Научная статья на тему 'Гуманитарносообразная модель учебного содержания как средство формирования гуманитарности личности школьника'

Гуманитарносообразная модель учебного содержания как средство формирования гуманитарности личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОСТЬ / ПРОЦЕСС ГУМАНИТАРИЗАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНО­ГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANITY-ORIENTEDNESS / PROCESS OF HUMANITARISATION / DESIGN OF SECONDARY EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Николаевна

Рассматриваются проблемы теории и практики обновления содержания современного образования в соответствии с интегративным методологическим принципом гуманитарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanity-oriented Model of Education as a Means of Shaping Humanistic Personality of a High School Student

The article is devoted to the analysis of theoretic and practical problems of improvement of current education content in compliance with an integrative methodological principle of humanity.

Текст научной работы на тему «Гуманитарносообразная модель учебного содержания как средство формирования гуманитарности личности школьника»

111!111Й1И1!Ш № 3,

больше практических заданий; для вторых — чаще обращаться к возможностям гипертекста (широко применять ссылки на материалы учебника, словари и т. п.), использовать аудиоматериалы и пр.

Точно оценить вклад от учета особенностей межполушарной асимметрии — трудно формализуемая задача, однако их влияние на процесс обучения является очень существенным и способствует большей индивидуализации процесса обучения, на что и должны быть направлены современные электронные учебники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М. : Информ.-изд. дом «Филин», 2003. — 616 с.

2. Гречихин А. А. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация : учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. — М. : Логос : Моск. гос. ун-т печати, 2000. — 255 с.

3. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности : пер. с англ. / С. Р. Кови. — 3-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 374 с.

4. Межполушарная асимметрия [Электронный ресурс] // Викепедия [свобод. интернет-эн-цикл.]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ ■дакг/Межполушарная_ассиметрия.

5. Мозг ребенка. Правое и левое полушария [Электронный ресурс] // Раннее развитие детей. — Режим доступа: http://www.danilova.ru.

6. Промислов, Ш. Соединение мозга и тела / Ш. Промислов ; пер. с англ. П. А. Самсонов. — Минск : Попурри, 2007. — 240 с.

7. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — М. : ЦНМО СППО МГППУ, 2006. — 288 с.

Поступила 20.02.11.

ГУМАНИТАРНОСООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

О. Н. Журавлева (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)

Рассматриваются проблемы теории и практики обновления содержания современного образования в соответствии с интегративным методологическим принципом гуманитарности.

Ключевые слова: гуманитарность; процесс гуманитаризации; проектирование содержания школьного образования.

Процесс гуманитаризации обращен к потребностям человека в общекультурном и общегуманистическом смысле, направлен на преодоление технократического мышления, изменение смыслового центра мира — с мира природы на мир человека. Гуманитарная доминанта набирает силу в различных областях человеческой деятельности. Человек становится гуманитарным только тогда, когда соотносит себя с миром, обществом, другим человеком, с самим собой. Именно образование призвано не только ввести человека в культуру, но и сохранить ее посредством укрепления «чело-

веческого в человеке». Современная школа поставлена перед вызовами — необходимостью достижения нового понимания человеком своего предназначения и места в мире, формирования гуманитарного типа мышления.

К сожалению, поворот содержания образования от традиционной знаниевой к гуманитарной парадигме происходит крайне медленно: сегодня обучают преимущественно рациональным способам познания, а «мировоззрение, основанное только на научной картине мира, не содержит понятие нравственности» [4, с. 29]. Значительная часть учителей не

© Журавлева О. Н., 2011

готова к работе в новой образовательной парадигме, отсюда и приверженность к традиционным методикам. Связи предметов по-прежнему во многом строятся на основе междисциплинарных научных знаний, а не на интеграции их общечеловеческого содержания. В результате образование нередко носит формальный, разобщенный характер, тогда как в своей основе должно формировать целостное представление об окружающем мире, способствовать человеческому пониманию.

Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники. Принципы природосообразности, культуросообразности признаны исходными принципами дидактики. Очевидно, что учебное содержание также должно выстраиваться адекватно гуманитарной природе процесса познания. Гуманитарно-ценностную направленность современного образования может обеспечить системная реализация дополнительного принципа — принципа гуманитарно-сти.

О том, что знания становятся гуманитарными, если ученик обнаруживает в них личностный смысл, если они обращены им на самого себя, говорят и философы, и дидакты, и методисты. Однако в практике обучения явно превалирует дегуманитаризация познания как процесс формального накопления, приращения знаний о человеке, культуре при сохранении ориентации на узкопредметный отбор содержания и отсутствии условий осмысления учащимися знаний на основе понимания, диалога. Освоение большого объема знаний без их понимания, «проживания» ведет к формированию компетентного, но бездуховного индивида. Любая вещь может стать гуманитарной, но лишь при соприкосновении с ней человеческих ценностей, свойств и качеств, при сопричастности всему человеческому, поэтому и в любом предметном содержании гуманитарности столько, сколько в нем идеи человека.

