Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая государственного образовательного стандарта в системе университетского образования'

Гуманитарная составляющая государственного образовательного стандарта в системе университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая государственного образовательного стандарта в системе университетского образования»

1997. №1—2

федрах, обеспечивающих учебный процесс по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

4) низок уровень рецензирования дипломных работ на отдельных факультетах.

Итоги аттестационной экспертизы явились предметом серьезного обсуждения на ученых советах университета, институтов и факультетов, а также на заседаниях кафедр. В настоящее время в университете действует специальный план мероприятий по устранению недостатков и реализации рекомендаций аттестационной комиссии. В образовательном блоке этих мероприятий, в частности, предусмотрено:

1) продолжить и активизировать работу по обеспечению соответствия содержания учебного процесса требованиям ГОС, формированию национально-регионального компонента содержания учебных планов;

2) разработать и внедрить систему стимулирования деятельности преподавателей по учебно-методическому обеспечению дисциплин, соответствующему требованиям ГОС;

3) обновить содержание индивидуальных заданий, комплексных контрольных работ с целью обеспечения необходимого уровня подготовки студентов по всем учебным курсам, ввести в практику комплексное тестирование студентов по основным дисциплинам учебных планов;

4) провести комплексную проверку качества курсового и дипломного проектирования;

5) в короткие сроки создать компьютерные базы данных об обеспеченности учебных дисциплин литературой;

6) принять меры по приоритетному обеспечению компьютерной техникой институтов и факультетов с чрезвычайно низкой оснащенностью ею (ИЭС, ИМЭ, филологический и др.);

7) провести экспертизу содержания специальных дисциплин и дисциплин специализаций, устанавливаемых институтами (факультетами), с целью исключения дублирования;

8) расширить целевую контрактную подготовку специалистов по договорам с предприятиями и организациями.

Н. С. САВКИН, руководитель секции философии РУО, профессор ка-

федры философии МГУ им. Н. П. Огарева

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с постановлением Пра-

вительства Российской Федерации № 773 от 10 августа 1993 г. „Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профес-

сионального образования“ Госкомитетом РФ по высшему образованию разработаны и рекомендованы для вузов страны новые государственные образовательные стандарты по циклу „Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип-

© Н. С. Савкин, 1997

лины“, включающие 11 основных направлений гуманитарной подготовки студентов: иностранный язык, история, культурология, педагогика, психология, политология, правоведение, социология, философия, физическая культура, экономика.

Общегуманитарное и социально-экономическое образование в высшей школе предполагает всестороннюю мировоззренческую подготовку будущих специалистов по названным основным (базовым) направлениям социально-гуманитарных наук. Его целью является формирование научно обоснованного социально-экономического, политического, правового, философского мировоззрения, нравственной и эстетической культуры, гуманистической ориентации в профессиональной подготовке. Недопустимо встречающееся иногда противопоставление общекультурной гуманитарной подготовки и профессиональной. Ведь известно, что бескультурный, грубый, безнравственный специалист так же нежелателен для коллектива и для дела, как и профессионально плохо подготовленный.

Необходимость целенаправленной общегуманитарной и социально-экономической подготовки обусловлена тем, что издержки технократических подходов к образованию стали слишком очевидными. У многих специалистов отмечаются отставание уровня общей культуры от образованности, упрощенность и занижен-ность нравственных требований и критериев в оценке своего поведения и поведения других людей, инфантилизм в вопросах мировоззрения, технократический снобизм, облегченная трактовка вопросов морали, искусства, культуры.

Гуманитарное образование способствует формированию образного, ассоциативного мышления, развивает фантазию, интуицию. Поэтому будущий экономист, врач, инженер и т. д., лишенный фундаментальной гуманитарной подготовки, не может полноценно соответствовать профессиональному уровню специалистов. Вместе с тем дефицит гуманитарного образования ведет к опасному для судеб цивилизации разрыву между техническим могуществом человека и уровнем развития его социального сознания

и нравственности.

19 — 20 апреля 1995 года на базе Тверского государственного технического университета состоялось очередное,

третье по счету с начала реформирования гуманитарного образования в вузах Российской Федерации, Всероссийское совещание „О реализации нового содержания гуманитарного образования в высшей школе России“, которое подвело первые итоги освоения новых образовательных стандартов по гуманитарной подготовке. Автор был участником этого совещания.

