Научная статья на тему 'Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре'

Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / HUMANIZATION / PSYCHOLOGICAL SAFETY / RISKS / PREPARATION OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митин Анатолий Евгеньевич

В статье обсуждается возможность повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности посредством использования гуманитарных технологий. В связи с тем, что гуманитарные технологии представляют собой инструменты влияния на поведение человека, рассматриваются риски их применения в различных видах физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Митин Анатолий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects and risks of application of the humanitarian technologies in physical training

The possibility of increasing the efficiency of physical culture and sports activity by means of use of humanitarian technologies is discussed. Because humanitarian technologies represent the tools of influence on behavior of the person, risks of their application in various kinds of physical training are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре»

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается возможность повышения эффективности физкультурноспортивной деятельности посредством использования гуманитарных технологий. В связи с тем, что гуманитарные технологии представляют собой инструменты влияния на поведение человека, рассматриваются риски их применения в различных видах физической культуры.

Ключевые слова: гуманитарные технологии, гуманизация, психологическая безопасность, риски, подготовка специалистов по физической культуре.

PROSPECTS AND RISKS OF APPLICATION OF THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN PHYSICAL TRAINING

Anatoly Evgenevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The possibility of increasing the efficiency of physical culture and sports activity by means of use of humanitarian technologies is discussed. Because humanitarian technologies represent the tools of influence on behavior of the person, risks of their application in various kinds of physical training are considered.

Keywords: humanitarian technologies, humanization, psychological safety, risks, preparation of teachers of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты последних исследований в области педагогики, психологии, социологии [2, 3] свидетельствуют, что от всех специалистов профессиональной сферы «человек - человек» требуется владение гуманитарными технологиями, обеспечивающими понимание ситуаций, их контекста, интересов и мотивов участвующих в них людей и т.д.

Характеристика потребности в разработке и применении гуманитарных технологий в образовании была дана в [1]. Следует отметить, что характерной особенностью современных гуманитарных технологий является то, что в большинстве случаев результатом, на получение которого они направлены, является та ли иная поведенческая реакция человека, поэтому они с успехом могут использоваться в физической культуре. При использовании гуманитарных технологий происходит не властное принуждение занимающихся к некоторому выбору поведения в физкультурнообразовательной среде, а создание такой ситуации, при которой выбор происходит естественно, а действия участников физкультурно-образовательного процесса могут варьироваться и выбираться ими самостоятельно. В связи с чем, использование гуманитарных технологий в физической культуре создает новое пространство социальной сферы, где «человек человеку - человек».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные нами исследования позволили выявить особенности применения гуманитарных технологий в области физической культуры [6]. Ключевыми являются следующие особенности:

а) гуманитарные технологии не могут существовать сами по себе. Они используются как инструменты повышения эффективности уже существующих и реализую-

щихся методик обучения, воспитания и развития занимающихся;

б) основной задачей и смыслом применения гуманитарных технологий является нахождение резервов в осуществляемой физкультурно-образовательной деятельности, подбор и использование соответствующих средств для реализации этих резервов;

в) для эффективного применения гуманитарных технологий педагогу необходимо освоить знания из различных областей науки и уметь применять их в конкретной педагогической ситуации;

г) специфика применения гуманитарных технологий состоит в том, что для получения результата, в них используются нематериальные составляющие, такие как информация, авторитет педагога, интерес занимающихся и т.п.

В свете исследуемого вопроса целесообразно рассмотреть некоторые подходы к употреблению терминов «гуманистический» и «гуманитарный». Нам представляется исключительно важным тезис, представленный в работе [4] о том, что гуманное и гуманитарное - два принципиально разных качества, два разных содержания, иногда ошибочно отождествляемые. Гуманитарное содержание предполагает тонкие (негрубые) инструменты, которые могут быть использованы как в целях насилия, так и в целях мирных. Содержание гуманности происходит из представления о самоценности каждой человеческой жизни и каждого индивидуального смысла жизни. Таким образом, гуманитарное воздействие не обязательно решает гуманные цели.

