Научная статья на тему 'Гуманистический потенциал социально-культурной деятельности в реализации принципов интеллектуально-творческого развития младших школьников'

Гуманистический потенциал социально-культурной деятельности в реализации принципов интеллектуально-творческого развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / THE HUMANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Илона Владимировна

Вступление России на путь модернизации в экономической, политической, образовательной, культурной и других областях общественной жизнедеятельности и анализ сложившейся современной социокультурной среды позволяют заключить, что в настоящее время актуальной становится проблема интеллектуально-творческого развития подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic potential social and culture activity in implementing the principles intellectual and creative development of elementary school children

Russia’s accession to the path of modernization in the economic, political, educational, cultural and other spheres of public life, and contemporary social and cultural analysis of the current environment, allows us to conclude that the current urgent problem of intellectual and creative development of elementary school students.

Текст научной работы на тему «Гуманистический потенциал социально-культурной деятельности в реализации принципов интеллектуально-творческого развития младших школьников»

УДК 374.71-053.2

И. В. Швецова Гуманистический потенциал социально-культурной деятельности в реализации принципов интеллектуально-творческого развития младших школьников

Вступление России на путь модернизации в экономической, политической, образовательной, культурной и других областях общественной жизнедеятельности и анализ сложившейся современной социокультурной среды позволяют заключить, что в настоящее время актуальной становится проблема интеллектуально-творческого развития подрастающего поколения.

Ключевые слова: гуманизация педагогического процесса, социально-культурная деятельность, развитие интеллектуально-творческих способностей, педагогическое общение

Ilona V. Shvetsova

Humanistic potential social and culture activity in implementing the principles intellectual and creative development of elementary school children

Russia's accession to the path of modernization in the economic, political, educational, cultural and other spheres of public life, and contemporary social and cultural analysis of the current environment, allows us to conclude that the current urgent problem of intellectual and creative development of elementary school students.

Keywords: the humanization of the pedagogical process, social and cultural activities, the development of intellectual and creative abilities, pedagogical communication

Современная Россия предъявляет к каждому члену общества новые требования, ставит задачи, от решения которых будет зависеть будущее страны. В условиях информационного общества воспитание интеллектуально-творческой личности должно быть, прежде всего, воспитанием творческой инициативы, самостоятельности, креативности, умения принимать решения и действовать, социальной ответственности, освоения культурного опыта, накопленного человечеством.

Решение вышеперечисленных задач в полной мере возможно реализовать в условиях досуга, в которых социально-культурная деятельность выступает важнейшим компонентом установления новых социальных связей и вовлечения индивида в мир культуры.

Анализ современной социокультурной ситуации показал, что в обществе сложилось устойчивое мнение о том, что социально-культурная деятельность заключается в устройстве быта, проведении шефских мероприятий и т. п. А между тем, согласно определению М. А. Ари-арского, социально-культурная деятельность -это нравственное, мотивированное, общественно значимое взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, среди которых главной ценностью выступает человек, его духовный мир, гражданская позиция, нравственные качества. Сверхзадача социально-культурной

деятельности заключается в формировании гармонично развитой личности посредством совокупности приемов и способов, с помощью которых будет достигнута поставленная цель1.

Гуманистическая направленность социально-культурной деятельности проявляется как важнейшая закономерность, которая выражается в признании человека как высшей ценности мира. По отношению к личности - это право на счастье, свободу, проявление способностей и дарований. Критерием оценки социальнокультурной деятельности и утверждаемых ею общественных отношений, по М. А. Ариарскому, выступает уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии2.

М. А. Ариарский в своей работе «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления» утверждает мысль о том, что «важнейшей особенностью социальнокультурной деятельности является то, что все ее содержание строится на изучении, учете, удовлетворении и последовательном возвышении духовных интересов и потребностей людей. Вне этого, равно как и вне гуманистической направленности и креативно-инициативных начал, социально-культурная деятельность функционировать не может <...> первоосновой выступает единство трех закономерностей: гуманизм, креативность, интерес»3.

Методология социально-культурной деятельности строится на восприятии человека как

высшей ценности общества. В связи с этим нам представляется целесообразным обратиться к понятию гуманизации воспитания и к развитию гуманистической педагогики.

В свете происходящих перемен в российском обществе гуманизация педагогического процесса воспитания становится неотъемлемой частью как общего, так и дополнительного образования, которое предлагает единство общекультурного, социального, духовно-нравственного, интеллектуально-творческого и профессионального развития личности.

