Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
1
Поделиться
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОПСИХОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / АНТРОПОЭКОЛОГИЯ / NATURAL SCIENCES / ECOLOGY / ECOPSYCHOLOGY / HUMAN ECOLOGY / ANTHROPOECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Эльза Фаилевна, Мирюгина Татьяна Андреевна

В статье представлен авторский взгляд на гуманитарное развитие экологической науки. Отталкиваясь от происхождения термина «экология», взаимосвязи ее с другими естественными науками и взглядов различных ученых на понимание и предмет изучения экологии, авторы раскрывают различные подходы к экологическому образованию, начиная с середины 18 века по настоящее время, когда экология связывается с человеком и результатами его жизнедеятельности. Выделенный гуманитарный контекст развития экологии для студентов педагогических вузов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Эльза Фаилевна, Мирюгина Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HUMANITARIAN DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL SCIENCE

The article presents the author's view on the humanitarian development of environmental science. Based on the origin of the term “ecology”, its interrelations with other natural sciences and the views of various scientists on the understanding and subject of studying ecology, the authors reveal various approaches to environmental education from the mid-18th century to the present, when ecology is associated with man and his life activity. Dedicated humanitarian context of environmental development for students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

получения образования детьми с нарушениями зрения не реализовывалась дошкольным учреждением, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы способствовать коррекции имеющихся недостатков у дошкольников и в целом подготовить данную категорию детей к обучению в школе.

Литература:

1. Григорьева А.П. Развитие зрительного восприятия. - М.: «Школа-Пресс», 2001. - 264 с.

2. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.

3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999.

4. Тюбокина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2000. - № 5. - С. 56-60.

5. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - М.: Каро, 2007.

Педагогика

УДК:572.026+574.2.22

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Эльза Фаилевна

Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Тюменский государственный университет» (г. Тобольск); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мирюгина Татьяна Андреевна

Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Тюменский государственный университет» (г. Тобольск)

ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на гуманитарное развитие экологической науки. Отталкиваясь от происхождения термина «экология», взаимосвязи ее с другими естественными науками и взглядов различных ученых на понимание и предмет изучения экологии, авторы раскрывают различные подходы к экологическому образованию, начиная с середины 18 века по настоящее время, когда экология связывается с человеком и результатами его жизнедеятельности. Выделенный гуманитарный контекст развития экологии для студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: естественнонаучные представления, экология, экопсихология, экология человека, антропоэкология.

Annotation. The article presents the author's view on the humanitarian development of environmental science. Based on the origin of the term "ecology", its interrelations with other natural sciences and the views of various scientists on the understanding and subject of studying ecology, the authors reveal various approaches to environmental education from the mid-18th century to the present, when ecology is associated with man and his life activity. Dedicated humanitarian context of environmental development for students of pedagogical universities.

Keywords: natural sciences, ecology, ecopsychology, human ecology, anthropoecology.

Введение. Впервые термином «экология» (от др.-греч. ошзд - обиталище, жилище, дом, имущество и Xöyoq - понятие, учение, наука) был представлен один из разделов биологической науки для изучения взаимоотношений организмов со средой обитания - т.е. собственным домом. В науку понятие «экология» ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в своей работе «Всеобщая морфология организмов» (1866). Полторы сотни лет экология являлась «неприметной Золушкой» естествознания, как вдруг, в 60-е гг. XX века, она превращается в одну из самых жизненно важных междисциплинарных наук, и ее понимание в наши дни существенно отличается от первоначального. Экология начинает пониматься как теоретическая основа охраны окружающей среды от загрязнения и рационального природопользования, что подчеркивает ее гуманитарную важность для существования человечества.

Изложение основного материала статьи. Путаница в понимании охраны природы и охраны окружающей человека среды царит необычайная. Вместе их порой стараются объединить словом «экология», что, конечно же, неверно, поскольку экология - фундаментальная наука об организмах и их среде -значительно шире учения лишь об охране этой среды, даже если в понятие среды включить всю природу Земли и ближайший космос.

Охрана природы - это действительно ее сбережение: биосферы, экосистем, природных ресурсов и т.д. А охрана окружающей человека среды - это сохранение той части природы, которая необходима для удовлетворения его самых насущных потребностей. И не только природы, но и среды города, села, жилища, предприятия, включая отношения людей, т.е. социальную среду. Опасность войны, неуважение к национальной культуре, религии или психические стрессы не имеют никакого отношения к природе, но это факторы нашей жизненной среды.