Анализируя причину эффективности гуманитарных технологий [7] ссылается на исследования Э. Тоффлера, который обсуждает идею о знании как ресурсе власти над человеком. У Э. Тоффлера высказывается мысль, которая, по нашему мнению является основой концепции гуманитарных технологий: «Знания часто могут использоваться для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действия. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность (цит. по Л.В. Никифоровой, 2008).

На основании вышесказанного, встает вопрос о безопасности использования гуманитарных технологий. На то, что такая опасность существует, указывают многие исследователи. Так, С. Преслегин (2008) свидетельствует, что: «в случае если выявить тот идентификатор, который для личности важнее всего на свете, - а он практически постоянно один, то можно получить очень большую власть над человеком». В [5] акцентируется внимание на том, что человек, включенный в сферу применения гуманитарных технологий, представляет собой не материал для технологической работы, а самоценную действительность.

В [9] обращено внимание на то, что гуманитарные технологии очень часто предназначаются для того, чтобы навязать индивиду тот или иной выбор. Безусловно, в данном случае речь идет о «мягком» воздействии, поскольку нет прямого принуждения. Тем не менее, во многих случаях эти технологии применяются именно для того, чтобы индивид делал тот выбор, который требуется инициатору данной гуманитарной технологии. Именно этой практикой использования гуманитарных технологий как средства манипуляции можно объяснить то, что нередко отношение к ним бывает, по меньшей мере, настороженным.

Необходимо акцентировать внимание на том, что ряд авторов связывают опасность с самими технологиями. Нам представляется принципиально неверным такой подход, так как в нем смещены акценты со средств на цель. Технологии, как средства, не могут быть «хорошими» или «плохими». Они лишь обслуживают поставленную человеком цель.

Исходя из вышесказанного принципиальным является вопрос «Как сделать, чтобы гуманитарные технологии использовались педагогом только во благо занимающихся?». То есть, как обеспечить соблюдение принципа гуманизации. Безусловно, здесь на первый план выходит личностный потенциал педагога, который использует эти технологии. Только сформированные им целевые установки, отражающие основную позитивную перспективу для занимающихся, могут обеспечить применение гума-

нитарных технологий на их благо. В этой связи, использование гуманитарных технологий в физкультурно-образовательном процессе не может быть априори целесообразным. Целесообразность их использования может быть только с точки зрения достижения гуманистических целей, т.е. их гуманизации.

Следующим вопросом является вопрос о том, «Насколько велика опасность негуманного использования гуманитарных технологий в физической культуре?». По нашему мнению, решение этого вопроса во многом зависит от вида физической культуры. Здесь важным является рассмотрение существующей проблемы с точки зрения «Могут ли разные виды физической культуры быть по-разному потенциально опасны с позиции применения гуманитарных технологий?». Попытаемся представить свое видение с двух позиций: 1) свободы выбора занятий физическими упражнениями и 2) цели занятий физическими упражнениями.

С точки зрения свободы выбора потенциальную опасность представляют занятия физическими упражнениями в образовательном процессе, так как участники этого процесса не имеют возможности выбора «заниматься - не заниматься» и находятся в ситуации, когда они не могут уйти от взаимодействия с педагогом, который в учебных занятиях применяет гуманитарные технологии. Ситуация опасности негуманного применения гуманитарных технологий может обостриться в связи с психологическим состоянием самого педагога (неудовлетворенностью своим социальным положением, статусом в коллективе, зарплатой и т.п.)

Наименее опасными, с точки зрения возможности негуманного использования гуманитарных технологий, можно считать физическую рекреацию. Это связано с тем, что в этом виде физической культуры присутствует свобода выбора занимающимся решения, чем заниматься и как заниматься. При возникновении противоречий во взаимоотношениях с педагогом, он может просто прекратить занятия.

Рассмотрение различных видов физической культуры с позиции цели занятий физическими упражнениями показывает, что опасность отдаления от гуманного вектора в деятельности педагога потенциально присутствует, в первую очередь, в спортивной деятельности. Ситуация победы важна не только для самого спортсмена, но и тренера. Это связано как с престижностью самой победы, так и с получением материального вознаграждения.

