Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ ЮНЕСКО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ ЮНЕСКО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИА / ЮНЕСКО / ООН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / РИСКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джунушалиева Гульмира Дженишевна, Никонова Жанна Викторовна, Савченко Ирина Александровна

В условиях стремительного информационно-коммуникационного развития современного мира медийно-информационная грамотность становится одним из ключевых навыков социальной жизни индивидов и социальных групп в поиске информации, ее критического осмысления, создания нового контента и знания. В этом смысле «медиа-информационная грамотность» становится фактором достижения новых возможностей повышения качества жизни современного человека. Гуманитарные проекты ЮНЕСКО направлены на разработку комплексного инструментария в данной сфере, что позволяет развивать знания и представления о видах медиатекстов, поиска и осмысления медиапродуктов с целью защиты от дезинформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Джунушалиева Гульмира Дженишевна, Никонова Жанна Викторовна, Савченко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO HUMANITARIAN PROJECT AS A TOOL FOR DEVELOPING MEDIA AND INFORMATION LITERACY

With the modern pace of development of information and communication technologies, media information literacy is becoming one of the key skills of the social life of individuals and social groups in the search for information, its critical understanding, the creation of new content and knowledge. In this sense, "media-information literacy" becomes the basis that opens up new opportunities for improving the quality of life of an individual and society. UNESCO humanitarian projects are aimed at developing comprehensive tools in this area, which allows optimizing knowledge and ideas about the types of media texts, searching and understanding media products in order to protect against misinformation.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ ЮНЕСКО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»

УДК 316.774

Гуманитарный проект ЮНЕСКО как инструмент развития медийно-информационной грамотности

Джунушалиева Г.Д.

Доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и связи с общественностью Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина (Бишкек)

Никонова Ж.В.

Доктор филологических наук, профессор, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

Савченко И.А.

Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета, начальник международной междисциплинарной научной лаборатории «Технологии социально-гуманитарных исследований» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД РФ

В условиях стремительного информационно-коммуникационного развития современного мира медийно-информационная грамотность становится одним из ключевых навыков социальной жизни индивидов и социальных групп в поиске информации, ее критического осмысления, создания нового контента и знания. В этом смысле «медиа-информационная грамотность» становится фактором достижения новых возможностей повышения качества жизни современного человека. Гуманитарные проекты ЮНЕСКО направлены на разработку комплексного инструментария в данной сфере, что позволяет развивать знания и представления о видах медиатекстов, поиска и осмысления медиапродуктов с целью защиты от дезинформации.

Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, медиа, ЮНЕСКО, ООН, цифровизация, дезинформация, риски, социальные сети, тревожность, конфиденциальность

Реальность мира сетевых коммуникаций сложна и разнородна, интересна и опасна и уже потому заслуживает изучения и понимания не только со стороны ученых, но и со стороны широчайшего круга интернет-пользователей, значимую часть которых составляют молодые люди. Один из западноевро-

пейских лидеров движения за медиаобразование профессор Дивина Фрау-Майгс отмечает, что современный человек от беглого просмотра сайтов и чатов перешел к «вылову» данных для дальнейших манипуляций этими данными. Такие манипуляции дестабилизируют общество. Характер медиаланд-

шафтных преобразований позволяет говорить об актуальной востребованности специальной образовательной стратегии, ориентированной на развитие критического восприятия медиаконтента и в целом современного информационного поля [1]. Технологические новации в средствах коммуникации и риски, связанные с дестабилизацией общественного порядка, поднимают проблему изменения подходов к потреблению информации, поскольку старые и новые медиа оказывают значительное влияние на политические и этические основы жизни социума. Эффективным инструментом, который может помочь снять остроту кризиса информационного потребления, стало медиаобразование и информационная грамотность (далее - МИГ).

