Научная статья на тему 'Участие куратора студенческой группы в формировании гуманитарной среды в вузе'

Участие куратора студенческой группы в формировании гуманитарной среды в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие куратора студенческой группы в формировании гуманитарной среды в вузе»

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЯ

>

Л. Н. КОПЫЛОВА, доцент кафедры ИВС Саранского кооперативного института МУПК

УЧАСТИЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

По инициативе Межвузовского центра внеучебной работы Госкомвуза Российской Федерации при Пермском государственном техническом университете в 1992 г. состоялась I Всероссийская межвузовская конференция „Внеучебная работа и проблемы ее профессионализации в обновляющейся системе высшего образования“ положившая начало научным разработкам и исследованиям в этой сфере. Подобные конференции были потом проведены во многих городах страны. И если на первой конференции ее участники обосновывали необходимость внеучебной воспитательной работы со студентами, то на следующих уже обсуждались аспекты исследования проблемы, анализировалась деятельность различных структур, осуществляющих внеучебную работу.

К этой деятельности подключился Научно-исследовательский институт высшего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. С 1997 г. он выпускает „Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования“ (уже вышло 40 выпусков), и самый первый из них был посвящен теме „Воспитательная работа в вузах России в новых условиях“, В обзорной информации обосновывается важность и необходи-

мость возвращения вузовских коллективов к организации и осуществлению в вузах воспитательной работы. Рассматриваются наиболее актуальные направления воспитания студенчества, становления личности специалиста, обладающего развитой духовной сферой; методика, формы и средства воспитательной работы в современный период. Значительное место уделено профессиональному подходу к решению проблем внеучебной работы в вузах, созданию новых структур внеучебной деятельности, возрождению студенческого движения и самоуправленче-ских начал, формированию новых и совершенствованию проверенных временем форм работы.

Мне, студенческому куратору на трех факультетах Саранского кооперативного института, довелось участвовать в IV Всероссийской научно-практической конференции „Проблемы воспитания студентов в современном вузе“, проведенной в г. Екатеринбурге в 1998 г. На пленарном заседании прозвучали следующие доклады: „Проблемы и концепция воспитания студенческой молодежи“ (П. И. Бабочкин; Московский научно-исследовательский центр института молодежи); „Воспитание — проблема современного образования в России“ (И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Мо-

© Л. Н. Копылова, 1999

розова; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, г. Москва); „Развитие внеучебной работы в вузах России в современных условиях“ (Л. А. Новикова, А. Д. Дичсскул; Межвузовский центр внеучебной работы, г. Пермь); „Роль самовоспитания в формировании творческих способностей студенческой молодежи (Г К. Чернявская; Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург).

На обсуждение в секциях были вынесены такие темы: „Теоретические проблемы организации воспитательной работы в современном вузе“, „Формирование гуманитарной среды в высшей школе“, „Учебный процесс — основная форма

Воспитательная

воспитания студентов работа во внеучебное время“

Согласно документам всероссийских конференций важнейшей качественной основой реформирования высшей школы в настоящее время выступает гуманизация образования, представляющая собой

очеловечивание

, одухотворение, демократизацию внутриколлективных отношений в системах „студент — студент“ „преподаватель — студент“, использование в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества, творческий, индивидуальный подход. Главной задачей этого сотрудничества является формирование у будущих специалистов стремления к получению знаний, к самообразованию, поскольку современная цивилизация требует от человека получения знаний на протяжении всей жизни.

Основой гуманизации, как известно, является процесс гуманитаризации, определяющий такое взаимодействие человека с социальной и природной средой, которое обеспечивает благоприятное существование и воспроизводство человека и общества.

Гуманизация и гуманитаризация формируют в вузовском коллективе гуманитарную среду. Это превращает вуз не только в учебный, профессиональный и научный, но и в культурный, интеллектуальный, воспитательный, коммуникативный центр. Пробивает себе дорогу нравственное воспитание. У выпускников вузов должны быть сформированы гуманистические, социокультурные, социальные, экологические ценности.

Таким образом, формирование гума-

нитарной среды в вузе — основа подготовки специалиста XXI в. Эта задача решается с использованием факторов мак-росрсды (средства массовой информации, художественная литература, искусство, научно-популярная литература) и микросреды (факультеты, специальности, кафедры, студенческие группы и неформальные объединения). В таких условиях возрастают требования к работе куратора студенческой группы (на заочной форме обучения — потока). В положении о кураторе студенческой академической группы четко перечислены его обязанности и права. Они достаточны для того, чтобы активно участвовать в формировании гуманитарной среды в вузе. При этом надо помнить о том, что работа куратора — не дополнительная нагрузка, а обяза-

тельная деятельность во второй половине рабочего дня преподавателя.

