучающегося и предоставления ему возможности выбора и принятия ответственности за свои действия.

За последние годы резко возрос интерес педагогов к категории взаимодействия. Наиболее активно (по мнению В.Я. Ляудис) эта категория исследуется в связи с задачей анализа структуры воспитательных взаимодействий. Процесс же усвоения знаний предстает все еще в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывается как процесс межличностного взаимодействия. Рассмотреть же учение следует как взаимосвязанную деятельность субъектов образовательного процесса, в ходе которой

строятся и изменяются формы сотрудничества и общения. Взаимодействие ведущего типа предполагает наиболее высокий уровень активности личности (И.А. Зимняя) как педагога, так и обучающегося, богатство и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности. Среди других типов взаимодействия оно должно занимать особое место.

Процесс организации взаимодействия часто носит внутренне противоречивый, неоднозначный характер в образовательном процессе. Часто возникают противоречия ввиду наличия различных мотивов поведения людей, несовпадения их устремлений или ценностей, неумения определять свои действия или регулировать свою деятельность в соответствии с деятельностью других людей, несформированностью у обучающихся необходимых для образовательной деятельности умений и качеств и в силу других причин личностного характера.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда педагогов, а иногда и разочарований в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с обучающимися. Данное положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Т.Н. Мальковской, Н.П. Шульца и др.

Удовлетворение же отношениями с педагогами наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности.

Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество субъектов образовательного процесса.

Особую значимость отношений сотрудничества как взаимодействия субъектов образовательного процесса в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,

A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик,

B.Ф. Шаталов. Aнализ психолого-педагогичес-кой литературы показал, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория «сотрудничество» являет собой сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопережи-вании;

б) способа организации совместной деятельности, то есть «на равных», предусматривающего проявления самостоятельности, активности, организованности;

в) формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата) (А.Л. Журавлев).

Способность к сотрудничеству - не особый талант, она отрабатывается постепенно в различных ситуациях взаимодействия. Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы обучаемый приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует субъектов образовательного процесса, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия, взаимная ответственность за результаты деятельности;

- активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей - у детей;

- методика обучения, стимулирующая интересы учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд учащихся, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идет о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и планировании ее, при усвоении нового материала, на этапе применения контроля знаний. Если ученик хоть на какой-то момент становится соратником учителя и одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей-неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за ее пределами.

Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигаются взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников.

Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования. Проблема гуманизации рассмат-

ривается как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Центром гуманизации является взаимодействие субъектов образовательного процесса. Гуманизация отношений педагогов решает следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителями и учащимися;

- обеспечение сотрудничества в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- «открытость» учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого

учащегося; во многом эта установка совпадает с тем, что принято называть «педагогическим оптимизмом», «опорой на положительные качества воспитанника»;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого-педа-гога К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг, и на себя в том числе, глазами детей.

В ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учащихся, естественно ведет себя и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

Таким образом, гуманистически ориентированный образовательный процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия обучаемого и обучающего, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Список использованной литературы:

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж НПО «Модэк», 1996, - 392 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2000. - 335 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2001. - 380 с.

4. Ахаян Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. - СПб, 2000. - 98 с.

5. Витвицкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Монография. Оренбург, 2002 - 138 с.

6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Юж. Урал, 2000. - 188 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2001. - 304 с.

8. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2000. - 144 с.

9. Энгельс Ф. Соч., т. 46, с. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.