На сегодняшний день каждое государство разработало свою нормативно-правовую базу для регулирования деятельности традиционных СМИ. В условиях цифровой эпохи национальное законодательство не всегда успевает совершенствоваться и своевременно реагировать на изменения форматов коммуникаций. Нужно признать, что мировое сообщество в целом оказалось не готовым к соци-ополитическому влиянию социальных сетей. Новые формы социальной коммуникации во многом сопряжены с новыми социокультурными и политическими рисками и вызовами [2, с. 155]. Цифровые данные о пользователях и настройки алгоритмов различных программ позволяют отслеживать все формы активности, которые поддерживает человек. Пользователь оказывается в плену фильтров, формирующих заданный вектор представлений. Такие фильтры ограничивают индивидуальный выбор и представляют риски конфиденциальности субъекта.

Беспрецедентная значимость fake news последних лет заставила экспертное сообщество обратить внимание на этот феномен. Социуму предлагается информационная смесь, состоящая из интеллектуальных и обывательских сплетен, пропаганды и различных теорий заговора с элементами конспи-рологии. Учитывая «информационную всеядность» современного человека, можно утверждать, что цифровые коммуникационные технологии сняли всякие ограничения распространения информации и превратили fake news в трансмедийное и виральное явление. Глобальные интернет-корпорации Google, Apple, Facebook, Amazon, Microsoft, осуществляя контроль над своими платформами, тем не менее допускают утечку конфиденциальной информации.

Велика также роль социальных сетей в превращении обычно пассивных пользователей интернета в активных. Такие пользователи постоянно обмениваются информацией и интерпретируют ее, переводя частную сферу в публичную плоскость. Социальные сети стали платформой распространения недостоверных новостей, которые сегодня относят к категории так называемой «постправды». По-164

пытки манипулирования общественным мнением, распространение по соцсетям панических и агрессивных настроений [3] можно предупредить только посредством развития критического мышления [4].

В 2011 г. в г. Фесе (Марокко) прошел форум, в работе которого приняли участие представители 43 стран. Он стал площадкой обсуждения проблем, которые актуализировались в результате расширения информационного пространства и появления новых медиа, обусловивших новый вызов социально-экономической и политической жизни мирового сообщества в эпоху цифровизации. В работе форума приняли участие специалисты из различных отраслей науки (социология, экономика, международные отношения, медиалогия, лингвистика, право, история и культурология, журналистика и др.). Результатом активных дискуссий стала «Фесская декларация о медийной и информационной грамотности». Цифровая эпоха и внедрение коммуникационных технологий в социальную повседневность требуют объединенных усилий и содействия межрегиональной и глобальной кооперации в медийно-информа-ционном поле. На форуме речь шла о ежегодном проведении недели медиаграмотности ЮНЕСКО, о стратегиях работы с медиаконтентами, а главное, о создании сети ЮНЕСКО, направленной на развитие информационно-медийной грамотности и разных форм транскультурного диалога. Такая работа мыслилась с активным привлечением учреждений высшего образования.

В результате с 2012 г. ЮНЕСКО в рамках сотрудничества с Альянсом цивилизаций ООН и международной Университетской сетью медийной и информационной грамотности и межкультурного диалога (далее - МИГМД) активно расширяет свою инициативу в области развития международного сотрудничества, умений и навыков работы в цифровой среде. Вовлечение Университетской сети в применение МИГ в качестве комплексной концепции, которая создает общую платформу для взаимодействия связанных с МИГ сетевых структур и ассоциаций в масштабах планеты, помогает формировать соответствующую образовательную среду. Университеты в условиях формирования цифрового общества, по признанию экспертов, превращаются в «ме-тауниверситеты». Именно они формируют систему онлайн-платформ [5, с. 209], посредством которых актуальные теоретико-прикладное знания о «сетевом мире» передаются в системном формате и доступном режиме.

