Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии в подготовке педагогов-магистров'

Гуманитарные технологии в подготовке педагогов-магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МАГИСТРОВ / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / TRAINING TEACHERS-MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажарова Е. А.

В статье рассматриваются преимущества использования гуманитарных технологий в подготовке педагогов-магистров как возможного направления модернизации высшего профессионального образования, ориентированного на развитие человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian technologies in training teachers-masters

The author considers the advantages of using humanitarian technologies in the process of training teachers-masters as a possible direction of modernizing the higher vocational training focused on development of human potential.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии в подготовке педагогов-магистров»

вечный и диалектический процесс, основанный на продуктивном диалоге педагогических культур наших профессиональных сообществ. «Наш, российский, вклад может быть основан на разработках новых педагогических технологий, которые не есть простой перечень приёмов обучения, а превратились в самостоятельные направления дидактики» [25].

Чтобы достичь этой цели, преобладающим типом обучения в вузе(хотя, безусловно, начинать нужно в школе) должно быть обучение инновационное (исследовательское), а методы обучения - продуктивные.

Примечания

1. Качнев В. И. Формирование у студентов исследовательских навыков // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 82.

2. Путин Вл. Речь на заседании Госсовета России. 08.02.2008 // http://www.ivsnet.ru/Putin_speakphp

3. Пинк Д. Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления / пер. с англ. М.: РИПОЛ классик: Открытый мир, 2009. С. 73.

4. Боровик Г.А. Формирование исследовательских умений студентов колледжа как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста: науч.-практ. пособие. М., 2004. С. 10.

5. Андреева Е. Д. Воспитание исследовательской культуры глазами студентов: результаты психологического исследования. 19.11.2003 // http://www.nekrasovspb.ru /publicаtion

6. Шипилова Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии, 2001 // http://dissertation1.narod.ru/fvtoreferats2/ av194htm

7. Беляев А. В. Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2005. С. 253.

8. Губайдуллина Е. Д. Формирование исследовательских умений и навыков будущих специалистов по сервису и туризму: сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». 2007. № 5 // http://www.ncstu.ru/

9. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах. М.: КНОРУС, 2006. С. 200.

10. Чучалин А. Формирование компетенции выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 10.

11. Шипилова Т. Н. Указ. соч.

12. Балацкий Е. В. Куда идут наши университеты? // Высшее образование сегодня. 2006. № 1. С. 48.

13. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: ИООО «Современное слово», 2005. С. 224.

14. http://www.tovievich.ru/book/print118.htm Сайт Вл. Кудрявцева // В. Кудрявцев PISA и Поп-образование, 07.05.2008.

15. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д, Пашков А. Г. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе. / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 268-280.

16. Там же.

17. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

18. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления // Dewey J. How we think. M.: Изд-во «Лабиринт», 1999. С. 5.

19. Дахин А. В Калифорнии я лучше понял особенности российского образования // Народное образование. 2006. № 5. С. 119, 121.

20. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д, Пашков А. Г. Указ. соч.

21. Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. M.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 57.

22. Carrol J. B. A model of School Learning // Teachers College Reord. 1963. May. P. 723.

23. Менте М. ван. Эффективность использования ролевых игр в тренинге / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

24. Чарина А. М., Чесноков В. П. Применение имитационных деловых игр в преподавании менеджмента и теории организации // Материалы VII Всероссийской научно-теоретической конференции 28 марта 2008 г., Сыктывкар): в 3 ч. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. С. 71-74.

25. Дахин А. Указ. соч.

УДК 371

Е. А. Мажарова

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МАГИСТРОВ

В статье рассматриваются преимущества использования гуманитарных технологий в подготовке педагогов-магистров как возможного направления модернизации высшего профессионального образования, ориентированного на развитие человеческого потенциала.

The author considers the advantages of using humanitarian technologies in the process of training teachers-masters as a possible direction of modernizing the higher vocational training focused on development of human potential.

Ключевые слова: гуманитарные технологии, подготовка педагогов-магистров.

Keywords: humanitarian technologies, training teachers-masters.

Начало XXI века ознаменовано в России развитием инновационных процессов во всех сферах человеческой деятельности. Характерными чертами развития системы образования на современном этапе стали тенденции гуманизации и демократизации, отражающие потребности общества в свободных образованных гражданах, в признании права каждого выбирать путь или уровень образования, который позволяет максимально раскрыть и развить способности, интере-

© Мажарова Е. А., 2009

сы, удовлетворить различные образовательные потребности.