Всероссийское совещание отметило, что содержание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин за последние годы радикально изменилось. Прежде всего (что самое важное и трудное) это касается методологии преподавания: она стала недоктриналь-

ной. Иначе говоря, преподаватель теперь не „учит“, не навязывает ту или иную концепцию или теорию, мировоззрение, культуру как единственно правильную, научную, прогрессивную, а создает ситуацию выбора, ознакомив студентов с различными точками зрения на ту или иную проблему, с существующими концепциями, мировоззрениями, философскими системами. Преподаватель выступает в качестве посредника между своей наукой и студентом, он ориентирует его в многообразии точек зрения.

Подобная ситуация недоктринального преподавания, диалога концептуальных позиций предполагает обязательную толерантность, терпимость к иному мнению, культуре, теории, концепции. Однако эта объективность, даже некоторая, можно сказать, отстраненность, беспристрастность преподавателя отнюдь не означает, что он не должен иметь своей позиции, своей точки зрения. Он не должен ее навязывать как единственно научную, как истину в последней инстанции, но он может ее высказать и показать, какая позиция научно более обоснована, более аргументирована, больше соответствует действительности, подтверждается мировой социальной практикой.

Это очень трудно, так как любая мировоззренческая, любая философская концепция доктринальна по своей сути в том смысле, что всегда выражает определенную позицию. И преподавателю необходимо стать выше собственной позиции, „наступить на горло собственной песне14, по словам Маяковского, чтобы добиться максимальной объективности, максимальной беспристрастности. Трудность заключается еще и в том, что со-

1997. №1—2

циальные процессы и тенденции носят статистический, вероятностный характер. Результат взаимодействия множества социальных сил в обществе неоднозначен. Поэтому в общегуманитарных и социально-экономических науТках, как правило, нет абсолютной, законченной, раз и навсегда данной истины, а есть различные интерпретации, каждая из которых имеет право на существование, если содержит в себе зерно, долю истины. Ведь абсолютный характер носят только всеобщие истины и истины факта, то есть знания о вечном, о том, что было в прошлом, но не знания о настоящем и будущем.

Обновление содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин связано и с тем, что в научный оборот и учебный процесс вовлечены новые пласты русской философской литературы (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.), современной западной философии, новые идеи экономической теории — теория бизнеса, менеджмента, рыночных отношений и др., которые раньше отвергались как антимарксистские, ненаучные.

Потаились новые кафедры и соответственно дисциплины в вузах страны, которых раньше не было: политология, отечественная история, культурология, основы российского права и др.

Изданы новые учебники и учебные пособия по всем основным дисциплинам общегуманйтарного и социально-экономического цикла, причем много учебников вариативных. Это книги, ставшие победителями открытого конкурса „Гуманитарное образование в высшей школе", который проводился Госкомитетом

РФ по высшему образованию и Международным фондом „Культурная инициатива“. Конкурс являлся составной частью программы „Обновление гуманитарного образования в России“, спонсором которой был известный американский предприниматель и общественный деятель венгерского происхождения Джордж Сорос.

Разумеется, обновление содержания учебных курсов — процесс сложный, трудный, длительный и, конечно, еще далеко не завершенный. Одни кафедры более интенсивно ведут эту работу (культурологии, социологии, политологии, экономической теории), другие

медленнее. Есть еще немало преподавателей, которые не освободились от догматизма, схоластики, устаревших стереотипов и штампов. Тем не менее главный перелом произошел — изменился подход к преподаванию общегуманитарных дисциплин, иной стала методология преподавания.

В настоящее время вузовской общественностью признано, что без фундаментальной общегуманитарной мировоззренческой подготовки студентов не может быть профессионально грамотного, полноценного, интеллигентного специалиста. Основными принципами социально-гуманитарной подготовки являются: системность; непрерывность; учет специфики (профиля) обучения студентов.

Системность подготовки — это реализация в учебном процессе через конкретные курсы соответствующих кафедр всех дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла по вышеназванным равноценным направлениям. Совокупный объем часов, выделяемый в вузе на преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, составляет 25 — 30 % от общего объема учебного времени и распределяется относительно равномерно между кафедрами гуманитарных дисциплин. Перераспределение часов между курсами и выделение часов на отдельные направления возможно по согласованию с профилирующими факультетами.