Глобальная пандемия Covid-19 внесла свою лепту в социально-экономические и политические процессы в общественной жизни гражданских социумов и мирового сообщества. «Сеульская декларация о медийной и информационной грамотности для всех и при всеобщем участии: защита от дезинфоде-мии» стала ответом на них в области МИГ. Деклара-

ция была опубликована 3 ноября 2020 г. Дезинфоде-мия (дезинформация и пандемия) - новое понятие, примененное для описания тревожности и опасений людей во всем мире, отражает масштабную информационную угрозу в период пандемии [6]. Генеральный секретарь ООН в своем выступлении по случаю Всемирного дня свободы печати отметил, «что 40 % фейк-контента на тему коронавируса создается роботами по генерированию информации» [7].

В 2019 г. была запущена программа ЮНЕСКО «Альянс медийной и информационной грамотности 2.0». Альянс МИГ ЮНЕСКО (ранее - Глобальный альянс партнерства в области медийной и информационной грамотности) стал новаторской инициативой по развитию международного сотрудничества в сфере формирования медийных и информационных компетенций у граждан. Альянс предлагает вебинары по тематике МИГ, поддерживает общедоступные онлайн-ресурсы, обеспечивает совместное использование ресурсов по тематике МИГ в целях реагирования на Covid-19 и предлагает рекомендации по противодействию инфодемии [6]. ЮНЕСКО инициировало движение в поддержку нового подхода в использовании социальных средств коммуникации - MIL CLICKS. Представители ЮНЕСКО подчеркивают, что данное движение - это инструмент формирования у современных людей, в особенности у молодежи, «медийной и информационной грамотности». Такая грамотность должна быть «повседневной основой» использования интернета и социальных сетей. Данный вид грамотности касается участия индивидов и групп в процессах кросс-направленного обучения различным аспектам сетевой навигации, интернет-игр, интернет-подключений, распространения информации в интернете и коммуникаций в социальных сетях [8].

Одной из инициатив ЮНЕСКО стал международный проект - «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей» (анонсирован 26.11.2020 г.). Он направлен на развитие МИГ в системе образования стран СНГ и реализуется в партнерстве с государственными и негосударственными институтами [9].

На сегодняшний день ЮНЕСКО предлагает медиаобразовательные ресурсы: «Медиа и информационное образование», «Разработка политики и стратегии МИГ», «Программа обучения учителей», «Глобальная система оценки МИГ», «Пять законов медиа и информационной грамотности», «Онлайн-курс по МИГ и межкультурному диалогу», «Образовательные онлайн-ресурсы для учителей» МИГ и пользовательский контент», «MIL CLICKS», «Молодежь и ИКТ», «События МИГ» [10].

Медиа-образовательные практики ЮНЕСКО показывают значимые коммуникационные эффекты на постсоветском пространстве, в частности, в государствах Центральной Азии. Информационно-

Обзорные статьи

коммуникативное агентство Узбекистана при Администрации Президента Республики совместно с Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане и Национальной библиотекой Узбекистана при поддержке Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану организовало сессию проекта «Формирование профессиональной медийно-информационной компетентности специалистов Центрально-Азиатского региона» в онлайн режиме, в котором принимают участие специалисты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Российской Федерации - эксперты, координаторы и коучи. Специалисты НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры сегодня являются экспертами ЮНЕСКО в области развития медийно-информационной грамотности и информационной культуры.

В рамках обозначенного поля деятельности раскрываются международные тенденции и опыт практической реализации в различных аспектах формирования медийно-информационной грамотности и информационной культуры детей и молодежи в условиях цифровизации общества [11]. В период, когда сетевая среда устойчиво конкурирует со средой традиционного человеческого общения, развитие медийно-коммуникационной грамотности становится одним из аспектов современной идеологии образования [12, р. 6]. ЮНЕСКО прикладывает все усилия для того, чтобы на основе комплексного подхода программа медийно-информационной грамотности стала общепринятой практикой в образовательной системе современных государств.