Латинское слово „curator“ предполагает заботу, руководство, опеку,’ наблюдение и т. д. Куратор может многое, если, конечно, захочет. Считаю, что куратор нужен молодежи везде, но особенно велика его роль на I — II курсах. На вчерашнего школьника в вузе обрушивается много проблем: новые учебные предметы, преподаватели, формы работы, учеба в разных корпусах, общение с лаборантами разных кафедр, новыми однокашниками, жизнь в общежитии, новые бытовые условия. Даже дорога в институт — это тоже проблема, так как средние учебные заведения обычно находятся недалеко от места проживания учащихся. В итоге студентам приходится преодолевать сильные психоэмоциональные перегрузки. Многие из них испытывают затруднения в общении с преподавателями и сотрудниками института и часто нуждаются в защите. Куратору как взрослому опытному человеку, имеющему авторитет, легче разрешить какой-то конфликт и помочь таким образом студентам. Нередко от него требуется помощь в решении проблем, связанных с бытом, здоровьем, особенно это касается иногородних студентов.

Само собой разумеется, что учеба — это первое, на что должен обращать внимание куратор, но для хорошей учебы надо хорошо отдыхать. А для человека отдых — это отвлечение на другие виды деятельности. Любая творческая внеаудиторная работа куратора со студентами яв-

лястся вкладом в почти все виды воспитательной деятельности. Куратор становится носителем зарядов нравственности (делаем что-то для настроения и здоровья других), трудового, идейно-политического, эстетического, интернационального, патриотического, экологического, правового, физического воспитания (соответственно тематике проводимых мероприятий).

Учитывая занятость куратора и студентов в своей основной учебной деятельности и в общеинститутских мероприятиях, считаю, что должно происходить, как минимум, два-три ярких, крупных события в группе (потоке) за учебный год. Это может быть тематический вечер, выпуск стенной газеты, коллективное посещение культурного центра. Крупными я называю их потому, что они требуют много сил и времени для подготовки и проведения. Несмотря на последние обстоятельства, каждому куратору надо найти возможность их провести, так как получение базового высшего образования — такой же важный этап жизни и деятельности молодого человека, как деятельность ребенка в дошкольном учреждении и деятельность школьника при получении среднего образования. О нем должны оставаться такие же яркие впечатления, воспоминания о коллективном труде и отдыхе с однокашниками.

Для проведения студенческого тематического вечера надо подготовить сценарий, материал для оформления аудитории (а потом оформить ее), тексты конкурсов, игр, аттракционов, призы, предусмотреть фотографирование на память, распределить обязанности, а затем каждому „по 100 раз“ про них напомнить. Не всегда и не все студенты готовы что-то делать для других, многих надо „раскачать“ Иногда от куратора требуется на это не просто много усилий, а очень много. Зато потом, когда есть результат, как приятно каждому сознавать свою причастность к общему делу.

Хорошая тема для вечера на I курсе — „Давайте познакомимся“ Такой вечер всегда проходит с большим интересом как на очном отделении, так и на заочном. Не останавливаясь на подробностях сценария вечера, рекомендую использовать разработанную мной анкету, которая не раз помогала мне при подготовке вечера. Анкета позволяет выявить

возможности, способности, желания каждого относительно участия в подготовке к тематическому вечеру в студенческой группе. Речь идет об организационной подготовке. Составление сценария и распределение ролей — это другой вопрос, но идею анкеты можно применить и при написании сценария, в котором могут принять участие и студенты (обучающимся очно это сделать проще).

Организационно-информационная

анкета

I. Ваши фамилия, имя, отчество

II. Сможете ли Вы остаться после занятий для участия в тематическом вечере „Давайте познакомимся“?

а) да б) нет

III. Сможете ли Вы оказать помощь в следующих делах (обведите кружочком номера пунктов)?

1. Написать плакаты и вывески.

2. Закупить бумагу, призы, сюрпризы.

3. Подготовить призы и сюрпризы.

4. Закупить продукты.

5. Закупить напитки.

6. Оформить аудиторию: прикрепить плакаты, переставить столы, стулья, протереть столы.

7. Накрыть столы (нарезать продукты, расставить посуду).

8. Предоставить свой магнитофон.

9. Предоставить записи для музыкаль-но-танцевальной части вечера.

10. Предоставить автотранспорт для перевозки покупок.

11. Сделать несколько фотографий во время вечера.

12. Привести с собой друзей.

13. Принести одноразовые тарелки.

14. Принести обыкновенные тарелки.

15. Принести бумагу для покрытия

столов.

16. Принести скатерть.

17. Принести несколько чайных чашек или стаканов.

18. Принести нож.

IV. Можете ли Вы оказать помощь в выпуске стенной газеты?

1. Могу рисовать.

2. Могу написать заметку.

3. Могу красиво писать.

4. Могу дать идеи по оформлению.

