Научная статья на тему 'Гуманитарная сущность познания: многофункциональность диалога на уроках литературы'

Гуманитарная сущность познания: многофункциональность диалога на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛОГ / DIALOGUE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / ПРЕДМЕТНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / SUBJECT MODALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ / LESSON-INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соснина И.В.

Статья посвящена раскрытию важнейшего средства гуманитарного развития человека и познавательной деятельности диалогу, использование которого на уроках литературы позволяет успешно решать множество педагогических задач, включая актуальную реализацию ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian essence of cognition: multifunctionality of dialogue at the Literature lessons

The article is devoted to discover the most important tool of humanitarian human development and cognitive activity -the dialogue, its application at the Literature lessons allows solving successfully many pedagogical tasks, including actualization realization the Federal State Educational Standard (FSES).

Текст научной работы на тему «Гуманитарная сущность познания: многофункциональность диалога на уроках литературы»

НИ.......У.......ИИ1

ГУМАНИТАРНАЯ СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Ирина Вячеславовна Соснина,

учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1504», г. Москва

• диалог • образовательный стандарт • познание • предметная модальность • деятельность

• урок-исследование

Диалог учащихся с художественным произведением на уроках литературы даёт возможность формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Однако освоение учащимися ФГОС в виде универсальных учебных действий требует существенного преобразования изучаемого содержания, в котором отчётливо был бы представлен его культурологический состав: знания, опыт деятельности (репродуктивной и творческой), опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе [1].

Культурологический состав содержания образования ценен своей целостностью для ученика, но может осваиваться им в разной последовательности его исходных четырёх элементов. Так, содержание образования обогатилось новым элементом — предметной модальностью. Выделены такие её виды, как знаниевая (базовая), деятельност-ная, ценностная, субъектно-личностная [2].

Знаниевая модальность означает, что изучение материала, его повторение, закрепление начинается с обращения к знаниям. Деятельностная модальность означает, что исходным элементом содержания является новый вид деятельности или новая совокупность действий. Ценностная модальность заявляет исходным элементом ценностное отношение. Субъектно-личностная модальность актуализирует личный опыт ученика. При этом, опираясь на работу [2], мы можем утверждать, что фрагмент учебного материала должен прорабатываться всегда так,

чтобы ученики осваивали его во всей культурологической полноте.

Предметная модальность соотносится с УУД как цель со средствами и результатами, как содержание со способами его освоения. На уроках литературы ведущая модальность — ценностная, а формируемые УУД — смысловое чтение, анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, исследование, работа с информацией в художественном тексте [3]. Этот вид модальности на уроках литературы связан с деятельностной модальностью, так как добывание знаний из художественного текста требует диалога с текстом, товарищами, учителем, критиком. Так выявляется культурологическая функция диалога.

Исследуя художественный текст, учащийся вступает в диалог с критическим собеседником (критиком), с автором, героями произведения; включается в диалог с учителем, товарищами — в этом его коммуникативная функция. В процессе рефлексии (диалог с самим собой) ученик выходит на этап осмысления множественности функций диалога в работе с художественным текстом, восходя к пониманию гуманитарной сущности познания.

Таким образом, диалог на уроках литературы многофункционален, так как: способствует формированию таких УУД, как: овладение средствами решения коммуникативных задач, учёт разных мнений, аргументация и т.п. Более того, в процессе диалога на уроке у ученика формируется нравственная пози-

ция (задача литературы как предмета связана с формированием нравственной позиции), что требует опоры на субъектно-лич-ностную модальность в организации учебного материала. Отсюда формирование таких УУД, как: развитие морального сознания и ориентировки в сфере нравственно-этических отношений; самоанализ; самооценка — развивает Я-концепцию субъекта и способность к самоидентификации.

Итак, движение мысли ученика в процессе освоения содержания учебного материала осуществляется через опору на предметные модальности как вариативно представленный инвариант культурологического состава содержания. Это движение непрерывно, последовательно. Так называемый переход от одного вида модальности к другому представляет собой их сцепление, взаимосвязь элементов.

