О. СОКОЛОВА, доцент Российский государственный торгово-экономический университет
Обращаясь к проблемам взаимосвязи образования и рынка, исследователи особо подчёркивают, что сегодня образование в большей степени выступает как фактор дифференциации, нежели интеграции [1]. При этом выделяют такие особенности устремлений современной молодежи, как ориентированность на материальное потребление, постоянное сужение поля социального интереса, утрата духовности и любознательности, способность адаптироваться к любым социальным изменениям, виртуализация, податливость средствам массовой информации, рекламе, манипулятивным политическим процедурам. Отмечается также культурная нетребовательность российской молодёжи, её уход от классического культурного наследия и национальных традиций, а также готовность потребить любой культурный эрзац. Система высшего образования утрачивает статус святилища разума и превращается в производителя образовательных услуг посредственного качества [2].
Однако тем же автором фиксируется и такая тенденция: глобализация проникает в самые глубины социальных структур, превращая их в носителей новых смыслов. Это касается таких «локальных» ценностей, как традиции, обычаи, привычки, местные сообщества [3].
Обратим внимание на то, что идея человеческого сообщества в настоящее время выдвигается в качестве перспективного способа решения проблем современного существования. Термин «сообщество » часто употребляется в связи со словами «организация», «бизнес», «поддержание порядка», «архитектура», «искусство», «средства массовой коммуникации», «социальная работа».
Люди выступают против вмешательства государства в их жизнь, и организация дея-
Гуманитарное сообщество в вузе
тельности на уровне сообщества видится ими как более приемлемая, эффективная и менее обременительная. Жизнь становится всё более индивидуализированной и «приватизированной»: важнейшие стороны жизнедеятельности человека реализуются не в крупных политических и социальных организациях, а на более скрытом индивидуальном уровне или в малых группах.
Сообщество представляет собой промежуточное звено между макросистемой общества в целом и микросистемой семейной и личной поддержки. Для индивида оно является источником обогащения его жизни за счёт дополнительных социальных контактов. Сообщество как социальная конструкция выполняет функцию упорядочения и осмысления чрезвычайно сложного и нередко причудливого комплекса социальных отношений. Иногда его определяют чисто психологически - как то, что, подобно семье, ощущается нами в качестве неотъемлемой части нашего существования. Сообщество - способ созидания социального порядка из сложного переплетения человеческих жизней, стремления людей наполнить своё существование субъективным смыслом [4].
Каковы пути реализации представленных выше положений применительно к системе образования? Имеются ли возможности их конкретного осуществления в пространстве современного высшего учебного заведения? Каковы ресурсы возникающих возможностей?
По нашему мнению, такими ресурсами и сегодня остаются возможности интеграции в учебной и воспитательной деятельности технического, естественнонаучного, управленческого, экономического и гуманитарного знания, духовное воспитание на этой основе интеллектуальной и достойной личности.
Этическими основаниями успеха в этой деятельности является, как бы пафосно оно ни звучало, всё богатство человеческой нравственности. Но мы особо выделим «атмосферу, соединяющую в себе дар, долг и свободу», «состояние духа, где смешивают ощущения ... собственных прав и другие, более чистые чувства: милосердия, «социального служения», солидарности», «радость отдавать публично; удовольствие тратить художественно и великодушно; удовольствие принимать гостей и участвовать в личном и общественном празднике», «остро чувствовать самого себя, но чувствовать также и других и социальную реальность...», «действовать с учётом самого себя, подгрупп и общества в целом. Эта мораль вечна. Мы соприкасаемся здесь с чем-то незыблемым, как скала» [5]. Таковы гуманистические правила дарения души, подлинного бытия человека в сообществе. Как передать этот бесценный дар?
Нам бы хотелось в этой связи обратиться к опыту работы кафедры гуманитарных дисциплин Саратовского института Российского государственного торговоэкономического университета (РГТЭУ) [6]. Речь пойдет о работе специфического элемента в структуре торгово-экономического вуза - студенческого литературно-художественного клуба при кафедре.