Литература:

1. Медиаграмотность - средство от манипуляций // ЮНЕСКО. - URL: https://ru.unesco.org/courier/ iyul-sentyabr-2017-g/mediagramotnost-sredstvo-ot-manipulyacii/ (дата обращения: 30.11.2021).

2. Комлев Ю.Ю. От цифровизации и сетевизации к цифровой девиантизации в обществе рисков // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 2. - С. 154-159.

3. Савченко И.А. Молодежь перед вызовами сетевой агрессии // Современные тенденции развития молодежной среды: проблемы, вызовы, перспективы. Материалы межвузовской науч.-практич. конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 206-209.

4. Shutaleva A., Martyushev N., Nikonova Zh., Savchenko I., Bovkun A., Kerimov A. Critical thinking in media sphere: attitude of university teachers to fake news and its impact on the teaching // Journal of Management Information and Decision Science. - 2021. - Т. 24. - № S1. - Р. 20.

5. Щелкунов М.Д., Николаева Е.М., Ефлова М.Ю. Медиаобразование в высшей школе: особенности, перспективы, риски // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 2. - С. 208-212.

6. Сеульская декларация о медийной и информационной грамотности для всех и при всеобщем участии: защита от дезинфодемии // Информа-цияонная грамотность и медиаобразование для всех. - URL: https://www.mediagram.ru/netcat_ files/108/110/h_bc2878c6fe70c226e9af82bff1fa 2d84 (дата обращения: 30.11.2021).

7. Фактчекинг против дезинформации: история одной коллаборации кыргызстанских журналистов // Internews. - URL: https://internews.kg/glavnye-novosti/faktcheking-protiv-dezinformatsii-istoriya-odnoj-kollaboratsii-kyrgyzstanskih-zhurnalistov/ (дата обращения: 25.11.2021).

8. Глобальный альянс в поддержку партнерства в области медийной и информационной грамотности // ЮНЕСКО. - URL: https://ru.unesco.org/ themes/media-and-information-literacy/gapmil/ covid19 (дата обращения: 30.11.2021).

9. Состоялась итоговая конференция проекта ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей» для стран СНГ // Московский педагогический государственный университет. - URL: http://mpgu.su/ novosti/sostojalas-itogovaja-konferencija-proekta-junesko-medijno-informacionnaja-gramotnost-v-cifrovom-mire-kak-nauchit-uchitelej-dlja-stran-sng/ (дата обращения: 25.11.2021).

10. Коммуникация и информация // ЮНЕСКО. -URL: http://unesco.ru/tag/information/ (дата обращения: 30.11.2021).

11. Центрально-Азиатская сессия по медийно-ин-формационной компетентности // Научная библиотека КНУ им. Ж. Баласагына. - URL: https:// lib.knu.kg/ru/ (дата обращения: 30.11.2021).

12. Ivashevsky S., Nikonova Zh., Savchenko I., Gorokhova A., Martyushev N. Concept and policy of educational modernization // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. - 2022. - Т. 25. -№ S2. - P. 6.

UNESCO Humanitarian Project as a Tool for Developing Media and Information Literacy

Dzhunushalieva G.Dz.

Kyrgyz-Russian Slavic University

Nikonova Z.V. Linguistics University of Nizhny Novgorod

Savchenko I.A.

Moscow City Pedagogical University, Linguistics University of Nizhny Novgorod,

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

With the modern pace of development of information and communication technologies, media information literacy is becoming one of the key skills of the social life of individuals and social groups in the search for information, its critical understanding, the creation of new content and knowledge. In this sense, "media-information literacy" becomes the basis that opens up new opportunities for improving the quality of life of an individual and society. UNESCO humanitarian projects are aimed at developing comprehensive tools in this area, which allows optimizing knowledge and ideas about the types of media texts, searching and understanding media products in order to protect against misinformation.

Key words: media and information literacy, media, UNESCO, UN, digitalization, disinformation, social networks, privacy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.