Гуманитарное отношение — это ценностное отношение к действительности, когда объект оценивается с нравственных, культурных, эстетических и других позиций, с точки зрения значимости для развития человека, для консолидации человечества. Гуманитаризировать знание — значит сделать его личностно ориентированным, субъективно значимым для человека. Главное для гуманитарного знания, по М. Бахтину, — это истолкование смысла человеческого бытия, и именно гуманитарное знание может выступать в качестве интегративной составляющей всей системы образования, а принцип гуманитарности — в качестве одного из ведущих методологических ориентиров в процессе обновления содержания предметов. Безусловно, данный принцип, как и система мер по его воплощению в реальную педагогическую практику, т. е. гуманитаризация, требует не только разностороннего теоретикометодологического обоснования, но и запуска механизмов освоения школьниками гуманитарносообразного содержания. Необходимо таким образом предъявлять, трансформировать учебное содержание, чтобы ввести, усилить присущее всем предметным курсам «человеческое измерение», так как «негуманитарной может быть история и вполне гуманитарной, например, информатика» [1, с. 11].

Предлагаемая нами гуманитарносообразная модель учебного содержания состоит из совокупности элементов, образующих единую структуру, и способствует формированию у школьников системного гуманитарного мышления, достижения ими высокого уровня гуманитарной культуры, базовой характеристикой которой является, на наш взгляд, такое свойство личности, как гуманитар-ность. Это свойство проявляется в деятельности интеллектуального, этического, творческого характера как сплав знаний, убеждений и практических действий. Под гуманитарностью личности мы понимаем социально значимое качество, свойство человека, выражаемое в способности ценностного отношения субъекта к окружающему миру и себе на осно-

111111111811® № 3,

ве личностно принятых гуманистических идей и ориентиров жизнедеятельности, освоенных гуманитарных норм и образцов поведения.

Для целенаправленного развития гу-манитарности личности следует в качестве приоритетных актуализировать некоторые функции учебного содержания, проектируемого на допредметном и транслируемого на предметном уровне прежде всего через учебники:

— трансляционную. Учебное содержание поддерживает непрерывность, преемственность культурной системы, формируя необходимый запас гуманитарных знаний, социального опыта, передавая из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее устоявшиеся типы гуманного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности» (В. В. Миронов);

— онтологическую. Современная онтология, изучая проблемы мироустройства, рассматривает бытие (в трех формах реальности — природной, социальной, духовной) как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Учебные материалы должны способствовать формированию у учащихся целостной картины окружающего мира, рассматривать законы, принципы устройства мирового, человеческого бытия (в том числе морали), выдвигать вопросы о природе, месте и сущности человека как особой структуры бытия. Недостаточно строить общее представление о мире и о человеке только на основе данных науки, учебник должен демонстрировать определенную динамику научных знаний, может привлекать и обыденное, религиозное, мифологическое знание, обязательно сопоставляя его с научным [3];

— аксиологическую (смыгслообра-зующую). Данная функция учебного содержания способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать

добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное и т. д. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего духовно-нравственные, этические, эстетические ценности. Учебное содержание призвано вводить ученика в мир общечеловеческих ценностей, нравственных идеалов, способствовать пониманию, поиску личностного смысла, настраивать на позитивно-критическое мышление, расширение ценностного опыта и согласование жизненных ориентиров, т. е. создавать условия для выработки гуманитарного мировоззрения на основе осмысленных, принятых учеником гуманистических идеалов, эмоционально-ценностных ориентаций личности;

— личностно-созидательную (человекотворческую). Эта персоналисти-ческая функция воспитания человека, его социализации обеспечивает понимание им собственной уникальности, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора, согласования собственного поведения с гуманистическими нормами. Учебное содержание призвано не формировать («формовать») ученика, а, давая бесценный опыт гуманистического взаимодействия, помогать ему стать самим собой (В. П. Зинченко, Е. П. Моргунов).

В качестве проявлений в учебном содержании принципа гуманитарности рассмотрим его модусы, наметив для каждого примерные критериальные показатели, ориентиры (маркеры):

1. Аксиологичность

1.1. Наличие гуманистических доминант в содержании: акценты на ценностных аспектах человеческого бытия («аксиологические акценты»), введение в мир общечеловеческих ценностей, нравственных идеалов.

1.2. Трансляция устоявшихся типов гуманного поведения, образцов гуманитарного мышления, которые прошли длительную апробацию и объективно отвечают потребностям развития общества.

1.3. Вопросы и задания, дидактические материалы, способствующие ценностно-смысловому самоопределению ученика.