Идея создания клубного сообщества и нахождение его формы определились желанием студентов, помимо формального общения, выйти за рамки учебных дисциплин и курсов, их тяготением к расширению именно гуманитарной эрудиции. Конечно, ещё до проявления этой тенденции, кафедрой проводилась научная и воспитательная работа гуманитарного профиля. В качестве примера можно сослаться на сотрудничество в проекте Саратовского государственного медицинского университета «Античный мир и мы». Студенты СИ РГТЭУ на протяжении нескольких лет ежегодно участвовали в замечательных по научному, эстетическому и воспитательному уровню конференциях СГМУ, получили доступ к публи-
кации своих работ, представляющих коммерческую деятельность в контексте античной культуры. Существовал и общеинститутский студенческий клуб, занимавшийся преимущественно художественной самодеятельностью, организацией массового досуга. Однако постепенно усиливалось понимание того, что духовное и душевное общение в дружеском кругу, связанном не только с профессиональными интересами, продолжающееся в течение всех студенческих лет, а также после окончания вуза, -это знак особых связей, составляющих нечто большее, чем студенческая «тусовка».
Аргументами к выбору клубной формы организации послужили традиции мировой и российской городской, в том числе и саратовской, культуры, исторические сведения о средневековых студенческих корпорациях, студенческих клубах в университетах Нового времени, профессиональных Коммерческих собраниях в столичных и провинциальных городах России.
Время создания клуба счастливо совпало с подготовкой к 200-летнему юбилею А.С. Пушкина. Учредители дали клубу имя поэта - студенческий литературно-художественный Пушкинский клуб СИ РГТЭУ, а в повседневном общении - просто Пушкинский клуб. К участию были приглашены все студенты, но время выделило приверженцев этой формы общения, причём не только среди студентов, но и в коллективе преподавателей.
Специфичность клубного общения, своеобразие его содержания и стиля играют значительную роль в формировании общеинститутского климата, в профессиональном и культурном просвещении, разумной и эстетичной организации досуга участников и «соучастников» клубной культуры.
Как конкретно строится деятельность студенческого Пушкинского клуба? Приведём только некоторые факты: заседания клуба проводятся ежемесячно, первое заседание традиционно проходит 19 октября и посвящается Дню лицея и юношеским годам А.С. Пушкина. Темы дальнейших засе-
даний определяются планом. Они могут быть посвящены непосредственно творчеству А.С. Пушкина («Пушкин и музыка», «Женские образы в поэзии Пушкина», «Пушкин-историк» и др.), наиболее интересным проблемам литературы, музыки, изобразительного искусства, театра. На каждое заседание приглашаются гости -компетентные и уважаемые специалисты в различных сферах знания и творчества. Очень важно, что все «эксклюзивные» гости клуба - люди «хорошо говорящие», способные представить студенческой аудитории образцы великолепной русской речи -как в официальной части заседания, так и в неформальном общении за традиционным клубным чаепитием. Ритуал совместного чаепития - ещё один урок этикетного поведения. Девиз клуба - «Учиться хорошему везде и во всём!».
Невозможно не привести также примеры особенно интерактивных воплощений замыслов клуба. Вот только некоторые из них:
1. Вечер с характерным названием «Палитра национальных культур», который объединил студентов разных национальностей, учащихся татарской гимназии и их ансамбля национального танца, представителей армянского культурно-просветительного общества и армянской общины Саратова. Все приглашённые активно участвовали в поэтическом конкурсе, концерте, импровизированных национальных сценах, даривших веселье, взаимопонимание, укреплявших содружество, призыв к которому прозвучал в самом начале вечера в «Слове о Пушкине».
2. Конкурсы девушек «Ужель та самая Татьяна? », которые традиционно проводятся в «Татьянин день».
3. Самодеятельные концерты к праздникам 8 Марта и 9 Мая, которые готовятся совместно со Студенческим клубом института.
4. Большие концерты музыкальных коллективов города («Волга-Бэнд», «Трио-соната», «Лель») и концертные программы ведущих артистов филармонии (Ба-
кулиной В.И., Скопинцевой Л.А., Киреева А.А.) непосредственно в стенах института.
5. Посещение членами клуба театральных спектаклей, художественных выставок, общение с актёрами и художниками.
6. Совместные поездки в иные города, например в лермонтовские Тарханы.
7. Рассказы «Из дальних странствий возвратясь» об интересных путешествиях членов клуба.
Конечно, приведённые примеры - далеко не полный перечень замечательных дел клуба, да и не это главное. У внимательного читателя, надеемся, сложится представление об инициативности, выдумке, интеллектуальности и эстетичности осуществлённых проектов, об их познавательном и воспитательном значении.