Среди отечественных педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, были К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. Благодаря их усилиям российская педагогическая система начала постепенно отказываться от авторитарных методов воспитания и сделала значительные уступки в пользу воспитанников.

Среди зарубежных приверженцев гуманистической педагогики можно выделить М. Мон-тессори, С. Френе, Р. Штайнера. Созданные ими направления широко применяются в современной педагогической практике.

Так, например, педагогика М. Монтессори строится на идеях свободного природосообразного воспитания, отправной точкой которого является активность самого ребенка. Доминирующее значение приобретают методы практического действия с дидактическими материалами различного направления.

С именем Р. Штайнера связана вальфдор-ская педагогика, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей развития воспитанника, которые включают мышление, характер, память, волю и др. Приоритет отдается методам и формам индивидуального воспитания.

Педагогическая концепция С. Френе опирается на знание возрастной психологии, способностей и наклонностей детей; целенаправленном стимулировании их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезном труде на всех этапах обучения; воспитании в духе высоких духовно-нравственных и гражданских идеалов.

Критерием гуманизации воспитательного процесса выступает реализация принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем воспитанников; формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Концептуальной основой гуманизации образовательного процесса на современном этапе выступает «возвращение» к личности. Педаго-

ги и учащиеся становятся субъектами развития своей творческой индивидуальности. Педагогика сотрудничества выступает как основной принцип взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса.

По мнению Е. Н. Шиянова, гуманизация образования может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический феномен, отражающий общественные тенденции в построении и функционировании системы воспитания в современном мире.

М. Н. Берулава считает, что гуманизация образования во многом связана с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира в настоящее время становится человек. В этой связи, гуманистический подход в образовании нельзя свети к каким-то конкретным технологиям или методам обучения, это, прежде всего, ценностная ориентация, в основе которой - перестройка личностных установок педагога и учащегося.

По мнению А. Ф. Щипотина, гуманизация образования подразумевает оптимизацию взаимодействия личности и социума, которая направлена на обеспечение их эффективного развития.

Таким образом, гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает внедрение в педагогическую практику индивидуального и дифференцированного подходов, которые позволят создать атмосферу комфорта и психологической безопасности.

Определяя социально-культурную деятельность с позиций формирования личности как субъекта культуры, нельзя не отметить ее гуманистический характер, который выражен в уважении личности, ее индивидуальности, свободе выражения взглядов и жизненной позиции, причастности к принципам справедливости, демократии, толерантности, использования культурного, научного и образовательного потенциала.

Ведущей функцией социально-культурной деятельности является человекотворческая, направленная на формирование и развитие сущностных сил человека, его способностей и дарований4.

Обращаясь к гуманистическому потенциалу социально-культурной деятельности в реализации интеллектуально-творческого развития младших школьников, ее гуманистическая направленность приобретает в наши дни особую значимость, так как в ее основе заложена инициатива, самодеятельность, творчество5.

В русле происходящих перемен в системе как общего, так и дополнительного образования, принцип гуманизма предполагает после-

довательное опосредованное педагогическое влияние на процесс освоения учащимися социально-культурного пространства, в котором личность выступает как субъект собственного развития и самостоятельно вырабатывает стратегию своего взаимодействия с коллективом на основе субъект-субъектных отношений в атмосфере сотрудничества и толерантности. Реализация данного принципа оказывает положительное влияние на становление личности младших школьников в целом, включая аспект их интеллектуально-творческого развития.

Современная теория социально-культурной деятельности, следуя гуманистическому направлению, стремится рассматривать процесс воспитательного воздействия среды комплексно, обращаясь к материалам различных наук о человеке и культуре, транслируя особое ценностносмысловое содержание, которое проявляется в высокой духовно-нравственной направленности, гуманистичности, креативности, социальной открытости, равенстве, педагогичности. В этом случае социально-культурная деятельность выступает как условие развития личности в ее наилучших способностях и дарованиях и, следовательно, развития общества как системы одухотворенных взаимодействий людей6.

Учитывая тот факт, что интеллектуальнотворческое развитие младших школьников -это сложный и многогранный процесс, затрагивающий различные аспекты формирования личности, в том числе, и психические новообразования, нам представляется целесообразным обратиться к практике социальной педагогической психологии, предметная область которой определяется как продуктивное взаимодействие в связке учащийся - коллектив -педагог - семья - общество. Данная система включает целенаправленное педагогическое общение, под воздействием которого формируются основные социально-культурные представления, а также служит источником индивидуализации личности, так как социально-культурный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, учитывая требования общества7.