1.4. Употребление эмоционально окрашенных атрибутов языка, которые передают, чаще косвенно, отношение к сообщаемому (модальные слова, метафоры, аналогии, знаки препинания и т. п.).

2. Интегративность и историчность

2.1. Интеграция* комплекса современных знаний о человеке, человеческой деятельности, ее целях, способах и результатах; формирование целостного представления о человеке и окружающем мире (межпредметные связи), актуализация проблем развития человечества, рассмотрение путей их решения.

2.2. Раскрытие роли изучаемого курса в жизнедеятельности общества, человека, в развитии его свойств, личностных качеств, т. е. «человеческого измерения» содержания.

2.3. Изучение объектов, явлений, событий и т. д. в конкретно-исторических условиях (исторически точное изложение, рассмотрение с учетом развития идей, взглядов и т. д.).

2.4. Раскрытие социальной значимости, роли идей, событий, деятельности, их гуманитарного смысла, а также уникальности.

3. Субъект-ориентированность и рефлексивность

3.1. Ориентация содержания на осмысление и понимание учеником, т. е. не на механическое приращение информации, а на освоение мира культуры, мира человека.

3.2. Личностная значимость материала, обращение к актуальным для ученика проблемам, открытие учеником знания, его «субъективного значения» (М. Вебер). Введение ситуаций парадокса, необычности.

3.3. Отработка способов, методов гуманитарной деятельности, передвижение гуманитарных знаний на уровень личностных идей и убеждений через организацию учебного сотрудничества, использование коммуникативных, проектных и других технологий для определе-

ния позиции ученика, расширения его опыта по выявлению смысловых значений человеческой деятельности.

3.4. Создание условий для возможности построения индивидуальной траектории изучения предмета, развития способности человека быть стратегом своей деятельности (ставить и корректировать цели, отбирать материал, способы познания и т. п.).

3.5. Развитие умений продуктивного рефлексивного анализа: оценивать, критически осмысливать идеи, действия, прогнозировать их последствия и влияния, согласовывать собственные взгляды, поступки с социальным опытом, нравственными гуманистическими ориентирами.

4. Плюралистичность и диалогичность (индирективность)

4.1. Введение ситуаций вариативности (изложение гипотез, мнений и др.), использование разнообразных источников информации, знаковых систем, диалоговых технологий, способствующих построению образовательного пространства учебника как открытой системы.

4.2. Отказ от навязывания в качестве образца определенных представлений об истине, ценностях, создание моральных дилемм (т. е. ситуаций выбора); формирование навыка определения фактов и мнений, аргументов и выводов, правдоподобных ложных суждений и достоверных утверждений и т. п. Побуждение к сопоставлению обыденного и научного познания.

4.3. Децентрированность как формирование умений рассматривать, аргументировать каждое явление с авторской, собственной, с разных точек зрения.

4.4. Формирование уважительного отношения к позиции других людей исходя из принципа равенства субъектов коммуникации, способности учитывать мнение оппонентов, идти на конструктивные компромиссы.

* В данном случае термином интеграция (от лат. integrum — целое, integratio — восстановление, восполнение) обозначаем объединение, связуемость, взаимопроникновение каких-либо элементов (компонентов) предметного содержания.

11111111111* № 3,

5. Интенциональность и эмпатийность

Ориентация содержания на организацию ценностно-ориентирующей деятельности ученика, расширение его эмоционально-ценностного опыта, создание условий для:

— выражения интенционального (эмоционально-ценностного) отношения;

— развития способности распознавать, описывать чувства и настроения других людей и т. д.;

— эмпатийного понимания, т. е. формы понимания и объяснения, достигаемой путем воображения себя непосредственно в роли социальных акторов, убеждения, цели, мотивы, действия которых нужно объяснить с опорой на гуманистические ценности;

— использования импрессивных (дающих впечатления) и экспрессивных (позволяющих выразить себя) приемов обучения и воспитания, различных изобразительных средств, способов художественного познания.

Представленная гуманитарносообразная модель учебного содержания является универсальной. Ее элементы служат основанием не только для проектирования содержания на метаметоди-ческом и частнометодическом уровнях (например, авторами программ, учебников, учебно-методических пособий, разработчиками уроков и др.), но и для экспертного анализа воспитательного, развивающего потенциала учебных материалов, влияния на развитие гумани-тарности личности, например, содержания, представленного в школьном учебнике. Так, если принять за аксиому мысль, что учебник — важнейший посредник, системообразующий элемент в связке «содержание образования — учебный процесс», то, бесспорно, содержание учебника во многом определяет цели, способы их достижения, а следовательно, и сам характер, результативность предстоящего образовательного процесса.

