Научная статья на тему 'Гуманитаризация образования как неотъемлемая часть формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов'

Гуманитаризация образования как неотъемлемая часть формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИСТА / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КУРСЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина И. В.

В статье рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в процессе подготовки специалистов. Автор с позиции личностно-ориентированного подхода анализирует содержание подготовки будущего экономиста в вузе, выделяет компоненты формирования профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация образования как неотъемлемая часть формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов»

УДК - 370.021

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

И.В. Галкина

В статье рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в процессе подготовки специалистов. Автор с позиции личностно-ориентированного подхода анализирует содержание подготовки будущего экономиста в вузе, выделяет компоненты формирования профессионально значимых качеств.

Ключевые слова: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, интеграция содержания общеобразовательных и профессиональных дисциплин, профессионально значимые качества экономиста, инте-гративные курсы гуманитарных дисциплин.

Реформирование современной системы высшей школы в России и усиление внимания к личностно-ориентированным аспектам сопровождается гуманизацией образовательного процесса.

Гуманизация образования касается не только его организации - управления, обучения, воспитания, но и реализуется во всей системе образования, пронизывая все его сферы - гуманитарную, экономическую, техническую, естественнонаучную и др. Гуманитаризация относится прежде всего к процессу обучения.

Вопросы гуманизации и гуманитаризации образования рассматриваются в трудах ряда ученых. В работах ученых (А.П. Валицкая [1], A.A. Касьян [6] Ю.В. Сенько [8], и др.) гуманитаризация выступает значимой тенденцией развития высшего образования. Необходимо отметить, что она представляет собой не просто механическое "вычитание" естественных и "прибавление" гуманитарных дисциплин.

Как пишет A.A. Касьян, с позиции усиления гуманитарного начала в образовании «... необходимо включить человеческое "измерение", ориентацию на личностное начало обучаемых, т.е. субъективизировать воспитательно-образовательный процесс в вузе» [6]. Для раскрытия содержания этого процесса и специфики усиления гуманитарного начала в системе вузовской подготовки специалистов необходимо уточнить механизм и условия реализации гуманитаризации высшего образова-ния.

Некоторые авторы под гуманитаризацией образования понимают ориентацию на приоритетное развитие творческой, высокоинтеллектуальной и духовно-нравственной личности студента, его прав и свобод посредством конкретной педагогической системы (Н.М. Кулагин, Г.В. Галевский, Н.К. Анохина [3]. По их мнению, она представляет собой средство (пути) реализации гуманистической направленности обучения и воспитания в высшей школе. A.A. Касьян отмечает, что принципиальное значение в этом свете имеет установка «... не на гуманитарное образование, а на гуманитарное содержание образования». При этом автор подчеркивает, что не все содержание гуманитарных наук может способствовать гуманизации образования [6].

К основным направлениям гуманитаризации А.Р. Сковер, A.A. Косовец относят демократизацию образования, обеспечение эффективного изучения нового комплекса знаний о человеке и обществе, разработку комплексной системы основных и прикладных курсов по наиболее значимым гуманитарнымпроблемам [3].

Безусловно, гуманитаризация должна затрагивать содержательный аспект образования. Анализ изучения этой проблемы в педагогических исследованиях показал, что в её реализации возможны два подхода.

Первый подход предусматривает включение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных дисциплин гуманитарного цикла (А.Р. Сковер, A.A. Косовец и др.). Однако, их механическое включение в учебные планы, исключающее их связь с остальной частью образовательного процесса, хотя и соблюдает принцип минимальной достаточности содержания, в конечном счете, не может достичь запланированного результата - активизации индивидуально-личностных особенностей обучаемых.

Сущность второго подхода заключается в интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин путем их содержательного взаимопроникновения (А.П. Валицкая [1], Б.Л. Вульфсон [2],

В. Никитаев [7] и др.). В результате видится возможным эффективное воздействие на формирование профессионально значимых качеств студентов в процессе их вузовской подготовки.

Практика показывает, что дело не во внедрении в учебный процесс новых дисциплин, а в том, чтобы гуманитарные и специальные аспекты вузовской подготовки экономистов были взаимосвязаны. Поэтому представляется целесообразным содержание дисциплин видоизменить так, чтобы в них дидактическая, развивающая и воспитательная функции реализовывались с наибольшей эффективностью. При этом можно рассчитывать на повышение статуса таких общеобразовательных дисциплин, как психология и педагогика, философия, социология, логика, иностранный язык и др. в процессе вузовской подготовки экономиста. Тем более, что их значимость признается всеми профессионалами-экономистами .

Основными компонентами формирования профессионально значимых качеств экономистов выступают следующие:

-выявление совокупности взаимосвязанных профессионально значимых качеств,

-личностная направленность процесса вузовской подготовки экономистов,

-межпредметная интеграция содержания общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Важным компонентом является личностная направленность процесса формирования профессионально значимых качеств. Усиление внимания к личностно-ориентированным аспектам высшего экономического образования обусловливает его преобразование с тем, чтобы результаты вузовской подготовки имели ценность с позиции «человеческого» измерения экономических знаний.

