Научная статья на тему 'Гуманизация образования: история и современность'

Гуманизация образования: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3924
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ГУМАННОСТЬ / ИДЕАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / EDUCATION / HUMANISM / HUMANITY / IDEAL / IDENTITY / TEACHER / STAKEHOLDER VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Дзампаева Жанетта Махарбековна

В статье анализируются вопросы, связанные с гуманизацией образовательных систем. Гуманизация рассматривается в качестве одной из тенденций современного образования. Показано, что современные процессы гуманизации в различных сферах жизнедеятельности человека имеют тесную связь с гуманистическими идеями, выдвинутыми мыслителями прошлого, и сегодня не потеряли своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of education: history and modernity

The article analyzes the issues related to the humanization of the educational systems. Humanization is regarded as one of the trends of modern education. It is shown that modern processes of humanization in various spheres of human life are closely related to the humanistic idea, put forward by thinkers of the past, and today has not lost its relevance.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образования: история и современность»

П.Коваленко М.И. Смешанные технологии обучения в повышении квалификации преподавателей старшего возраста в области ИКТ / Труды Международного научно-методического симпозиума "Информатизация общего, педагогического и дополнительного образования (СИО - 2006)". - Мальта, 2006 - С. 204-209.

12.Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств - новое направление развития теории и практики художественного образования [Электронный ресурс]// Проблемы современного образования. 2011. №б. С. 111 - 123. Систем, требования: Adobe Reader. URL: http://www.pmedu.ru/res/ 2011_6_16.pdf (дата обращения 11.02.2014).

13.Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2009. - 403 с.

14.Стандарты ИКТ-компетентности учителей. Руководство по внедрению стандартов. Версия 1.0. перевод с англ.: A.B. Паршакова. - М. : Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2009. - 24 с.

15.Цвелюх И. Поддержка профессиональных инициатив педагогов в процессе подготовки в системе повышения квалификации : дис. канд. ... пед. наук. - М., 2007.

16.Wright Vivian H., Wilson Elizabeth К. From Preservice to Inservice Teaching. A Study of Technology Integration // Journal of Computing in Teacher Education.- Winter 2005-2006. - Volume 22 /Number 2.-P.49- 54.

HUMA NIZA TI ON OF EDUCATION: HISTORY AND MODERNITY

Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor, Chair of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: [email protected]

Dzampaeva Jeanette Maharbekovna, Deputy Director on Educational Work, Neftekumsk RegionalPolytechnic College, Neftekumsk

E-mail: jannamd@maii. ru

The article analyzes the issues related to the humanization of the educational systems. Humanization is regarded as one of the trends of modern education, it is shown that modern processes of humanization in various spheres of human Ufe are closely related to the humanistic idea, put forward by thinkers of the past, and today has not lost its relevance.

Keywords: education; humanism; humanity; ideal; identity; education; teacher; stakeholder value orientation.

УДК 159.923.2

© Плугина М.И., 2015 © Дзампаева Ж.М., 2015

ПЛУГИНА Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, кафедра Педагогики, психологии и специальных дисциплин, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь mpluginaigiyandex.ru

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируются вопросы, связанные с гуманизацией образовательных систем. Гуманизация рассматривается в качестве одной из тенденций современного образования. Показано, что современные процессы гуманизации в различных сферах жизнедеятельности человека имеют тесную связь с гуманистическими идеями, выдвинутыми мыслителями прошлого, и сегодня не потеряли своей актуальности.

Ключевые слова: воспитание; гуманизм; гуманность; идеал; личность; образование; педагог; субъект деятельности; ценностные ориентации.

I

Характерной чертой современной теоретической мысли является повышение внимания к идеям гуманизма, гуманизации различных сфер жизнедеятельности человека. Существует динамичная причина, обусловливающая актуальность проблемы гуманизма. Она заключается в самой реальной истории человечества, где идеи гуманизма являются результатом человеческого опыта в осознании общественной ценности отдельной личности, осознании человеком в процессе такого опыта самого себя, своих общественных задач.

