УДК 37.01:001.8
В. П. Соломин
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Представлен теоретический анализ нового явления в образовании - гуманитарные технологии. Анализ проведен по результатам реализации инновационной программы Герценовского университета. Рассматриваются причины появления этой инновации, целесообразность ее применения педагогами в современных условиях. Определяются требования к компетентности педагога в свете применения гуманитарных технологий.
Ключевые слова: образование, инновации, гуманитарные технологии, подготовка педагогов.
Сегодня происходят значительные изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в области образования. Поэтому выпускник педагогического вуза должен быть готов к решению тех задач, которые уже существуют в обществе, но само общество еще не сформулировало свой заказ системе педагогического образования. Таким образом, модернизация образования становится ключевой проблемой, что требует поиска путей ее решения.
Следует отметить, что инновации в образовании и необходимость сохранения всего лучшего из его традиций всегда были предметом дискуссий. Сегодня в образовании появилось новое понятие «гуманитарные технологии». Естественно, что возникает вопрос: «Почему они появились в образовании и каким образом могут в нем использоваться?».
В ходе масштабного междисциплинарного исследования, проведенного в рамках инновационной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», решалась и эта проблема.
Как же исследователи отвечают на поставленный вопрос? Анализ позиций разных авторов показал, что в образовании существует потребность в разработке и применении гуманитарных технологий.
Вот как характеризовал эту потребность ректор университета Г. А. Бордовский в интервью для Учительской газеты: «Сегодня уже никого не надо убеждать, что главные проблемы развития нашего государства лежат не в материальной, а в духовной сфере. Сложнейшие проблемы восстановления духовно-нравственного здоровья нашего общества не могут быть решены на базе сложившихся в советское время методов воспитания. Все, кто этим озабочен, начиная со школьного учителя и до директора фирмы, должны получить в помощь новые высокие технологии работы с людьми, основанные на современных достижениях педагогики, психологии, философии, науки управления, развития информационной сферы» [1, с. 3].
Интересной представляется позиция А. П. Ва-лицкой по вопросу гуманитарных технологий в образовании. Акцентируя внимание на том, что философия XX в. отмечает «кризис гуманизма» как
одну из основных характеристик современного состояния евро-атлантической культуры, автор видит причину кризиса в отставании духовно-нравственного развития человечества от его научно-технического прогресса. При этом пессимисты утверждают принципиальную неспособность людей преодолеть гуманитарную агрессию «взбесившихся технологий», тогда как оптимисты усматривают необходимость и рассматривают шансы преодоления опасности с помощью «этического намордника», в процедурах становления новой этики на путях образования [2, с. 42].
Следует отметить, что одним из первых исследований применения гуманитарных технологий в образовании можно считать работу С. Крупник с сотрудниками, выполненную в 1998 г. В обобщенном варианте материал представлен в энциклопедии по разделу «Социология» [3].
С. Крупник отмечает, что в системе образования соответствующей гуманитарной технологией выступает способ соорганизации компонентов образования и их упорядочения в пространстве и времени. Техническое отношение к гуманитарным сферам деятельности предполагает возможность существования гипотезы о том, что развитие в системе образования происходит под влиянием искусства, то есть осуществляется за счет разумной деятельности людей с учетом естественно складывающихся тенденций.
Автор обращает внимание на то, что технологический подход в образовании подвергается серьезной критике со стороны ученых, разрабатывающих концептуальные положения философии и социологии образования, а порой даже полностью отвергается. Это происходит потому, что фиксируется неразличение гуманитарных технологий и технологий производственных. В отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, технологии образования как раз и являются гуманитарными технологиями, то есть становятся зависимы от человека и имеют дело с человеческим материалом. Образовательные технологии основаны на гуманитарном знании, которое имеет в отличие от естественно-научного иную организа-
ционную схему. Для достижения некоторой цели изобретается процедура, которая посредством нормировки и тиражирования превращается в технику, техника и результаты ее применения исследуются, и на основе исследования выводится закон социальной жизни, деятельности, поведения людей и т. д.
Отвечая на вопрос «Почему это понятие «перетекло» в педагогику и образование, почему недостаточным стало явление педагогических технологий?», А. С. Роботова приходит к выводу, что разработка гуманитарных технологий являет собой попытку найти рациональные стандарты и нормы действий в образовательном процессе, перевести описание этих действий, их реальное протекание в рационально-технологичную плоскость с учетом гуманитарной направленности деятельности. Очевидно, проблема гуманитарных технологий связана с сущностным и функциональным значением гуманитарного знания, его практическим применением в реальной сфере, где главным действующим лицом является человек [4, с. 17].