Профессия экономиста относится к разряду «Человек - Человек». Иными словами, характер работы экономиста связан с общением людей, поэтому гуманитарные дисциплины приобретают особую значимость в процессе вузовской подготовки экономистов.

В современной высшей школе преобладает традиционная дискретно-дисциплинарная модель реализации содержания обучения. Однако новые общественно-экономические отношения, а также изменения требований к современному специалисту обусловливают необходимость ее коррекции в связи с целенаправленным формированием целостной системы знаний у обучаемых [8]. Как результат с этим в педагогической теории и практике актуализируется необходимость интеграции для достижения определенной целостности и преодоления формальной разобщенности родственных учебных дисциплин в учебных планах.

В педагогической литературе выделяется два аспекта интеграции: философский и специально-научный. В первом случае связующую функцию выполняет философия, во втором - составные элементы отдельных наук. При этом в качестве интеграторов могут выступать научные теории, общенаучные категории и отдельные понятия.

В.А. Игнатова выделяет два типа уровней интеграции знаний в содержании учебного предмета:

- горизонтальный (связанный с взаимодействием предметных полей в трех пластах: внутри-предметном, внутрицикловом, межцикловом);

- вертикальный (отражает глубину взаимодействия знаний в трех подуровнях: эмпирическом, теоретическом и методологическом) [5].

Интеграция внутри отдельного предмета реализуется главным образом за счет логики построения самого предмета, систематизации явлений, фактов и наблюдений, понятий и их групп, выявления частных законов и закономерностей и т.д. Внутри цикла предметов интеграция реализуется за счет использования обобщенных основополагающих научных идей. Взаимопроникновение содержания разных предметных областей, по мнению В.А. Игнатовой, обусловливает расширение объема понятий, углубляет их содержание, расширяет поле деятельности законов и закономерностей, изучаемых в одной науке, за счет переноса их в другие области познания. Это способствует формированию единой научной картины мира.

В рамках сочетания фундаментального и профессионального аспектов образования наибольший интерес представляет междисциплинарная интеграция. Цель ее - преодоление в вузов -ском образовании «разрывности мышления», иными словами, выпускники должны не только владеть понятиями, знанием законов и других положений изученных гуманитарных дисциплин, но и уметь осознанно, грамотно и аргументированно востребовать и использовать эти знания как ориен -тиры для обоснования и выполнения экономических действий. Для этого при реализации междисциплинарной интеграции предлагается привнести элементы содержания одних дисциплин в другие для решения познавательных и профессиональных задач.

Иногда бывает очень трудно увидеть связь изучаемых гуманитарных дисциплин со спецификой экономической деятельности. Это снижает интерес студентов к изучению таких дисциплин и ставит их в ряд "ненужных", по мнению студентов, предметов, которые не способствуют повышению профессионализма.

Таким образом, необходимо учитывать интеграционные процессы, связанные с привнесением общеобразовательного элемента в специальные экономические дисциплины. Под этим подразумевается включение гуманитарных аспектов, связанных с философским, социологическим, педагогическим и другими знаниями, в содержание экономических дисциплин. С другой стороны, интеграция гуманитарного и профессионального компонентов в экономическом вузе должна включать в себя проникновение специальной тематики в содержание гуманитарных дисциплин. Все это, в свою очередь, требует выделение части учебного времени на этих дисциплинах для активизации гумани -тарного или, наоборот, экономического аспектов.

Примером интеграции специального и гуманитарного компонентов может выступить иностранный язык. Основной целью курса является усвоение студентами необходимых знаний и фор -мирование умений и навыков практического использования языка в рамках будущей профессии. В связи с этим тематика изучаемого материала подразделяется на бытовую и специализированную (коммерческую, финансовую и др.).

В последней отражены темы, изучаемые на профессиональных дисциплинах: ведение деловых переговоров, реклама, маркетинг, менеджмент, банковское дело, финансы и денежная система и т.д. Специализированная экономическая тематика, связанная с экономикой, занимает важное место в общем объеме курса. Помимо этого, курс иностранного языка, изучаемый студентами, способствует расширению общего кругозора, знакомя их с реалиями, культурой и обычаями различных стран. Для достижения этого на занятиях создаются условия для усвоения не только языкового материала, но и среды, способствующей закреплению знаний, применению профессиональных навыков. Необходимо также разрабатывать темы, содержание которых носит интегрированный характер и направлено на формирование профессионально значимых качеств (креативности, ассоциативности, самостоятельности и др., а также коммуникативных навыков у студентов).