Заметим, что на I курсе такая анкета необходима, но подобная анкета поможет

и при подготовке студенческого вечера на других курсах.

Вечер должен начинаться с небольшого сообщения, доклада или беседы на главную тему. На I курсе, пока еще студенты испытывают естественное чувство неловкости, это может сделать сам куратор. Затем можно предложить различные конкурсы, викторины, кроссворды на главную тему вечера и темы студенческой жизни, перемежая их с музыкально-танцевальными моментами. Конкурсы должны заканчиваться награждением призами, причем дело не в стоимости приза или подарка, а в его наличии. Обычно вечера проводятся вскоре после занятий. Для проголодавшихся студентов очень кстати будет чай с бутербродами, булочками, пирожками и т. п. Ни в коем случае никакого алкоголя! Студенты должны увидеть, как интересно можно провести время, отдохнуть без капли спиртного.

Для оформления вечера на I курсе цел есообраз но использовать плакаты: „Из сочинений абитуриентов“, „Экономический юмор“ (или другой, соответственно специальности), „Студенческий юмор“ и др.

Для проведения тематического вечера на II курсе рекомендую использовать тему „Мой институт“. Студенты уже второй год общаются с преподавателями разных кафедр, знают о существовании многих факультетов, отделов, слышали о различных преподавательских должностях и степенях, им интересно узнать что-то новое о возникновении и развитии вуза, в котором они учатся. Родилась в нашей группе эта тема на конкурсной основе, победив среди других тем для студенческих вечеров.

Основной доклад на нашем вечере был сделан по книге Б. Ф. Кевб-рина, П. И. Кулькова „Саранскому кооперативному институту 20 лет“ (Саранск, 1996). Она же стала главным призом. Студенческий доклад был дополнен выступлением куратора о своем участии в работе института с демонстрацией фотографий. Затем следовало разгадывание кроссворда „СФ МКИи (старое название института) с шутками и призами, были подведены итоги викторины, приходил „почтальон“, который принес „письма“ с фотографиями о нашем культпоходе в театр, разбивали „орех мудрости“ и т. п.

Специально для этого вечера была разработана анкета-викторина „Мой институт“.

Анкета-викторина „Мой институт“ Для студентов__________________________

Ваши Ф. И. О.__________________________

Ответьте на несколько вопросов (в вопросах, где предложены варианты ответов, поставьте „галочку“ рядом с тем ответом, который считаете правильным).

1. Что такое СКИ МУ ПК? Специальный кооперативный институт Мордовского университета повышения квалификации_______

Саранский кооперативный институт Московского университета повышения

квалификации________

Саранский кооперативный институт Московского университета потребитель-

ской кооперации________

Специальный квалификационный институт Московского университета потребительской кооперации_________________

2. В каком году образовано высшее учебное заведение, которое теперь называется СКИ МУПК?

1970

1976

1987

1990

3. Как оно тогда называлось? Мордовский филиал Московского кооперативного института

Саранский филиал Московского ордена Дружбы народов кооперативного института_______

Специальный филиал Мордовского квалификационного института__________

Специальный филиал Московского ордена Дружбы народов кооперативного института________

4. Сколько подразделений (отделов,

факультетов, кафедр и т. д.) содержит вуз?_________

5. На скольких факультетах готовят

специалистов с высшим образованием?________

6. Сколько кафедр занимается учебным процессом?__________

7. В каком году образован факультет, на котором Вы учитесь?

1978_______ 1983_________

1990_______ 1992_________

8. По скольким специальностям специализируются студенты нашего факультета? Назовите их:

9. Какую преподавательскую должность имеет наш декан?

профессор_______ст. преподаватель______

доцент_________ ассистент__________

10. Какую должность и какой стаж работы имеет Ваш куратор?

Профессор, 33_______ ст. преподаватель, 29____________________________

доцент, 32________ ассистент, 20_______

Спасибо! Итоги викторины будут подведены на тематическом вечере „Мой институт“

Студенческая стенная печать обяза-тельно должна существовать, так как при правильной организации она тоже несет в себе почти все элементы вузовского воспитательного процесса вообще и его гуманизации в частности. Правильно ор-

газеты — значит вовлечь в этот процесс как можно больше студентов и преподавателей. Для организации выпуска газеты куратору необходимо предложить и обсудить со студентами рубрики, темы, распределить обязанности и потом „100 раз“ с каждого спросить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Над хорошей газетой надо много потрудиться. Материалы следует собирать за 1 — 2 мес. до выпуска номера, потом их нужно систематизировать, отредактировать, напечатать, подобрать фотографии и оформить. В каждой студенческой группе есть такие студенты, которые хотят участвовать в каких-то внеучебных делах, но стесняются. Боятся сделать что-то не так, боятся выделиться среди других. Этих студентов надо найти и заинтересовать, увлечь. В итоге студенты и стихи пишут, и статьи о студенческой жизни, и советы первокурсникам, составляют вопросы и берут интервью у преподавателей, фотографируют, собирают анекдоты. В каждом выпуске нашей факультетской газеты бывает задействовано около 80 — 100 чел. студентов и преподавателей.