Значительным потенциалом для подготовки современных специалистов нового поколения обладают гуманитарные технологии. Особое значение они имеют для системы педагогического образования, от которого зависит все образование в России. Поэтому подготовка педагогов-магистров проектировалась исходя из идеи «проживания» инноваций: подготовка к использованию гуманитарных технологий в будущей профессиональной деятельности, использование модульного обучения, организация самостоятельной работы студентов, ориентация на создание продукта в результате обучения, вариативность отчетных работ. Проблематика программ подготовки педагогов-магистров отражает реальные аспекты деятельности преподавателя. Генеральной целью программ подготовки педагогов-магистров является содействие развитию профессиональной компетентности студентов путем отбора задач, направленных на формирование специальных компетентностей. Следовательно, при формировании программ меняются приоритеты: на первое место выносятся характеристики ком-петентностей как цели программ, затем предлагаются способы их формирования и становления, далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развивает компетентности. Если учебная программа будет следовать логике типов профессиональных задач, то ее необходимыми составляющими станут, во-первых, контекстное включение магистров в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в процессе обмена суждениями и развивает социальную и языковую компетентность студента.

В реализуемых нами программах подготовки педагогов-магистров предлагается вариант включения гуманитарных технологий в процесс подготовки педагогов-магистров методом полезных вкладов, который заключается в том, что в процессе обучения добавляются новые учебные курсы, где моделируются события (задачи), связанные с решением конкретных проблем, отрабатывающих те или иные компетентности. Примером является модель «Модульной образовательной магистерской программы» 540604 - высшее образование. Программа имеет формат сопоставляемых модулей. Магистр имеет возможность изучить любое число вариативных модулей. Для получения степени магистра обучающимся необходимо освоить четыре модуля, которые включают в себя: три вариативных модуля, определяющих специализацию магистра; инвариантный модуль «Методология исследования в сфере образования», предполагающий подготовку и защиту магистерской диссертации.

Таким образом, гуманитарные технологии способствуют реализации продуктивной сегодня концепции контекстно-компетентностного подхода. Предмет деятельности магистра в контекстном обучении трансформируется от учебной информации (в собственной учебной деятельности) к моделируемым ситуациям (в квазипрофессиональной деятельности) и, далее, к реальным производственным ситуациям (в учебно-профессиональной деятельности). Находясь с самого начала в деятельностной позиции, магистры получают в рамках этих базовых форм все более развитую практику использования учебной информации в собственной деятельности. А это означает, что практическая работа магистров в рамках изучения педагогических дисциплин может быть ориентирована на создание собственных педагогических проектов.

Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гуманитарных технологий является проблема понятийного аппарата описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную технологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профессиональной деятельности педагога. Для лучшего понимания сущности гуманитарных технологий воспользуемся методом классификации, который позволит определить типологические черты групп технологий.

Понятие «гуманитарные технологии» сегодня не имеет общепринятого определения, анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить некоторые сущностные черты рассматриваемого явления и описать основные понятийные характеристики этого феномена [1].

Гуманитарные технологии - технологии создания, изменения и обработки рамок и правил поведения людей (В. Осипов). Гуманитарные технологии являются инфраструктурными (нелинейными), наукоемкими технологиями, поскольку позволяют решать проблемы жизнедеятельности человека в целом и подготовки качественно новых специалистов на основе междисциплинарных исследований. Ядром гуманитарных технологий является понимание - деятельность (рациональная или чувственная) по связыванию различных фактов (проявлений жизни) в целостность путем придания всем им связующего смысла. Гуманитарные технологии строятся от субъекта, от структуры личности и представляются в трех ипостасях:

- как способ понимания (чувственно-оценочного и интеллектуального) мира и человека в нем;

- исследовательские технологии, то есть система методов конструирования моделей социокультурных процессов;

- искусство практической работы с людьми.

Основанием для выделения групп гуманитарных технологий, используемых в подготовке педагогов-магистров, следует выбирать их общую направленность на человека. Профессионально-педагогическая деятельность реализуется в педагогическом процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, родители, социальные партнеры).

В подготовке педагогов-магистров используются различные гуманитарные технологии: работа с текстами, дискуссии, портфолио, кейсы, проекты, публичные отчеты, конкурсы, информационные, коммуникативные, социального взаимодействия (включая межкультурное), технологии мастерских, рефлексивные технологии, проекты, презентации. По результатам исследования ученых РГПУ им. Герцена можно выделить следующие группы гуманитарных технологий подготовки педагогов-магистров:

1. Гуманитарные технологии, направленные на личность (студента - педагога-магистра)

Нам представляется, что наиболее яркими примерами гуманитарных технологий этой группы являются технологии, ориентированные на развитие обучающегося (студента - педагога-магистра), на содействие его образованию, на его поддержку в реализации образовательного маршрута.