Большие возможности интеграции специального и гуманитарного компонентов заложены в курсе философии. Представляется целесообразным и эффективным для студентов экономических специальностей в учебном курсе проанализировать экономические воззрения философов Дж. Локка, Г. Гегеля, Ф. Бэкона и др. Представляется важным при анализе проблем бытия проследить связь с экономическими системами, экономическими противоречиями, которые являются важным компонентом экономической деятельности. Практически в каждой изучаемой теме возможно и необходи-мо выделить ее экономическую составляющую. Так практика показывает, что изучение тем интегра-тивного характера таких, как «Информационное общество и экономика», «Общественные блага», «Диалектика экономических явлений», «Экономические системы и их самоорганизация», «Экономические противоречия» и др. служит преодолению разрыва между содержанием курсов философии и специальных экономических дисциплин. [4]

На семинарских занятиях по философии студенты учатся видеть взаимосвязи между экономическими и философскими знаниями. В ходе занятий активизируется формирование таких профессионально значимых навыков, как анализа явлений окружающего мира, критического подхода к их оценке, а также способность и умение выделять общее и особенное, и др. Для реализации интеграции содержания философии и специальных дисциплин на занятиях по философии необходимо использовать разнообразные активные методы обучения (лекция-дискуссия, организационно-деятельностные и ролевые игры и др.).

Особую роль в этом интегративном процессе могут сыграть спецкурс по изучению экономи-ческой методологии, способствующий более глубокому пониманию студентами экономических ка-тегорий, законов и процессов, а также формированию экономического мышления. Изучение теории общественно-экономической формации в рамках спецкурса должно включать изучение взглядов Н. Бердяева, Г. Спенсера, Д. Монтескье, А. Тойнби и др.

Значительный интерес представляет социология как отрасль знаний, наиболее полно участвующая в формировании профессионально значимых качеств и экономического мышления. В тематике курса заложен значительный потенциал теоретической содержательности и практической по -лезности. Изучение истории социологии, социальных институтов, социальной стратификации, экономических причин расслоения общества и др. при методически грамотном обеспечении учебного процесса, безусловно, сыграют свою роль в формировании профессионально значимых качеств экономиста. В этой связи, как считает Жиронкина О.В. [4], необходимо отдельные темы такие, как

"Процесс социального исследования", "Институт социального исследования", "Использование социальной информации", "Проблемы выборки", "Методы сбора данных" изучать более расширенно, чем историко-теоретические положения курса, так как они напрямую связаны с экономическими исследованиями в области маркетинга, менеджмента, финансов.

Повышению эффективности интеграции содержания социологии и специальных экономических дисциплин может служить изучение вопросов «Собственность и социальное расслоение», «Экономические реформы и доходы в обществе», «Экономические категории населения». Кроме того, темы «Институт социологического исследования», «Социальная информация», целесообразно связать со спецификой маркетинга и рассмотреть методы социологических исследований, изучить методику сбора маркетинговых данных и социологических опросов и др. [4].

Для формирования профессионально значимых качеств экономиста большое значение имеет также экономическая составляющая курса «История России», которая знакомит студентов с историей зарождения и становления российской экономики, показывает ее самобытность, пути интеграции в мировую экономику на различных этапах развития страны. Переосмысление содержания учебного курса с учетом специфики подготовки будущих экономистов позволит студентам увидеть историю страны профессиональным взглядом, с точки зрения развития, объективности и эффективности происходивших социально-экономических процессов, а преподавателям выработать у будущих экономистов навыки анализа исторических и экономических процессов, проанализировать вместе со студентами объективные причины, их порождающие, и, что не менее важно, сформировать у студентов чувство личной сопричастности.

Формирование профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля в высшей школе тесно связано с процессами гуманизации и гуманитаризации образования. Эффективность этого процесса во многом определяется объемом и качеством преподавания гуманитарных дисциплин, которые по своему содержанию потенциально способны решать задачи формирования профессионально важных качеств будущих экономистов, установлением межпредметных связей гуманитарных дисциплин с другими учебными курсами, прежде всего, специальной профессиональной подготовки. Разработка новых интегративных курсов гуманитарных дисциплин, учитывающих специфику подготовки специалистов, позволит развить личностно-ориентированный подход к обучению студентов и повысить качество их профессиональной подготовки.

In this article the aspect of humanization and liberalization of the education in the process of future specialists' training are considered. The author analyses the form and the content of the training of the future economists in the institute of higher education, singles out the components of the formation of the professionally important traits from the position of the personally oriented approach.

The key words: HuMANIZATION AND LIBERALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS, INTEGRATION OF EDUCATIONAL PROCESS, INTEGRATION OF THE CONTENT OF GENERAL AND PROFESSIONAL DISCIPLINES, PROFESSIONALLY IMPORTANT TRAITS OF THE ECONOMIST, INTEGRATED COURSES OF LIBERAL DISCIPLINES.

Список литературы:

1. ВалицкаяА.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. №2.

2. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. 1999. №2.

3. Гуманитарная среда вуза: ее сущность, функции и факторы //Материалы всероссийской научно-методической конференции / Редкол.: Н.М. Кулагин, Г.В. Галевский, Л.Б. Подгорных, А.Р. Сковер и др. Новокузнецк, 1999.

4. Жиронкина О.В. Формирование профессионально-значимых качеств будущих экономи-стов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Дисс.. канд. пед. наук. Кемерово, 2003.

5. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 1999.

6. Касьян A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Вестник высшей школы. 1999. №2.

7. Никитаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности (к постановке проблемы) // Высшее образование в России. 1996. №2.

8. Сенъко Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999. №6.

9. Семин Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.