Охрана природы начинается с воздействия на нее человека, а охрана окружающей человека среды, наоборот, с воздействия этой среды на людей. Эти две области знания как бы зеркально отражают друг друга. Но зеркала эти разного размера - области знания имеют неодинаковый объем, предмет исследования и его объект. Понятие среды включает широкий спектр социальных факторов жизни.

Экология включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далекие от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

«В настоящее время экологию все чаще понимают как учение о создании (или воссоздании) гармонических взаимоотношений организма со средой, оптимальных условиях проживания организма (в том числе человека) в среде обитания. В понятие "окружающая среда" при этом относят не только природную среду обитания, но и другие организмы, а также созданную человеком материальную культуру», - считает В.Л. Обухов [3, c. 8-11].

Хотя термин "экология" появляется лишь во второй половине прошлого века, проблема взаимоотношения организма с другими организмами и окружающей средой является вечной для зоологии и ботаники. Еще древнегреческий философ Аристотель описал строение и повадки свыше 500 видов животных, а его ученик, "отец ботаники" Теофраст Эрезийский привел подробные сведения о зависимости формы и роста растений от почвы и климата. Основоположник эволюционного учения Жан Батист Ламарк первым высказал мысль, что все живое и неживое на земле составляет единое целое - биосферу, и предупредил человечество о возможной опасности превращения земного шара в место, непригодное для проживания.

История экологического образования в России восходит к введению естествознания в школу по уставу от 5 августа 1786 г., поскольку правительство Екатерины II начинает разворачивать программу освоения природных ресурсов Отечества. Академиком В.Ф. Зуевым был подготовлен учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи», в котором рассматривалось «ископаемое царство» (неживая природа), «прозябаемое царство» (ботаника) и «живое царство».

В начале XIX века в преподавании наук о природе господствовал излагающий подход. Учебники А.М. Теряева, И.И. Мартынова и других представляли собой энциклопедии академических наук, были плохо продуманы, не усваивались учащимися. Во второй половине XIX века против формального словесного изучения природы выступали русские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский писал о природе как об «одном из могущественных агентов воспитания человека». Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. В результате в школьных курсах ботаники и зоологии появляются элементы исследования природы.

Примечательны взгляды на цель изучения природных явлений К. Рулье, стоявшего у истоков отечественной экологии. К. Рулье сформулировал принцип исторического единства организма и окружающей среды. Он подчеркивал, что ни один из организмов не может существовать независимо от окружающей среды, причем среда изменяется организмами, а изменение организмов контролируется средой.

Благодаря усилиям А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева в школьную практику вводятся элементы самостоятельного исследования природы. В учебнике зоологии К.К. Сент-Илера (1869) школьникам предлагались самостоятельные внеурочные (летние) задания. Проблема формирования мировоззрения в процессе обучения мира природы эффективно разрабатывалась известным методистом А.Я. Гердом. Им предлагались методы, формирующие у ребенка познавательный интерес, наблюдательность, самостоятельность мышления. Растения и животные впервые рассматривались в связи с их приспособленностью к среде, т.е. в экологическом аспекте.

В начале XX века в российских гимназиях вводится программа изучения природы, составленная Д.Н. Кайгородовым, ставящая воспитательную цель: раскрытие закона изумительной целесообразности в природе. С 1901 г. под руководством В.В. Половцева начинает выходить первый методический журнал «Природа в школе». Ученый подчеркивал, что изучение природы формирует не только понимание явлений внешнего мира, но и расширяет круг духовных потребностей, а вместе с тем и нравственность личности. Идея учебного предмета типа природоведения родилась в конце прошлого столетия и связана с именами А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, А.П. Нечаева, А.П. Павлова. В своих работах эти ученые затрагивали вопросы интеграции естественнонаучных знаний.

Важную роль в развитии экологической проблематики сыграли русские ученые. Основы сельскохозяйственной экологии заложили А.Т. Болотов и Н.И. Вавилов. В.И. Вернадский вскрыл геологическую роль живых организмов в преобразовании нашей планеты. В.Н. Сукачев создал учение об однородных наземных экосистемах - биогеоценозах.

