Научная статья на тему 'Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования'

Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1104
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / IN POSTGRADUATE EDUCATION OF TEACHERS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Николаевна, Полякова Татьяна Николаевна

Рассматриваются проблемы теории и практики обновления содержания образования в соответствии с принципом гуманитарности. На основе выявленных компонентов гуманитарности раскрываются инновационные формы реализации данного принципа при обучении педагогов в системе постдипломного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITY, INNOVATIVE PROCESS HUMANITY AS THE METHODOLOGICAL PRINCIPLE OF RENOVATION OF THE MODERN EDUCATION CONTENTSaint Peterburg Academy In-Service Pedagogical Education

The article deals with the problems of theory and practice of renovation of the modern education content pursuant to the principle of humanity. On basis of the revealed components of humanity the authors disclose innovative forms of this principle realization when training teachers

Текст научной работы на тему «Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования»

О. Н. Журавлева, Т. Н. Полякова

(Санкт-Петербург)

ГУМАНИТАРНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы теории и практики обновления содержания образования в соответствии с принципом гуманитарности. На основе выявленных компонентов гума-нитарности раскрываются инновационные формы реализации данного принципа при обучении педагогов в системе постдипломного образования

Термин «гуманитаризация» стал использоваться в начале 70-х гг. прошлого столетия: словарь разъясняет его как «внедрение во что-либо, усиление в чем-либо гуманитарного начала» [5, с. 190]. Однако проблема гуманитаризации образования никогда не обсуждалась столь остро и активно, как на рубеже III тысячелетия.

Действительно, опасными чертами нашего времени являются проявления бесчеловечности и крайнего индивидуализма. Невозможно не согласиться с современным немецким мыслителем О. Ф. Больновым в том, что человечность оказалась в значительной мере под угрозой, значение этого слова принижено в глазах широкой общественности [1]. Необходимо вернуть подлинный (ценностный) смысл понятия «человечность» в сознание людей и из плоскости отвлеченного рассуждения перейти в содержательное русло вопроса об условиях наращивания ее потенциала.

Основным критерием цивилизационного развития должна стать именно гумани-тарность. Особая роль в этом принадлежит образованию, которое призвано не только ввести человека в культуру, но и сохранить ее посредством укрепления «человеческого в человеке». Человек становится гуманитарным только тогда, когда соотносит себя с Миром, с обществом, с другим человеком, с самим собой. Любая вещь, в том числе и знание, может стать гуманитарной при соприкосновении с человеческими ценностями, свойствами и качествами, при сопричастности человеческому. Сегодня же обучают преимущественно рациональным способам познания, но «мировоззрение, основанное только на научной картине мира, не содержит понятие нравственности» [4, с. 29].

Гуманитаризация - веление времени, закономерный итог перехода человечества на новый этап развития, ознаменованный всеобщей технизацией. Это - глобальная проблема, отражающая определенное этическое, психо-эмоциональное восприятие мира человеком. С одной стороны, гуманитаризация детерминирована общецивилизационными процессами, с другой - может быть эффективным фактором их смягчения. Интегративная методология обновления содержания образования и школьника и педагога предполагает разработку механизмов реализации принципа гуманитар-ности, способствующего формированию гуманистического мировоззрения, человекоориентированных способов поведения.

Главное для гуманитарного знания, по мнению М. Бахтина, - истолкование смысла человеческого бытия. Гуманитаризация направлена на изменение смыслового центра мира - с мира природы на мир человека - и связана прежде всего с содержанием образования. Гуманитаризировать знание - значит сделать его личностно-ориентированным, субъективно значимым для человека. Именно гуманитарное знание может выступать в качестве интегративной составляющей всей системы образования и выражать себя на метапредметном и личностном уровнях.

В качестве ведущего методологического ориентира в процессе обновления содержания образования нам видится принцип гуманитарности. Данный принцип, также как и система мер по его воплощению в реальную педагогическую практику (гуманитаризация) и комплекс понятий «гуманитарное знание», «гуманитарное познание»

и др. требуют разностороннего теоретикометодологического обоснования, исследования результативности их практического воплощения.