Педагогическое общение в контексте социальной педагогической психологии выступает как фундаментальная категория, отражающая сложившиеся необходимые устойчивые социокультурные связи и отношения, и носит спонтанный, неформальный характер. Педагогу отводится роль старшего и опытного товарища, способного приобщить воспитанников к ценностям культуры, заинтересовать и увлечь их в реализации творческого замысла или проекта. В связи с этим можно констатировать тот факт,

что данное положение перекликается с гуманистическими принципами социально-культурной деятельности: принцип добровольности и общедоступности; развития инициативы и самодеятельности; комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества; преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры8.

Успешная реализация вышеперечисленных принципов во многом будет зависеть от выбора технологий социально-культурной деятельности: рекреативных, коммуникационных, технологии организации досуга детей и подростков, семейного и молодежного досуга и др. Сегодня большую популярность в сфере СКД приобретают интерактивные педагогические технологии, применение которых предусматривает интерактивную модель учебно-воспитательного процесса, развитие интеллектуальной сферы и творческого мышления, стимулирование познавательной активности в новых современных условиях социально-культурной среды. Интерактивные педагогические технологии включают применение активных методов обучения, стимулирующих умственную деятельность и способствующих раскрытию творческого потенциала педагога и ученика.

Социально-культурная деятельность носит свободный характер, в основе которого лежит инициатива, активная позиция человека, проявляющаяся во всех сферах его жизнедеятельности и по своей сути обладающая универсальным набором форм, методов и средств, которые можно эффективно применять на практике в целях интеллектуально-творческого развития.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, специфику их жизнедеятельности, отбора социокультурных методик, которые на практике позволили бы эффективно развивать интеллектуально-творческие способности учащихся средствами музыкально-театральной деятельности, автором была разработана и в настоящее время апробируется программа «Волшебная сила красоты», основным компонентом которой является интеллектуальнотворческое развитие детей младшего школьного возраста в условиях музыкально-театральной студии. Используемая нами модель студии позволяет на практике реализовывать творческие проекты, стимулировать познавательную активность, обеспечивать преемственность в передаче социально-культурного опыта старшими учащимися младшим, совершенствовать навыки продуктивного взаимодействия как в межличностных, так и групповых контактах. При создании данной программы нами был обобщен опыт как отечественной, так и зарубежной музыкаль-

но педагогики, а также личный педагогический опыт автора.

Цель авторской программы - развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников средствами музыки в условиях досуга, на основе комплексного использования средств, методов и форм социально-культурной деятельности.

Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач:

1. Реализация комплексного подхода к развитию интеллектуально-творческих способностей младших школьников;

2. Педагогическое сопровождение и индивидуальная помощь каждому воспитаннику;

3. Оптимизация психолого-педагогических возможностей в создании условий для обеспечения целостности и непрерывности процесса интеллектуально-творческого развития учащихся.

Программа включает в себя следующие направления: развитие интеллектуально-творческих способностей; музыкальное воспитание; педагогическое сопровождение. Соответственно каждое направление имеет свои задачи.

Реализация программы рассчитана на три года, осуществляется во внеурочное время в условиях музыкально-театральной студии. Различные формы индивидуальной, групповой и коллективной работы позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Совокупность действий и средств воздействия включает целый комплекс психо-лого-педагогических мероприятий, направленных на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, а также разработку и совершенствование процесса формирования социально значимых качеств личности.

Предложенные нами методы информационно-просветительной работы, программного просвещения, игровых методик, тренингов, методов стимулирования и методов психологической диагностики позволили за короткий период выявить и обозначить круг задач, связанных не только с проблемой интеллектуально-творческого развития, но и с адаптацией детей к экстремальной ситуации публичного выступления, усвоением социально-культурного опыта.

Использование программы позволило нам систематически и целенаправленно воздействовать на развитие интеллектуально-творческой сферы детей 6-9 лет.

