ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ГУМАНИТАРИИ VS ТЕХНАРИ: ВСЕ НЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО
Педагоги и психологи считают, что тяга к точным наукам проявляется у школьников в возрасте от 10 до 13 лет. Что отличает мальчиков и девочек с аналитическим складом ума от сверстников-гуманитариев и как родителям помочь ребенку преуспеть в своих увлечениях - читайте в нашей рубрике.
Мы беседуем с доктором педагогических наук, профессором кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена Андреем Геннадьевичем Грецовым.
- Мы часто слышим «Я гуманитарий» или «Мне лучше даются технические науки». Откуда берутся эти «диагнозы»? Правильно ли вообще делить людей на технарей и гуманитариев?
- Начнем с того, что ни в психологии, ни в педагогике нет таких понятий. Это сугубо разговорные, бытовые термины. Они неконкретны, в эти слова может вкладываться совершенно разный смысл.
Вот «технарь» - это кто? Тот, кто любит технику, интересуется ей? Тот, кто хорошо умеет мастерить что-то своими руками? Успевает по математике и физике лучше, чем по истории и литературе? Планирует получить связанную с техникой профессию?
Все это совершенно разные проявления «техничности», и отнюдь не факт, что они совпадут в одном человеке. Моя знакомая окончила с красным дипломом престижный технический вуз, успешно работала в строительной отрасли, однако не могла починить обычную электрическую розетку. Да и вообще слабо представляла, как розетка устроена.
К тому же далеко не все виды деятельности можно четко отнести к гуманитарным или техническим. Вот врач - кто он?..
Иногда слово «гуманитарий» используется как ярлык, чтобы оправдать неудачи в изучении естественных и технических дисциплин. В самом деле, комфортнее считать себя человеком гуманитарного склада ума, чем признать, что испытываешь сложности с математикой или физикой по банальной причине невысокого интеллекта. Впрочем, «технари» тоже пользуются таким приемом - например,
чтобы оправдать косноязычие или низкую грамотность.
Тем не менее, за этими терминами все же стоят некоторые индивидуально-психологические особенности.
Так, у тех, кого мы называем технарями, обычно невербальный интеллект (оперирование математическими символами, схемами, пространственными отношениями и другим неязыковым материалом) развит выше вербального. Это в основном люди с аналитическим складом ума, а не синтетики или интуитивисты. Часто они имеют хорошо развитую мелкую моторику, могут и любят мастерить руками. Впрочем, есть и яркие исключения.
Однако самые заметные различия между гуманитариями и технарями кроются, пожалуй, не в интеллектуальных способностях, а в интересах и увлечениях.
- Есть мнение, что технические науки парням даются проще, а девушкам лучше выбрать для себя гуманитарные...
- Некоторые различия в мышлении, конечно, существуют, неслучайно в технических областях работает больше мужчин, чем в гуманитарной сфере. То же и в образовании. Представьте студенческую группу на филологическом факультете и, к примеру, на факультете физики: как думаете, где будет больше девчонок, а где - парней?..
Другой вопрос, что такие различия связаны в основном со сложившимися в обществе традициями, со стереотипами о «мужских» и «женских» занятиях, а не с фундаментальными различиями в способностях. Так, до недавнего времени женщина за рулем автомобиля воспринималась как диковинка, хотя нет ровным счетом никаких предпосылок для того, чтобы мужчины лучше справлялись с вождением.
Единственное, в чем среднестатистический мужчина объективно превосходит женщину - это в физической силе и, отчасти, в выносливости и быстроте (если такое утверждение кажется вам дискриминацией - обратитесь к объективным показателям
в спортивных результатах). Но профессий, где именно эти качества выходят на первое место, сегодня не так уж много.
С психологическими различиями между полами ситуация гораздо тоньше и менее однозначна. Большинство современных профессий, причем как в гуманитарных, так и в технических областях, могут одинаково успешно осваивать как мужчины, так и женщины. Поэтому выбирайте род занятий руководствуясь личными предпочтениями, а не на основе половой принадлежности.
- Если, например, с математикой в школе «все было плохо», значит ли это, что человек потерян для мира чисел?
- Нужно понять причину, почему в школе с математикой плохо. Не хватает соответствующих способностей или низкий невербальный интеллект? Тогда, пожалуй, вряд ли стоит выбирать математику основным родом занятий. Хотя не во многих профессиях она используется «в чистом виде». Минимум, достаточный для большинства видов труда даже в технических областях (и тем более для бытовых нужд), такой человек освоить в состоянии, просто ему потребуется несколько больше времени и усилий, чем более одаренному сверстнику. (Конечно, речь не о крайнем варианте, когда снижение интеллекта уже лежит в области психиатрии, но в развитии таких детей есть куда более актуальные проблемы, чем попытки научить их математике).
Однако истоки проблемы могут лежать отнюдь не в недостатке способностей. Возможно, не сложились отношения с учителем, не хватает самоорганизованности, есть более значимые жизненные приоритеты, не сформировался интерес к предмету. Такие варианты - не о наследственности, а о проблеме образования: математика вряд ли заинтересует просто внешним видом формул. Для того чтобы увлечься математикой, сначала ее нужно хоть немного понять.
Наконец, человек может быть математически одаренным, но мыслить столь оригинально, что просто не вписывается в
стандартную школьную программу (хрестоматийный пример - Альберт Эйнштейн).
- Можно ли в раннем детстве определить, в какой сфере ребенок сможет себя реализовать?
