Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД'

ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / HUMAN DIRNENSION / THE ECO-HUMAN APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Владимирович

В статье сделана попытка осмысления гуманитарного контекста измерения экологической культуры человека, использования экогуманитарного подхода в образовании и просвещении, в изучении воспитательного потенциала экологического образования и просвещения на базе учреждений культуры и науки. Экогуманитарный подход рассматривается как новая методология в науке и культуре, в том числе в социальной сфере, педагогике, образовании, просвещении. В статье обосновано единство процессов образования и просвещения для формирования экологической культуры человека и общества в целом. Автором показано единство экологических (природных, естественных) и образовательных (культурных, искусственных)систем, подтверждается справедливость использования понятия «образовательная экосистема» («экосистема образования»). В работе обозначена мысль о широком использовании экогуманитарного подхода, включая концепцию образовательной экосистемы, в широком спектре меж- и трансдисциплинарных исследований, в первую очередь тенденции сближения науки и культуры на уровне ключевых понятий и содержания, технологий реализации и оценки получаемых социальных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMAN DIMENSION OF ENVIRONMENTAL CULTURE: THE ECO-HUMAN APPROACH

The article explores environmental culture from the perspective of the humanities, using an eco-human approach in education, for the study of the socializing potential of environmental education in particular. The ecohuman approach is considered as a new methodology in science and culture, applicable to the social sphere and education. The unity of learning and educational processes to establish an ecological culture of human beings and society as a whole is discussed. The author demonstrates the unity of ecological (natural) and educational (cultural, artificial) systems, and emphasizes an “educational ecosystem” concept. The application of an eco-human approach in a wide range of inter- and transdisciplinary studies, is also outlined, as well as the trend towards convergence of science and culture’s main concepts, in respect of their meaning as well as the technologies and approaches they use to assess their effects.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД»

УДК 37.033

ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД

АЛЕКСЕЕВ Сергей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

ALEXEYEV Sergey Vladimirovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Environmental Education, Safety and Human Health, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russian Federation)

THE HUMAN DIMENSION OF ENVIRONMENTAL CULTURE: THE ECO-HUMAN APPROACH

Аннотация. В статье сделана попытка осмысления гуманитарного контекста измерения экологической культуры человека, использования экогуманитарного подхода в образовании и просвещении, в изучении воспитательного потенциала экологического образования и просвещения на базе учреждений культуры и науки. Экогуманитарный подход рассматривается как новая методология в науке и культуре, в том числе в социальной сфере, педагогике, образовании, просвещении. В статье обосновано единство процессов образования и просвещения для формирования экологической культуры человека и общества в целом. Автором показано единство экологических (природных, естественных) и образовательных (культурных, искусственных) систем, подтверждается справедливость использования понятия «образовательная экосистема» («экосистема образования»). В работе обозначена мысль о широком использовании экогуманитарного подхода, включая концепцию образовательной экосистемы, в широком спектре меж- и трансдисциплинарных исследований, в первую очередь тенденции сближения науки и культуры на уровне ключевых понятий и содержания, технологий реализации и оценки получаемых социальных результатов.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, экологическая культура, гуманитарное измерение, экогуманитарный подход.

Abstract. The article explores environmental culture from the perspective of the humanities, using an eco-human approach in education, for the study of the socializing potential of environmental education in particular. The eco-human approach is considered as a new methodology in science and culture, applicable to the social sphere and education. The unity of learning and educational processes to establish an ecological culture of human beings and society as a whole is discussed. The author demonstrates the unity of ecological (natural) and educational (cultural, artificial) systems, and emphasizes an "educational ecosystem" concept. The application of an eco-human approach in a wide range of inter- and transdisciplinary studies, is also outlined, as well as the trend towards convergence of science and culture's main concepts, in respect of their meaning as well as the technologies and approaches they use to assess their effects.

Keywords: environmental education, environmental culture, human dimension, the eco-human approach.

Введение

.................................О

2019 год в России по Указу президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен Годом театра. Сразу вспоминается известная фраза

«Весь мир — театр, а люди в нем актеры», приписываемая английскому драматургу Уильяму Шекспиру. И действительно, У. Шекспир использовал близкую фразу в пьесе «Как вам это понравится», а именно:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик.

Современный вариант концепции непрерывного образования — образования в течение всей жизни... Оригинально. Не правда ли?

Первоначальный вариант обозначенной мысли представлен в афоризме древнегреческого писателя Петрония: его строка на латинском языке «Mundus universus exercet histrionam» (Весь мир занимается лицедейством) украшала фронтон здания, где размещался шекспировский театр «Глобус». Гениальный Вольтер также смог соединить Землю и Театр в одном предложении:

Земля — это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями.