Анализируя гуманитарные технологии в аспекте подготовки современного специалиста, Л. Н. Беляева справедливо указывает, что современный специалист часто оказывается в ситуации, когда ему неизвестны или недостаточно известны возможности применения гуманитарных технологий для решения профессиональных задач, задач обучения. Незнание этих возможностей (или, что еще хуже, знания неполные и/или некорректные) приводит к тому, что специалист, особенно специалист-гуманитарий, не умеет оценивать и выбирать нужные именно ему средства и, следовательно, не способен их адекватно использовать. В результате, сталкиваясь с некорректным использованием гуманитарных технологий и не умея получить с их помощью желаемый результат, он часто просто отвергает саму идею использования подобных технологий, оценивая их как средство дегуманизации науки и общества [5, с. 4].
Исследования, проведенные сотрудниками Гер-ценовского университета, показали, что гуманитарные технологии можно рассматривать как инновацию в образовании.
Следует отметить, что инновационные педагогические процессы стали предметом социального изучения и сферой педагогической практики примерно с конца пятидесятых годов на Западе и с начала девяностых годов в нашей стране. Мировая педагогическая общественность проявляет к ним большой интерес: создаются специализированные инновационные службы, по этой проблеме издаются монографии, в частности международный журнал «Информация и инновация в образовании». При ЮНЕСКО функционирует центр педагогических
инноваций для развития образования, который обобщает педагогические новшества в разных странах мира и дает о них оперативную информацию.
Любая инновация имеет свой «жизненный цикл». В составе полного «жизненного цикла» обычно различают следующие этапы развития инновации: 1) зарождение инновации; 2) ее освоение и быстрый рост в определенной среде; 3) зрелость, ее распространение на другие среды; 4) насыщение, превращение нововведения в традицию.
На четвертой стадии инновация, ставшая традицией, может быть востребована очень длительное время. Однако если условия, в которых она была востребована, значительно изменяются, наступает пятый этап развития инновации - финиш, характеризующийся кризисом (стагнацией или регрессом).
Анализ современного состояния гуманитарных технологий с позиции инновационности показывает, что в данный момент их развитие находится на третьей стадии. Зародившись в политике, они быстро стали осваиваться и сегодня распространяются на другие области, в том числе и на образование.
Рассматривая гуманитарные технологии как педагогическую инновацию, необходимо отметить, что результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.
С позиции использования гуманитарных технологий в образовании интересным представляется нетрадиционное мнение о педагогических инновациях, которое высказывает П. Г. Щедровицкий. Он пишет: «Я достаточно жестко провожу мысль, что никаких педагогических инноваций не бывает. Инновации всегда непедагогические, они всегда философские, религиозные, возможно, семиотические, организационно-управленческие, социально-культурные. Эти инновации... привносятся в педагогику, которая в этом смысле выступает как площадка интеллектуальных инвестиций, заимствуются педагогикой и начинают разворачиваться в рамках специфических педагогических методов работы» [6, с. 6].
По мнению автора, инновационная организация сферы образования и подготовки кадров предполагает, что этот процесс будет неслучайным и будет происходить не время от времени, а более или менее постоянно. Он акцентирует внимание на том, что организация сферы образования должна быть такой, чтобы эти инновации улавливать и придавать им педагогический смысл.
Как нам представляется, разработка гуманитарных технологий для педагогической деятельности определена рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили обновления системы образования, когда во главу угла ставятся взаимоотношения в системе «человек - человек».
Во-вторых, гуманизация образования, отказ от авторитарного стиля руководства требуют поиска новых средств, методов, форм организации конструктивного общения участников образовательного процесса, способствующего обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
В-третьих, усиление гуманитаризации предполагает повышение эффективности образовательного процесса на основе знания особенностей воспитанников и учеников, что предполагает анализ интересов, потребностей, мотивов, то есть гуманитарных знаний об их личности.
В-четвертых, происходит изменение отношения педагогов к пониманию жизненной успешности. Сегодня педагоги все больше стремятся к самоактуализации в профессиональной деятельности, которая возможна при достижении педагогически значимых результатов, убежденности в своих профессиональных способностях, уважению коллег и учеников.
В-пятых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности на основе освоения новых технологий работы с людьми.
Обобщая результаты исследований по проблеме подготовки педагогов, можно отметить, что современные тенденции развития общества переносят акцент на необходимость формирования универсальных, так называемых «надпрофессиональных» компетенций.
В логике проводимого нами исследования можно утверждать, что развитию надпрофессиональ-ных компетенций способствует освоение педагогами гуманитарных технологий.