Единой стратегии гуманитаризации образования еще не выработано, налицо методологический плюрализм. Для гуманитаризации по-прежнему характерны сохранение стихийного понимания феномена, связанное с традиционным разделением дисциплин на гуманитарные и негуманитарные; преимущественно административная направленность - в виде декларирования «сверху». Одной из проблем реального воплощения гуманитарной методологии при отборе и построении содержания образования является то, что больше внимания уделяется внешней стороне - организационному аспекту, а внутренний смысл, связанный с сознанием и мировоззрением человека, отходит на второй план. Предметоцен-тризм, сосредоточение только на повышении доли культурологических знаний, гуманитарных предметов грозит расширением «гуманитарной образованщины» на фоне снижения уровня общей гуманитарной культуры, гуманитарного мышления. Прослеживается сохранение приоритетности деполитизации общественных дисциплин, замены идеологизированного знания на «чисто научное», позитивное (хотя очевидно, что сциентизм эпохи Просвещения не представляется перспективным направлением развития современного образования). Следует также назвать локальный, эмпирический, экстенсивный характер гуманитаризации: гуманитарная информация часто вводится в содержание лишь на уровне фактологии, некоторого изменения акцентов, а способы предъявления знаний сохраняются. Явно превалирует дегуманитаризация познания - процесс формального накопления, приращения знаний о человеке, культуре при сохранении ориентации на узкопредметный отбор содержания и отсутствии условий личностного осмысления знаний. Остаются целые области содержания, которые не наполняются материалом, обновленным с точки зрения принципа гу-манитарности. В педагогическом мышлении можно наблюдать некие стилизации под обновление при общем сохранении

инерции, стереотипных установок. Значительная часть учителей не готова к работе в новой образовательной гуманитарной парадигме, отсюда и приверженность к традиционным методикам. Связи предметов по-прежнему во многом строятся на основе междисциплинарных научных знаний, а не на интеграции их общечеловеческого содержания. В результате образование нередко носит формальный, абстрактный характер, тогда как в своей основе должно способствовать человеческому пониманию.

Очевидно, что гуманитаризация - одна из важнейших научно-теоретических категорий дидактики. Разброс мнений вокруг данного социально-педагогического феномена объясняется и его сложной природой, и сложностью самих гуманитарных явлений, на которые направлена педагогическая деятельность. Но важно не только теоретическое осмысление принципа гумани-тарности, но и его культивирование на уровне практико-ориентированных концепций, в логике гуманитарной экспертизы всего образовательного процесса. Технологический аспект, субъективно-личностный компонент содержания учитывается недостаточно, поэтому должны разрабатываться пути, способы «очеловечивания» содержания и приемы учебно-познавательной деятельности по их освоению.

По словам Б. Спинозы, то, что существует в другом, «проявляется в другом и представляется через другое» - это модусы [6: 361]. Проявлениями принципа гуманитар-ности в содержании образования, на наш взгляд, могут быть следующие компоненты, модусы:

- интегрированность во все курсы комплекса современных знаний о человеке, человеческой личности и путях решения актуальных проблем человечества, транс-формативность (преобразуемость) этих знаний в умения самопознания, самореализации, саморазвития, передвижение их на уровень личностных идей и убеждений;

- аксиологичность (гуманитарное содержание любого знания предполагает акцент на смысле, задает вектор от отражения к пониманию и освоению гуманистических ценностей);

- субъект-ориентированность (создание условий для выявления позиции обучающегося, интерпретации знаний на индивидуально-личностном уровне, с опорой на собственный опыт, активную деятельность; переход к открытию знания и выявлению в нем «субъективного значения» (М. Вебер);

- диалектичность и полисемичность знания (продукты человеческой деятельности и сам человек постоянно переосмысливаются, обретают новые значения, поэтому гуманитарное знание не может быть окончательным, однозначным и представляет собой открытую систему, что предполагает использование различных аутентичных источников информации);

- проблемность и диалогичность (ин-директивность) (отказ от навязывания в качестве образца определенных представлений об истине, ценностях, всеобщее использование в образовании проблемнодиалоговых, исследовательских методов);

- осмысленность и рефлексивность (содержание нацеливает на освоение мира культуры, мира человека, на понимание и самопонимание обучающегося, стимулирование рефлексивной активности);

- экзистенциональность (знания должны быть эмоционально окрашены, поэтому важно максимально задействовать при обучении правое полушарие мозга - воображение, интуицию, эмоции, чувства переживания и сопереживания и др.).