Поиски новых методов обучения в советской школе в 20-х годах привели к распространению экскурсий на природу (например, в 5 классе - 10 - 20 в год), лабораторных, практических и исследовательских работ. В помощь школам организуются экскурсионные биологические станции (В.Ф. Натали, Б.Е. Райков), станции юных натуралистов (Б.В. Всесвятский, 1918). Принятие в 1932 году постановления, регламентировавшего программы и режим в начальной и средней школе, во-первых, укрепило естественнонаучное образование, во-вторых, обозначило просветительские цели образования. Таким образом, в течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических и географических дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усиление внимания к проблеме охраны природы привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появляется термин «природоохранительное просвещение». Период с 50-х до 70-х годов можно рассматривать как период природоохранительного просвещения. Мировая практика экологического образования оказала существенное влияние на развитие данного направления в советской школе и привела к изменению в 80-х годах как названия этого вида образования (впервые появляется термин «экологическое образование»), так и его сущности.

В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки. Развитие экологии сопровождается как становлением узкой специализации по частным направлениям, так и расширением ее предмета. В биоэкологии выделяются: аутоэкология, изучающая взаимоотношения между организмом или популяцией и окружающей средой; синэкология, изучающая взаимоотношения между сообществом и средой; географическая или ландшафтная экология, изучающая крупные экосистемы, географические процессы с участием живого и их среды. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли ввел понятие "экосистема", являющееся ключевым для всех направлений экологии. Самой крупной экосистемой является биосфера, состояние динамического равновесия в которой поддерживается жизнедеятельностью организмов (миграцией элементов), процессами, происходящими в недрах земли (вулканы, землетрясения и т.п.) и процессами, происходящими в космическом окружении.

Особое, принципиально отличное от других организмов воздействие на биосферу оказывает человек, человеческое общество. Учет этого воздействия приводит к формированию в настоящее время нового направления экологии - глобальной экологии, которая исследует влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий.

Экологическая психология (термин «экопсихология» обсуждался на I Российской конференции по экологической психологии, прошедшей в Психологическом институте РАО в декабре 1996 г.) - относительно новое направление, оформившееся в зарубежной психологии два-три десятилетия назад и бурно

развивающееся в отечественной психологии в последнее время на стыке философии, психологии, экологии, педагогики, психотерапии и т.п. (Ю.Г. Абрамова, Г.А. Ковалев, О.М. Дерябина, С.Д. Дерябо, В.А. Иванников, И.Д. Зверев, Э.С. Кульпин, А.Б. Леонова, Б.Т. Лихачев, М.И. Марьин, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков, В.А. Ясвин и другие).

Выделяется в качестве отдельного направления научного исследования экология человека, предметом которой является изучение вопросов сохранения и развития здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды. Становление же экологии человека, в свою очередь, породило еще одно направление экологического исследования -экологию жилища. Ее появление связано с тем фактом, что горожане две трети своей жизни проводят в закрытых помещениях, которые катастрофически загрязняются по мере технического развития общества. Так, за последние десятилетия напряженность электромагнитного поля в квартирах и на рабочих местах выросла в сотни раз, а количество химических веществ, используемых в быту, увеличилось со 150 наименований до 60 тысяч.

Выделилась в качестве самостоятельной области научного знания социальная экология, объясняющая и прогнозирующая основные направления развития взаимодействия общества с природной средой. От социальной экологии отпочковываются политическая, правовая, экономическая экологии, а также сельскохозяйственная экология и промышленная экология. Последняя порождает инженерную экологию.

Особую сложность вызывает разведение экологии человека и социальной экологии, объект которых (человек), но не научный предмет (угол зрения на человека) очень близок. Разница заключается в том, что социальная экология не охватывает биологическую сторону человека. По объекту исследования эти две линии экологии практически синонимы, по предмету - различны.

В связи с многозначностью термина «экология» высказываются опасения полного стирания первоначального смысла экологии как биологической науки. Такие опасения не имеют под собой достаточного основания, так как не название, а суть науки определяет ее содержание, предмет исследования. Осознание того факта, что экология - это не какая-то одна наука, а целый комплекс наук, приводит ученых к выводу, что универсальных специалистов по экологии, экологов "вообще" не существует, а существуют экологи, работающие каждый в своей узкой области.