Наибольшую опасность, в логике рассматриваемой проблемы (гуманизации гуманитарных технологий) представляет собой детский спорт. Существующая система аттестации детских тренеров усугубляет эту опасность. Определенную профессиональную категорию тренер может получить только при условии достаточного количества побед, завоевание медалей, установление рекордов его учениками, либо его ученики являются членами клубных или сборных команд разного уровня.

Использование в этом случае гуманитарных технологий является достаточно простым для тренера. Юные спортсмены и их родители, как правило, очень мотивированы на результат: попасть в сборную, поехать на сборы, участвовать в соревнованиях, выиграть турнир, получить медаль, заработать денежный приз. В данном случае тренер, имеющий хорошую профессиональную психологическую подготовку, может достаточно точно составить схему воздействия на юного спортсмена и их родителей.

Исходя из вышесказанного, считаем, что при подготовке специалистов по физической культуре особое внимание должно уделяться формированию у них профессионально значимых личностных качеств, в частности, гуманности как проявления высшей ценности педагогической профессии. По нашему мнению, именно формирование гуманистической парадигмы восприятия специалистом по физической культуре своей профессии может помочь решить проблему гуманизации гуманитарных технологий в физической культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось, гуманитарные технологии - это, прежде всего, знание об

интересах человека и использование этого знания для эффективного достижения поставленной цели. Однако нет гарантии, что поставленная педагогом цель будет совпадать с интересами занимающихся. Следует отметить, что эта опасность существует именно в современном обществе, когда значительно снижена идея общественных ценностей и проповедуется идея личных ценностей, в том числе, и личных ценностей и потребностей педагога. Насколько они совпадут с потребностями общества вырастить здоровое поколение и потребностями ребенка достичь успеха в жизни, во многом зависит и от системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, Г.А. Марш-бросок в будущее, или Акцент на гуманитарные технологии : интервью / Н. Алексютина // Учительская газета. - 2008. - № 12 (18 марта).

2. Валицкая, А.П. Гуманитарные технологии и компетентностный подход в контексте инноваций (антропо-философский взгляд) // Вестник Герценовского университета / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - 2007. - № 6 (44). - С. 29-33.

3. Гончаров, С.А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестник Герценовского университета / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -2008. - № 5 (55). - С. 9-15.

4. Грановский, В. Гуманитарные технологии (проблемное пространство) / В. Грановский, С. Дацюк // Агентство гуманитарных технологий : ХУ2 : сетевой проектный журнал, 1999. - Режим доступа : http://www.xyz.org.ua/discussion/

humanitarity.html (дата обращения 20.09.2009).

5. Мацкевич, В. Интервью // Оружейность гуманитарного : полиинтерьвью на «семейной» игре - 2001 / В Мацкевич, Д. Реут // Новое поколение гуманитарных технологий. - Режим доступа : http://www.circleplus.ru/circle/ ке^ауг/п/29/8 (дата обращения 20.09.2009).

6. Митин, Е.А. Прогнозирование учебно-профессиональной успешности будущих специалистов по физической культуре как исследовательский инструмент гуманитарных технологий / Е.А. Митин, С.О. Филиппова, А.Е. Митин // Технологии образования в области физической культуры : сб. науч.-метод. работ. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2008. - С. 251-255.

7. Никифорова, Л.В. Гуманитарные технологии в системе понятий инновационной образовательной программы // Вестник Герценовского университета / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - 2008. - № 11 (61). - С. 17-24.

8. Преслегин, С. Гуманитарные технологии : интервью // LesMAG, 2008. - Режим доступа : http://vcrysis.ru/Gumanitarnye_tekhnologii.html (дата обращения:

28.07.2009).

9. Юдин, Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Знание. Понимание. Умение, 2006. - Режим доступа : http://www.zpu-

journal.ru/gumtech/expert_exam/articles (дата обращения : 15.09.2007).

Контактная информация: mitin.75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.