Осуществление программы основывалось на следующих принципах:

- природосообразности. Во главу угла ставятся природные способности, возможности и заложенный интеллектуально-творческий потенциал учащихся. Педагог руководствуется не

только факторами естественного, природного развития воспитанника на определенных этапах, но и организовывает педагогический процесс с учетом изменения условий, в которых он живет;

- понимания. Учитывая, тот факт, что сфера досуговой деятельности строго не регламентирована по времени, педагог не «идет дальше» до тех пор, пока воспитанники не поняли и не довели полученный материал до уровня осознания его содержания;

- преемственности. Передача социальнокультурного опыта старшими учащимися младшим. Многие из учащихся, которые перешли в старшие классы, продолжают ходить на занятия в музыкально-театральную студию, предлагая новые интересные проекты, привлекая к участию в них вновь поступивших первоклассников. Таким образом, в работе над новым творческим продуктом, могут принять участие все желающие;

- взаимоподдержки. В основе этого принципа лежит доброжелательное отношение друг к другу, взаимовыручка и взаимопонимание, что особенно важно, когда участники студии готовят отчетные концерты, презентацию нового проекта, проведение школьного фестиваля и т. п. Здесь каждый из участников должен понимать и ясно осознавать свою роль. Как правило, более опытные «артисты» помогают новичкам справиться со сценическим волнением, преодолеть страх публичного выступления и «погрузиться» в атмосферу творчества;

- безусловного принятия личности учащегося. Каждый воспитанник имеет свой внутренний мир, свои страхи, комплексы, психологические особенности, растет и воспитывается в определенной среде. Поэтому педагог должен учитывать наличие этих и других факторов в процессе совместной деятельности. Предметом педагогической поддержки становится определение интересов каждого учащегося, постановка и реализация целей, преодоление проблем, мешающих достигать положительных результатов в обучении, общении, самовоспитании, самовыражении;

- доступности. Включение воспитанников в разнообразные виды интеллектуально-творческой деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Применяемые педагогом методы организации различных видов музыкальной деятельности и репертуар должны быть адекватны уровню подготовки учащихся. Постепенное нарастание трудностей в решении различных творческих задач и приучение к их преодолеванию положительно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.

На наш взгляд, данные принципы отвечают современным требованиям гуманизации учебно-воспитательного процесса и организации психолого-педагогических условий, создающих комфортную творческую атмосферу для появления новых идей и предусматривающих эффективность осуществления интеллектуально-творческого развития младших школьников в часы досуга.

Этапы реализации программы:

I этап - диагностика уровня интеллектуально-творческого развития младших школьников;

II этап - развитие музыкального вкуса, накопление опыта музыкальных впечатлений;

III этап - развитие навыков сценического поведения;

IV этап - развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности, самовыражению.

Программа «Волшебная сила красоты» для младших школьников была разработана с учетом того, что каждый воспитанник - это неповторимая индивидуальность с только ей присущими психическими и физическими особенностями, а это требует от педагога всестороннего изучения этих особенностей и творческого, нестандартного подхода к методам их развития.

В процессе занятий применяются наглядно-зрительный, слуховой и репродуктивный методы. Используемые методики способствуют развитию интеллектуально-творческих, музыкальных и общих способностей; совершенствованию коммуникативных навыков; формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству; помогают воспитанникам поверить в свои творческие силы.

Как показала практика, в результате занятий у младших школьников проявляется живой интерес к музыке, появляется потребность к музицированию как индивидуально, так и в ансамбле, развивается способность к импровизации, желание представить на суд публики свое собственное сочинение.

В качестве подведения итогов в течение

года нами используются следующие формы публичных выступлений: проведение открытых занятий для родителей, участие в общешкольных утренниках и праздниках, участие в различных фестивалях и конкурсах.

Таким образом, заложенный гуманистический потенциал социально-культурной деятельности позволяет на практике компенсировать недостатки образовательного процесса, помогает воспитанникам осмыслить, закрепить и применить полученные знания.

Исходя из выше сказанного, социальнокультурная деятельность обладает неограниченными возможностями реализации принципов интеллектуально-творческого развития младших школьников в условиях досуга и способна обеспечить непрерывное обновление содержания, форм, методов и средств вовлечения младших школьников в мир культуры, освоения ними новых социальных ролей; возможностями разработки и активного внедрения в практическую деятельность инновационных организационно-педагогических моделей, адекватных проблемам и потребностям культурного развития общества.

Примечания

1 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. С. 250.

2 Там же. С. 213.

3 Там же. С. 88.

4 Там же. С. 709.

5 Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. СПб.: Концерт, 2012. Т. 2: Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. С. 62.

6 Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социальнокультурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 195: Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России. С. 44.

7 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. С. 55.

8 Ариарский М. А. Указ. соч. С. 763.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.