Студент, обучающийся в современном вузе, сталкивается с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим перед ним встают вопросы формирования индивидуального учебного плана, выбора модулей и учебных курсов, которые студент выбирает по желанию; необходимо учитывать, что перечень курсов по выбору (дисциплин группы С) формируется не по факультету, а по вузу в целом, и студент может испытывать затруднения при оценке возможностей того или иного курса, результаты освоения которого могут быть полезны для его собственного профессионального роста. Совершенно очевидно, что в таких условиях обучения студент нуждается в консультации, совете компетентного специалиста, каким может являться академический консультант.

Академическое консультирование как таковое появилось в связи с усложнением структуры учебного плана и необходимостью осуществлять выбор интересующих предметов. С развитием роли академического консультирования в высшем учебном заведении и понимания его как образовательного процесса, где особое значение стало уделяться личности студента, а также возможности реализации его способностей и возмож-

ностей, выбору профессии для осуществления жизненных планов, появилось развивающее академическое консультирование [2].

Таким образом, академическое консультирование представляет собой процесс взаимодействия между академическим консультантом и студентом, целью которого становится планирование образовательного маршрута исходя из жизненных и профессиональных планов. Очевидно, что студенты, которые понимают логику своего образования, будут осознанно достигать поставленных целей, поскольку они будут больше сосредоточены на цели и отношениях при освоении курсов, поэтому они ориентированы на то, чтобы использовать для получения образования весь потенциал образовательного учреждения.

Для оказания помощи в решении представленных академических проблем и выполнения возложенных на него функций (обязанностей) академический консультант может выступать в роли фасилитатора, адвоката студента, наставника.

Академический консультант может выступать в роли фасилитатора общения со студентом. Под фасилитацией обычно понимают стратегию обучения, при которой педагог занимает позицию помощника и оказывает обучающемуся помощь в процессе учения, когда ему необходимо осуществлять самостоятельный поиск информации или осваивать умения и навыки. Такое взаимодействие направлено на развитие потенциала у студента и стимулирование его всестороннего развития [3].

Академический консультант наделен обязанностью представлять академические интересы студентов и курировать их от первого до последнего курса, регулярно проводить академические консультации, в основе чего лежит разрешение вопросов студентов. При этом консультант не решает академические проблемы студентов, он помогает, направляет, дает советы, обеспечивает необходимой информацией, т. е. выступает в роли ментора.

В широком смысле под ментором понимается человек, который помогает другому человеку стать успешным профессионалом своего дела, поддерживая его. При этом отношения между ментором и его протеже характеризуются обоюдным уважением, доверием, пониманием и сопереживанием. Ментор делает акцент на возможности достижения наилучшего результата каждым студентом (помогает выявить проблемы, препятствующие его достижениям, и «устранить» их), подчеркивая уникальность каждого человека, так как нет двух одинаковых студентов, а поэтому каждый движется вперед только по своей траектории и нуждается в поддержке и стимулировании на этом пути [4].

В таких условиях студент получает главную роль, он учится брать на себя ответственность за сделанный выбор, более того, при самостоятельном формировании своей образовательной траектории студент получает возможность удовлетворения своего заказа на образование, т. е. построение себя как профессионала. Студент не только выбирает набор дисциплин, которые повлияют на его сущностную характеристику как профессионала, но и, осуществляя этот выбор, проектируя свой план, он продвигается вперед в своем развитии, развивая компетентность.

2. Гуманитарные технологии, направленные на группу (студентов, коллег, социальных партнеров)

Современный преподаватель в профессиональной деятельности взаимодействует с достаточно большим количеством людей. Со времен возникновения системы массового образования как социального института преподаватель работает с группой студентов. Необходимо отметить, что сегодня взаимодействие преподавателя с группой студентов стало гораздо более разнообразным. Преподаватель использует различные гуманитарные технологии, которые часто предполагают совместный поиск нового знания, а значит, в группе происходит взаимодействие, общение иного рода; реализуя новые приемы обучения, преподаватель часто вступает в неформальное общение с обучающимися. Кроме того, в соответствии с требованиями дня преподаватель любой учебной дисциплины развивает у студентов множество компетенций; важнейшей из них является социальная компетенция, которая проявляется в умении работать в группе. Такой подход к организации обучения требует от преподавателя высшей школы компетенции организовывать групповое взаимодействие студентов в познавательной, исследовательской, проектной деятельности, осуществляемой в рамках подготовки в магистратуре.

Эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечивается в деятельности преподавателя: целенаправленной координацией деятельности субъектов для достижения современных результатов образования; продуктивностью взаимодействий субъектов в образовательном процессе; построением взаимоотношений субъектов образовательного процесса, основанных на взаимопонимании и уважении. Таким образом, компетенция организации работы группы становится одной из важнейших компетенций преподавателя.