- Скорее, от рождения закладываются задатки - базовые предпосылки, которые в дальнейшем позволят стать успешными в той или иной деятельности. В первую очередь они связаны с особенностями работы центральной нервной системы.
Способности - более сложная психологическая структура, поэтому говорить об их проявлении можно позднее, когда ребенок начинает приобщаться к различным видам деятельности, хотя бы в игровой форме. Однако сами по себе они успех не гарантируют, а просто говорят о том, что ребенок сможет освоить навык с меньшими, чем сверстники, трудозатратами, плюс имеет
Справочно:
Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 годы Десятилетием науки и технологий, соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
"Учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы Десятилетием науки и технологий", — отмечается в документе.
По словам главы государства, такой шаг преследует следующие цели:
► привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
► помощь в вовлечении ученых и разработчиков в решении важнейших задач развития общества и страны;
► повышение доступности о достижениях и перспективах российской науки.
шансы достигнуть выдающихся результатов в определенной сфере.
С раннего детства затруднительно определить, в какой сфере у ребенка высокий потенциал. С некоторой долей условности об этом можно судить по общим темпам психического развития в сравнении с возрастной нормой. Но это говорит лишь о том, что у ребенка, скорее всего, хороший интеллектуальный потенциал, без «привязки» к какому-то конкретному виду деятельности.
Общая тенденция такова: чем более узкоспециализированными являются способности, тем раньше они проявляются. Если речь идет о спорте или вокальном искусстве, зачастую об этом можно судить уже в 3-4 года. Способности же к научной работе, техническому творчеству, литературе и т.п. устойчиво проявляются только к подростковому возрасту, а то и позже.
Детские увлечения в плане выявления способностей - показатель не очень надежный, они часто возникают под влиянием случайных факторов и быстро меняются. Но в большинстве случаев нет необходимости с раннего возраста глубоко погружать ребенка в подготовку к конкретному виду деятельности. В более выигрышном положении оказывается ребенок, о чьем развитии заботятся не «вглубь», а «вширь», давая ему возможность попробовать себя в разных сферах.
Большинство видов деятельности (как в технической сфере, так и в гуманитарной) не требуют от человека особой одаренности, большинство людей может их освоить на приемлемом уровне. Помните о так называемом «правиле 90»? 90% людей может научиться выполнять 90% необходимых в обществе видов работ. Было бы желание.
Когда мы говорим об отборе в профессию, то чаще подразумеваем не столько выявление способностей, сколько исключение явных противопоказаний. Ярко выраженные способности нужны лишь в немногих сферах деятельности: например, в
спорте высших достижений и некоторых видах искусства.
- А что влияет на способности ребенка?
- Если мы говорим об интеллектуальных способностях, то ответ банален: факторы наследственности и среды влияют на них в соотношении примерно 50 на 50 (вербальный - чуть сильнее зависит от среды). Но на практике отделить одно от другого сложно.
Тот факт, что дети умных родителей, в среднем, получаются умнее, еще не обязательно свидетельствует о том, что дело в генетике. Ведь образованные родители обычно уделяют больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, ведут с ним беседы на умные темы, стремятся с первых лет жизни давать ему качественное образование. Немаловажно, что такие родители в целом ведут себя адекватнее, способны проявлять гибкость в вопросах воспитания, своим примером показывают ребенку способы конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
Результаты, которых ребенок достигает в психологическом развитии, можно представить, скорее, не как сумму влияния наследственности и среды, а как их произведение. Если что-то одно стремится к нулю, то соответствующим будет и результат. Ребенок по своим задаткам может быть гениальным скрипачом, но это не даст ровным счетом никаких преимуществ, если ему никогда не попадет в руки скрипка.
- Есть ли будущее у гуманитариев?
- Полагаете, гуманитариям предначертано вымирание? На мой взгляд, это напоминает какую-то антиутопию. Например, прочитайте рассказ писателя-фантаста Аль-
фреда Бестера «Феномен исчезновения». Технократичное и военизированное общество будущего, в котором каждый является «закаленным и отточенным орудием для своего дела», и щелчком селектора можно вызвать эксперта по любому вопросу. И вот, в том обществе потребовался поэт... А поэта среди миллионов «экспертов», увы, не оказалось...
Вспомните знаменитых людей, которые внесли большой вклад в науку или культуру - фамилии, которые первыми придут в голову. Сколько среди них окажется гуманитариев? Думаю, не меньше половины. Так с чего мы думаем, что в будущем ситуация сложится как-то иначе? Да, специалистов-гуманитариев обществу требуется меньше, чем специалистов в технических областях. На рынке труда гуманитарных вакансий не так много. Но это не значит, что они окажутся не у дел. Тем более если речь идет об одаренных людях, способных совершить прорыв в искусстве и культуре.
Есть еще один важный нюанс. Наука и технологии развиваются по более-менее объективным закономерностям. Большинство технических открытий и изобретений подготовлено внутренней логикой развития соответствующей области знания, а не возникает спонтанно в чьей-то гениальной голове. Роль первопроходца здесь не столь велика: не совершит «созревшее» открытие один -это вскоре сделает кто-то другой. Не думаю, что без Менделеева человечество осталось бы без периодического закона, а без Форда не было бы современной автопромышленности. А вот для достижений в культуре и искусстве незаменима личность творца: без его индивидуальности произведение не появится. Без Пушкина, Чайковского или Репина не было бы и их творений.