В любой стенной газете должны быть главная тема, подзаголовок или девиз соответственно главной теме, и главная рубрика. Главной темой обычно служит какой-то праздник. Подзаголовок — аспект студенческой жизни. Главная рубрика— учеба того курса (группы), который выпускает газету. Ее наполняют вести из групп, интервью на различные темы, развлекательно-познава-

тельные материалы, внеучебная работа, фото, стихи и т. д.

Кроме праздничных, нами были выпущены газеты с такими подзаголовками: „Почему мы выбрали эту специальность?“, „Вот и стали мы на год взрослей“ „Легко ли жить на третьем курсе?“ „Студенческая жизнь — это трудно, но вспоминать приятно“, „Не учебой единой жив студент“ „Студенческая жизнь — это интересно“, „Весной происходит самое интересное“ В них использовались рубрики, среди которых есть как традиционные, так и новые: „О студентах других вузов“ „Первые шаги в науке“, „Чем занимаются преподаватели во внеучебное время“, „Наши интервью“ „У нас в гостях“, „Наш гость — первокурсник“ „Наш гость — абитуриент“ „О студенческом отдыхе“, „Когда студенту кушать хочется...“, „О чем поют студенты“ „По секрету всему свету“, „Наше творчество“, „С днем рождения“, „Познай себя!“, „Студенческий юмор“, „Ребусы“, „Советы первокурсникам“

Совместные посещения культурных центров — это тоже важные мероприятия, к которым надо заранее готовиться. Здесь мы ничего нового не предлагаем, так как используем известные формы — культпоходы в кино, театры, музеи. Отмечу только, что стараюсь, чтобы на память об этих событиях у их участников остались фотографии.

Таким образом, проведенная практическая работа и размышления по поводу кураторской деятельности позволяют нам предложить некоторые рекомендации начинающим кураторам в работе по формированию гуманитарной среды в вузе.

1. Каждый куратор должен помнить о том, что своей деятельностью он не делает одолжение студентам, а выполняет свою работу, за которую получает заработную плату.

2. На 1 — И курсах к студентам надо относиться особенно бережно, внимательно, помнить о том, что нервная система в этом возрасте легко ранима, слабо организована. Необходимо быть посредником между студентами и преподавателями, студенческим „адвокатом“

3. Рекомендую проводить со студен-

тами 2 — 3 хорошо подготовленных крупных мероприятия в течение учебного года, например: тематический вечер,

выпуск стсннои газеты, поссщснис культурного центра. Подготовка и проведение этих мероприятий включают в себя почти весь комплекс направлений воспитательной работы куратора в группе.

4. В подготовке вечера в студенческой группе (потоке) рекомендую использовать идею организационно-информационной анкеты.

5. На I курсе целесообразно провести вечер „Давайте познакомимся“, на II — „Наш вуз“, используя идею анкеты-викторины с одноименным названием.

6. Куратору необходимо участвовать в том или ином качестве в стенной печати и привлекать к этой работе как можно больше студентов и преподавателей.

Все это работает и будет в дальнейшем работать на творчество, формирование гуманитарной среды в вузе, в центре которой находится студент-человек, студент-личность, а не только студент — будущий специалист, на образование XXI в. и нового тысячелетия.

М. И. ЛОМШИН, декан факультета довузовской подготовки МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ РОДНОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Принцип взаимосвязей русской и мордовской литератур может быть введен в систему изучения русской литературы в национальных группах высшей школы республики разнообразными методическими приемами и формами. Рассмотрим наиболее характерные из них, позволяющие реализовать этот принцип в процессе изучения жизни и творчества А. С. Пушкина.

При обращении к наследию Пушкина в вузе преподаватель найдет богатый материал для работы по литературным взаимосвязям. Интерес поэта к судьбам малых народов России, сопоставление его произведений с произведениями мордовских писателей, освоение национальными

поэтами пушкинского наследия, образ Пушкина в мордовской литературе, переводы его произведений на эрзянский и мокшанский языки — вот далеко не полный перечень вопросов, которые должен проанализировать преподаватель национальных групп высшей школы при изучении жизни и творчества русского поэта.

Знакомя студентов с биографией писателя, преподаватель может привести факты, свидетельствующие о его глубоком интересе к жизни и культуре мордовского народа. Причина тому — близость родового имения Пушкиных, села Болдино, к эрзянскому селу Пикшень. В 1830 г. поэт первый раз приехал в Бол-

© М. И. Ломшин, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.