На уроках литературы решаются различные дидактические задачи: развитие интеллектуальных способностей, умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, а также овладение универсальными учебными действиями: формулирование цели деятельности, планирование путей её достижения, осуществление поиска и обработки информации, речевое совершенствование в процессе общения с текстом и друг с другом; формирование ценностно-мировоззренческих ориентиров, приобщение к «вечным» ценностям.

Строя диалог на уроке, учитель и ученики должны соблюдать определённые правила для говорящего и слушающего:

1. Учитель всегда готов вести диалог.

2. Говорящий несёт ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

3. Если обращённая речь бессодержательна, не вызывает ответной мысли у слушающего, то диалог может быть корректно прерван.

4. Слушающий должен внимательно выслушать обращённое к нему высказывание.

5. Слушающий может ответить новым сообщением.

6. Сообщение должно быть уместным, содержащим новую информацию.

В качестве примера использования диалога на уроке приведём сценарий урока литературы в 6-м классе. В сценарии мы последовательно изложим все элементы, раскрывающие тему, дадим конкретные описания сообщений учащихся, предусматривая методы, повышающие активность всех учеников. Итак, при разработке сценария урока прежде всего определяются тема и идея, отмечаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Каждый этап урока должен быть связан с предыдущим и последующим, иметь внутреннюю логику построения. Конец урока должен стать проявлением активности всех учеников.

Тема урока: А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь».

Тип урока — изучение нового материала, проводится как урок-исследование, поскольку наибольшую активность учащихся вызывает проблемный подход [4].

Ведущая модальность — ценностная. Сопутствующие модальности — деятель-ностная и субъектно-личностная, знаниевая.

Цель урока — во взаимосвязи образовательного, развивающего и воспитательного аспектов:

1. Выявление специфики жанра и связи его с идейным содержанием произведения, понимание авторского замысла и особенностей его воплощения в произведении.

2. Развитие навыков анализа драматического произведения, умений исследовательской деятельности, умений обобщать и делать выводы.

3. Воспитание нравственных основ личности. Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание

На первом этапе урока необходимо определить его цели. Мы предлагаем учащимся предположить их, опираясь на ключевые слова в теме: «трагедии» и «маленькие», «скупой» и «рыцарь».

Модальность — субъектно-личностная, так как анализ темы требует привлечения лич-

НИ.......У.......ИИ1

ного опыта ученика. Проблеме привлечения личного опыта учащихся посвящены исследования психологов и педагогов: М. Полани, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.В. Серикова, А.Н. Леонтьева, М.А. Холодной и др. Л.С. Выготский говорил: «Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остаётся для него действенной, которая была дана в личном опыте» [5].

Метапредметные результаты: умение понимать проблему, анализ ключевых понятий, сравнение и умозаключение на его основе.

Ученики выходят на понятийный анализ парадоксов темы. Трагедии — маленькие. Масштаб трагедии, снижение смысла трагедии, так как человек мельчает, упрощаются и снижаются конфликты, мельчают страсти. Рыцарь—скупой. Несовместимость понятий о рыцарской чести со скупопостью. Выход на понятие рыцарство — служение (сеньору, даме), честь, благородство (внутренние атрибуты) и турниры, балы, светская жизнь (внешние атрибуты). Запись на доске сформулированных нравственных парадоксов.

2. Актуализация знаний и опыта учащихся

Обращение к знаниям и опыту учащихся с целью формулирования проблемы: всегда ли соответствует внешнее внутреннему? Кто виноват в том, что разрушаются такие ценности, как честь, благородство, порядочность — человек или время?

Интерпретация высказываний учащихся относительно задач предстоящей деятельности как последовательное решение проблемы. Кто в пьесе рыцарь? (Дети говорят о том, что в пьесе легко назвать рыцарей, если ориентироваться на их социальную принадлежность, и трудно, если иметь в виду их внутреннюю суть.) Что произошло с этими людьми? Кто виноват?

3. Исследование 1-й, 2-й и 3-й сцен трагедии

Выяснить, истинные ли рыцари показаны в пьесе. Этот момент урока является местом сцепления субъектно-личностной, зна-ниевой и деятельностной модальностей.

Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, умение работать с разными источниками информации, в том числе с художественным текстом, выделять причинно-следственнные связи в тексте, выдвигать гипотезы, подбирать аргументы к выдвинутым тезисам, формулируя свою позицию, учитывать разные мнения, организовывать учебное сотрудничество.