В общем виде гуманизм как мировоззренческая и нормативно-практическая установка поведения обосновывает ценностные ориентации личности, идеалы, представления, нормы и правила, которые формируются на различных этапах развития человека как субъекта деятельности. Идеи гуманизма выступают основой фило-

софско-мировоззренческой концепции человека, рассматривающей его как высшую ценность и обеспечивающей возможность полного представления о путях, способах формирования, самоопределения и самореализации цельной и творческой личности. Все это возможно в том случае, если будут созданы реальные возможности для гуманизации всех систем, сфер жизни и деятельности каждой отдельной личности и общества в целом.

Необходимо отметить, что процессы гуманизации никогда не имели линейного характера. В истории человечества можно выделить моменты подъема и спада интереса к гуманистической проблематике. Но при этом следует признать, что зарождение гуманистических идей в педагогической психологии связано с учением Сократа (469-395 гг. до н.э.). Он одним из первых на основе моральной рефлексии сделал антропологическую проблематику специальным предметом изучения. Первенство выдвинутых идей Сократа в этом направлении обладает значительной достоверностью, поскольку подтверждается исследованиями ряда ученых (В.Ж. Келле, М.И. Петросян, E.H. Шиянов, М. Фомин и др.).

И это было "началом жизни" гуманистических идей. Ретроспективный анализ идей гуманизации общества, его различных систем показывает, что они не являлись чем-то новым для последующих этапов общественного развития. В частности, можно обратиться к работам великих гуманистов эпохи Просвещения, в центре внимания которых стояло учение о человеке, а на первое место выдвигалась идея реализации принципов гуманизма, формирования в человеке гуманистических качеств, что было важно не только для воспитания отдельной личности, но и для общества в целом.

Для нашего исследования важны работы тех ученых, в которых речь идет именно об образовательных системах. И здесь наиболее интересным для теоретического анализа рассматриваемой проблемы представляют конец XVIII и XIX вв. Демократический гуманизм этого времени был насыщен новыми идеями и воззрениями. Так, среди мыслителей XIX века, которых волновала проблема гуманизации образования, были A.B. Дистервег, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинс-кий, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.

В своихтрудах, насыщенных гуманистическим и интернациональным содержанием, A.B. Дистервег неоднократно высказывал идею о том, что образованию должна быть отведена главная роль в воспитании гражданина общества. При этом известный мыслитель утверждал, что в каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемых гуманностью, где главным становится стремление к благодарным общечеловеческим целям [2, С. 237]. Но достижение поставленной цели, процесс воспитания личности, ее гуманных качеств во многом зависит от личностных качеств учителя. Такой вывод делают многие мыслители и ведущие педагоги-гуманисты того времени:

- от учителя требуется широкая образованность, знание философии, экономики, анатомии, физиологии, педагогики, психологии (т.е. всех наук имеющих прямое отношение к человеку), владение педагогическим тактом и педагогическим мастерством (К.Д. Ушинс-кий, 1948-1952 гг.);

- сложность и ответственность труда учителя требует от него обширных общих и специальных познаний, общечеловеческих гуманных качеств (Н.Г. Чернышевский, 1951 г.) и т.д.

В XX веке идеи гуманизации образования приобрели особе звучание, что можно объяснять тенденциями общественного развития.

ДЗАМПАЕВА Жанетта Махарбековна, заместитель директора по учебной работе, Нефтекумский региональный политехнический колледж, Нефтекумск [email protected]

<

< а

ш S

I

<

аз

о

со <

0-Ш О

44

Преобразования, которые начались в начале XX века, и которые стали переломным для нашего общества, явились предпосылками процессов гуманизации и демократизации общества XXI века. Многие исследователи отмечали, что 20-е годы XX века характеризуются стремительным подъёмом в развитии гуманистических идей. Это нашло свое отражение в работах целого ряда педагогов и психологов, которые внесли существенный вклад в построение гуманистической системы образования и обоснование роли учителя в этом процессе (П.П. Блонский, H.H. Иорданский, А.Г. Калашников, М.М. Пистрак, С.Г. Шацкий и др.).