Важно выделить ещё одно направление работы Пушкинского клуба - «издательскую деятельность ». Она включает создание компьютерных вариантов афиш, анонсов, программ, благодарственных писем и поощрительных грамот, текстов викторин и сценариев. Ежегодно делается несколько фотовыпусков «Вестника Пушкинского клуба», который готовится всегда «по законам жанра» и отличается значительным информационным ресурсом, а также оригинальным оформлением. Но подлинным достижением издательской работы можно назвать «Летопись Пушкинского клуба», которая ведётся со времени основания клуба, то есть уже более пяти лет, и составляет несколько довольно объёмистых папок. В них тщательно собраны и систематизированы статьи и выступления участников клубных заседаний, фотографии и иллюстрации к определённым событиям, образцы издательской деятельности - словом, воссоздана внушительная картина эволюции клубного сообщества. Участие студентов в этом виде деятельности важно, на наш взгляд, ещё и потому, что они овладевают многообразными практическими навыками по составлению, редактированию и дизайну текста, фотографированию, систематизации документов, что составляет весомую добав-
ку к их теоретической подготовке по выбранной специальности.
Полное представление о видах практической деятельности участников клуба включает также коммуникативные умения (вести беседу, давать и брать интервью), оформительские (подготовить помещение для заседания, накрыть красиво стол к чаепитию) и хозяйственные навыки (просчитать затраты, составить калькуляцию).
Важнейший ракурс деятельности Пушкинского клуба составляет, без сомнения, осмысление своеобразия индивидуальных судеб участников сообщества. Ранее было отмечено, что в процессе своего существования клуб как культурный и интеллектуальный центр стал всё более втягивать в свою орбиту не только студентов, но и преподавателей, а также сотрудников института, тяготеющих к расширению своей эрудиции, интересующихся этой стороной жизни студентов, да и просто желающих отдохнуть, пообщаться с гостями клуба. Аудитория несистематических участников, поддерживающих различные клубные акции, претерпевает количественные изменения и во многом зависит от темы и формы заседания, но никогда не бывает пуста.
Пушкинский клуб завершил свою работу в очередном (2003/ 2004) учебном году. Состоялись заключительное заседание и большой концерт. 6 июня, в день рождения
М. ХУСАИНОВ, канд. хим. наук Т. ХЛЕБНИКОВА, докт. хим. наук А. ОВЧИННИКОВА, методист Уфимский государственный нефтяной технический университет А. ТИМЕРБУЛАтОвА, канд. пед. наук Министерство образования РБ
В настоящее время система высшего образования в России переходит на многоуровневую и многовариантную структуру учебного процесса вплоть до обучения по индивидуальному учебному плану, оп-
А.С. Пушкина, в городском саду Липки прошёл праздник поэзии. Это был год пятилетнего юбилея клуба. Его бессменным куратором с 2001 года является энергичная и талантливая женщина - Нина Сергеевна Сопьяниченко, щедро дарящая богатства своей души студенческой молодёжи. Новый учебный год принесёт новые планы, дела и события. Нет сомнений, что это будет продолжение пути единения освоения профессии и личностного совершенствования в сообществе друзей.
Литература
1. Образование как фактор социальной диффе-
ренциации и мобильности («круглый стол») // Социол. исслед. - 2003. - №5. - С.91.
2. Покровский Н.Е. Российское общество на
путях глобализации // Человек и современный мир. - М., 2002. - С.43.
3. Покровский Н.Е. «Племя младое» и. зна-
комое // Социология и современная Россия. - М., 2003. - С.153-156.
4. Бутырин Г.Н. Благотворительность в че-
ловеческом сообществе // Человек и современный мир. - М., 2002. - С. 237-240.
5. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества.
Обмен. Личность. - М., 1996. - С. 204-207.
6. Соколова О.Е., Сопьяниченко Н.С. Неко-
торые вопросы работы Пушкинского клуба в институте // Региональная торговля и подготовка коммерсантов: проблемы нового века. Саратов, 2001.
Формы
довузовской
подготовки
ределяющему так называемую «индивидуальную траекторию обучения» в вузовском образовательном пространстве.
Выбор этой «траектории» желательно делать на ранних стадиях обучения, когда