По степени реализации в содержании принципа гуманитарности можно выделить четыре типа учебников (типология четырех «Д»). Ниже приводятся харак-

терные признаки предъявления содержания в каждом из них.

Догматичный (от греч. ôogmâTiKVZ — догматически, на основании теоретических положений) учебник — сциентистский, с выраженной предметно-знаниевой ориентацией содержания, которое должно признаваться за непреложную, непререкаемую, неизменную истину, изучаться некритически, без доказательства, в отрыве от жизни, конкретных условий. В основе лежит догматический метод как «способ преподавания или изложения, при котором то или иное положение принимается со слов учителя или из книги без самостоятельной работы мысли, на веру» [2]. Задания, вопросы — репродуктивные, тренинговые. Изложение — информационного характера, аксиологический компонент не выражен.

Директивныгй (от фр. directive, лат. dirigere — направлять) учебник — моно-логичный, предписывающего, указывающего характера. Гуманистические идеи представлены, но условия для организации диалогового взаимодействия, осмысления и присвоения целенаправленно не создаются. Изложение материала — информационно-утверждающее. Большая часть заданий имеет воспроизводящий характер.

Декларативныш (от лат. declaratio — заявление, объявление; в значении «чисто словесный, внешний») учебник. В нем заявлена задача реализации гуманитарной направленности, в содержании определены гуманистические доминанты, эпизодически представлены различные мнения, но оценки, выводы преимущественно декларируются авторами в готовом виде, объяснительно-иллюстративно. Стиль изложения — преимущественно рассуждающе-утвердительный. Организация активной учебно-познавательной деятельности субъекта, личностного осмысления материала учеником предусматривается, однако значительную часть составляют репродуктивные задания.

Деятельностно-аксиологический (гуманитарно-деятелъностныгй) учебник — соответствующий в целом критериям описанной выше гуманитарной

проективной модели содержания: гуманистические доминанты органично представлены в содержании, организуется образовательная ценностно-ориен-тирующая деятельность ученика (на основе изложения и анализа различных мнений, источников информации, с опорой на личностный опыт ученика и т. д.). Активно используется визуальный и символический язык (образность). Создаются условия для организации

диалогового взаимодействия, выражена проблемно-вопросительная, убежда-юще-дискуссионная, деятельностноориентированная направленность изложения материала.

Для определения влияния учебного содержания учебников различного типа на развитие гуманитарности нами были выделены критерии сформированности данного личностного свойства и возможные их эмпирические проявления:

когнитивно-смысловой

субъектно-деятельностный

личностно-оценочный

понимание смысла понятий, их употребление: общечеловеческие идеалы и ценности, этические нормы, гуманизм и др.;

осведомленность о нравственных представлениях, моральных нормах эпохи, социальной группы и т. д.;

комплекс знаний о мотивах, способах деятельности, ее последствиях, результативности;

понимание социальной значимости событий, идей, деятельности и т. д., их гуманитарного смысла

умение выявлять, сравнивать цели, убеждения, принципы, чувства, ценностные установки и т. п.;

умение извлекать информацию из различных источников (иллюстрации, социальный и личный опыт и др.), использовать ее для собственных суждений, решения проблемных задач;

умение самостоятельно обосновывать выводы, в том числе с разных точек зрения (в монологе и полилоге), «открытие» собственных способов работы со знаниями;

способность «переносить» ценностный опыт, образцы гуманного поведения в современную общественную и личную практику

самостоятельное оценивание событий, высказываний, поступков, качеств (других людей и своих) исходя из гуманистических ценностных ориентаций;

способность к эмпатийному пониманию, сопереживанию; этическая рефлексия, ценностно-смысловое самоопределение в ситуациях, требующих нравственного выбора, предвидения последствий; употребление эмоционально-окрашенных атрибутов речи, контроль негативных эмоций

Для достижения нового качества образования необходимы комплексное проектирование и реализация системы мер по успешному освоению школьниками гуманитарных ценностей, формированию гуманитарного мышления. В свете всего сказанного становится очевидным, что разработка и реализация стратегий воплощения идей гуманитаризации в учебное содержание, в массовую педагогическую практику в условиях введения новых образовательных стандартов являются актуальной научно-методической проблемой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, Ю. Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция / Ю. Н. Афанасьев ; Рос. гос. гуманит. ун-т. — М., 1999. — 16 с.

2. Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. — М. : ИДДК, 2007. — 1 электрон. опт. диск (СБ-КОМ).

3. Канке, В. А. Философия учебника (100 рекомендаций для авторов учебников и учебных пособий) / В. А. Канке. — М. : Университетская книга, 2007. — 118 с.

4. Розин, В. М. Человек как продукт философского познания / В. М. Розин // О человеческом в человеке : сб. ст. / под общ. ред. И. Т. Фролова. — М., 1991. — С. 80—99.

Поступила 23.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.