Их главные идеи можно сформулировать следующим образом: будущая школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова; новый педагог - это, прежде всего, человек новой психологии и новой педагогики (П.П. Блонский, 1961 г.); путь к реформе школы идёт через реформы учителя; ведущими качествами учителя должны стать высокая интеллигентность и постоянное стремление к духовному росту (С.Т. Шацкий, 1980 г.) и т.д.

Эти и другие исследователи считали, что процессы гуманизации образовательных систем могут реально осуществляться в том случае, если педагог будет иметь гуманистическую направленность, воспитывать и обучать на основе принципов гуманизма. Поэтому очевидным является тот факт, что именно в 20-е годы возник огромный интерес к личности педагога, его человеческим и профессиональным качествам. И обобщенный опыт мыслителей XVIII и XIX вв. нашел свое достойное продолжение в работах М. Рубинштейна, Р. Кутепова, М. Соколова, С. Гусева и других.

В частности, М. Рубинштейн (1927 г.) писал о том, что человек и профессионал в учителе составляют единой целое. К этому исследователь добавлял, что если общество хочет иметь новую школу, оно должно больше внимания уделять проблемам, связанным с личностью и деятельностью учителя.

В последующие годы наиболее яркими представителями педагогики гуманизма стали A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Их наследие и сегодня имеет огромное влияние нетолько на организацию воспитательного процесса в средней школе, на профессиональное становление личности учителя, но и на проектирование образовательной среды в средних специальныхи высшихучебных за ведениях. Все это находит свое отражение в их высказываниях о педагоге. Так, A.C. Макаренко (1957-

1958 гг.) отмечал, что не только мастерство, но и качества личности педагога являются своеобразным инструментом воспитательной работы. При этом он отмечал тот факт, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности педагога присутствуют большие недостатки. Сегодня это можно назвать факторами риска, препятствующими эффективному выполнению профессиональной деятельности. Из этого правомерно сделать вывод о необходимости постоянного совершенствования не только деятельности, но и личности преподавателя, создания условий для формирования его профессионализма.

Идеи A.C. Макаренко развивал В.А. Сухомлинский (1979-1981 гг.), в исследованиях которого отмечалось такое качество педагога, как гуманность. Под ней мыслитель понимал, прежде всего, мастерство, искусство пробуждать самое лучшее в ученике.

Следующим этапом, когда можно отметить возрастание интереса к проблеме гуманизма, правомерно считать 60-е годы. Актуализации гуманистической проблематики происходила на фоне п роцессов демократизаци и общественной жизни, связанных с так называемой "хрущёвской оттепелью". В это время на первый план вышли не просто проблемы гуманизации просвещения, а такие важные в данном контексте вопросы, как формирование гуманных межличностных отношений, профессионального и личностного становления педагога. Появился ряд работ, в которых осуществлена попытка решить эти вопросы.

Такие исследователи, как Ф.Н. Гоноблин, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков вновь высказали мысли, подтверждающие ранее высказанные идеи об определяющем влиянии личностных качества учителя на формирование личности ученика. При этом к наиболее важным личностным качествам педагога были отнесены: тактичность, доброжелательность, эмпатия, сдержанность и другие. Ф.Н. Гоноблин (1951 г.), вслед за A.C. Макаренко, В.А. Сухо-млинским в числе наиболее значимых личностных, имеющих профессиональную значимость качеств, называл гуманизм учителя. Подтверждение этому можно найти в работах А.И. Щербакова (1967 г.), который гуманное отношение кучащимся и коллегам ставил на первое место.