Повышение качества образования находится в непосредственной зависимости от профессиональной подготовки учителя: как известно, учитель переносит в класс тот опыт, который получил сам в процессе обучения. Поэтому проблемы, касающиеся непрерывного педагогического образования, приобретают особую значимость.

Одним из путей гуманитарного обновления содержания педагогического образования является обращение к искусству как художественному познанию жизни. «Искусство - не только для человека, как значение, как познание. Искусство за человека, в этом его главное отличие. Не для, а за» - такое определение А. Н. Леонтьева значимости искусства является условием и гарантом успешности процесса гуманитаризации системы образования [5: 239].

Психолого-педагогическая наука напрямую связывает интерес к искусству с воздействием на структуру компонентов личности: развитием познавательных способностей, интеллекта, творческого потенциала и духовных сил человека. Особое место среди видов художественной деятельности принадлежит театральному искусству, «самому человеческому» из всех видов искусств, по выражению Б. Брехта.

Принято считать, что театральные методы в практике тренингов выступают механизмом закрепления необходимых навыков взаимодействия, способов общения, социальной роли, которую «исполняет» индивид в той или иной ситуации. Однако усиление социальной (ролевой) функции учителя только увеличивает «расстояние между ожиданиями тех, кто учится, и тех, кто учит, между личностью и ролью, между жизнью и учебным предметом» [2: 9], т. к. лишает педагогическое общение его экзи-стенциональной сущности.

Игра драматическая в отличие от собственно игрового действия предполагает бесконечность трактовок одной и той же роли в зависимости от условий времени, места, участников-субъектов действия, личностных приоритетов и пр., то есть имеет гуманитарное содержание. Театральные формы и методы в педагогическом образовании должны сохранять и развивать в учителе не только способность играть, но и интерпретировать драматическое содержание жизненных, педагогических ситуаций и адекватно реагировать на их изменения. Театр и театральные методы в педагогическом образовании помогут сделать обучение человекосообразным, ибо предполагают человеческое общение посредством «заражения» чувствами, переживания содержания общения. Включение театра в педагогическое образование раскрывает творческий потенциал личности учителя и опирается на развитие таких важных психических функций, как внимание, воображение, фантазия, память, эмпатия, интуиция, спонтанность.

Методологический принцип гумани-тарности лег в основу образовательной программы повышения квалификации педагогов «Театральный проект: опыт плани-

рования и реализации», разработанной на кафедре социально-гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Цель программы - освоение учителем форм и методов театральной деятельности для повышения гуманитарного уровня преподаваемого предмета.

Освоение театральных методов носит метаметодический характер и проявляется в умении учителя применять их вариативно, в соответствии с педагогическими задачами, учетом образовательного контекста, ситуативной целесообразностью. Театральный проект имеет ряд особенностей, которые отличают его как от других типов проекта, так и от театральной работы над постановкой спектакля. Театральный проект предполагает исследование проблемы с использованием театральных методов и приемов, которые позволяют включить в процесс познания чувства, сознание (мышление) и действие (деятельность). Личностное участие в процессе реализации проекта делает содержание работы над ним субъект-ориентированным и не может не опираться на предшествующий личностный опыт. Приращение опыта носит диалектичный характер, т. к. является результатом размышлений и дискуссий. Диалог становится условием достижения совместного результата, а каждый этап познания открывает пространство новых смыслов, высвечивает неожиданный ракурс проблемы.

Презентация проекта не является спектаклем - это предъявление проектного образа в театральной форме, она завершает для каждого в отдельности и для группы в целом очередной этап в познании выбранного для исследования гуманитарного объекта; в режиме открытого обсуждения с приглашенной публикой происходит новое его переосмысление.