Тем не менее, в настоящее время формируется такое направление экологического исследования, которое способно выполнить роль фокуса, синтеза по отношению ко всем многочисленным экологическим наукам. Это - антропоэкология. Термин "антропоэкология" употребляется уже в учебной и научной литературе, но он недостаточно определен. Зачастую его смешивают, отождествляют с экологией человека, в то время как «между ними существует принципиальная разница, видная уже на лингвистическом уровне. В словосочетании «экология человека» акцент делается на последнем слове, на человеке, здесь экология обращена вовнутрь и человек, как и всякий другой организм, рассматривается с позиции тех возможных негативных влияний, которые на него оказывает окружающая среда, считают Макареня А.А. и Кривых С.В. [2].

В словосочетании же "человеческая экология" (антропоэкология) человек является точкой отсчета, началом координат для рассмотрения экологической проблематики. Может ли человек претендовать на роль своеобразного центра, от которого лучиками отходят все известные ныне экологические науки? На наш взгляд, ответ должен быть положительным. И дело не только в том, что таким центром он является гносеологически, т.е. в познавательном плане, поскольку все отрасли экологического знания исходят из человека. Дело также и в том, что таким центром он является и онтологически, т.е. в бытийственном плане», -считает В.Л. Обухов [4].

Правомочно ли человека считать центральным звеном всех экологических исследований, а антропоэкологию, соответственно, - центральным учением по отношению ко всем экологическим наукам? Центральное место человека в мире определяется, исходя из современного антропного принципа. Остановимся здесь только на следующих двух моментах. Если экология есть учение о взаимоотношении организма со средой, то ясно, что наиболее сложным, богатым из всех на сегодняшний день известных является именно человеческий организм, человек. Но человек не только главное "произведение" природы, он и главный возмутитель ее. Ни одно живое существо не в состоянии принести столько вреда природе, сколько человек. С другой стороны, спасти природу, восстановить в ней утраченную гармонию никто, кроме человека, не сможет. Иными словами, человек является и главным творением природы, и главным творцом новой гармонии в ней.

Главной проблемой выживания человечества сегодня становится проблема смены технократического, рационального мышления (антропогенный подход) на экологическое, в котором человек - центральная фигура управляемого развития биосферы, и в этом его современная функция, направленная на восстановление и сбережение жизнепригодных качеств окружающей среды. Но научно-техническая революция, посулив золотые горы и дав многое из того, чем мы нынче гордимся, породила новые, ранее неведомые проблемы. Решить их на путях, проторенных уже, не представляется возможным.

Антропоэкология не просто суммирует опыт предшествующих ступеней развития экологии, но и выводит экологию на принципиально новые горизонты. Обращенная вовнутрь, антропоэкология преобразуется в экологию человека. Обращенная же вовне, она - через космическую этику - способна возвыситься до космической экологии. Итак, с одной стороны, - человек, с другой - все мироздание в целом. Но в этом случае антропоэкологию следует рассматривать как философскую науку, поскольку предметом философии является мир в целом в контексте человеческого существования в этом мире.

Центральное положение антропоэкологии может быть проиллюстрировано и наглядно показано через "древо" экологий. Через социальную составляющую она подводит нас к социальной экологии, а через биоэтику, этику благоговения перед жизнью, - к биоэкологии. В этом случае на стыке между социальной экологией и биоэкологией возникают глобальная и региональные экологии.

Аналогичное положение может быть прослежено и во взаимоотношении экологических наук. Возникнув вначале как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организма со средой, экология неизбежно порождает социальную экологию, поскольку вне и без нее она будет частичной, неполной. Социальная же экология столь же неизбежно порождает экологию человека. Последняя, на наших глазах, и опять же с неизбежностью, приводит к появлению антропоэкологии, претендующей на роль центрального учения в комплексе экологических наук.

Приведенное здесь определение антропоэкологии не является общепринятым. В учебнике по антропоэкологии, написанном В.А. Бухваловым и Л.В. Богдановой, авторы смешивают понятия "экология человека" и "антропоэкология", и те темы, которые они относят к антропоэкологическим, в действительности относятся к компетенции экологии человека: человек и окружающая среда, методы экологического исследования, человек и физические факторы, человек и химические факторы, человек и биосоциальные факторы, искусственная реконструкция человека.