70-80-е годы выдвинули на первый план идею технократизации. И все проблемы, связанные с гуманизацией общества, просвещения в отечественной науке были на время отодвинуты. Но уже во второй половине 80-х годов, в связи с идеей построения демокра-

тического общества, проблемы гуманизма, формирования гуманныхотношений,гуманизации образования стали центральными в работах ведущих философов, педагогов, психологов. Только видение общечеловеческих ценностей в современных исследованиях существенно отличается от того, какое было характерно для периода раннего христианства, эпохи Ренессанса и последующих периодов развития общества. Эти отличия, по мнению ряда учёных (В.П. Бездухов, Б.З. Вульфов, Е.В. Щедрина, E.H. Шиянов), заключаются в следующем:

- в концеХХ-го столетия общечеловеческие ценности рассматриваются сквозь призму обеспечения выживаемости человечества, преодоления кризиса цивилизации;

- располагая огромным опытом прошлого нельзя, ограничиваться односторонней трактовкой общечеловеческих ценностей, нынешнее их понимание вбирает в себя и все прежние звенья на пути восхождения к истине;

- никогда прежде не делалось такого упора на поиск конкретных экономических, политических условий, которые должны обеспечить реализацию этих ценностей [5].

К этим условиям можно добавить и социально-психологические, без которых невозможно было решение задач гуманизации общества в целом и системы образования, в частности. В силу того, что актуальность проблемы возросла, её решением на данном этапе занимались многие исследователи с различных точек зрения: философской, педагогической, психологической. И, если говорить о психологических условиях, то ярким примером разрешения существующих проблем, связанных с гуманизацией образовательных систем, является деятельность служб практической психологии. Практические психологи смогли занять свою нишу во всех образовательных сферах: дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее, где они в полной мере стали оказывать влияние на актуализацию и реализацию идей и принципов гуманизма. Одной из наиболее важных среди других задач, которые были призваны решать специалисты психологической службы - это задача, связанная с оптимизацией отношений между субъектами образовательной среды, их гуманизацией [3].

В начале XXI века идеи гуманизации начинают приобретать особое значение, что связано с теми противоречиями и преобразованиями, которые характерны для современного общества. Общеизвестным является тот факт, что в условиях рыночных отношений наиболее востребованными становятся такие лично-

стные характеристики, как рационализм, прагматизм, готовность и способность личности лоббировать свои интересы, жестко отстаивать свои позиции и добиваться успеха "любой ценой". С одной стороны, сформированность таких качеств, наличие специфических установок позволяют личности быть конкурентоспособной, достигать поставленных целей, с другой -приводит к формированию "эмоциональной холодности", черствости, равнодушию, проявлению жестокости по отношению к другим. Следствием этого, как правило, является построение деструктивных жизненных стратегий, сопровождающихся личностными деформациями, разрушением межличностных отношений.

В целях предотвращения возникновения, формирования и проявления таких нежелательных копинг-стратегий, поведенческих диспозиций, установок, минимизации факторов риска для личностного развития было жизненно необходимо актуализировать вопросы, связанные не только с воспитанием конкурентоспособной личности, но и формированием у нее социально одобряемых, гуманных качеств. Безусловно, деятельность в этом направлении должна осуществляться во всех социальных институтах: семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз и т.д. Но ведущая роль в этой деятельности остается за образовательными системами.

И это не случайно. Практика показывает, что именно образовательныеучреждения призваны выполнять социальный заказ общества по подготовке его будущих граждан, а поэтому они в полной мере должны осознавать степень своей профессиональной ответственности за достижение поставленной цели и решение выдвинутых в связи с этим задач.

Нужно отметить, что в психолого-педагогической науке в конце XX - начале XXI вв. оформляется новая парадигма образования, парадигма развивающего образования. У ее истоков стояли такие известные ученые нашего времени, как: Амонашвили Ш.А., Асмолов

A.Г., Бондаревская Е.В., Громыко Ю.В., Давыдов

B.В., Дубровина И.В., Зинченко В.П., Ильясов И.И., Кудрявцев В.Т., Левитан К.М.,Ляудис В.Я., Матюшкин A.M., Рубцов В.В., Слободчиков В.И., Фельдштейн Д.И., Швырев B.C., Эльконин Б.Д., Якиманская И.С. и др.