3. Гуманитарные технологии, направленные на социум (через образовательные и социальные эффекты, обеспечиваемые реализацией новых функций профессиональной деятельности)

В современных условиях, когда интенсивно развиваются и укрепляются связи образователь-

ных учреждений с широкой внешней средой, круг субъектов образовательного процесса заметно расширился. В зависимости от образовательной политики, проводимой образовательным учреждением в локальном сообществе, субъектами образовательного процесса становятся представители общественности; активных слоев местного населения; местных администраций и органов управления образованием; производственных структур разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели); местных средств массовой информации; различных организаций и ассоциаций, создаваемых местным населением.

В современных условиях становится чрезвычайно важным открытость вуза как для внешних, так и для внутренних потребителей о деятельности организации. Значимым для понимания необходимости обеспечения открытости вуза является положение о том, что открытость строится на идее интеграции учебного заведения и окружающего его социума. Открытость вуза социуму означает использование партнерских связей с различными социальными организациями, общественностью, активное участие вуза в социально значимых мероприятиях.

Открытость - комплексная характеристика, отражающая возможность вуза обеспечивать гибкость обучения, его способность к изменению основных параметров (учебных целей, содержательного компонента, организационных форм, методов) в зависимости от запросов потребителей.

Важно ответить на вопросы, что должно быть открыто и чему или кому открыт вуз.

Ответом на вопрос «что открыто?» является открытость всех компонентов деятельности вуза: образовательной, научной, международной, финансово-хозяйственной. В основе этой информации лежат результаты самооценки результатов и условий деятельности вуза и предоставление этой оценки сообществу в виде открытого информационного доклада вуза. По мнению И. А. Вальдмана, важно, что в названии используется слово «доклад», несущее позитивную смысловую нагрузку открытого вуза, способного проявлять добровольную инициативу в отличие от отчета, который является вынужденным и обязательным действием.

Задача публичного доклада - рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования образовательного учреждения, его проблемах и направлениях развития. В целом в публичном докладе вуз информирует общество, каким образом он принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.

Ответом на вопрос «кому или чему открыт вуз?» является открытость всем участникам образовательного процесса, общественности, реальным и потенциальным партнерам вуза, работодателям, открытость среде, социуму.

Открытый информационный доклад, несомненно, важнейший инструмент доведения информации до потребителей образовательных услуг. Одной из функций маркетинговой службы вуза выступает информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей, что позволяет наладить систему своевременного информирования о предоставляемых и планируемых вузом услугах, их качестве и возможностях, а также об условиях получения образовательных услуг.

Открытость вуза обеспечивается информированием социума о деятельности организации. Одним из возможных средств реализации принципа открытости является информационный пакет, который представляет собой комплект информационных материалов, предоставляющих основную информацию об образовательном учреждении и характеризующих образовательный процесс.

Он призван облегчить понимание, сравнение и выбор образовательных программ для всех студентов и сотрудников и предоставить им основную информацию об образовательном учреждении, а также учебную практическую информацию. Такие пакеты уже существуют и успешно применяются во многих странах.

Открытые социуму документы, такие, как информационный пакет или открытый доклад, постоянно обновляются, отражая, таким образом, постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период. Понятно, что такой анализ и перспективное планирование важны не только для организации в целом, но и составляющих ее подразделений, именно поэтому в качестве приемов технологии гуманитарной подготовки педагогов-магистров, направленных на социум, можно рассматривать, например, публичные отчеты кафедр, факультетов университета.

Указанные типы гуманитарных технологий обеспечивают реализацию таких направлений модернизации образования, как ценностно-целевые ориентиры модернизации, компетентностный подход, новые образовательные технологии, участие общественности в управлении образованием.

Примечания

1. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Г. А. Бордов-ского, С. А. Гончарова. СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. С. 92.

2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глу-бокова, И. Ю. Гутник, А. Е. Бахмутский, О. Б. Дауто-ва, О. Н. Крылова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С. 24-25.

3. Wikipedia. The Free Encyclopedia. http:// en.wikipedia.org/ wiki/Mentor

4. The Lifelong Learning Programme 2007-2013 -Glossary. http://ec.europa.eu/education/programmes/llp/ glossary_en.html

УДК 37.035

А. А. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗА

В статье рассматривается толерантность как педагогическое явление, включенное в комплекс целей процесса воспитания, выступающее как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания.

In the article tolerance as a pedagogical phenomenon included in the complex of the purposes of education is considered, being a personal quality which is to be developed not only in the process of training and upbringing, but also during self-education and self-upbringing.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, педагогические условия, образовательный процесс, воспитание толерантности.

Keywords: tolerance, tolerant behavior, pedagogical conditions, education al process, forming of tolerance.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т. п.). «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и

© Васильева А. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.