Став системой гуманитарных технологий, сфера образования имеет своей задачей вооружить человека, выпускника среднего или высшего учебного заведения, инструментами работы в социогума-нитарной сфере, обучить работе с людьми. Поскольку, как точно отмечено А. П. Валицкой, «и производство, и экономика, и наука, не говоря уж о политике, юриспруденции или журналистике, -дела человеческие» [7, с. 30].
По мнению С. А. Гончарова, понимание значимости и перспективности развития гуманитарных технологий как одного из стратегических направ-
лений социально-экономического развития и способов прозрачных гармонизирующих решений ставит вопрос о подготовке специалиста по гуманитарным технологиям [8, с. 11].
Гуманитарные технологи, указывает С. Да-цюк, - профессия новая, хотя содержание, составляющее суть этой профессии, существовало всегда. Время повелело этой профессии выделиться в совершенно отдельную отрасль, со своими специфическими технологиями [9].
Еще в 2001 г. С. М. Елисеев определял сущность деятельности гуманитарного технолога следующим образом: «Действительно среда гуманитарных технологий - это коммуникативная, интерсубъективная коммуникативная среда. Методолог знает, как собрать из деталей вещь и кто это делает. Гуманитарные технологи видят объект иначе, чем, скажем, выпускник или преподаватель традиционного, классического университета, поскольку они применяют не механистический, а более гуманизированный подход к решению проблем. Наша позиция (позиция обычного исследователя) - это позиция внешнего наблюдателя, позиция технолога -это позиция активного действующего лица, пытающегося перепрограммировать социогуманитар-ную или политическую среду» [10, с. 33].
В интервью для Учительской газеты Г. А. Бор-довский пояснил, какой новый специалист нужен образованию. Он отметил: «Специалист, который прежде всего обладает современным видением человека. Главная проблема работы с людьми, как правило, узкопрофессиональный взгляд на человека. А проблема человека сложна. Она - синтетическая. Ее можно решить за счет способностей самого профессионала интегрировать необходимые знания в области философии, психологии, управления для того, чтобы уметь решать проблемы другого человека» [1, с. 3].
Нам представляется принципиально важным вывод С. А. Гончарова о том, что гуманитарным технологиям сложно обучить, если они сами не становятся организующим принципом и технологией самого образовательного процесса. А это требует перестройки сознания всех участников сложного процесса взаимодействия [8, с. 14].
Таким образом, можно заключить, что гуманитарные технологии определяют сегодня перспективный вектор инновационного развития образования, потому что позволяют педагогу реализовывать профессиональные компетентности, востребованные современным обществом.
Список литературы
1. Бордовский Г. А. Марш-бросок в будущее, или Акцент на гуманитарные технологии: интервью Н. Алексютина // Учительская газета. 2008. № 12 (18 марта). URL: http://www.ug.ru/issues07/7action =topic&toid=3791
2. Валицкая А. П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 3 (53). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 41-49.
3. Крупник С. Гуманитарные технологии // Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М., 2003. URL: http://voluntary.ru/dictionary/ 568/word
4. Роботова А. С. Гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 5 (55). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 15-20.
5. Беляева Л. Н. Гуманитарные технологии vs гуманитарные науки в аспекте подготовки современного специалиста // Там же. № 1 (51).
С. 3-8.
6. Щедровицкий П. Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании // Школа и открытое образование: сб. тр. науч. конф. Москва - Томск, 1999. С. 4-9.
7. Валицкая А. П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) // Вестник Герценовского университета. 2007. № 6 (44). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 29-33.
8. Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Там же. 2008. № 5 (55). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 9-15.
9. Дацюк С. Коммуникативные стратегии. URL: http://korolewstvo.narod.ru/psychostat/comstr.htm
10. Елисеев С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей / под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 21-34.
Соломин В. П., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Ул. Наб. реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, Россия, 191186.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.02.2011.
V. P. Solomin
HUMANITARIAN TECHNOLOGIES AS INNOVATION IN EDUCATION
In the article the theoretical analysis of the new phenomenon is presented in education - humanitarian technologies.
The analysis is based on the results of realization of the innovative program of Herzen University. The reasons of occurrence of this innovation, expediency of its application by teachers in modern conditions are examined. Requirements to competence of the teacher when applying humanitarian technologies are defined.
Key words: education, innovations, humanitarian technologies, preparation of teachers.
Herzen State Pedagogical University of Russia.
Ul. Naberezhnaya reki Moyki, 48, St.-Petersburg, Russia, 191186.
E-mail: [email protected]