Последние годы в нашей стране по указам президента объявляются годами привлечения внимания к проблемам социального, экологического и будущего устойчивого развития России:

• 2007 год — Год русского языка;

• 2008 год — Год семьи;

• 2009 год — Год молодежи;

• 2010 год — Год учителя;

• 2011 год — Год космонавтики;

• 2012 год — Год российской истории;

• 2013 год — Год охраны окружающей среды;

• 2014 год — Год культуры;

• 2015 год — Год литературы;

• 2016 год — Год кино;

• 2017 год — Год экологии;

• 2018 год — Год волонтера;

• 2019 год — Год театра.

По сути — это векторы, отражающие основные ресурсы движения России в Стратегии устойчивого развития как «коэволюции общества и природы» (по Н.Н. Моисееву).

Каждый из векторов прямо или косвенно связан с утвержденными в 2015 году ООН Целями устойчивого развития. Не случайно в течение тринадцати последних лет два года посвящены проблемам экологии и охране окружающей среды, нацелены на формирование экологической культуры населения страны. Экология, зародившаяся в недрах биологической науки, в настоящее время стала интегративной, комплексной наукой, имеющей значимый гуманитарный контекст развития человеческого качества в человеке. Знаменательно, что французский этнолог и социолог Клод Леви Стросс в свое время произнес фразу, которую сегодня цитируют многие исследователи в различных областях научного знания — «XXI век будет столетием гуманитарных наук или его не будет вовсе».

Рисунок 1. Клод Леви Стросс (1908-2009)

Судя по современному состоянию высокого напряжения в мире, ученый был прав. Эта напряженность и неопределенность касается политики и международных отношений, глобальных проблем современного мира, включая проблемы экологические, энергетические, информационные, культурологические, образовательные, просветительские и другие. Ученые в области философии, социологии, педагогики и психологии, экологии, культурологии, гуманитарных наук в целом (А.В. Яблоков, Н.Ф. Реймерс, В.П. Зинченко, М.М. Бахтин, В.Г. Костомаров, В.С. Соловьев, В.И. Слободчиков, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин, Н.Н. Моисеев, Л.А. Вербицкая, В.И. Данилов-Данильян, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, В.А. Ясвин, В.И. Панов и др.) ориентируют развитие цивилизации в гуманитарной парадигме.

На одной из конференций, посвященных проблемам экологического образования и просвещения, известный российский экономист, эколог, государственный деятель В.И. Дани-лов-Данильян высказал свою гуманитарную позицию следующим образом: «Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья». Такова гуманитарная позиция эколога!

Методологические основания и результаты исследования

.................................о

Попытаемся определиться в осмыслении экогуманитарного подхода как новой методологии в науке и культуре, в том числе в социальной сфере, педагогике, образовании, просвещении. Обозначим педагогический аспект гуманитаризации жизни, образования, просвещения. И.А. Колесникова отмечает, что в гуманитарной парадигме точкой отсчета является человек в его движении во времени по отношению к самому себе. Именно гуманитарность, как важнейшее качество личности, необходимо «взращивать» у подрастающего поколения. Гуманитарность характеризует способность человека быть в своей жизнедеятельности Человеком. Как пишет И.А. Колесникова, гуманитарность есть содержательно-смысловая отнесенность того или иного феномена к Земной Мере Человека, есть воплощение «гуманистического принципа человекосообразности в системе мышления, поведения, отношений, содержания профессиональной деятельности» [5. С. 39].

Другими словами, когда мы говорим о гума-нитарности как качестве личности, то, вероятно, должны иметь в виду способность человека соотносить свои действия и поступки с той высшей мерой, которую «назначила» ему природа. То есть то, что «позволено» животному, не позволено человеку: животное всегда действует исходя из биологических законов, а для человека существует другая сетка детерминации и ориентировки. Все это означает, что человеку, чтобы быть человеком, необходимо установить диалогическую связь со своей человеческой потенциальностью, со всем тем, что делает его человеком [5]. В настоящее время заметен ориентир на гуманитарные

технологии как в образовании, так и в просвещении. Гуманитарные технологии — это технологии, в которых «Человек человеку человек» (Орли Би Дорси). Хорошо сказано, не правда ли! Говоря о экогуманитарных технологиях, с нашей точки зрения, стоит добавить «Человек природе человек».

Вернемся к идее гуманитаризации. По мнению В.А. Козырева, концепция гуманитаризации образования (по нашему мнению, и просвещения!) прежде всего должна решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с окружающим миром. Главная цель состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования и просвещения как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности [4].

