Научная статья на тему 'Социометрический анализ состояния осведомленности студентов о своем вузе'

Социометрический анализ состояния осведомленности студентов о своем вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социометрический анализ состояния осведомленности студентов о своем вузе»

№ 4, 1999

Описанный тест- сравнительно простой тест начальной части курса. По более сложным темам и задачи-тесты более сложные.

В банке данных тестов-задач по инженерному курсу «Электрические машины» имеются и специфические тесты, связанные с необходимостью выработки у студентов навыков и умений сборки электрических схем машин постоянного и переменного тока перед работой с лабораторными стендами и экспериментальными моделями.

Общеинженерный курс «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) в отличие от курса «Электрические машины» имеет ограничение в графическом изображении явлений и процессов, происходящих в электрических цепях постоянно-

го и переменного тока. Тесты по курсу ТОЭ представляют собой различные типы заданий (вопросов, задач) практически к каждой теме, с вариантами ответов, что позволяет студенту вести самоконтроль правильности решения поставленной задачи. Каждый тест составляется в виде программной типовой задачи определенного уровня.

Основная идея создания обучающих задач-тестов по курсу ТОЭ состоит в том, что они являются программированными, многошаговыми. Каждый последующий шаг задачи-теста логически связан с предыдущим общей идеей решения задачи на основе ее непрерывности. Это дает возможность использовать тесты-задачи не только для контроля, но и для обучения и самообучения студентов.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ О СВОЕМ ВУЗЕ

Л.Н.Копылова, доцент кафедры информационно-вычислительных систем

Саранского кооперативного института МУПК

Л.Г.Свинцова, доцент кафедры регионоведения и политологии Мордовского

государственного университета им. Н.П. Огарева

По нашему мнению, знание студентами основных этапов создания и развития вуза, в котором они учатся, а также основных звеньев структуры этого вуза является элементом их культуры, образованности. Стремление к получению таких знаний характеризует их любознательность, внимательность, коммуникабельность и в ка-кой-то мере осмотрительность. Отсутствие этого стремления говорит об их инфантильности, равнодушии, невнимательности, некоммуникабельности, ограниченности.

Мнение о высшей школе формируется не абстрактно, а на конкретном примере вуза, где студент получает базовое образование. К сожалению, значительная часть студентов имеет расплывчатое, бессистем-ное представление о месте и роли высшей школы в социальной инфраструктуре в целом и регионе в особенности. Поэтому пре-подаватели должны заботиться о формировании у студентов целостного, системного представления о своем учебном заведении, и прежде всего об основных его характе-

ристиках. Для того чтобы активно участвовать в процессе формирования такого представления, преподавателю надо сначала выяснить, на каком уровне оно находится. С этой целью нами было изучено состояние осведомленности студентов о своем учебном заведении в студенческих группах Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации.

Для опроса была предложена анкета со следующими вопросами:

1. Что такое СКИ МУПК?

- Специальный кооперативный институт Мордовского университета повышения квалификации

- Саранский кооперативный институт Московского университета повышения квалификации

- Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации

- Специальный квалификационный институт Московского университета потребительской кооперации

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2. Когда было образовано высшее учебное заведение, которое теперь называется СКИ МУПК?

- 1970

- 1987

- 1976

- 1990

3. Как оно тогда называлось?

- Мордовский филиал Московского кооперативного института

- Саранский филиал Московского ордена Дружбы народов кооперативного института

- Специальный филиал Мордовского квалификационного института

9. Какую преподавательскую должность имеет наш декан?

- профессор

- ст. преподаватель

- доцент

- ассистент

10. Какую должность и стаж работы имеет ваш куратор?

- профессор, 33 года

-ст. преподаватель, 29лет

- доцент, 32 года

- ассистент, 20 лет

Всего было опрошено 22 чел. в конце второго года обучения. Результаты опро-

ордена Дружбы

филиал Московско- са представлены в табл. 1.

ного института

4. Сколько подразделений содержит вуз (отделы, факультеты, кафедры и т.д.)?

5. На скольких факультетах готовят специалистов с высшим образованием?

6. Назовите число и наименования

всех специальностей, по которым готовит выпускников СКИ МУПК.

7. Сколько кафедр занимается учебным процессом?

8. По скольким специальностям специализируются студенты нашего факультета? Назовите их.