На этом этапе урока учащимся предлагается работать в парах и исследовать: первому ряду — 1-ю сцену, второму ряду — 2-ю сцену, третьему ряду — 3-ю сцену. Даются вопросы-помощники:

1. Черты рыцаря в герое.

2. Что противоречит в натуре героя кодексу рыцарской чести?

3. Причины несоответствия статуса героя и его натуры.

Вопросы можно написать на доске или выдать каждому на листочках. Данный этап урока теснейшим образом связан с последующим этапом постановкой вопросов и ответами на них, требующими исследования.

4. Обсуждение результатов исследования

Во время обсуждения все отмечают важные детали в тексте, на которые обращено внимание их товарищей, включаются в обсуждение и записывают выводы. В тексте необходимо обращать внимание не на очевидное. В первой сцене нужно обратить внимание на то, что Альбер — смелый рыцарь, любящий турниры, но страдает он по поводу пробитого шлема, завидует своему противнику, потому что у того богатое снаряжение. Он спокойно рассуждает о желательной смерти отца, оскорбляет ростовщика и в то же время гордится своим рыцарским словом, возмущается предложением Жида убить отца, но берёт его деньги. В нём осталось совсем немного от рыцаря, и это внешнее, а суть его заключена в тщеславии и жажде денег. Он тоже по-своему скуп.

Во второй сцене дан монолог Барона, из которого явствует, что его счастье уже давно связано не с рыцарской доблестью, а с жаждой денег, но не ради денег, как обычно

у скупых, а ради власти, которую дают деньги. Он не стесняется того, как они ему достались, тщеславие и скупость соседствуют, а понятие рыцарской чести утрачено и мешает счастью скупца.

В третьей сцене обращаем внимание на прошлое Барона, которое говорит о том, что он был когда-то настоящим рыцарем, его оценивает Герцог как «благородного» рыцаря. Но Барон лжет, когда покушаются на его богатство, а это не совместимо с рыцарским кодексом чести, бросает вызов сыну и перед смертью вспоминает только о ключах от своих подвалов. Сын принимает вызов отца, готов с ним сражаться, что тоже не по-рыцарски. Герцог, на первый взгляд, сам воплощение рыцарского кодекса чести, но посвящает свою жизнь развлечениям при дворе, жаждет прежде всего удовольствий.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу: в натурах героев что-то осталось от рыцарей, есть в их поведении попытки следовать кодексу рыцарской чести, но больше в них от страстей: скупости, тщеславия, жажды удовольствий.

5. Подведение итогов

Обобщение результатов обсуждения проводится в знаниевой модальности.

Метапредметные результаты: умение делать выводы, объяснять явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Каков смысл последней реплики в пьесе: «Ужасный век — ужасные сердца»? Здесь важно понять образ времени в произведении. Правила жизни (кодекс чести) созидательны, но они в прошлом и в настоящем вступают в конфликт не только с человеческой натурой, обуреваемой страстями, но и с самой современностью, когда меняются ценности, а страсти разрушительны. «Ужасный век — ужасные сердца» — связь разрушительных процессов в душах людей с веком, нормами жизни, основанными на расчёте, корысти, пользе, деньгах. Каждого рыцаря это коснулось. Возвращаясь к исходной проблеме, ребята говорят о том, что трагедия эта «маленькая» именно потому, что страсти, её определившие, мелки, и рыцари там не настоящие.

6. Рефлексия

Осуществляется в субъектно-личностной модальности.

Метапредметные результаты: умение адекватно оценивать возможности достижения цели, результаты своей деятельности, анализировать не только результат, но и процесс учения, умение строить философский прогноз на основе изученного.

Возвращаясь к проблеме, решаемой на уроке, и задачам исследования текста трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь», учащиеся оценивают полноту решения проблемы на уроке, глубину собственного понимания этой проблемы, а также степень решения задач, стоявших на уроке, собственную работу на уроке (это можно сделать на листочке рефлексии). Кроме того делается предположение о том, что и в других «Маленьких трагедиях» действие строится на конфликте страстей и норм жизни, и учащиеся пытаются обозначить эти конфликты в других «Маленьких трагедиях».