Во Введении к работе «Человеческие качества» Аурелио Печчеи — первый президент Римского клуба пишет: «Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Более того, это единственный вид живых существ, способный справиться с такого рода мутациями, ибо именно он является сейчас главным фактором всех изменений на Земле» [11].

«Переосмысливая образование: Образование как всеобщее благо?» — так назван Доклад ЮНЕСКО 2015 года. Ответ на поставленный вопрос дает экс-генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова в предисловии к докладу: «Мир живет в беспокойные времена. Мир становится моложе, все больше людей связывают свои чаяния с правами человека и человеческим достоинством. Открываются широкие возможности для устойчивого и инклюзивного развития, и в то же время сохраняются серьезные и сложные проблемы. Мир меняется, и образование тоже должно меняться... Образование должно учить людей тому, как жить на нашей планете, испытывающей сегодня колоссальную нагрузку, учить культурной грамотности, основанной на уважении и равноправном достоинстве,

помогая свести воедино социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития» [9].

В Экологическом кодексе Санкт-Петербурга дается определение экологической культуры: экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту и на отдыхе, формируемые в процессе жизни и деятельности поколений через систему непрерывного экологического просвещения и экологического образования, способствующие здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечению экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга. Достаточно емкое, системное, многоаспектное определение. Но возникает вопрос: Как эту экологическую культуру можно зафиксировать (если вообще это можно сделать)? [1].

Представляется, что для гуманитарного измерения экологической культуры целесообразно использовать следующую структуру. Экологическая культура — это целостность, включающая следующие составляющие:

• экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические и др.);

• экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей);

• экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка;

• культура чувств — моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру) [2].

Первую составляющую — экологические знания — легко измерить при решении тестовых или иных заданий на знание основ современной экологии; вторую — экологическое мышление — можно определить при решении ситуационных задач (кейсов). Третья — экологически оправданное поведение — фиксируется методами педагогического

наблюдения и изучения активности людей в экологической деятельности (акциях, конкурсах, форумах, движениях, волонтерстве и др.). Серьезная проблема возникает с четвертой составляющей — культурой чувств, моральным резонансом, чисто гуманитарной, человекосообразной — способностью к сопереживанию. Именно эта составляющая доминирует в экологическом просвещении людей и формируется, развивается посредством гуманитарного знания, через общение, культуру, искусство.

Хотелось бы обратиться к еще одной цитате Клода Леви Стросса: «Ученый — не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы». Хотелось бы поставить этот вопрос следующим образом: Можно ли использовать некоторые экологические понятия и направления, разрабатываемые не экологами, а представителями гуманитарных наук, для экологического просвещения людей?

Чаще всего новые направления, возникающие в современной науке, анализируются с позиции экологии, экологического подхода, и это, с нашей точки зрения, справедливо. Тем не менее в последние годы появляются сложные понятия и даже целые направления, в которых экология (экологический подход) задается как смысл (гуманитарный, гуманистический) и уровень измерения результата (нравственного, морального, этического и др.). Профессиональными экологами они часто воспринимаются негативно. Однако попытаемся понять обоснование, часто метафорическое, указанных понятий и направлений. Остановимся на двух понятиях, широко известных населению: экология литературы и экология культуры.

Проект «Экология литературы» появился на канале «Россия К» и посвящен крупнейшим писателям ХХ века, их жизни и творчеству. На сайте проекта Ьйр://-^№мтргШ:у. com/m/133723/Ekologija-literatury дано пояснение названию передачи: Писатель в современном мире — культовая фигура, творец многих значительных событий в обществе. «Экология литературы» шаг за шагом исследует пространство литературной мысли

В разное время в передачах исследовалось творчество российских и зарубежных писателей: Томаса Бруссига, Тины Юбель, Юрия

Коваля, Николая Фробениуса, Норберта Ни-мана, Моники Марон, Андрея Макина, Владимира Тендрякова, Юрия Трифонова, Константина Симонова, Риммы Казаковой, Бориса и Аркадия Стругацких, Людмилы Петрушев-ской, Анатолия Рыбакова и др. с позиции «экологического» — нравственно-этического, гуманистического, гуманитарного подхода.

Экология культуры — понятие, введённое в науку академиком Д.С. Лихачевым. В книге «Земля родная» (1983) он поместил раздел, который назвал «Экология культуры». Под экологией культуры Дмитрий Сергеевич предлагал понимать «науку о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны» [6].

Ученый обозначал единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. В работе академика цель экологии культуры во многом совпадает с целью экологической науки. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты.