Аксиологическая составляющая образовательной программы включена во все этапы проектной деятельности: от сознательного выбора обучающимися темы проекта, определения цели и задач до рефлексии. Так в процессе обсуждения выбора темы одного из проектов участники предложили обратиться к тем общественно значи-

мым ценностям, которые противостоят агрессии и нетерпимости в современном обществе и найти «героя нашего времени», выражающего гуманистические устремления человечества, героя, который смог бы стать нравственным ориентиром для современных школьников и самих учителей. Участники обратились к опыту прошлого, историческим обобщениям, теме героического в мифах, фольклоре, Библии. Мифологические образы дали возможность подняться над обыденностью, увидеть «части самих себя» (Платон). «Проживание» мифа открыло неоднозначность понятия героического, поэтому форма театральной интерпретации разбилась на части: одна - вариант трактовки древнего мифа, вторая -история мифологического героя, перенесенная в современные реалии. Театральные методы активизировали самопознание, через призму которого открывались перспективы общественного развития и неоднозначность их истолкования. Поиск героя современности привел к человеку внешне вовсе негероическому, инвалиду от рождения, преодолевшему трудности за счет внутренних резервов духа, сумевшему сохранить человеческое в бесчеловечных условиях. Написанный участниками проекта сценарий стал результатом осмысления проблем современного общества, ответственности человека за их решение и включил отрывки из произведения Г. Гольего «Белое на черном», интерпретацию мифа «Дедал и Икар», стихи В. Высоцкого, собственные сочинения педагогов.

Принцип гуманитарности определил задачи, место и роль организатора театрального проекта: не управлять, а придавать динамику развитию проекта, не распределять задания, а концентрировать усилия участников на достижении цели, не ограждать их от переживаний, а следить за эмоциональным состоянием, не допуская излишней возбудимости.

Результативность проекта оценивалась в первую очередь самими участниками на этапе рефлексии по совместно выработанным критериям: активность в работе над материалом проекта; умение взаимодействовать; индивидуальный вклад в реализацию общего замысла в соответствии с по-

ставленными задачами; готовность принять и воплотить чужие идеи, учиться новому; конструктивность в решении конфликтов и возникающих проблем; ответственность за результат. Участники проекта оценивали также общую атмосферу, положительное развитие внутригрупповых отношений, умения организатора направлять процесс, использовать интерактивные методы, применять здоровьесберегающие технологии и пр. Этап рефлексии отражал развитие группы и каждого участника; это еще одно возвращение на исходную точку, с тем чтобы проверить верность выбранного пути, проследить изменения в себе.

В качестве иллюстрации проявлений принципа гуманитарности приведем наиболее часто встречающиеся в открытой анкете ответы: «Для меня было особенно важным...»: изучать самостоятельно выбранную проблему с применением новых для меня средств, расширить возможности

самоввфажения, учиться планировать работу вместе с другими, прийти к совместному результату, открыть таланты в себе и окружающих, испытать радость открытий вместе с другими. «Для меня в проекте было особенно сложным.»: работать в группе над выбором темы, преодолеть свои стереотипы в процессе обсуждения и принятия решений, чувствовать себя свободной. Гуманитарная ориентация в содержании и методах программы обучения слушателей курсов повышения квалификации сделала проект мощным стимулом самопознания и открыла новые возможности для творческой самореализации педагога.

Реализация принципа гуманитарности будет способствовать пересмотру всей системы обучения (целей и результатов, методов, средств), проектированию и организации открытого образовательного пространства, адекватного гуманитарной природе процесса познания.

Литература

1. Больнов О. Ф. Требование человечности / Пер. с нем. -СПб., 2004.

2. Вершловский С. Г. Постдипломное образование: вызовы времени // Постдипломное образование: вызовы времени. Материалы VII международной науч.-практ. конф. каф. педагогики и андрагогики 10-11 апреля 2007 года. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2007.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.2. - М., 1983.

4. Раушенбах Б. В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке: сб. ст. / под общ. ред. И. Т. Фролова. - М., 1991. - С.22-40.

5. Словарь новых слов русского языка / под ред. Н. З. Коте-ловой . - СПб., 1995.

6. Спиноза. Этика, I // Собр. соч. Т. 1. - М., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.