Никто не отказался отвечать на вопросы, т.е. тема опроса всех заинтересовала. Самыми простыми оказались вопросы 1 - 3 и 8 - 10, однако 100 % осведомленность обнаружена только по 1-му и 8-му вопросам - расшифровке названия института и перечню специальностей факультета. По 3-му вопросу у всех наблюдалась одна и та >Ке ошибка - в качестве первоначального названия студенты, причем и саранские, и приезжие из других областей, выбрали вариант “Мордовский филиал...”

Таблица 1. Сводные результаты опроса осведомленности студентов

о своем вузе

Номер вопроса Количество правильных ответов Доля правильных ответов, % Количество студентов, совсем не ответивших Доля не ответивших студентов, %

і 22 100,00

2 21 95,45

3 16 72,73

4 2 9,09 6 27,27

5 1 1 50,00 1 4,54

6 2 9,09 3 13,64

і 7 2 9,09 3 13,64

8 22 100,00

9 21 95,45

10 18 81,82 ' —

№ 4, 1999

Самыми трудными оказались вопросы

Как видим, большая часть индексов

о числе подразделений инсти тута, общем (около 70 %) превышает значение 0,5.

количестве факультетов, выпускающих

Можно сделать уточнение - вычислить

целом:

специалистов с высшим образованием, ко- индекс уровня осведомленности группы личестве специальностей и их названиях, количестве кафедр вуза.

Очень разнообразны ошибки в ответах на 4-й вопрос, который оказался в числе самых трудных (правильный ответ - 27 ^гр

подразделений). Назывались количества -

ІРк

О

1,к

220

13 (два ответа), 20 (один), менее 10 (один- где і = 1, 2, 3, ... ,22; к = 1, 2, 3, ... , 10; надцать ответов). Шестеро вообще не зна-

ли, что сказать. На 5-й вопрос (правильный ответ - 4) четверо ответили “на всех”, т.е. они не знали о существовании ФПК, четверо указали цифры более 4, двое -меньше 4, а один совсем не смог ответить.

6-й вопрос тоже вызвал у студентов затруднения (правильный ответ - 7 специаль-

1Рк.

1,к

ветов.

общее количество правильных от-

В нашем случае О

ф

137/220 = 0,62,

т.е. значение уровня осведомленности составляет 62 %.

Результаты этого анализа были обсуж-

ностей): трое не знали, что ответить, двое дены в группе. Студенты вместе с препо-у казали числа более 7, причем один из них давателем—куратором нашли ответы на

не назвал ни одной специальности, 14 чел. дали числа менее 7, причем трое - без на-

трудные вопросы анкеты, получив урок любознательности, внимательности, обо-

званий, а 11 отвечающих неточно указали гатив свой культурный опыт, свою осве-

названия специальностей.

На 7-й вопрос (правильный ответ - 11)

домленность о вузе.

Думается, что подобного рода социо-

совсем не знали, что ответить, трое, 15 сту- метрические опросы позволят создать банк дентов назвали число менее 11, шестеро из

них без названия, и 1 студент - более 11.

Индексы общей осведомленности для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каждого студента найдем по формуле

ІРк

о

к

1

10

данных о степени развитости творческих, организаторских и других способностей студентов в каждой академической группе. Поскольку вуз несет ответственность не только за профессиональную подготовку своих выпускников, но и за их коммуникативную готовность к профессиональной деятельности, постольку многоплановая внеучебная работа требует систематического анализа состояния межличност-

I «ческого анализа состояния межличност-

Здесь п - правильный ответ 1-го сту- „

гк г ных отношении в малых группах. Однако

Хр

I

к

сумма правильных ответов ¡-го студента

на к-й вопрос.

Чем ближе О к 1, тем выше степень

такая работа очень часто ведется стихийно, интуитивно.

В своем социометрическом исследовании мы использовали идеи, появившиеся в 30-е гг. в Европе, но недостаточно разработанные в отечественной науке. Предло-

осведомленности ¡-го студента (иначе женная методика имеет большие возмож-говоря, рейтинг каждого студента в свете его осведомленности). Результаты подсчета представлены в табл. 2.

Таблица 2. Индексы осведомленности студентов группы о своем вузе

О, (значение) N1 (частость)

0,5 7

0,6 7

0,7 8

ности. Она позволяет любому интересующемуся преподавателю или куратору группы как выяснить за короткое время межличностные отношения в группе, так и провести социометрический анализ других важных состояний. Мы использовали социометрию для выявления степени осведомленности студентов о своем вузе, что также немаловажно во внеучебной работе с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.