Рисунок 2. Д. С. Лихачев (1906-1999)

К теоретическим положениям экологии культуры, по Д.С. Лихачеву, относятся следующие:

• системность культуры, которая видна из взаимосвязи ее отдельных ветвей (музыки, архитектуры, литературы, агрокультуры, ремесел и др.), а также из взаимосвязи культур родственных народов;

• базирование национальной культуры на материальном носителе — народе;

• возможность существования народа как носителя традиционной культуры только в сохранных природных условиях национальной территории.

Ученый обосновывает, что национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации. Этому положению посвящен ряд статей альманаха «Экология культуры» (Москва, 2000).

Наиболее полно такое представление о культуре отражается в специально введенных Д.С. Лихачевым понятиях гомосферы и экологии культуры. В статье «Экология культуры» он писал: «Я давно уже говорю о том, что наш "дом", в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т. д. Поэтому экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека» [6].

В другой статье ученый пишет: «Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению [7].

«Всемирное наследие» — международный ме-гапроект, провозглашающий, что выдающиеся культурные и природные ценности составляют достояние всего человечества. В 1975 г. вступила в силу Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Природа и Культура — единство, требующее понимания как ценности и единственного пути в будущее человечества. В монографии «Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев» отмечается региональная специфика экологического образования и просвещения, проявляющаяся в следующих положениях:

1. Городская культурно-историческая среда как образовательное пространство экологического просвещения населения, создающее психолого-эмоциональный климат, направленный на формирование, созидание, развитие экологической культуры;

2. Городская научно-производственная среда как источник экологического просвещения населения в контексте взаимопроникновения идей экологии как науки и базы для разработки безопасных производственных технологий;

3. Природная среда (пригороды Санкт-Петербурга) как образовательная среда экологического просвещения населения города, предоставляющая широкие возможности для реализации разнообразия организационно-методических форм развития экологической культуры в естественных природных условиях [12].

Несколько слов о появившемся в последнее время новом термине — образовательная экосистема, или экосистема образования. По сути дела — это продукт экосистемного подхода в социальной сфере, в том числе и в

образовании. В исследовании Агентства стратегических инициатив (АСИ) отмечается, что современная образовательная экосистема представляет собой многомерное пространство, покрывающее широкий спектр образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни.

С точки зрения учащегося образовательную экосистему можно рассматривать как минимум в двух плоскостях:

• локальность/глобальность: образовательный процесс должен быть связан с локальной ситуацией, опираться на физический контакт (например, городское обучение, локальные проекты в школах), но в то же время должен опираться на мировой контекст и осуществляться в глобальном взаимодействии (например, с помощью глобальных образовательных платформ);

• человек/технология: некоторый образовательный опыт может быть получен только при личном общении с ментором или даже проходить полностью в цифровом формате [8].

Именно экологизация как методологический подход представляет особый интерес для обновления современного образования. Ее суть состоит в перенесении экологических законов, принципов, правил в систему образования, в образовательные системы разных уровней (от образовательной системы школы до системы образования России) как живые, социальные, открытые системы.

Теоретический анализ характеристик экологических систем и образовательных систем позволяет представить результаты такого анализа в формате таблицы (табл. 1).

Возвращаясь к гуманитарному аспекту экологической культуры, можно привести высказывание поэта Н. Заболоцкого: «Природа для поэзии, живописи и музыки — зеркало, в котором она яснее видит свой облик». В свете эко-гуманитарного подхода как новой методологии в педагогике, образовании, просвещении искусству может быть отведена важная роль как фактора сближения и согласования гуманитарного и экологического аспектов. Действительно, примеров участия деятелей искусства в продвижении в обществе идей экологии в последнее время становится все больше.

Таблица 1

Сравнительный анализ характеристик экологических и образовательных систем

Критерий сравнения Экологическая система Образовательная система

1. Ключевой принцип (идея) Природосообразности Природосообразности, культуросо-образности и человекосообразности

2. Средовый подход Окружающая среда (природная, техногенная, социальная, культурная, городская и др.) Образовательная среда (социальная, культурная, информационная, предметная, сетевая и др.)

3. Стабильность состояния Принцип устойчивого неравновесия живых систем Принципы неопределенности, нелинейности

4. Обмен веществом, энергией, информацией Рациональное потребление вещества, энергии, информации Рациональное потребление знаний (компетентностный подход)

5. Экономический подход Экономика природопользования Экономика знаний

6. Принцип разнообразия Многообразие и разнообразие живых систем Многообразие и разнообразие педагогических систем, методических подходов и др.

