Научная статья на тему 'Гуманитарный аспект обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков'

Гуманитарный аспект обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / TEACHING PHYSICS / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFILE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Barysheva Z.P.

В статье рассматриваются вопросы гуманитаризации процесса обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the aspects of humanization of teaching physics to students of schools specialized in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный аспект обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

HUMANITARIAN ASPECT OF TEACHING PHYSICS TO STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE SPECIALIZED SCHOOLS

З. П. Барышева

В статье рассматриваются вопросы гуманитаризации процесса обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков.

Ключевые слова: гуманитаризация, обучение физике, профильное образование.

Проблема гуманитаризации естественнонаучного и технического образования в наше время становится все более актуальной. Причина многих современных глобальных проблем кроется в расчеловечивании знаний, то есть в отторжении науки от общечеловеческой культуры: в воспитании человека знающего, но безнравственного [1-2]. Поэтому профилизации образования, обусловленной необходимостью усвоения постоянно увеличивающегося объема специальных знаний, должны сопутствовать процессы интеграции гуманитарного и естественнонаучного образования.

Есть и другая причина для объединения различных областей знаний. Профилизация образования в средней школе не должна приводить к ограничению возможностей для свободного выбора учащимися различных образовательных траекторий после окончания школы. Так, часть выпускников школ с углубленным изучением иностранных языков (в некоторых случаях до 20% от выпуска) хотели бы продолжить обучение в технических вузах. Но у них, как показывает анкетирование, возникают трудности при изучении физики. Им сложно поступить в технический вуз и не менее сложно адаптироваться к инженерному образованию. То есть для значительной части учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков существует социальная проблема, связанная с ограничением их возможностей для профессионального и личностного самоопределения.

Изучение физики в гуманитарных классах менее успешно, чем в классах естественнонаучного профиля, не столько из-за различий исходных условий, выражающихся, например, в значительно меньшем количестве учебных часов, отведенных на изучение физики, сколько из-за специфики всего учебного процесса в классах различного профиля.

Специфичность обучения физике учащихся гуманитарных классов обусловлена различиями гуманитарного и естественнонаучного образования. Гуманитарное образование по сравнению с естественнонаучным обладает большей направленностью на включение личности в об-

Z. P. Barysheva

This article covers the aspects of humanization of teaching physics to students of schools specialized in foreign languages.

Keywords: humanization, teaching physics, profile education.

щественные отношения, искусство и культуру, то есть оказывается более «очеловеченным». Естественнонаучные знания более абстрактны, и поэтому оказываются более отстраненными от гуманитариев. Приблизить естественнонаучные знания к гуманитарным, значит облегчить их восприятие учащимися классов гуманитарного профиля и тем самым реализовать требование стандарта о создании условий для получения качественного образования.

Истинное знание обладает эстетической ценностью, а творческую активность личности можно также стимулировать повышением эмоциональности восприятия, используя безграничные возможности слова. Поэтому эстетика и литература могут сыграть важную роль в процессе обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков. Заметим, что гуманитарные предметы доминируют в таких школах, и обучение физике с использованием литературных фрагментов, ярких исторических фактов, текстов на иностранном языке в данном случае органично вписывается в учебный процесс.

Организация самостоятельной работы учащихся гуманитарных классов по курсу физики (подготовка докладов, рефератов, проектов и пр.) должна проводиться с учетом интеграции не только с другими естественнонаучными дисциплинами, но и с гуманитарными (таблица).

Литературные тексты могут служить в качестве условий для различных физических задач: качественных, количественных, графических, экспериментальных. Кладезем подобных задач является научно-фантастическая и научно-популярная литература. Например, в романе Александра Беляева «Властелин мира» встречаются вопросы из механики, акустики, электростатики, оптики и пр. [3]. Но не менее важно, что этот роман имеет большое воспитательное значение. Роман «Властелин мира» о «трагедии человека, чьи тщеславные желания вдруг исполнились, о том, что в нашей жизни действительно ценного, а что - суета сует» [3, с. 7]. Описания переходов вещества из одного агрегатного состояния в другое и попутные процессы, связанные с этими переходами, встречаются в романе В. А. Обручева «Золотоискатели в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

Таблица

Интеграция физики с гуманитарными дисциплинами

Гуманитарные дисциплины Тематика содержания и направления связей с физикой

Литература (искусство) Физические явления в литературных произведениях, физика и литература, физика и музыка и т. п.

История (обществоведение) История открытия физических законов, биографии выдающихся физиков, значение научных открытий для общественного прогресса и др.

Иностранные языки Перевод физических текстов из справочной литературы, технических, научно-популярных и научных журналов и т. д.

пустыне» [4]. Немало подобных примеров можно привести из художественной литературы. Например, отрывок из повести А. П. Чехова «Степь» может послужить для изучения силы Архимеда [5, с. 63].

Особое место в курсе физики занимают задачи, связанные с оценкой значения той или иной физической величины, поскольку физическое мышление включает в себя обязательную оценку полученных результатов. Задачи такого типа тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения задачи нужно понять описываемое в тексте физическое явление, задать необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.

В качестве примера приведем отрывок из повести Л. Н. Толстого «Севастополь в мае», в котором описывается полет пушечного ядра [6, с. 69]: «Михайлов оглянулся: светлая точка бомбы, казалось, остановилась на своем зените - в том положении, когда решительно нельзя определить ее направления. Но это продолжалось только мгновение: бомба быстрее, быстрее и быстрее, ближе и ближе, так что уже видны были искры трубки и слышно роковое посвистывание, опускалась прямо в середину батальона».

Сформулируем вопросы по данному тексту:

1. По какой траектории летела бомба?

2. От чего зависит наблюдаемая траектория бомбы?

3. Почему в какой-то момент Михайлову показалось, что светлая точка бомбы остановилась в высшей точке траектории?

4. Действительно ли в тот момент, когда светлая точка бомбы, казалось, остановилась на своем зените, нельзя было определить направление ее движения?

5. Можно ли по времени подъема бомбы до верхней точки траектории, оценить время ее падения?

Для ответа на поставленные вопросы учащимся нужны знания по использованию различных систем отсчета, свободного падения тел и движения тел с учетом силы сопротивления воздуха, координатного и динамического методов решения задач и т. д.

Приведенный отрывок и перечень вопросов к нему свидетельствуют о значительных дидактических возможностях использования художественного фрагмента на занятиях по физике:

• для положительного эмоционального настроя на восприятие учебного материала;

• для проверки усвоения учебного материала;

• для повторения и закрепления знаний на основе события, описываемого в произведении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинатулина И. Н. Гуманитаризация физического образования в условиях творческой мастерской: Научно-методические основы и педагогический опыт: моногр. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. 160 с.

2. Петрунева Р. Н. Гуманитаризация образования: Модель гуманитарно-ориентированного специалиста: учеб. пособие. Волгоград: РПК «Политехник», 1998. 113 с.

3. Беляев А. Р. Избранное. М.: Русский язык, 1992. 410 с.

4. Обручев В. А. Золотоискатели в пустыне. М.: Гео-графгиз, 1955. 208 с.

5. Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 6. М.: Гослитиздат, 1955. 503 с.

6. Толстой Л. Н. Повести и рассказы. М.: Моск. рабочий, 1980. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.