Непрерывность гуманитарной подготовки предполагает изучение общегуманитарных и социально-экономических курсов в течение всего срока обучения на основе принципа сквозного распределения с соблюдением преемственности и с учетом степени сложности. В этих целях в Мордовском университете разработана примерная схема последовательности изучения общегуманитарных и социально-экономических дисциплин по курсам. Она предусматривает относительно равномерное распределение дисциплин по курсам (от первого до пятого), начиная с наиболее доступных и знакомых со школьной скамьи (история Отечества, иностранный язык, физическая культура, культурология), переходя к более сложным в теоретическом отношении (политология, социология, философия и др.) и, наконец, завершая правовыми, философскими

и экономическими проблемами специальности.

Попытки концентрировать изучение этих дисциплин только на первых курсах лишают будущих специалистов возможности более глубоко понять, осмыслить и осознать мировоззренческие и общегуманитарные проблемы и задачи своей специальности, ибо достаточную профессиональную подготовку они получают только к третьему-четвертому курсам.

Из этого следует, что принцип учета специфики (профиля) обучения студентов логически вытекает из предшествующего принципа. Каждая проблема, каждая тема социально-гуманитарной дисциплины должны быть увязана с профессиональной подготовкой, мировоззренческими и социальными проблемами специальности. Вместе с тем нельзя сводить гуманитарную подготовку студентов только к изучению, анализу мировоззренческих аспектов специальности (например, философию как фундаментальный курс — к философским проблемам физики, химии и т. д., а основы российского права, экономическую теорию — к правовым и экономическим проблемам здравоохранения, образования и т. д.). Гуманитарное образование преследует двоякую цель: дать широкую общегуманитарную, общекультурную, социально-экономическую подготовку и помочь осознать мировоззренческие и социальные проблемы и задачи своей профессии.

Наконец, в процессе преподавания естественных и технических дисциплин гуманитаризация заключается в раскрытии связи изучаемой проблемы с интересами развития человека, социальными вопросами; в анализе социальных последствий решения конкретных естественных и технических проблем; в раскрытии того, как эта проблема связана с экологическим равновесием, эстетической средой обитания людей, здоровьем человека и т. д.

В Мордовском университете 10 кафедр преподают 15 дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла: иностранный язык (английский, немецкий, французский), история Отечества, культурология, философия, экономиче-

ская теория, политология, социология, основы права, психология, педагогика, логика, религиоведение, эстетика, этика, физическая культура. Эти кафедры обеспечивают 1 802 часа основных курсов и 324 часа, выделяемых на курсы по выбору (элективные курсы), то есть всего 2 126 часов учебного времени, что составляет примерно 25 — 30 % от общего объема часов, затрачиваемых на подготовку специалиста в вузе.

Кроме основных курсов, которые должны обеспечить фундаментальность теоретической гуманитарной подготовки, читаются спецкурсы и ведутся спецсеминары, призванные углубленно рассматривать те или иные разделы учебного курса с учетом интересов и профиля обучения студентов. В нашем университете разработаны и предлагаются студентам более 106 таких курсов по выбору, по которым имеются соответствующие рабочие программы, библиографические списки и формы отчетности.

Большинство кафедр имеют учебнометодические кабинеты с достаточным фондом научно-методической литературы, где студенты, аспиранты и соискатели могут получить консультации, подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам, написать реферат. Кафедра иностранных языков имеет 6 лингафонных кабинетов.

Многие кафедры проделали огромную работу, подготовив новые учебные пособия, курсы лекций и хрестоматии в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Это книги по культурологии, экономической теории, социологии, основам этики, политологии и др. Кафедра философии издала два учебных пособия: „Отечественная философская мысль XIX — XX вв.“ и „Западная философия в XX веке“

Для повышения эффективности гуманитарной подготовки, в целях приближения гуманитарного образования к профилю обучения студентов университету предстоит разработать и внедрить в учебный процесс три самостоятельные программы целостной системной гуманитарной подготовки специалистов естественно-научного, технического и гуманитарного профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.