7. Международные вызовы ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб и др. Всемирное природное наследие Всемирное культурное (педагогическое) наследие

8. Управление системой Законы природы Социальные законы; менеджмент качества образования, экологический менеджмент, экологическая сертификация образовательных организаций

Педагогический аспект музейной деятельности системно представлен в докторском исследовании Л.М. Ванюшкиной по теории и практике внеаудиторного образования [3]. Особого внимания заслуживают события театральной жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте важную роль играют кукольные театры, которые в содержании спектаклей особое место уделяют взаимоотношениям между разными животными и человеком. Педагогический аспект театральной деятельности также раскрыт в докторском исследовании Т.Н. Поляковой и представлен в ее монографии [10].

Год экологии в России (2017) в Санкт-Петербурге открылся музыкальным событием «Музыканты за Зеленую планету» в Мюзик-Холле. В программе концерта прозвучали произведения Вивальди, Чайковского, Бетховена и других выдающихся композиторов.

Театр юных зрителей им. Брянцева показал экологический спектакль «Лицо Земли» (режиссер — Е. Сафонова).

В экологической сфере также востребованы как детьми, так и их родителями мультипликационные фильмы, главными героями которых являются реальные и вымышленные животные, выстраиваются отношения между ними и человеком. Нередко со стороны общественных экологических организаций появляются протестные высказывания против участия животных в цирковых представлениях. Это, конечно, проблема, требующая своего научного осмысления и этической оценки — оценки с позиций экологической этики.

Человек, читающий произведения М. Пришвина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Белый Бим — Черное ухо» Г. Троепольского, «Траву» Вл. Солоухина, уже никогда не сможет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Фабио Мастранджело — художественный руководитель Мюзик-Холла

бездумно и равнодушно относиться к миру живой природы. «Красота спасет мир», — высказался когда-то Ф.М. Достоевский. Н.К. Рерих прибавил к это фразе одно слово «Осознание красоты спасет мир». Развитие этого осознания — проблема как психолого-педагогическая, так и культурологическая. Большой просветительский потенциал имеют произведения кинематографа.

Заключение

.................................о

В Санкт-Петербурге уже в течение многих лет в системе экологического просвещения широко используются конкурсы экологических фильмов, созданных профессиональными специалистами и любителями, например конкурс «Зеленый взгляд», конкурсы

Рисунок 4. Спектакль «Лицо Земли» Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020, Том 1, №1. ISSN 2713-1831

экологического рисунка и плаката, фотографий «В объективе — окружающая среда», выступления творческих коллективов экологического направленности, показы экологической моды и другие мероприятия.

Открывая дискуссию о гуманитарном измерении экологической культуры человека, целесообразно выделить две смысловых линии, вокруг которых и будет создаваться проблемное пространство дискуссии.

• В каких формах и на каком содержании целесообразно формировать единство ПРИРОДЫ и КУЛЬТУРЫ средствами искусства?

ЛИТЕРАТУРА

........................................................................о

1. Алексеев С.В и др. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. — СПб.: СПб АППО, 2015. — 230 с.

2. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека // Окружающая среда Санкт-Петербурга. — 2018. — Том 4, №4 (10). — С. 14-20.

3. Ванюшкина Л.М. Теория и практика внеаудиторного образования / автореферат докт пед. наук, 13.00.01. — СПб, 2003.

4. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс] / В.А. Козырев. — Режим доступа: http://sci.informika/ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html

5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. — СПб.: Издательство СПбГУПМ, 1999. — 242 с.

6. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. — Москва: Просвещение, 1983. — 256 с.

7. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 440 с.

8. Навыки будущего, что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Пошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. — М.: Будущее России, 2017.

9. Переосмысливая образование: Образование как всеобщее благо? Изд-во ЮНЕСКО, 2015. https://unesdoc.unesco. 0^^/48223^0000232555^8

10. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. — СПб.: СПбАППО, 2009.

11. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1980.

12. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев / монография, под ред. А.И.Чистобаева. — СПб., СПб НЦ РАН, ВВМ, 2005.

Ссылка для цитирования

......................................................................о

Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэ-зис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Alekseyev S.V. The human dimensión ofenvironmental culture ofthe human being: The eco-human approach // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №1 . - URL: http://ecopoiesis.ru

• В чем состоит просветительский потенциал культурной деятельности (театральной, музейной, выставочной, кинематографа, телевидения, радио, журналистики, интернета и др.) с целью формирования и гуманитарного измерения экологической культуры? Какие инновационные формы воспитания экологической культуры могут сегодня предложить учреждения культуры Санкт-Петербурга — культурной столицы России?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.