Анализ их исследований показывает, что переход к новой образовательной парадигме правомерно рассматривать в качестве одной из важных характеристик, которая отличает постановку и решение задач гуманизации современных образовательных систем.

И, если сегодня под содержанием образования понимать систему знаний о человеке, построении его отношений с окружающим миром, систему обобщенных интеллектуальных и практических умений, обеспечивающих ему успех в той или иной области деятельности, в частности, и в деятельности, направленной на преобразование окружающего мира, то можно говорить о новой парадигме образования. Суть ее основных идей заключается в построении гуманистической концепции образования, предоставляющей личности не только возможность освоить основы наук, но и основные элементы культуры; раскрыть собственные способности, самого себя, свой внутренний потенциал; выстроить позитивные отношения с окружающими и пр. [1].

И здесь также необходимо акцентировать внимание на ведущей роли учителя, педагога в решении обозначенных задач. Это является закономерным для образовательных систем, т.к. деятельность педагога - это, прежде всего, сфера проявления нравственных установок взаимодействующих сторон, основанных на гуманистических принципах. А уровень нравственной культуры учителя определяет стиль его взаимодействий с коллегами, учениками, родителями учащихся.

Поэтому исследования последних лет показывают, что процессы гуманизации образовательных систем в XXI веке предполагают, прежде всего, соответствующие изменения в сознании и деятельности педагога. Ориентация воспитателей, учителей, вузовских педагогов на углубленное изучение гуманистических ценностей, на системное внедрение их в образовательную среду является важнейшим условием осуществления на практике принципов гуманизма. Такой подход в обучении позволяет создать условия для развития исторически нового типа личности XXI века, обладающей, по мнению ученых, методологической культурой, нестандартным мышлением, системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, культуротворческий диалог [5].

Другой, не менее важной особенностью гу-манизции образования на современном этапе стало рассмотрение этого явления через экстраполяцию гуманистических идей прошлого. Поэтому, по утверждению Н.Б. Ромаевой, мысли прогрессивных представителей середины Х1Х-ХХ веков, не только провозгласивших гуманистические идеи, но и создавших систему их реализации на практике, являются неоценимым вкладом в развитие гуманистической педагогики нашего времени [4].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема гуманизации имеет древние истоки и является весьма актуальной на сегодняшний день в связи с происходящими процессами демократизации и гуманизации общества. Современное представление о гуманистических ценностях отличается от того, которое доминировало на предыдущих этапах развития общества. Сегодня эти ценности преломляются через призму общественного кризиса, накопленного предшествующими поколениями опыта и др. При этом важное значение имеет поиск конкретных условий, способствующих реализации гуманистических ценностей, среди которых особую роль сегодня начинают приобретать социально-психологические условия и т.д.

Ретроспективный анализ показывает, что процесс гуманизации образования не имел линейного развития и своего однозначного решения, а реализация идей гуманизма в образовательный процесс была обусловлена тенденциями общественно-исторического развития. Но, как показывает практика, несмотря на эти особенности, независимо от исторического контекста, именно педагог всегда являлся "проводником" идей гуманизма и своей личностью показывал пример гуманного отношения к людям, к окружающей действительности.

Литература:

1. Горбунков В.Я., Плугина М.И. Образование как детерминанта совершенствования личности и деятельности в процессе профессионального становления : материалы I Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях". - СтГМУ, 2013. - 316 с. (с. 70-77)

2. Дистервег А. Чего должен учитель остерегаться в настоящее время и чего всегда придерживаться? // Избр. пед. соч. - М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 324.

3. Плугина М.И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе : дис.... к. психол. н. -Ставрополь, 1997.

4. Ромаева Н.Б., Ромаев А.И. Гуманизация отечественного образования как экстраполяция гуманистических идей прошлого // Современная наука и образование: опыт и перспективы гуманизации в условиях Российского общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ставрополь : СКСИ, 2013. - С. 224-232.

5. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.