Повторим еще раз, что мы различаем термины "экология человека" и "антропоэкология". Экология человека - это учение о сохранении и развитии здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды. Антропоэкология - это учение о взаимоотношении и взаимозависимости человека с окружающим его миром: от природы, общества и культуры до биосферы и мироздания в целом. Антропоэкология изучает сущностные связи человека со всем миром как на материальном, так и на духовном уровнях. Антропоэкология, кроме того, рассматривает вопрос, как была утрачена гармония человека с миром и как возможно ее восстановление.

Выводы. Итак, если экология человека обращена преимущественно вовнутрь, то антропоэкология -вовне, если экология человека говорит, прежде всего, о его существовании, то антропоэкология более обращена к его сущности, и, наконец, если экология человека акцентирует внимание, прежде всего, на материальных факторах, то антропоэкология - на духовных. Они взаимодополняют друг друга, считает Кривых С.В. [1]. В полном соответствии с отмеченной закономерностью вначале появляется экология человека, которая обращает преимущественное внимание на материальные факторы внешней среды и их воздействии на материальную же, природную составляющую человека - на его здоровье, что фактически сближает экологию человека с валеологией. Антропоэкология появляется позже, но она акцентирует внимание на самом главном - на духовной компоненте взаимоотношения человека со всем сущим. Не случайно столь важное значение имеют такие понятия, как дух, душа, духовность, а также экология культуры, экология истории, биоэтика, космическая этика и т.п., что играет важную роль в профессиональном воспитании будущих педагогов.

Литература:

1. Кривых С.В. Педагогическая антропоэкология // Академия профессионального образования. - 2018. -№ 12. - С. 3-12.

2. Макареня А.А., Кривых С.В. Антропоэкологический подход в образовании. Монография. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2007. - 184 с.

3. Основы экологии / Под ред. д.ф.н. В.Л. Обухова и д.б.н. В.Б. Сапунов: Учебник для общеобразовательных школ. - СПб, Специальная литература, 1998. - 192 с.

4. Что такое человек. Основы человековедения. Кн. 1 и 2 / Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1996. - 148 с. - 190 с.

Педагогика

УДК:378.14

доктор педагогических наук, доцент Самойленко Наталия Борисовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития научно-исследовательской компетентности студентов педагогического направления подготовки в системе трехуровневого высшего образования. Автором исследованы особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов в образовательной организации в соответствии с современными требованиями и тенденциями в высшем образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, бакалавриат, магистратура, аспирантура, основная образовательная программа, учебно-методическое обеспечение, педагогическое направление подготовки.

Annotation. The article reveals the problem of students' research competence formation of pedagogical training in the conditions of three-level system of higher education. The author highlights organization of bachelor's, master's, post-graduate students' research competence formation in educational organization in accordance with modern trends and tendencies in higher education.

Keywords: research competence, bachelor's program, master's program, post-graduate course, main educational program, educational-methodical materials, pedagogical training.

Введение. В современных условиях все более востребованным становится специалист, обладающий как профессионально значимыми компетенциями, так и исследовательской компетенцией. Организация научно-исследовательской деятельности является актуальным направлением подготовки студентов на всех уровнях высшего образования. В процессе такой подготовки будущему специалисту необходимо прививать интерес к научно-исследовательской деятельности, развивать внутреннюю мотивацию [7].

В системе трехуровневого высшего образования, ориентированной на подготовку специалиста-исследователя, научно-исследовательская работа является одним из видов профессиональной деятельности магистра и аспиранта. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрено формирование системы компетенций в области научно-исследовательской работы выпускника магистратуры и аспирантуры. Но для успешного развития научно-исследовательской компетенции студентов магистратуры (научно-исследовательская деятельность) и аспирантов (самостоятельная научно-исследовательская деятельность) необходимо сформировать учебно-исследовательскую компетенцию у студентов на уровне бакалавриата (учебно-исследовательская работа) [3; 14].

Изложение основного материала статьи. О необходимости организации исследовательской деятельности студентов в процессе обучения в вузе свидетельствуют «положения», «программы»,