Таким образом, на уроке формировались личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, а диалог в его многофункциональности (с текстом, автором, героями произведения, с учителем, друг с другом) на всех его этапах был средством и источником познания в широком смысле слова — художественного произведения, мира, человека, ценностей, себя самого.

Анализируя результат рефлексии, мы делаем выводы о том, что путь движения к результату оказался оптимальным: мотивация выработана в результате целеполага-ния и актуализации знаний. При этом ведущей модальностью была ценностная, так как в процессе освоения учебного материала предметом размышления и освоения были такие ценности, как Истина, Человек и его добродетели, Красота. Но на всех этапах учебное содержание заставляло «примерять» эти ценности на себя, что переводило модальность в разряд личностно ориентированной и формировало такую ценность, как общение. В этот момент лучше всего решались воспитательные задачи. Исследуя художественный мир пушкинского произведения, учащиеся были включены

НИ.......У.......ИИ1

в познавательную, коммуникативную и эстетическую деятельность.

Итак, предметность обучения, представленная взаимосвязью предметных модальностей, позволяет целенаправленно строить стратегию и тактику управления познавательной деятельностью школьников в режиме их непрерывного интеллектуального развития, чётко планировать стуктуру урока, в которой взаимно адекватны все дидактические связи между содержанием, деятельностью, ценностным отношением и личностными смыслами; интегрированные связи внутри урока, явственнно определившаяся ведущая идея урока, комплексное решение задач по формированию всех видов результатов овладения ФГОСами: личностных, предметных и особенно метапредметных.

Урок-исследование, проведённый как многофункциональный диалог, позволяет выделить алгоритм (технологию) конструирования подобных уроков, особенности которого заключают в себе связь традиционного знания и инновационных подходов: в контексте методологии ФГОС — с одной стороны, и учёта гносеологического, развивающего характера диалога — с другой. Изложенные ниже ориентиры технологического характера отражены в данной статье.

1. Определить тему урока, тип и его структуру как последовательность этапов (дидактических задач, решаемых на уроке), отразив ведущую идею урока о многофункциональности диалога в познании (ценность урока).

2. Сформулировать цель урока (с учётом трёх её аспектов), зафиксировать совокупность УУД, формируемых на уроке с последующей конкретизацией их в виде общеучебных умений и навыков.

3. Отобрать содержание образования (учебный материал, художественный текст и прочее) и распределить его изучение по этапам урока как сцепление предметных модальностей — вариативных форм инварианта культурологического состава содержания образования (поскольку культурологическая теория содержания образования — одно из методологических оснований ФГОС).

4. Организовать диалогическое взаимодействие на разных этапах урока, следуя прин-

ципу усложнения деятельности от начала к концу урока:

а) диалог учащихся с художественным текстом (определение проблемного поля, поскольку урок-исследование; диалог с автором — выяснение и анализ ключевых вопросов для решения проблемы); конкретизация метапредметных и предметных результатов этой деятельности;

б) диалог учащихся в парах, в малых группах (2-3 человека) в процессе выполнения дифференцированных заданий (углубление анализа, работа с фрагментами текста, художественными деталями; анализ, обобщение результатов анализа); конкретизация мета-предметных и предметных результатов;

в) диалог (дискуссия, полилог) учащихся в процессе обсуждения ключевых вопросов проблемы, формулирование решения, главной мысли, выводов); конкретизация мета-предметных и предметных результатов;

г) диалог как рефлексия (индивидуальная, групповая), в ходе которой каждый ученик выделяет личностный смысл и нравственный императив (ценность) произведения; даёт оценку деятельности на уроке, отражая в ней и значение, и смысл диалога как инструмента познания и самопознания; конкретизация метапредметных, предметных и личностных результатов;

д) диалог учителя и учащихся (произвольная форма обобщения работы по достижению цели урока), а также обобщение вопросов, касающихся места данного произведения в творчестве писателя, ближайших тем и проблем. □

Литература

1. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краев-ского, И.Я. Лернера. — М., 1983.

2. Перминова Л.М. Предметность обучения как проблема дидактики: методологический анализ // Педагогика, 2012. — № 6.

3. Евтеева О.В., Калинчук О.Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении литературы и предметов социально-гуманитарного цикла // Школьные технологии, 2013. — № 5.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1982.

5. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина // Собр. соч.: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.